Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Христианство

  • Мировые религии реферат. Мировые религии. История и современность


    Скачать 301.12 Kb.
    НазваниеМировые религии. История и современность
    АнкорМировые религии реферат
    Дата26.01.2023
    Размер301.12 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаМировые религии реферат.rtf
    ТипРеферат
    #906873
    страница1 из 2
      1   2

    Министерство образования Российской Федерации

    РЕФЕРАТ

    на тему: «Мировые религии. История и современность.»

    по дисциплине «Культорология. Мировая культура»

    Выполнил:

    2011 г.

    Оглавление:





    Стр. №







    1. Введение…………………………………………………………….

    3

    2. Христианство………………………………………………………..

    3

    3. Ислам………………………………………………………………..

    7

    4. Буддизм ……………………………………………………………...

    13

    5. Заключение…………………………………………………………..

    20

    6. Использованные материалы……………………………….

    20


    1. Введение
    Главным вопросом для каждого человека всегда был вопрос о смысле жизни. В наше время, современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма.

    Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога. Религия и атеизм предстают в следующем виде. Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъестественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и др.

    Атеизм же не располагает фактами, подтверждающими небытие Бога и мира духовного. Таким образом, и религия, и атеизм призывают каждого ищущего истины человека к изучению и опытной проверке того, что называется религией.

    Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) (ru.wikipedia.org).

    В современной истории существует несколько видов религий и их направлений. Эти религии отличаются местом и условиями своего возникновения, характером распространения, а так же культовыми, догматическими и организационными особенностями. Попробуем разобраться, какие бывают религии, каковы причины их возникновения и проследим историю появления религиозных течений.
    2. Христианство
    Христианство - самая многочисленная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М..1998, с.860), в мире в 1996 году было около 2 миллиардов христиан. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.

    С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Христос-проповедник (но не Бог) и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.

    Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов: Петра - Марк и Павла - Лука. Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус - сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему “Осанна!”. Слово “осанна” в буквальном переводе с еврейского означает “спасение” (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа “Слава”).

    Одним из важных событий в жизни Иисуса Христа после его въезда в Иерусалим было изгнание торговцев из Иерусалимского храма. Ситуация изгнания торгующих из храма стала символом удаления непорядочных людей из всех святых и благородных дел. Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали “тайной вечерей”. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал.

    После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. Церковный суд обвинил его в богохульстве, и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя “царём иудейским”). Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Расположенная в Библии вслед за Евангелиями книга “Деяния апостолов” уточняет, что вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскресения. Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе. В оценке истинности евангельских рассказов люди расходятся. Одни считают, что всё, что написано в Евангелиях, имело место в действительности. Другие, напротив, полагают, что в Евангелиях быль перемешана с художественным вымыслом.

    В формировании конкретных особенностей новой религии, по мнению историков, сыграли свою роль и некоторые другие социальные обстоятельства. Существование императорской власти содействовало выработке и закреплению представления об едином Боге на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (в результате образования Римской империи) формировало и закрепляло представление об интернациональном Боге, который заботится о всех людях, независимо от их национальности. Кризис рабовладельческого общества привёл верхи общества к разочарованию в старых религиях, к потере веры в богов, которые не смогли предотвратить ухудшения положения правящих классов. И на вновь возникшую религию многие из представителей правящих классов возлагали надежды как на могучую силу, которая может их поддержать. Если сравнить христианскую религию с религиями и философскими учениями, которые уже существовали в Римской империи, то в ряде случаев можно увидеть нечто общее. Историки считают, что эти общие моменты говорят о том, что у христианской религии были идейные источники. Наиболее важным из них является иудаизм.

    Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию. Из иудейской религии христиане приняли идею Мессии. Само слово Христос есть не что иное как перевод еврейского слова Мессия на греческий язык. Ряд положений, вошедших потом в систему христианских религиозных и нравственных взглядов, высказал александрийский философ Филон: о прирождённой греховности людей, об аскетизме и страданиях как о средствах спасения души, о том, что Мессия - тоже Бог и что его имя - Логос (это имя в христианстве стало вторым именем Христа, в переводе с греческого на русский Логос - это Слово). У римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве всех людей перед Богом, о спасении души как цели жизни, о презрении к земной жизни, о любви к врагам, о покорности судьбе. Кумранская община (в прошлом - конфессия в иудаизме) пропагандировала идеи об уже состоявшемся первом пришествии Мессии и ожидаемом втором, о наличии у Мессии человеческой природы. Эти идеи также вошли в христианство.

