Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

  • Введение

  • Глава 2. Мировоззрение в средние века 9

  • Глава 3. Город и деревня. Начало Ренессанса 203.1 Различия между городом и деревней 20-223.2 Ренессанс 23-25Заключение

  • Глава 1. Эпоха средневековья 1.1 Период раннего средневековья

  • 1.2 Период высокого средневековья

  • 1.3 Период позднего средневековья

  • Глава 2. Мировоззрение в средние века 2.1 Философия средних веков

  • 2.2 Христианская культура средневековья, влияние церкви

  • 2.3 Представление человека о жизни

  • 2.4 Представление о пространстве и времени

  • Глава 3. Город и деревня. Начало Ренессанса 3.1 Различия между городом и деревней

  • Список использованных источников Литература

  • реферат по философии. Мировоззрение человека в позднем средневековье


    Скачать 58.63 Kb.
    НазваниеМировоззрение человека в позднем средневековье
    Дата17.12.2022
    Размер58.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат по философии.docx
    ТипРеферат
    #849257

    Министерство наук и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

    (ВЛГУ)

    Кафедра философии и религиоведения

    РЕФЕРАТ

    По дисциплине «Философия»

    На тему:

    «Мировоззрение человека в позднем средневековье»

    Выполнил: студент МИ-120

    очной формы обучения

    Кулакова Е. В.

    Проверил:

    преподаватель кафедры Философии

    Андреева Л.С.

    Владимир 2021г.

    Оглавление


    Введение 3-4

    Глава 1. Эпоха средневековья 5

    1.1 Период раннего средневековья 5-7

    1.2 Период высокого средневековья 7-8

    1.3 Период позднего средневековья 8-9

    Глава 2. Мировоззрение в средние века 9

    2.1 Философия средних веков 9-14

    2.2 Христианская культура, влияние церкви 15-16

    2.3 Представление человека о жизни 16-18

    2.4 представление о пространстве и времени 19-20

    Глава 3. Город и деревня. Начало Ренессанса 20

    3.1 Различия между городом и деревней 20-22

    3.2 Ренессанс 23-25

    Заключение 26-27

    Список литературы 28-29

    Введение

    7 декабря 1872 года в Гронингене (город на севере Нидерландов), в семье священника родился будущий философ и историк Йохан Хёйзинг. Его основным трудом является «Осень средневековья». Это философско-культурологический трактат, который описывает духовную ситуацию во Франции и Нидерландах в XIVXV веках, то есть на закате эпохи средних веков.

    При написании этого произведения, Йохан Хёйзинг как будто бы перенесся на рубеж XIV-XV веков, описав, не стереотипные мнения современного человека о той эпохи, а как взгляд на действительность происходящей в XIV-XV веке в Европе, а в частности Франции и Нидерландов. Автор подробно описал духовную жизнь всех сословных представителей позднесредневекового общества.

    Книга вышла в свет в 1919. После первой мировой войны, мир переживал масштабные изменения. Осень средневековья возникла как реакция на упадок, происходивший тогда повсюду. Автор желает передать состояние разрушения и гибели всего привычного, подобные разрушения история уже переживала.

    Цель написания книги – проследить особенности духовной культуры и форм быта в позднем средневековье на территории Франции и Нидерландов. Как отмечает сам автор исследования, в книге делается попытка увидеть в XIV - XV вв. «не возвещение Ренессанса, но завершение Средневековья». Особое внимание автор обращает на рыцарство, особенности средневекового менталитета, идею сословного разделения общества и средневековый образ любви. Но есть и друга проблема – проблема мировоззрения человека в позднем средневековье.

    Слово «осень» в названии книги, как и время года, подразумевает закат былой эпохи. Лето это словно высокое средневековья, а осень — это закат былой эпохи, начало конца, это само позднее средневековье, промежуток между средними веками и новым временем. Хоть мировоззрение средневекового человека и ограничивалось теоцентризмом, однако вся эта новизна, как будто бы огорчала, некоторые люди разочаровались в нынешней ситуации, словно ностальгия их окутала, произошла словно увядание привычной для всех культуры, и к ней на смену приходила новая культура. «В Осени Средневековья прочитывается глубокий, содержательный внутренний монолог. Язык Осени поэтичен. Многочисленные стихотворные фрагменты из франко-бургундской поэзии описываемой эпохи (их более 1000 строк) появляются на фоне обрамляющей прозы» [9. С. 1].

    Средневековье активно изучается в наше время. Отбросив обыденное сознание о темных веках истории человечества, люди романтизировали эпоху средних веков.

