Главная страница

реферат. Мир Островского на сцене и на экране


Скачать 44.73 Kb.
НазваниеМир Островского на сцене и на экране
Анкорреферат
Дата04.12.2022
Размер44.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаreferat_po_literature.docx
ТипРеферат
#826675

Колледж федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный социальный университет».
РЕФЕРАТ

на тему: «Мир Островского на сцене и на экране»

Выполнил: студент группы № ПНК-2019

Вялова Дарья Денисовна

Проверил: Суржикова Любовь Фёдоровна
Москва

2019 г.

Оглавление




Введение 3

1.Биография 4

2.Вся жизнь – театру 6

3.Драматургия вне времени 15

Заключение 20

Список литературы 22


Введение



Островский Александр Николаевич (1823—1886) – известный русский писатель и один из самых замечательных русских талантливых драматургов, изменивший театр. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.

Островский с детства знал греческий, немецкий и французский языки, а в более позднем возрасте выучил еще и английский, испанский и итальянский. Всю жизнь он переводил пьесы на разные языки, таким образом, повышал свое мастерство и знания.

Творческий путь писателя охватывает 40 лет успешной работы над литературными и драматическими произведениями. Его деятельность оказала влияние на целую эпоху театра в России. За свои труды писатель был награжден Уваровской премией в 1863 году.

Островский является основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков.

Его истории третий век не сходят со сцены и экрана. Написав более 50 пьес, он стал не только самым плодовитым российским драматургом, но и человеком, коренным образом изменившим театр. Именно его идеи, позже развитые А.П. Чеховым и К.С. Станиславским, и создали то драматическое искусство, которое знаем мы сегодня.
  1. Биография



Родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 г. Затем поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Однако по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд, а затем (1845 г.) перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда.

Адвокатская практика отца и служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтёмся», а Островский стал сотрудником журнала В 1851 г. он ушёл со службы, чтобы посвятить себя литературному творчеству. Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1878 г., и многие другие).

С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х. Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.

В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Костромской губернии.
  1. Вся жизнь – театру


Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Драматургия -- это жанр, предполагающий активное взаимодействие писателя и читателя в рассмотрении социальных вопросов, поднятых автором.

Народность -- главная черта драматургии 1860-х годов: герои из народа, описание быта низших слоев населения, поиски положительного народного характера. Драма всегда имела способность откликаться на актуальные темы. Творчество Островского было в центре драматургии этого времени, Ю. М. Лотман называет его пьесы вершиной русской драматургии. Создателем "русского национального театра" называл Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов его драмы -- "пьесами жизни", так как в его пьесах частная жизнь народа складывается в картину современного общества.

Его мировоззрение было «стихийно-демократическим»: он сочувственно относился к угнетенным слоям общества и недоброжелательно - к привилегированным. Своим творчеством он не стремился «сокрушить устои», он всего лишь осуждал «пороки и недостатки» во имя торжества добра и правды. И это привлекало к нему зрителей всех сословий.

Драматургический мир Островского исключительно многогранен, все его пьесы представляют собой широкое эпическое полотно, местом действия является Россия в главнейшие, переломные моменты ее жизни за два с половиной столетия.

Новаторство Островского проявилось прежде всего в тематике его произведений. Содержанием его пьес становится сама жизнь, такая, как она есть. В первых комедиях драматурга основным объектом изображения было купечество («Свои люди - сочтемся»), затем в сферу художественного видения автора входит чиновничество («Доходное место»), дворянство («Лес»), актерская среда («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»), учительство («В чужом пиру похмелье»), студенчество («Трудовой хлеб»), крестьянство («Воспитанница», «Воевода»). Творческий путь Островского был связан с углублением изображения этих общественных сословий и групп с последующим расширением тематического диапазона.

Драматургия Островского - социально-этическая. Художник органически соединяет в своих пьесах семейно-бытовое, нравственно-бытовое с социальным и социально-политическим.

В основе каждой пьесы - ведущая тема, раскрывающаяся при помощи соподчиненных ей частных тем.