    В I в.н.э. на территории Римской империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи. По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

    Во-первых, его монотеизмом . Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно.

    Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. Конечно, определённые гуманные нравственные идеи были и в других религиях того времени. Но в христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.

    В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым.

    В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.

    В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.

    В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. В целом христианство лучше других религий приспособилось к новым историческим условиям.

    Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века).

    Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют “отцами церкви”). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

    Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части - Новым Заветом. В Новый Завет античные христиане включили 27 книг. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие - 47 (например, католицизм), третьи -50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в разных конфессиях разное: 66, 74 и 77.

    Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

    В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни . В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

    Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово “рай” взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало “богатство”, “счастье”. Слово “ад” взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как “адэс”) и в первом, буквальном значении означало “невидимое”. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово “адэс” во втором значении стало означать “подземное царство”. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение “царство небесное”), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни. В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

    По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

    Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.



    3. Ислам

    Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорный Аллаху” (“Аллах”- это имя Бога). Последователи ислама называют себя словом “муслим” (с арабского - “преданный Аллаху”). В русском языке это арабское слово преобразовалось в слово “мусульманин”. Согласно данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1888, с.738), в 1996 году в мире было свыше 1 100 млн. мусульман.

    Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова. Главными городами того региона, где возник ислам были города Мекка и Ясриб. Впоследствии Ясриб был переименован в Мадинат ан-наби (Город пророка), а еще позже утвердилось сокращённое название этого города: Медина (Город). Сейчас территория, где возник ислам, вместе с городами Меккой и Мединой, входит в государство, которое называется Саудовской Аравией. У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. Его имя произносят и как Мухаммед, и как Мухаммад (с арабского - “Прославленный”). Второй вариант ближе к арабскому произношению имени основателя ислама. Мухаммад родился в 570 г. в Мекке, а умер в 632 г. в Медине. Сначала он был пастухом, а после женитьбы на богатой вдове стал купцом. В 610 г. у него появились “видения” (он видел то, что не видели другие: ангела, таинственные, прекрасные деревья и др.) и “речения” (он слышал то, что не слышали другие: голос Аллаха, голос ангела и др.). Голоса передавали ему содержание священной книги, которая называлась словом Коран (“Чтение вслух”), и повелевали ему осуждать многобожие и проповедовать веру в Аллаха. И вот в возрасте сорока лет Мухаммад и начал свою проповедническую деятельность. Во второй половине VII века первоначальный ислам разделился на две конфессии : суннизм (от “сунна” - “образец”, “пример”, “путь”) и шиизм (от “шиа” - “партия”, “группировка”). В VIII веке от шиитов отделилась конфессия, сторонники которой стали называть себя исмаилитами (по имени одного из духовных вождей VIII века - Исмаила). Суннизм, шиизм и исмаилизм - это три основные конфессии ислама. Всего же в исламе несколько десятков конфессий ( существуют еще друзы, зейдиты, ибадиты и др.). Наиболее распространённая из них - суннизм, сторонниками которой являются около 80 процентов мусульман мира.

    Всего в мире на конец 1998 года было 44 мусульманских страны. В этих странах мусульмане, как минимум, преобладали среди верующих, а, как максимум, и среди населения. Одна из этих стран расположена сразу и в Европе, и в Азии (Турция), одна - в Европе (Албания), 16 - в Африке (Египет, Алжир, Судан, Марокко и др.) и 26 в Азии (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан и др.). В 40 мусульманских странах среди верующих преобладают сунниты и только в четырёх - шииты (Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн). В России ислам по распространённости вторая после православия конфессия. Как мы уже указывали в первой главе, в нашей стране более 70 процентов среди верующих составляют православные, около 20 процентов - мусульмане, около 10 процентов - сторонники других конфессий. В России есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане: Северный Кавказ (включающий в себя шесть республик с преимущественно мусульманским населением: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея и Карачаево-Черкессия), Татарская республика и Башкирская республика. Во всех крупных городах России, где среди верующих преобладают православные, вместе с тем имеются мусульмане и мусульманские мечети.