    Период XIV-XV веков, помогает проследить преобразование культуры, появление новых ценностей, осмысление всего бытия, мироздания. Изучение позднего средневековья может помочь нам вывести какие-то уроки, что не стоит быть консервативным во взглядах на мир, нужно добавлять что-то новое, необычное, преобразовывать старое. Как раз зачатки всего этого начали происходить в конце XIV века, что дало толчок для ренессанса. Именно поэтому тема мировосприятие в позднем средневековье актуальна в наше время.

    Цель написания данного реферата – анализ и раскрытие темы «мировоззрение человека в позднем средневековье» на основе произведения Йохана Хёйзинга «Осень средневековья».

    Глава 1. Эпоха средневековья

    1.1 Период раннего средневековья

    После падения Западной Римской империи, когда вождь одного из германских племен, Одоакр, сместил последнего императора Западной Римской империи, Ромула Августула и провозгласил себя «королем Италии». Начинается отсчет, следующей после античности, новой эпохи, которая продолжалась вплоть до конца XV века и закончилась эпохой Великих географических открытий. Сам термин средневекoвье ввел Флавиo Бьoндo в 1453 году «С тех пор, как в XV в. итальянский гуманист Флавио Бьондо придумал само понятие «Средних веков», каждая эпоха вкладывает в него свой смысл» [2. С. 1].

    Условно средневековье делится на три этапа: ранее средневековье (конец V – середина XI века.), высокое (развитое) средневековье (XI – XIV века), позднее средневековье (XIV – XV века).

    Падение Западной Римской империи происходило постепенно, на протяжении 70-ти лет, это время считается невероятного варварста, упадка. Все набеги влекли за собой насилие, убийства, грабежи, акты вандализма. Были уничтожены или утеряны многочисленные труды античных ученых. Было уничтожено тысячи памятников античной культуры, разрушены храмы, золотые и серебряные статуи переплавлялись варварами в слитки. Варваров гнались за богатством, ни как полезными знаниями, накопленными человеком за многие века. Все это привело к падению античных ценностей и ознаменовало начало темных веков.

    Произошло резкое падение образования, большинство населения Европы было безграмотным, многие науки забылись, какие-то науки запрещала церковь, главенствующей наукой оставалась теология – наука о религиозном учении.

    Однако широкое применение нашло изобразительное искусство и музыка, но изображать разрешалось только бога или святых на так называемых иконах. Сочинять и петь разрешалось только церковные песни. «Повторение одних и тех же сюжетов и персонажей создает ощущение, что средневековые мастера действовали лишь в строгих рамках канона – почтительно копировали образцы, складывали новые образы из древних «формул», перелагали на визуальный язык то, что было написано в церковных текстах, и никто бы им не позволил о чем-то самим «фантазировать» или что-то изобретать» [2. C. 3]. Отличавшиеся от церковного учения, инакомыслие называлось ересью, и строго преследовались, и искоренялись. Так, например саксонский богослов IX века, Годескальк считал, что бог хочет спасения не всех людей, а только избранных. И даже таинства церковные и обряды, с каким бы рвением они ни исполнялись, не помогут. «После долгих и ожесточенных споров учение Годескалькa было осуждено церковью на Майнцском соборе, а сам он отдан в распоряжение архиепископа Хинкмара, в епархии которого Годескальк был посвящен в сан» [7. C. 60].

    В это период на месте бывшей Западной Римской империи образовалось множество варварских королевств. Крупнейшим из них было образовавшиеся в конце V века, государство франков, создателем его был Хлодвиг – вождь одного из племен. Его потомки вели ожесточенную борьбу за власть. В 800 году королем франков становится Карл Великий, который создал огромную империю, которая после его смерти была разделена на три части между его потомками. В 962 году на карте Европы появляется новое государство – Священная Римская империя, которая рассматривалась как прямое продолжение Римской империи и Империи Карла Великого. Оно быстро набрало мощь, и представляла собой сильное государство.

    До конца VII века в философской мысли продолжает господствовать патристика, которая опиралась на учения Платона, но уже с VIII века поваляется новая школа философии, опиравшиеся на учения Аристотеля – Схоластика.

    Конец раннего средневековья характеризуется зарождением феодализма, появлялись первые феодальные владения и система вассалитета.

    1.2 Период высокого средневековья

    В период высокого или как его еще называют классического средневековья, произошло значительное усиление церковного влияния в Европе. В 1054 году произошел раскол церкви на Римско-католическую и Восточную-православную ветвь. В результате власть понтифика, в Европе, распространилась на весь католический мир. С XI века начинается расцвет христианского монашества.

    Это период крестовых походов, борьбы, за святую землю, против мусульман. Период образования духовно-рыцарских орденов, из которых наиболее известными стали орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден.