Сюжеты Островского хоть и приобретают разветвленную, многолинейную направленность, но всегда просты в своей событийной основе. Завязки, развязки, конфликты характерны для самой жизни; финалы, как правило, сценически эффектны. Пьесы Островского создают впечатление многолюдных, но населены они очень экономно, даже в самых больших пьесах драматург стремится обойтись небольшим числом персонажей. Принцип группировки персонажей исключительно многообразен, что отражает богатство и многообразие связей в самой действительности. Центральное положение главного персонажа не переводит остальных на положение вспомогательное, у Островского каждый участвует в воплощении авторской идеи.

Островскому-драматургу свойственен глубокий психологизм, он мастерски изображает «натуру» персонажа. Талант Островского многомерен и в жанровом отношении: он и романтик, и бытовик, и трагик, и комедиограф.

Как художник Островский формировался под воздействием лучших традиций мировой реалистической драматургии и в литературу вошел сразу как сложившийся писатель.

В ранний период творчества (1847 - 1851) Островский испытывает сильное влияние «натуральной школы» и эстетических идей Белинского, что сказалось на содержании его первых произведений. В «Картине семейного счастья», запрещенной драматической цензурой для постановки на сцене, начинающий автор выступил как страстный обличитель пороков общества.

Следующая комедия - «Свои люди - сочтемся» (1849) - сразу же принесла ему славу художника-новатора. Островский показал зрителю мир, который не был еще изображен ни в драматургии, ни в прозе, - мир русского купечества. Главный герой - купец Большов - умышленный банкрот. Выбился он из низов плутовством и рвачеством, иных интересов, кроме обогащения, у него нет, и говорить о его духовном мире не приходится. В поисках путей быстрого обогащения он решает выдать дочь Липочку за преданного ему приказчика Подхалюзина, переписать на него все имущество и объявить себя банкротом, с тем чтобы потом Подхалюзин выкупил за бесценок его векселя и освободил тем самым его из долговой тюрьмы. То, что Липочка мечтает выйти замуж только за офицера, его не беспокоит, она сделает то, что он прикажет.

Подхалюзин - такой же плут, как и его хозяин. Сам он уже прикопил собственный капиталец и теперь, вкупе с хозяйским выходит на новый уровень: приобретает дом, заводит не лавки, а «магазинчик», задаривает Липочку нарядами, и та уже не жалеет о насильственном замужестве. Освобождать же Большова из тюрьмы, несмотря на его просьбы, молодые не торопятся. Добролюбов справедливо отмечал, что в комедии нет ни злодеев, ни извергов, все люди очень обыкновенные, и их преступление – всего лишь результат тех обстоятельств, в которых они живут. Купец и приказчик решили обмануть других в интересах «дела». Отец выдает замуж дочь вопреки ее желанию ради «дела». Дочь оставляет отца в тюрьме на неопределенный срок ради того же.

Успех комедии был огромен. При явном тяготении к поэтике «натуральной школы», Островский проявил себя как вполне самостоятельная и независимая творческая личность. В пьесе появляются характеры, впоследствии ставшие «типами» театра Островского, драматическое действие не исчерпывается интригой, в пьесе использованы экспозиционно-повествовательные эпизоды и т.д.

Помимо двух уже названных пьес, первыми опытами в области драматургии становятся «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».

Второй период творчества Островского (1852 - 1855) прошел под знаком увлечения идеями демократического славянофильства. Художнику казалось, что в купеческой среде еще сохранились начала патриархальности, нравственная неиспорченность, простодушие. Такими качествами писатель наделяет некоторых героев в пьесах этих лет: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

Лучшая пьеса этого периода - «Бедность не порок» (1854), в которой автор создает свою модель русского патриархального мира, вступающего в противостояние с миром современной цивилизации. Действие пьесы происходит в доме богатого купца Гордея Торцова; время действия - святки, один из самых светлых русских праздников. Люба, дочь Гордея, любит бедного приказчика отца Митю, понимая, однако, что она ему «неровнюшка». Митя жизнь готов отдать за любимую, но на благополучный исход не рассчитывает: Торцов собирается отдать дочь замуж за богатого фабриканта Коршунова. Коршунов вторгается в светлый мир народной нравственности с явным желанием разрушить его, он олицетворяет все «соблазны» буржуазной цивилизации. Развязка могла быть только драматической, но Островский вводит в сюжет случай, определяющий благополучный исход событий: появляется Любим Торцов, его проникновенные речи оказали воздействие на решение брата, и под влиянием пережитого в финале пьесы потрясенный Гордей решает отдать Любу за Митю.