    Священные книги ислама можно разделить на две группы. В первую группу входит одна книга, которая называется “Коран” (с арабского - “чтение вслух”). Коран - это и одна книга-произведение и одна книга-том. Во вторую группу входит целое собрание священных книг, объединенное общим названием “Сунна” (с арабского “образец”, “пример”). В этом собрании шесть книг-произведений и около ста книг-томов. В литературе Сунну называют ещё “Преданием”. По вероучению ислама, существуют два вида Корана: небесный (Коран-оригинал) и земной (Коран-копия). Небесный Коран никто не создавал, он был всегда. Он существует в единственном экземпляре и хранится под троном Аллаха. В то же время небесный Коран чудесным образом содержит в себе прямую речь Аллаха.

    Земной Коран существует во многих экземплярах. Но точной копией небесного Корана является только земной Коран на арабском языке. Содержание земного Корана Бог передал людям по своеобразной цепочке. Аллах диктовал содержание Корана ангелу Джабраилу, ангел - пророку Мухаммаду, Мухаммад в виде проповедей - своим ученикам. Ученики Мухаммада частично записывали проповеди Мухаммада, частично запоминали их и заучивали наизусть. После смерти Мухаммада при халифе Османе был записан полный текст Корана. Коран делится на 114 сур (сура с арабского - “глава”), суры делятся на части, которые называются аятами (аят с арабского -“чудо”, “знамение”).

    Сунна, по вероучению, есть собрание изречений Мухаммада и рассказов о его жизни. И целостные смысловые изречения Мухаммада, и рассказы о его жизни называются хадисами (хадис с арабского - “рассказ”). Поэтому Сунну называют также собранием хадисов. Автором изречений считается, естественно, сам Мухаммад. Авторами рассказов о его жизни считаются современники Мухаммада. Все хадисы, по вероучению, долгое время существовали устно. Позднее, в IX-X вв., их записали видные богословы. Их имена: Бухари, Нишапури, Маджа, Сиджистани, Нисаи и Тирмизи. Они и считаются авторами-составителями сборников хадисов.

    В исламе признаётся существование шести групп сверхъестественных существ. Это: Бог, ангелы, злые джинны, добрые джинны, гурии, Бурак. Бога зовут Аллах. В переводе с арабского языка на русский “Аллах” и означает “Бог”. Но в настоящее время это слово воспринимается верующими как имя собственное. Бог один, и, по мусульманскому вероучению в отличие от христианского, Он существует в единственном лице. Аллах сотворил землю, все живые существа, семь небес, рай (на седьмом небе) и ад (ниже первого неба). Выше седьмого неба размещается трон Аллаха. Аллах - “Господь мира”, т.е. он непосредственно управляет всеми событиями во Вселенной. Аллах имеет 99 прекрасных эпитетов: Единый, Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Всемогущий, Всевидящий, Всезнающий, Милостивый, Милосердный, Карающий, Владыка Судного дня и др.

    Слово “джинны” переводится как “духи”. Джинны - это особого рода живые существа, созданные Аллахом из огня, они делятся на злых и добрых. Функции каждой из этих двух групп джиннов соответствует их эпитетам: злые джинны противятся воле Бога и творят зло, добрые являются помощниками Бога и творят добро. После сотворения их Аллахом все джинны творили только зло. Но всё изменилось после проповеди Мухаммада, обращенной не только к людям, но и к джиннам. Часть джиннов перевоспиталась, стали вести себя, как ангелы, и главное: стали помогать Мухаммаду и его последователям распространять ислам. Добрых джиннов называют ещё джиннами-мусульманами. Все злые джинны стремятся причинить вред людям. Но среди этих джиннов выделяются особенно зловредные, их называют “шайтанами” (от еврейского “сатан” - “противник”). У джиннов есть плоть: в своем обычном виде они уродливы, с копытами на ногах, но могут принимать и человеческий облик. Они делятся на старших и младших.

    Существует еще одно сверхъестестественное существо. Его называют словом “Бурак”. Это и название вида этого существа, и его имя собственное одновременно. “Бурак” переводится с арабского как “Молния” или “Молниеносный” . Бурак выглядит следующим образом: тело, как у самого прекрасного коня, голова, как у человека, и крылья, как у орла. Его имя подчеркивает ту скорость, с которой он летит по небу. Учение о Бураке сливается в исламе с той частью учения о пророках, где речь идет о Мухаммаде. В вероучении ислама есть рассказ о том, как однажды ночью к Мухаммаду в Мекке явился ангел Джабраил вместе с Бураком. Бурак в мгновение ока перенес пророка из Мекки в Иерусалим, а затем по лестнице, спустившейся с неба, Мухаммад поднялся наверх для беседы с Аллахом.