    В высокое средневековье начинается активизация образования и науки, создаются первые университеты. В это время вновь начинают изучаться философские труды Аристотеля и Платона, которые ориентировались на христианское учение. Впервые со времен Рима в армиях, ведущих европейских государств, появляются осадные орудия, арбалеты, фортификационные сооружения. Схоластика, как философское учение, концентрировалась вокруг университетов и представляла собой синтез католического богословия и логику Аристотеля.

    В классический период произошли изменения в культуре. Появились понятия глубины и перспективы. Художники занимались систематизацией своих картин. Вновь высокое распространение получили скульптуры. Скульптуры создавали много библейских сцен, ими украшали храмы. В архитектуре появился готический стиль. Все произведения искусства были неразрывно связан с богоугодными мотивами. «…главным заказчиком изображений в Средневековье все-таки была Церковь, а их главным «сюжетом» оставалась священная история и католическая доктрина» [2. C. 3]. Все научные труды средневековых ученых должны были соответствовать католическим догматом. Любое инакомыслие считалось отклонением от веры, и жестоко преследовалось церковью.

    1.3 Период позднего средневековья

    Начало XIV века, после периода небольшого процветания, в Европе началась серия бедствий. Из-за смены климата, произошло значительное похолодание, что привело к голоду. В историю это событие вошло под названием «Великий голод» 1315—1317 годов. В 1337 году началась кровопролитная и опустошительная война между Англией и Францией, известная в истории как «столетняя война» 1337-1453 годов.

    В результате голода и войн, в середине XIV века в Европе разразилась эпидемия чумы, или как ее еще называли черная смерть. Она воспринималась людьми как, наказание за грехи, непослушание, стремление поддаться искушениям, пренебрежение верой. Люди умирали мучительной смертью, испытывая, по мимо физической боли, еще и духовную, так как у них не было сил исповедоваться. «Перед смертью больные, кроме физических, испытывали и душевные муки, ибо не имели возможности исповедаться – священников не хватало, да и сами священнослужители умирали» [8. C. 29].

    Семь лет в Европе свирепствовала чума. Погибло, по приблизительным данным, от 30 до 60% населения Европы. Вымерли целые города и села. Считалось, что всех неугодных Богу, погубила страшная болезнь. Выжившие, начали считать себя избранными. Правители, Европейских стран, начали открывать новые университеты, вкладывать деньги в развитие науки, медицинские трактаты начали переводить на различные европейские языки. Необразованное средневековье, в попытке выжить, начало читать и познавать мир вокруг себя. Все это, в дальнейшем, дало толчок к эпохе Возрождения. «Как только люди увидели возможность перемен в обществе, где царил закоснелый порядок, перед ними замаячила перспектива индивидуального совершенствования. По этой мерке, «Черную смерть» можно считать завуалированным началом современного человека» [8. C. 37].

    Изобретение навигационных приборов и начертание новых карт, помогло Европейцам совершать географические открытия. В 1492 году испанский мореплаватель, Христофор Колумб, достиг берегов Америки. В 1497 году, уже португальский мореплаватель, обогнув Африку достиг Индии. Так заканчивалась эпоха темных веков и наступало совершенно новое время, со своими идеями преобразования всего общества в целом.

    Глава 2. Мировоззрение в средние века

    2.1 Философия средних веков

    Философия средних веков охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV век, но зарождаться она начинала ещё в I-II веке н.э. Особенностью средневековой философии являлся ее теоцентризм. Она было связана с религиозным мировоззрением и всецело завесила от него. Церковь в этот период являлась главенствующей в культуре и образовании. Подавляющее большинство средневековых философов, были богословы. Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии, то есть наделение ее чем-то священным. «методологией жизни христианина становится служение Богу, которому наиболее соответствовал монашеский способ жизни. А главным примером для христианина был сам Христос с его страданиями и непоколебимой верой» [5. C. 20].

    Первый этап средневековой философии – патристика. Этот период патристики, охватывает II-III вв. и проявляет себя в обосновании вероучения с помощью рациональных средств. Среди ее представителей можно выделить Оригена. Стороники патристики обосновывали правоту христианского вероисповедания, а также не состоятельность критики со стороны других религий и философских школ.

    Второй период патристики, охватывает II-V вв. В этот период происходит систематизация церковной доктрины и начинается борьба церкви с еретиками, то есть представителями духовенства, проповедующих ложные учения о христианстве, с точки зрения церкви. Наиболее выдающимся мыслителем этого периода является Августин Аврелий Блаженный (354—430).