Комедийное и драматическое тесно сплетено в пьесе. Патриархальный мир Торцовых - это не только художественная утопия, но и своеобразный набросок будущего «темного царства»; отношения в нем конфликтны, они строятся на власти денег, подавлении «младших» «старшими». Но Островскому очень хочется верить в то, что здоровые, чистые, светлые народные начала победят и справедливость восторжествует.

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия -- это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля -- это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России.

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Провсадовский.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

  • ставка не на одного актёра;

  • «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».

Известность Александру Островскому принесла комедия «Свои люди – сочтемся», опубликованная в 1850 году. Современное состояние русскоязычного театра очень сходно с положением российского сцены в 30-40 годы ХIХ века. Значительную часть репертуара составляют пьесы развлекательные, нередко переводные. И тогда, и сейчас существует классика, но ее играют не так часто, а потому не она определяет лицо театра.

И самое главное: вся эта добротная классическая драматургия в лучшем случае про героев двадцати - тридцатилетней давности. Последним автором, сказавшим новое слово в русскоязычной драматургии, принято считать Людмилу Петрушевскую, отметившую в этом году 75 День рождения.

Современные пьесы могут считаться таковыми лишь по времени написания. Их герои сшиты по прежним лекалам. Перенести их сюжеты почти в любую эпоху порой мешает лишь присутствие в сюжете мобильного телефона или других технических новшеств.

Именно в такой обстановке в середине ХIХ века возникает драматургия Александра Николаевича Островского. Он с самого начала отказывается от эффектных сценических приемов и исключительных обстоятельств. Героями его пьес становятся не исторические деятели и дворяне, обычно населявшие высокие трагедии. Нет в его пьесах и традиционных героев комедий тех лет – находчивых слуг и глуповатых крестьян.

Островский первым в русской драматургии выводит на передний план негероический быт темного купеческого царства. Купечество считалось прослойкой, призванной всего лишь обеспечить наполнение товарами лавок и магазинов. До Островского купцы на сцене появлялись либо как персонажи комические, либо как эпизодические. Деловой мир считался слишком приземленным, а потому недостойным сцены. Да и какие страсти могут быть у купцов?

Новые герои, выведенные Островским, – самые обыкновенные люди с такими же невысокими страстями и проблемами, о которых не очень принято говорить в приличном обществе. Драматург первым разглядел и сумел показать другим, что и эти людишки низкого звания могут любить, страдать и совершать поступки не мельче царивших до того на сцене дворян. Двуличный делец Подхалюзин, предающий ради наживы своего благодетеля («Свои люди – сочтемся»). Бесприданница Лариса Огудалова, идущая по рукам («Бесприданница»). Несчастная Катерина, кончающая с собой от безысходности («Гроза»).

Основой пьес Островского становится повседневная жизнь, складывающаяся из незаметных, непримечательных событий и фактов. Этот принцип позже разовьет А.П. Чехов, принципиально исключавший из своих пьес все внешне эффектное и значительное. В пьесах Островского, как и в жизни, комическое и трагическое идут рядом, полностью нарушая устоявшиеся к тому времени театральные традиции. Его герои не плохие и не хорошие. Они живые. И им веришь. Они такие, как в жизни: далеко не идеальные, однако обаятельны. Ведь если герой несимпатичен зрителю, то и спектакля не будет.

Именно поэтому существует бесчисленное множество трактовок образов, к примеру, Кабанихи и Катерины. Их образы выписаны так, что первую можно сыграть и как крепкую хозяйку, стоящую на страже интересов семьи, и как анахронизм, давящий все живое. Катерину же преподносят не только привычным со школьной скамьи лучом света, но и бесящейся от безделья провинциальной дурочкой. И все это с одним и тем же текстом.

Драматург провозгласил язык героев их ключевой характеристикой, выражающей их характер, настроение, происхождение, образование и многое другое. При этом Островский решительно боролся со старой театральной школой. Он, в частности, упразднил принцип постановки, при котором ставка делалась на одного актёра. В его пьесах действует целый ансамбль.

Островский одним из первых заговорил о сценичности пьесы: «Люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать». И в этом еще один секрет популярности Островского. Его пьесы написаны так, чтобы их было интересно смотреть и удобно ставить.