    Согласно вероучению ислама, пророки — это люди, которым Бог дал задание и возможность возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни . В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Пророков мусульманские богословы называют термином “наби” (что переводится на русский язык как “пророки”). Их, согласно вероучению, было 124 тысячи человек. Среди наби выделяют 313 человек, которые носят одновременно термин “расул” (“посланники”). Это лица, которые получили от Аллаха не только устные, но и письменные откровения. Таким образом, в исламе все посланники (расул) одновременно и пророки (наби), но не все пророки одновременно и посланники.

    Среди посланников особым почитанием пользуются 9 человек, которых называют “стойкими пророками”. Восемь из девяти почитают и христиане, но, по мнению мусульман, искажают их имена. Вот как этих восемь пророков называют христиане (в скобках - их мусульманские имена): Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Моисей (Муса), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Иисус Христос (Иса). Что касается восьмого стойкого пророка, то, по мнению мусульман, христиане исказили не только его имя, но и характеристику его внутренней природы. Иса - великий пророк, но не бог, а христиане ошибочно называют его “Богом”. Из девяти стойких пророков самым большим почитанием пользуется девятый - Мухаммад. Только Мухаммад носит титул “Печать пророков”. Это означает, что Мухаммад считается последним и самым великим из пророков. Именно Мухаммаду Аллах дал самое полное и главное письменное откровение - Коран. Два мусульманских праздника связаны с событиями из жизни Мухаммада: мавлюд (с арабского - “рождение”) день рождения пророка и мирадж (с арабского - “вознесение”) - день его вознесения на небо для беседы с Аллахом. В эти дни в мечетях проводятся торжественные богослужения.

    Мусульманское учение о душе полностью совпадает с тем учением о душе, которое было у античных христиан и сохранилось сегодня во многих христианских конфессиях: в православии, католицизме, лютеранстве, баптизме и др. Вот каковы основные идеи этого традиционного религиозного учения. Душа в отличие от тела - это сверхъестественная часть человека. Душа не зависит от тела, т.е. способна жить и без тела. Душа это не совокупность мельчайших частиц (как, например, учит буддизм), а целостное образование. Души всех людей сотворил Бог, и души всех людей бессмертны.

    Загробный мир, по вероучению ислама, имеет два отделения: рай (по-арабски: джанна) и ад (по-арабски: джаханнам). В рай направляются праведники, в ад - грешники. Деление людей на праведников и грешников в исламе осуществляется по иному критерию, чем в христианстве. Если в христианстве все люди грешники (за исключением Марии, матери Христа), а праведники это только особая часть грешников, то в исламе праведники и грешники - это две противоположные группы людей. У праведников в жизни преобладают добрые, у грешников - плохие, недобрые поступки. Если у античных христиан пребывание и в раю, и в аду, для попавших туда считалось вечным (и таковым считается и сейчас у многих христианских конфессий), то у мусульман считается, что в раю все пребывают вечно, а в обитатели ада делятся на постоянных и временных “жильцов”. Временными жильцами ада являются грешники-мусульмане: какие бы грехи они ни совершили, рано или поздно Аллах переводит мусульман из ада в рай.

    Пребывание в загробном мире, мусульманские богословы, как и христианские, делят на два этапа: до Судного дня (существование душ без тел) и после Судного дня (когда в раю и аду души будут пребывать вместе с телами). В Судный день по звуку трубы ангела Исрафила сначала все живые умрут, а затем всё мёртвые (в том числе и те, которые только что умерли) воскреснут. Все люди один за другим пройдут по мосту Сират, протянутому над адом в рай, тонкому как волос и острому как лезвие меча. Праведники успешно пройдут по мосту в рай, а грешники же свалятся в адскую бездну.

    Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат. Шариат (от арабского “шариа” - “правильный путь”) - это свод правил поведения, одобренных мусульманскими авторитетами. Шариат может существовать и в письменной форме (как книги, написанные авторитетами), и в устной форме (как проповеди, произнесённые авторитетами). Шариат - это правила поведения и юридические, и моральные, и бытовые. Это указания, что нужно делать обязательно, что можно делать или не делать и чего нельзя делать ни в коем случае. Именно через шариат находит своё выражение нравственное учение ислама. Шариат опирается на Коран и Сунну. Но Коран и Сунну надо толковать, а толкования могут быть разные. У всех мусульман-суннитов во все времена были один Коран и одна Сунна, но шариатов было много. Конечно, во всех шариатах есть нечто общее, но есть и отличия. В одно и то же время в разных странах в чём-то шариаты провозглашали разные правила поведения. В одной и той же стране в новое время через шариат тоже могут провозглашаться нормы, в чём-то отличающиеся от норм прежнего времени. Так, например, в Афганистане шариат 80-х гг. нашего века разрешал женщинам не закрывать лица чадрой, а мужчинам - не отращивать бороды. В 90-гг. нашего века шариат этой же страны категорически запретил женщинам появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам не иметь бороды. Наличие различий в шариатах разных стран нередко приводит к спорам между мусульманами по вопросу о том, кто из них исповедует истинный ислам.

    Шариат содержит внутри себя определённые пищевые запреты. В частности шариат запрещает мусульман употреблять в пищу свинину и распивать алкогольные напитки. Нельзя есть мясо акул, крабов, раков, мясо хищных животных. В ряде стран мусульманские авторитеты вводят в шариат не только обязательные предписания и запреты, но и меры наказания за нарушения этих предписаний и запретов (публичная порка, тюремное заключение, отсечение руки, смертная казнь и др.).

    Служители культа учат, что существуют молитвы трёх видов: шахада (ежедневное свидетельство о вере), намаз (ежедневная пятикратная обязательная молитва) и дополнительная молитва.

    Шахада (с арабского - “свидетельство”) - это краткая формула на арабском языке: “Ля ильляха ильляляху ва Мухамадун расуль льляхи” (“Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его”). Шахада произносится только по-арабски, она повторяется несколько раз в день, обязательно включается как частичка в два остальных вида молитвы. Если немусульманин произнес шахаду при двух мусульманах-мужчинах, то он становится мусульманином (правда, при условии, что он до этого выразил желание стать мусульманином).

    Намаз (с персидского - “молитва”) - ежедневный пятикратный молитвенный цикл. Поэтому можно говорить о совершении мусульманами пяти намазов в сутки. Намаз включает в себя установленные словесные формулы (обязательно на арабском языке), определённые позы (стоя, поясной поклон, на коленях, сидя на пятках) и определённые движения. Совокупность формул, поз и движений называется ракатом. Намаз совершается: первый раз - на рассвете (два раката), второй - около полудня, (четыре раката), третий - между полуднем и закатом (четыре раката), четвертый - после заката (три раката), пятый - перед сном (четыре раката). Перед намазом мусульманин должен совершить омовение, женщины должны молиться отдельно от мужчин. Намаз может совершаться коллективно и индивидуально, в мечети и вне её.

    Дополнительными считаются все молитвы, которые не являются шахадой (хотя шахада обязательно входит внутрь них как особая молитвенная часть) и намазом. Текст этих молитв мусульманин может составить сам. Эти молитвы могут совершаться (и, как правило, совершаются) на родном языке. Именно через дополнительные молитвы мусульманин выражает свои просьбы к Аллаху. Они могут быть произнесены в любое время суток. Все молитвы мусульмане должны совершать, повернувшись лицом в сторону священного города Мекки.

    Каждый мусульманин обязан участвовать в борьбе за веру. Борьба за веру обозначается термином “джихад” (“усилие”, “старание”) Мусульманские богословы различают четыре вида джихада. Первый вид - джихад меча . Это участие в вооружённой борьбе с неверными. Такой вид джихада объявляется в ситуации, когда страна, в которой проживают мусульмане, участвует в каких-либо военных действиях. Так, с 1980 по 1988 год воевали друг с другом Иран и Ирак. В обеих странах среди верующих преобладают шииты (правда, в Иране их больше). Духовные руководители обеих стран назвали мусульман соседней страны “неверными” и соответственно взаимно объявили им джихад. Остальные виды джихада существуют постоянно. Второй вид - джихад руки. Имеется в виду принятие определённых дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности. Как минимум, джихад руки применяется в семье старшими её членами по отношению к младшим. Третий вид - джихад языка. Под этим видом джихада понимается обязанность верующих одобрять окружающих, когда они совершают поступки, угодные Аллаху, и порицать их за нарушение норм шариата. И четвертый вид джихада - джихад сердца, под которым понимается борьба каждого мусульманина с собственными пороками и недостатками.