    Августин Блаженный в свои философские взгляды включал логику Платона и христианское вероучение. Главным проявлением этого стало отождествление платоновского единого блага с Богом. «Зло не имеет причины, так как единственный творец всего – Бог, а он есть благо. Зло не в пространстве, не во времени. То есть зла нигде и никогда не было и нет» [5. C. 22]. Августин под злом понимал отсутствие добра.

    Главное труд Августина это его сочинение «О граде Божьем», в котором он представил развёрнутую концепцию философии истории. Он писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения.

    Третий период патристики, V-VIII вв. Это период характеризовался стабилизацией догм, угасанием идеалистической диалектики, энциклопедической кодификацией наук под эгидой теологии. Формирование церковных догматов с совокупностью религиозных принципов дало развитие в религиозной философии. «Идеи, сформулированные в этот период, определили основное содержание средневековой схоластической философии» [6. C. 146].

    В целом про патристику можно сказать, что античная мысль приспосабливается к нуждам христианства. Учение Платона о бессмертии души, дуалистическое понимание человека, согласно которому тело противопоставляется душе как низшее высшему, легли в основу христианского понимания Бога и человека. Эти воззрения способствовали также решению проблемы соотношения конечных оснований бытия, его зримых проявлений и утверждению идеи бессмертия души. Учение стоиков о божественном Логосе помогало объяснить миросозидательную роль Бога-творца, а их нравственно-этические воззрения с идеалом духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего страсти, способного к любви и всепрощению, соответствовали христианскому пониманию человека.

    Следующим этапом философской мысли, становится Схоластика (от лат. schole – школа). Она характеризовалась полным подчинением человека к церкви, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

    Философами схоластами был поставлен вопрос, который и в наши дни составляет проблему. Может ли всемогущий бог создать такой камень, который не сможет поднять? Ведь если бог создает камень который не может поднять, то он не всемогущ, так как он его не смог поднять, если он его поднял, то он опять же не всемогущ, так как он не смог создать камень который не смог бы поднять. Получается, что любой ответ на этот вопрос приводит к тому, что бог не всемогущ.

    Однако спор о христианские догматы носил философский характер. Так в схоластике появляются две группы философов – номиналисты и реалисты. Первые считали, что существуют три отдельных бога – Отец, Сын, Святой Дух, а Бог – это общее имя для всех троих, то есть трое представляли воплощением одного (номин). Вторые считали, что бог существует реально. Реалисты считали, что это – три лица, которыми нам являются один и тот же реально существующий Бог. То есть всех троих они отождествляли.

    Слово «Бог» было заменено понятием универсалии. Фома Аквинский, считал, что универсалии существуют в начале в разуме бога, потом в разуме человека в виде каких-то вещей.

    В поисках истины, Фома Аквинский полагал, что разум и вера гармонично существуют. Истины могут быть как доступны для разума, так и сложны для него. В допущении ошибок виноват разум, так как в божественном откровении ошибок нет. Мир – это творение бога, он таит в себе божественный замысел, который мы пытаемся разгадать при помощи разума. Хоть этот путь и не даст нам полного ответа, так как человеческий разум ограничен, но его можно использовать чтобы приблизиться к богу, поэтому философия вторична по отношению к религии. Фома Аквинский приводит пять доказательств существования бога.

    1. От движения.

    В мире все движется, но само по себе двигаться ничего не может. Все движимое получает импульс действия от чего-то другого, а то в свою очередь от третьего и так далее. В итоге получается бесконечная цепь причин и следствий. Но Фома Аквинский отрицал бесконечную цепь, иначе не было бы перводвигателя. А раз нет первого, то нет остальных двигателей, тогда бы движения не существовало. Следовательно, есть перводвигатель – это Бог.

    1. От производящей причины.

    Все что существует имеет свою причину. При этом существующее не может являться причиной самой себе, иначе надо было бы признать, что оно существовало до своего появления. В итоге опять появляется бесконечная цепочка причин и следствий, которая должна упираться в первоисточник. Его существование является причиной всего существующего, а не будь его самого, то не было бы цепей причин и следствий. Следовательно этот первоисточник – Бог.

    1. От случайности и необходимости.

    В мире есть случайные вещи, которые могут существовать, а могу и не существовать. Сейчас они существуют, но когда-то их не было. И сами по себе они могут возникнуть, следовательно должна быть причина их появления. В итоге должна существовать некая сущность, которая была бы необходима сама по себе, и не имела бы внешних причин, чтобы являться необходимостью для всего остального. Эта сущность - Бог.

    1. От степени качества.