Он один из немногих русских драматургов, заботившийся о том, чтобы в пьесе были роли для актеров разных возрастов, разного опыта и разного дарования. Пьесы Островского стали школой для огромного числа актеров, постепенно продвигавшихся от эпизодических ролей к главным.

Наконец, именно Александр Николаевич выстроил на сцене так называемую «четвертую стену». До него пьесы изобиловали длинными монологами, в которых герои, вместо того, чтобы действовать, напрямую обращались к зрителю, рассказывая о своих планах, чувствах и т.д. По Островскому зритель - случайный свидетель событий, отделенный от сцены невидимой стеной, а не узаконенный наблюдатель, заплативший за билет и ждущий зрелища. Монологи героев теперь адресовались самим себе или воображаемым лицам.

Естественно, нововведения проходили не без трений. К примеру, в период постановки «Грозы» Александр Николаевич серьезно поругался с приверженцем старой школы М.С. Щепкиным, который демонстративно покинул репетицию. Были и другие недовольные.

Тем не менее, именно с Островского начинается российский театр в его современном понимании. Его пьесы позволили раскрыться таланту многих актеров, ранее зажатых в тиски водевильных и мелодраматических амплуа. Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Не зря появилось понятие «театр Островского». В его пьесах нет экстремальных ситуаций и исключительных героев. В них обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Не случайно Островский считается создателем жанра психологической драмы с ее внешним и внутренним конфликтами.

Более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись на сцене Малого московского и Александринского петербургского театров. Реалистические пьесы Островского принципиально отличались от выдуманного мира романтической мелодрамы и бойких, но плоских и крайне условных водевилей. Писатель неустанно повторял, что жизнь богаче любых фантазий, а потому истинный художник ничего не выдумывает, а лишь старается разобраться в хитросплетениях реальности. В ХХ веке этот принцип отзовется в знаменитой системе К.С. Станиславского.

Вольно или невольно все последующие драматурги придерживались основных принципов, введенных в театр Островским. Не исключение и авторы «Полоцкой ветви» («Полоцкая ветвь» - белорусский литературный союз). Это, конечно же, самый знаменитый драматург «Полоцкой ветви» Андрей Курейчик из Минска, и автор пьес для детей Нина Виленчик из Бобруйска. Пробовали свои силы в драматургии Сергей Мороз (Гомель), Леонид Пулькин (Речица), Юрий Палевич (Бобруйск), Олег Зайцев (Минск). У всех них в той или иной степени присутствуют и четвертая стена, и индивидуализация речи героев, и актерские ансамбли.

В ряде произведений Андрея Курейчика наряду с внешним конфликтом пьесы присутствует и внутренний конфликт ее героев («Исповедь Пилата», «Скорина», «Пане Коханку»). Правда, современности и «злобе дня» Курейчик предпочитает историю. Целиком написанные на современном материале «Призраки города» - скорее исключение, подтверждающее правило.

Детская драматургия – особый жанр, подчиняющийся своим законам, однако нельзя не отметить очевидные сценические достоинства произведений Нины Виленчик. К примеру, сказка для театра «Белая роза», может быть сыграна и актерами, и куклами. В последнем случае актер может быть вообще один. Она не требует особых технических условий, однако, и не ограничивает фантазию режиссера и художника в выборе спецэффектов.

Жаль только, что драматурги «Полоцкой ветви», как, впрочем, и все остальные современные русскоязычные драматурги, не могут похвастать тем, что вывели на сцену принципиально новых героев в новых конфликтах, ранее зрителю неведомых. Тому есть и объективные причины. Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет, дожидаясь момента, когда место поколения, помнившего египетское рабство, займет новое, свободное. Значительно изменившееся в последние десятилетия общество, тем не менее, еще хранит в себе немалую долю советского наследия, а потому, эпоха перемен не завершена.
  1. Драматургия вне времени



Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.

Драматургия является одной из важнейших частей нашей культуры. Александр Николаевич Островский — великий русский писатель, который буквально прожил всю свою жизнь на сцене. Именно его называют основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков.

К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли 
— Г. Вицин).

Значительную популярность получил кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).

В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме «Анна» (2005, сценарий
Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Любовь Казарновская).

Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни к её актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. Демократизируя тематику, автор не только ввел в свои произведения людей труда и нужды, более или менее тесно связанных с народом, но и поставил их в центр пьес как положительных героев. Жертвы произвола и насилия изображались и предшествующими драматургами, но именно в пьесах Островского эти жертвы выражают недовольство существующими общественными отношениями, стихийно протестуют против них, защищают свое человеческое достоинство. Народностью, человечностью идей и принципов его драматургия сохраняет актуальность и в наши дни. Она драгоценна для нас как демонстрация добра, справедливости, гуманности. Трудно переоценить влияние Островского на отечественную драму и сцену. У него учились драматическому искусству Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Максим Горький. Его теоретические положения о театральном деле продолжаются и осуществляются в традициях современного театра, в частности в системе Станиславского.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственной трагичностью: она первая умница и красавица города, но не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она - бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. У героини есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт кроется в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели...», — говорит она своему жениху Карандышеву. Лариса никак не может изменить свою судьбу — все наперед решают её собственную судьбу. Герои пьесы: • Лариса Огудалова – молодая бедная дворянка, красивая и образованная девушка. У нее много поклонников, но мало кто предлагает ей выйти замуж. Лариса влюблена в Паратова, но тот не собирается на ней жениться. В отчаянии она соглашается выйти замуж за господина Карандышева. • Сергей Паратов – дворянин в возрасте за 30 лет. Паратов – жестокий, расчетливый, бессердечный человек. Паратов пользуется доверчивостью Ларисы, проводит с ней ночь на пароходе, а затем бросает. • Юрий Капитоныч Карандышев – небогатый дворянин, жених Ларисы Огудаловой. Самолюбивый и глуповатый человек. • Харита Игнатьевна Огудалова - мать главной героини, вдова средних лет. Это бойкая, ловкая, хитрая и неглупая женщина. Она ищет для дочери Ларисы достойного, богатого жениха. • Мокий Парменыч Кнуров – пожилой, очень богатый человек. Кнурову нравится Лариса Огудалова. Но, будучи женат, он надеется, что Лариса станет его любовницей и содержанкой. Подлый и бессердечный человек, преследующий только свои интересы. Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку читателей.

Разумеется, сюжеты знаменитых пьес Островского легли в основу множества кинофильмов. Рассмотрим историю перехода «Бесприданницы» на экраны. • «Бесприданница» немого кино, 1912 год. Первая экранизация произведения увидела свет всего через 26 лет после смерти ее автора. В 1886 году скончался Александр Островский, а в 1912 году российский режиссер Кай Ганзен снял одноименный фильм, главную роль в котором сыграла актриса театра и кино Вера Пашенная. • Первая «Бесприданница» СССР, 1936 год. Следующей Ларисой Огудаловой была Нина Алисова, для которой эта роль стала дебютной. А вот режиссером был знаменитый Яков Протазанов, к этому времени снявший уже более сотни картин. • «Жестокий романс»: классическая «Бесприданница», 1984 год. Фильм знаменитого Эльдара Рязанова. В главных ролях: Никита Михалков (Сергей Паратов), Андрей Мягков(Карандышев), Лариса Гузеева(Лариса Огудалова). После выхода фильма на экраны на Эльдара Рязанова обрушился шквал критики: режиссера обвиняли в отходе от авторской трактовки пьесы и неверной расстановке акцентов. А вот зрители были иного мнения – по опросам журнала «Советский экран» «Жестокий романс» стал лучшим фильмом года.

Островский и Малый театр неотделимы друг от друга. Драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Сегодня, как и всегда, основную часть репертуара театра составляют пьесы Александра Николаевича: «Бесприданница» «Бедность не порок», «Свои люди — сочтемся!», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бешеные деньги», «День на день не приходится». Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны для бенефисов, по просьбе того или иного актера театра.

Ещё в самые первые годы своей жизни МХТ ставит «Снегурочку» А. Н. Островского (в 1900 году). Художественный театр увлекали идейная значительность классических пьес и предельная завершённость их формы, позволявшие вести актёров к новым вершинам мастерства.