    Паломничество в Мекку обозначается в исламе термином “хаджж”. Фактически большинство паломников посещают не только Мекку (город, в котором родился Мухаммад), но и Медину (город, в котором он умер и похоронен; в 450 км. от Мекки). Но обязательным для паломников является только посещение Мекки.

    Главная идея учения в требовании, обращенном к каждому мусульманину: если он имеет физические и материальные возможности, то обязан хотя бы один раз в жизни или совершить лично паломничество в Мекку, или послать в Мекку своего заместителя. В историческом прошлом требование личного паломничества было единственным. Но по мере увеличения численности мусульман в мире его буквальное выполнение стало нереальным. Тогда и появилась идея о заместителе. Своего заместителя мусульманин обязан обеспечить необходимыми для паломничества денежными средствами, а заместитель, в свою очередь, обязан привезти тому, кого он замещает, документ: свидетельство о совершённом хаджже. Одному мусульманину выдаётся на руки только одно свидетельство, поэтому заместитель должен быть человеком, который в прошлом уже участвовал в хаджже. Паломничество должно совершаться в определённое время года, а именно в последний двенадцатый месяц лунного года (этот месяц называется зу-ль-хиджжа). В хаджже есть обязательная часть (это дни календаря, в которые паломники должны быть в Мекке и её окрестностях) и дополнительная часть ( это дни “до” или “после” обязательной части; в это время паломники могут посетить Медину, а также другие священные места Аравийского полуострова). Паломники должны прибыть в Мекку к 7-му числу мусульманского месяца зу-ль-хидж жа, быть в Мекке и её окрестностях 7 дней и каждый день совершать предписанные для этого дня шариатом обряды. Это: обход Каабы (священного здания во дворе главной мечети в Мекке), испитие воды из священного колодца, семикратная пробежка между двумя холмами (расстояние между ними примерно 300 метров), молитвенное стояние в долине у горы Арафат (18 км. от Мекки) с 12 часов дня до захода солнца (примерно 7 часов), собирание 7-ми камней в другой долине, забрасывание этими камнями в третьей долине каменного столба, который символизирует Шайтана, и в заключение жертвоприношение скота. У мусульман лунный календарь, и поэтому в пересчёте на солнечный время паломничества может оказаться в любом месяце. В последнее время хаджж ежегодно совершают более 2 миллионов мусульман. В обязательные дни хаджжа каждый мусульманин должен быть одет в ихрам (специфическую одежду: два куска белой ткани без швов; в эти куски ткани надо себя искусно завернуть) и ежедневно произносить шахаду не менее 100 раз.

    В девятый месяц лунного календаря (название месяца - рамадан ; в другом произношении - рамазан) мусульмане обязаны соблюдать пост (с арабского - “саум”, с турецкого - “ураза”). От поста в месяц рамадан с условием соблюдения его в другое время освобождаются те, кто по объективным обстоятельствам не могут его соблюдать именно сейчас: участвующие в военных действиях, находящиеся в плену, находящиеся в пути, больные. Без всяких условий от поста освобождаются дети, престарелые, беременные и кормящие женщины. Заключается пост в полном воздержании в светлое время суток от пищи, питья, курения, развлечений. Для мусульман, живущих в северных регионах, где существуют так называемые “белые ночи” (а ближе к Полярному кругу зимой вообще не бывает света, а летом тьмы), час начала и окончания поста устанавливается решениями мусульманского духовенства.

    Ислам - вторая религия мира и вторая религия в России. Этот факт уже требует от любого культурного человека изучения ислама.



    4. Буддизм

    В 1996 году в мире было более 320 миллионов буддистов. Но эта цифра говорит только о так называемых “чистых” буддистах, которые одновременно не исповедуют других религий (что в буддизме возможно). Если же учитывать и “чистых” и “нечистых”, то буддистами являются около 500 млн. человек.

    Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. Основатель буддизма имел четыре имени. Первое: Гаутама. Второе его имя: Сиддхартха. С санскрита оно переводится как “Выполнивший своё назначение”. Третье его имя: Шакьямуни (“Мудрец из племени Шакья”). И четвертое его имя: Будда (“Просветлённый высшим знанием”). Поскольку в дальнейшем в буддизме слово “будда” стали использовать для обозначения особой группы богов и поскольку основатель буддизма стал почитаться как первый и высший бог в этой группе, постольку об этом боге можно сказать, что он будда по имени Будда. В I в.н.э. первоначальный буддизм разделился на две малые религии - на хинаяну (“малая колесница”) и махаяну (“большая колесница”), которую также называют “тхеравада” (“учение старших”).