    Степени совершенства относительны, и познаются в сравнении друг с другом. Но на фоне всех этих вещей должен выделяться некий феномен, наделенный высшем совершенством. То есть должен быть абсолютный критерий, выше которого ничего не может быть. Вот это самое совершенство и есть Бог.

    1. От цели.

    Все живые существа, на Земле, стремятся к чему-то лучшему и преследуют какую-то цель. Поэтому должно существовать некое разумное существо, которое управляет миром и задает каждому свою цель. Это существо – Бог.

    Первые три доказательства основываются на убеждении, что бесконечности нет. Если признать существование бесконечности, то сразу же доказательства Фомы Аквинского становятся неверными, а это означает, что можно предположить, что бога нет. Для средневекового человека предположение о не существовании бога, было чем-то ужасным, как будто бы все люди живут просто так, без смысла, одни, сами по себе. Тогда ещё никто не мог объяснить природные явления. Понятное дело, что сейчас в наше время многие явления природы изучены, доказаны и имеют свое объяснение. Но в среднее века, все имело божественное осмысление. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Если ударила молния, объяснялось это тем, что бог подает какие-то знаки или проявляет свою волю, чтобы люди поняли, что он от них хочет. Если же начиналась кровопролитная война или же эпидемия, то это божья кара за совершенные человеком грехи. Природа не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Средневековое мышление обосновывалось теоцентризмом. Все определяет в конечном счете Бог, он является началом всего сущего, и перводвигателем, задающим цель разумным существам.

    Философия, в средние века, играла значительную роль в жизни человека. Она определяла его воззрения и восприятие мира, образ жизни и роль в обществе.

    2.2 Христианская культура средневековья, влияние церкви

    Западная средневековая культура берет свое начало из трех источников: античного, германского и христианского. Со временем значимость христианского элемента значительно возрастало, духовенство боролась с проявлениями язычества. Папа Григорий I считал, что для простого верующего человека ясная доступная проповедь о подвигах во имя веры гораздо полезнее всей античной философии.

    Боэций Аниций Манлий Северин, римский философ христианин, написал трактат «утешение философией», который продолжал традиции античной философской мысли и в то же время оказал влияние на формирование средневекового образа мысли. Христианская культура средневековья не отрицала полностью античную философию и варварское наследие, а впитывала ее в себя, преображала и делала своей неотъемлемой частью. Многие языческие ритуалы превратились в церковные обряды. Церкви возводились на местах бывших языческих святилищ.

    Античная наследие оказала на христианскую культуру еще более существенное влияние. Официальным языком, на котором писались богословские трактаты была латынь, священное писание тоже было переведено на латынь.

    Очень важную роль в сохранение и развитие культуры сыграли монастыри. В монастырях организовывали школы, где обучали детей из окрестных селений. В школах изучали предметы известные с античности: грамматику, риторику, диалектику.

    Неотъемлемой задачей церкви была борьба с еретиками. Для того чтобы выявлять ереси постоянно и уничтожать их, был создан особый церковный трибунал – инквизицию. Человек, на которого падала хотя бы тень подозрения в ереси, попав в руки инквизиторам подвергался допросам и мучительным пыткам. Когда он наконец сознавался в своей ереси, инквизиторы пытались заставить его отречься от нее. Если обвиняемый раскаивался в, то его наказывали в соответствие с тем на сколько глубоко он впал в ересь.

    Начиная с конца XIV – начала XV века, происходит упадок католической церкви. Причинами послужили: коррупция, неравенство и необразованность приходского духовенства. Все это в итоге привело к реформаторским настроениям. Все это отразилось на жизни людей, они все больше думали о сегодняшнем дне и о земной жизни, а не о загробной.

    2.3 Представление человека о жизни

    Человек в эпоху позднего средневековья представлял мир некой сценой, на которой выступали две основные силы: силы Бога и противоборствующие им силы дьявола, шла война между ангелами и бесами, между язычеством и христианством, война между злом и добром в душе человека. Жизнь была намного грубее, контрастнее и ярче. Бедствия были намного тяжелее. «Страдание и радость, злосчастье и удача различались гораздо более ощутимо; человеческие переживания сохраняли ту степень полноты и непосредственности, с которой и поныне воспринимает горе и радость душа ребенка» [9. C. 3].

    В средневековье было всего три основных занятий: молитва, война и труд. Основываясь на этом, образованные люди, размышляли над тем, как устроено их общество, создали теорию трех сословий. Общество делилось на три сословия: духовенство, те кто молится; рыцарство, те кто сражается; крестьяне, те кто трудится. Существовать друг без друга они не могли, так как выполняли друг перед другом определенные обязательства и выполняли только ему присущие функции.