Одним из творческих обновлений театра являлась постановка К. С. Станиславским в 1926 году и поныне сохранившейся в репертуаре МХАТ комедии «Горячее сердце». Этот спектакль был своего рода ответом великого режиссёра на попытки осовременить Островского, предпринимавшиеся в ту пору отдельными представителями, искажавшими произведения отечественной классики в футуристическом духе. Спектакль Художественного театра не перекраивал пьесы по прихоти и произволу режиссёра. Он утверждал живую силу его драматургии, не нарушая её внутренней логики, не навязывая поверхностной злободневности. Но в то же время театр увидел в этом спектакле Островского по-новому, и это новое восприятие было продиктовано живым и острым чувством современности. Современную драматургию обоснованно упрекают в отсутствии современного героя. Но может ли этот герой появиться на сцене раньше, чем в жизни сменится поколение и появится новое общество? Каким оно будет? Каким будет новый герой? Сложно сказать.

Зато драматург, сумевший первым распознать и показать этого героя, и станет новым Островским. Так что, может, не так уж и плохо жить в эпоху перемен, награждающую не только трудностями, но и возможностями.

Заключение



Островский создал обширный репертуар для сцены русского театра, куда входили 47 весьма оригинальных пьес. Он работал в соавторстве с талантливыми молодыми драматургами, среди которых П. М. Невежин и Н. Я. Соловьев. Драматургия Островского стала национальной благодаря своим истокам и традициям.

Деятельность Островского способствовала победе жизненной правды на русской сцене. С большой художественной силой он изобразил типичные для современной ему действительности конфликты и образы, и это поставило его пьесы в один ряд с лучшими произведениями классической литературы XIX-го века. Островский выступил активным борцом за развитие национального театра не только как драматург, но и как замечательный теоретик, как энергичный общественный деятель.

Под влиянием Островского формировались позднее, в конце XIX и начале XX века, такие драматурги, как А. И. Сумбатов-Южин, Вл.И. Немирович-Данченко, С. А. Найденов, Е. П. Карпов, П. П. Гнедич и многие другие.

Непререкаемый авторитет Островского в качестве первого драматурга страны признавали все прогрессивные деятели литературы. Высоко ценя драматургию Островского как «общенародную», прислушиваясь к его советам,
Л. Н. Толстой прислал ему в 1886 году пьесу “Первый винокур”. Называя Островского “отцом русской драматургии”, автор “Войны и мира” просил его в сопроводительном письме прочитать пьесу и высказать о ней свой “отеческий приговор”.

Пьесы Островского, самые прогрессивные в драматургии второй половины XIX века, составляют в развитии мирового драматического искусства шаг вперед, самостоятельную и важную главу.

Огромное влияние Островского на драматургию отечественную, славянских и других народов бесспорно. Но его творчество связано не только с прошлым. Оно активно живет и в настоящем. По своему вкладу в театральный репертуар, являющийся выражением текущей жизни, великий драматург — наш современник. Внимание к его творчеству не уменьшается, а увеличивается.

Островский еще долго будет привлекать умы и сердца отечественных и зарубежных зрителей гуманистическим и оптимистическим пафосом своих идей, глубокой и широкой обобщенностью своих героев, добрых и злых, их общечеловеческими свойствами, неповторимостью своего оригинального драматургического мастерства.

На постановках пьес Островского выросли целые поколения русских замечательных артистов. Кроме Садовских ещё и Мартынов, Васильева, Стрепетова, Ермолова, Массалитинова, Гоголева. Стены Малого театра видели живого великого драматурга, на сцене до сих пор приумножаются его традиции.Драматургическое мастерство Островского является достоянием современного театра, предметом пристального изучения. Оно нисколько не устарело, несмотря на некоторую старомодность многих приёмов. Но эта старомодность точно такая же, как у театра Шекспира, Мольера, Гоголя. Это старые, неподдельные бриллианты. В пьесах Островского заложены безграничные возможности сценического воплощения и актёрского роста.

Главная сила драматурга — всепокоряющая правда, глубина типизации. Ещё Добролюбов отмечал, что Островский изображает не просто типы купцов, помещиков, но и общечеловеческие типы. Перед нами все признаки высочайшего искусства, которое бессмертно.

Список литературы



1. https://obrazovaka.ru/alpha/o/ostrovskij-aleksandr-nikolayevich

2. http://bibkan.ru

3. https://www.proza.ru

4. https://artifex.ru

5. https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka

6. https://mirznanii.com

7. http://www.studentu.ru


написать администратору сайта