    Сторонники хинаяны и сторонники махаяны разошлись главным образом в ответе на вопрос: кто из людей имеет возможность после жизни на земле попасть в высший рай, называемый нирваной. Сторонники хинаяны утверждали и утверждают, что только монахи и монахини могут попасть в нирвану. А сторонники махаяны убеждены, что в нирвану могут попасть и рядовые верующие. В XI-XII вв. буддизм был вытеснен из Индии индуизмом. В настоящее время буддистов на родине буддизма менее одного процента от всего населения. Буддизм переместился из Индии в другие страны Азии. В конце XIV - начале XV вв. в Тибете в результате откола от махаяны возникла третья крупная конфессия в буддизме, которую историки называют ламаизмом (от тибетского “лама” - “высочайший”). Сами сторонники этой конфессии называют её “гелукпа” (“школа добродетели”).

    Всего в буддизме более 200 конфессий. В частности, множество конфессий существует в Японии. Некоторые из них насчитывают всего лишь несколько десятков тысяч человек. Так, в конфессии дзи - 85 тысяч, в конфессии кагон - 70 тысяч, в конфессии хоссо - 34 тысячи, в конфеcсии рицу - 12 тысяч последователей. В настоящее время буддисты преобладают среди верующих в 8-ми странах мира. Буддисты хинаяны составляют такое большинство в Кампучии, Таиланде, Мьянме, Лаосе, Шри-Ланке; буддисты махаяны во Вьетнаме; буддисты-ламаисты - в Бутане и Монголии.

    Около 26 веков назад Учение Будды указало путь к счастью и внутреннему миру для многих миллионов людей в этом скорбном мире. Но кто он был такой — Будда Шакьямуни?

    Будда родился человеком в Северной Индии, сыном короля Шуддходаны и королевы Майи. Ему было дано имя принц Сиддхартха Гаутама. При его рождении было предсказано, что принц или станет мировым лидером (всемирным монархом) или Буддой (Пробужденным). Это зависело от того, вступит он или нет в соприкосновение с превратностями жизни — с обретением и потерей, восхвалением и порицанием, славой и неизвестностью, наслаждением и болью. Имелось в виду, что после понимания трех характеристик жизни, то есть болезни (ограничение), старение (распад) и смерть (обязательный конец всех составных вещей), он будет глубоко взволнован последствиями, которые существуют в нашей жизни. Много лет король Шуддходана заботился о том, чтобы принц не сталкивался с этим, потому что он не желал, чтобы тот подверг сомнению истинную природу жизни. Окруженный ежедневными удовольствиями и роскошью, принц был огражден от неприятной стороны жизни. Он женился на принцессе Яшодхаре, которая родила ему сына, Рахулу.

    Несмотря на все предосторожности короля, у него не было возможности оградить принца от наблюдения старения, болезни и смерти. В соответствии с предсказанием при его рождении принц встретил старого человека, больного человека и похоронную процессию. Затем он встретил нищего монаха (саману). В результате первый трех встреч ему стала ясна тщетность жизни, и четвертая встреча показала ему безмятежность (святость) того, кто отказался от мира и кто освободил себя от его влияния.

    В возрасте 29 лет принц (тогда еще бодхисаттва) отказался от мирской жизни, и в течение шести лет предпринял чрезвычайно строгие аскетические практики. В конце концов, он понял, что путь чрезвычайного самоотречения и голодания не был путем, и тогда он обнаружил Срединный Путь. Вслед за этим, в возрасте 35 лет, он достиг Просветления и стал Буддой. Вот что Будда сам сказал об этом: " Я зовусь Буддой, потому что я понял Четыре Благородные Истины".

    Сорок пять лет Будда проповедовал Дхарму всем, "кто имел уши, чтобы слышать, глаза чтобы видеть и ум, чтобы понимать" — Дхарму, которая является прекрасной в начале, прекрасной в середине и прекрасной в конце. Он учил людей тому, что мы должны сами осуществить Просветление в своей собственной жизни. В возрасте 80 лет Будда вошел в Махапаринирвану, оставив Учение как свое наследие.
      1   2


    написать администратору сайта