    Основу общества составляли крестьяне, их главной обязанностью было обеспечить себя и другие сословия пищей и материальными благами. Это были люди, чьим главным занятием было аграрное производство, они обязаны были отдавать часть своего урожая и произведенных благ феодалу. «Господь повелел простому народу появиться на свет, чтобы трудиться, возделывать землю или торговлей добывать себе надежные средства к жизни» [9. C. 23]. Социально-экономическое положение крестьян в Европе было неоднородным. Уже в позднем средневековье, социальное расслоение крестьян достигло своего пика, в результате чего по всей Европе произошли крестьянские восстания, например Жакерия во Франции.

    Рыцарство – это братство, привилегированное военно-землевладельческое сословие в средневековой Европе. Посвящение в рыцари расценивалось как королевская награда за государственную службу. В осени средневековья, автор уделяет место рыцарскому идеалу, его соотношении с жизненным идеалом того времени. Попутно отмечая, что мир Средневековья был в общем во всех своих, элементах насыщен, пропитан религиозными представлениями. «Восприятие общества в свете рыцарского идеала придает своеобразную окраску всему окружающему» [9. C. 26]. Рыцари должны были защищать духовенство и тружеников от врагов.

    Духовенство было заступником остальных людей перед богом, их задачей было замаливать грехи за тех, кто сражается и тех, кто трудится. С XI в. был введен для церковнослужителей запрет на вступление в брак. Священник должен был благословлять странников, причащать умирающих, крестить детей, у кающихся принимать исповедь и хранить ее в тайне. Духовенство - было открытым сословием.

    Самым привилегированным сословие была аристократия. «Высшая обязанность в государстве, поддержание Церкви, распространение веры, защита народа от притеснения, соблюдение общего блага, борьба с насилием и тиранией, упрочение мира – все это у Шастеллена приходится на долю аристократии. Правдивость, доблесть, нравственность, милосердие – вот ее качества. И французская аристократия, восклицает наш велеречивый панегирист, отвечает этому идеальному образу» [9. C. 23].

    Каждое сословие имело свои права. Меньше всего прав было у крестьян, наибольшими же правами обладали аристократы и рыцари. Принадлежность к сословию передавалось по наследству. Уже в эпоху позднего средневековья, рост производства в аграрном и ремесленном секторах экономики, а также развитие торговли стали причинами быстрого увеличения числа городов, появилось еще одно сословие, городское. Его представителями были купцы, ремесленники и ученые.

    Земная жизнь в представлении человека, являлась временным пристанищем, человеческое тело представлялось как темница бессмертной души. Рай представлялся в виде чудесного сада, где души праведников будут общаться с богом, что было высшей радостью.

    В позднем средневековье продолжался процесс складывания европейской культуры, начавшийся ещё в период классики. Однако неоднократный голод, многочисленные эпидемии, и кровопролитная столетняя война, принесли неисчислимые человеческие жертвы и значительно замедлили этот процесс. В эти периоды мыслями людей владели неуверенность и страх. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народе усилился страх перед смертью, загробным существованием и нечистой силой. Дьявол, в сознании масс, превратился из не страшного и смешного черта во всемогущественного владыки темных сил, выступающего в качестве антихриста. Господство устной культуры во многом способствовало увеличению суеверий, страхов и коллективной паники.

    2.4 Представление о пространстве и времени

    Представление о сотворении мира и грядущем конце света порождало своеобразное двойственной восприятие времени, присущие средневековью. С одной стороны его часто представляли в виде линии, которая началась сотворением мира и завершится концом света. Все события на этой линии заранее предопределены Богом. Поэтому все авторы, средневековых летописей, начинали их с сотворения мира, потом описывали события, современниками которыми были сами, затем описывали грядущий страшный суд. С другой стороны, в обыденности время воспринималось как череда бесконечно повторяющихся кругов. На такую мысль наталкивали постоянно из года в год. Повторяющийся явления и события, которые наблюдал человек в своей повседневной жизни. Сельскохозяйственные работы; смена дня и ночи, времен года; церковные праздники. Приборов для точного измерения времени не существовало. «Убывание ночи и в крестьянских хижинах, и в королевских замках измеряли по крику петухов и по продолжительности горения лучины или масла в лампаде» [3. C. 45].

    «Метафизическую сущность времени Церковь выводила не из слабого и ограниченного человеческого сознания, но из начала всеобщего и абсолютного. Бог — это высшее совершенство, неизменность и постоянство. В нём отсутствует какая-либо противоположность между прошлым и будущим, между мгновением и вечностью» [3. C. 45].

    Своеобразны были представления средневекового человека и о мире, в котором он жил. Простые люди всю жизнь жили в своей деревни, никуда не выезжая. Но людям средневековья были не чужды путешествия, купцы отправлялись на ярмарки, паломники шли к святым местам, странствующие рыцари искали приключений. Большинство из них не покидало пределы Европы, человек решившийся оставить родные места, рано или поздно находил тоже от чего ушел, ту же деревню или город. Все это порождало представление у средневековых европейцев, то, что христианский мир един. Представление о дальних странах были фантастическими, мало кому из европейцев удалось побывать в Индии или в Китае. Сведения об этих станах черпались в основном из рассказов побывавших там купцов, приезжавших оттуда на рынки ближнего востока.

    В центри мира на средневековых картах помещали священный город Иерусалим. По представлению средневековых ученых к востоку от него находится земной рай. Из рая вытекает 4 реки: Тигр, Ефрат, Фисон, Геон. Эти реки впадают в омывающий со всех сторон сушу океан. Сама суша делится на три большие части Европу, Азию и Африку. Считалось, что их населяют потомки трех сыновей Ноя, которые спаслись вместе с ним от всемирного потопа. Землю обычно представляли круглой, неподвижной и находившейся в центре вселенной. Вокруг Земли располагали подвижные небесные сферы, чаще всего их насчитывали семь или девять. На одной их сфер помещали солнце, на другую луну, на остальных звезды и планеты. На внешних, самых дальних сферах находились Бог, ангелы и праведники, взятые Богом на небеса.

    Глава 3. Город и деревня. Начало Ренессанса

    3.1 Различия между городом и деревней

    В эпоху раннего средневековья, после падения Западной Римской империи, большая часть Европы была покрыта густыми лесами, которые представляли опасность для деревень. В конце IX в. начинают строиться города, как правило на месте бывших поселений или крепостей, павшей Римской империи. Люди жили в городах без особого комфорта. Во-первых тесно, каждый город был обнесен огромными стенами. Эти стены ограничивали размеры городов и сдерживали его рост. Каждый старался как можно плотнее застроить свой участок, дома лепись вплотную друг другу, между ними оставались лишь узкие проезды. Мусор и помои выбрасывались прям на улицу. Из-за тесноты и грязи обычным делом в городах были болезни. Страшным бедствием преследовавших горожан, были пожары. Деревянные дома расположенные близко друг к другу выгорали мгновенно, в считанные часы сгорали города целиком.

    Только начиная с XIV в. начинается расширение старых и бурный рост строительства новых городов. Начали строить каменные дома, что значительно снизило пожары. В середине XIV в. Советы крупнейших городов стали издавать распоряжения мостить центральные улицы и площади, прорывать сточные канавы, а мусор вывозить за пределы города.

    Деревенская жизнь была проста и однообразна. Деревни, в которых жили крестьяне, располагались неподалеку, от замка или от монастыря. Дома теснились друг к другу, вдоль ведущей в замок дороги. В крупных деревнях стояла церковь, в которую приходили жители не только этой деревни, но и жители близлежащих мелких поселений. Каждая семья владела одним домом. В зависимости от зажиточности семьи, дом мог быть деревянным или каменным.

    Каждая деревня была как бы небольшим мирком, совершенно самостоятельной в хозяйственном отношении. Все необходимое для жизни, производили ее жители.

    От восхода и до заката, крестьяне проводили свое время в трудах. Характер работы менялся в зависимости от времени года. Весной распахивали поля, сеяли яровые культуры. В начале лета обмолачивали колосья и закладывали зерно в амбары. Затем заготавливали сено на зимний корм скоту. Осенью собирали основной урожай, мололи муку. Зимой забивали скот, коптили и солили мясо.

    В жизни крестьян была не только работа, было не мало праздников, установленных церковью, в которые работа запрещалась, прежде всего это было воскресенье. Также была пасха, были и языческие праздники, например день летнего солнцестояния.

    Жизнь в городах отличалась от общепринятого средневекового уклада. Горожане были независимы от феодалов, они не занимались обработкой земли, они раньше всех научились торговать, не ради проживания, а ради получения прибыли.

    Горожане больше путешествовали, чем жители деревень. Именно среди горожан впервые получил широкое распространение наемный труд за заработную плату. Горожане были грамотнее и крестьян, и феодалов. Ремесленники и купцы, считали необходимым учить детей читать и писать. Поэтому именно в городах появляются первые светские школы и университеты. Таким образом развитие городов, налаживание торговых связей между ними, привело к очень большим изменениям в жизни людей и их сознании. Города медленно вели эпоху средневековья к ее завершению, подготавливая приход нового времени. Времени географических открытий, освоению новых земель, развитию промышленности и торговли.

    Во внешнем облике городов и деревень также преобладали контрасты. Средневековый город «не переходил, подобно нашим городам, в неряшливые окраины с бесхитростными домишками и унылыми фабриками, но выступал как единое целое, опоясанный стенами и ощетинившийся грозными башнями. Сколь высокими и массивными ни были бы каменные дома купцов или знати, здания храмов своими громадами величественно царили над городом».

    3.2 Ренессанс

    В XIV-XV вв. в Европе, церковь начинает утрачивать свое господство в духовной жизни всех слоев общества, это приводит к появлению еретических настроений и упадку схоластического учения, вместе с тем институты начинают избавляться от влияния церкви. Если раньше литература выходила на латинском языке, то теперь она начала выходить на национальных европейских языках, что способствовало повышению культурного достояния нации. В эти года, стало значительно преобладать изобразительное искусство, а также изготовление скульптур, которые характеризовались более реалистичными формами. Это можно было просмотреть в тонких и практически незаметных деталях изготовления. «Флавио Бьондо, бывший секретарем при четырех папах, описавший тысячу лет упадка Рима и считавший, что папство в Риме сменило и в известном смысле заместило императорскую власть, также видел в Риме до Цезаря пример для подражания и был уверен в наступлении нового времени» [10].

    В период времени с XIV по XV век, значительно возросло развитие различного производства. Это было обусловлено тем, что постоянно требовались всё более образованные люди. По всей Европе, постепенно стали открываться сотни новых университетов. Более распространёнными считались те науки, которые пригодятся человеку в повседневной жизни. Это была математика, знание медицины, а также юриспруденции.

    Стало стремительно расти стремление к изучению алхимии, которая стала связывать все свои интригующие опыты с повседневными нуждами человека. В основном врачи благодаря алхимии готовили лекарственные препарата от многих болезней. Стали постепенно разрабатывать всё более новые системы опытов, а также стали совершенствовать некоторое оборудование для опытов. Были сконструированы печи химического воздействия, а также некий перегонный куб. Учёные постепенно поняли, как можно получить соду, или даже калий или натрий, которые весьма едкие вещества.

    Среди всей численности, как студентов, так и магистров, стали проглядываться простые крестьяне или некоторые горожане. Благодаря тому, что грамотность стремительно стала возрастать в своей популярности, стал повышаться и спрос на книги. Каждый университет пытался создать библиотеку как можно больше. Благодаря этим усилиям, к концу XIV века, во многих библиотеках находилось до двух тысяч различных томов. Стали распространяться и частные библиотеки. Для того, чтобы обеспечить каждого грамотного жителя книгами, было принято решение о их переписи в специальных мастерских, которые были оборудованы специально для этой работы. Самым крупным событием во всей жизни культурной Европы стало то, что Иоганн Гуттенберг изобрёл устройство, которое позволяло печатать книги. Эта технология очень быстро распространилась по всем европейским городам и странам. Благодаря книгопечатанию, каждый человек, мог получить необходимую информацию за маленькие деньги и в кротчайшие сроки.

    В конце XIV века, философское развитие было ознаменовано тем, что стал стремительно подниматься номинализм. Уильям Оккам, был одним из самых крупных его представителей. Он получил своё образование в стенах Оксфорда. Оккам положил конец бесчисленным литературным спорам о существовании бога. Он доказал, что существование бога – это только предмет веры, а ни в коем случае не философии.

    В позднем средневековье отражением новых общественных потребностей стала гуманистическая идеология Возрождения, которая противопоставила средневековому теоцентризму, веру в могущество человека, желание преобразовать мир на началах человечности. Идеи гуманизма легли в основу философии, литературы, искусства, общественной мысли, подорвав прежнее могущество католической церкви. «Если в основе средневековых хронологий и периодизаций лежали религиозные (от сотворения мира, от Рождества, Хиджра) или политико-династические представления (мировые монархии), то Ренессанс ввел используемую до сих пор историко-культурную (в самом широком смысле) трехчастную периодизацию — Античность, Средние века, Новое время» [1. C. 239].

    Гуманисты стремились прежде всего понять смысл человеческой жизни в земном мире. Идеалом они считали человека, который свободен и сам творит свою судьбу. Человек должен быть активным, добиваться поставленных целей, жизненного успеха. Достоинство ему придаёт образование, блес­тящее знание древнегреческого и латинского языков, постоянное расширение круга зна­ний. Вместе с тем гуманисты не порывали с христианством. Они были уверены, что Бог создал человека творцом, свободным и откры­тым для счастья.

    В целом же эпоха позднего средневековья была переломным для всей Европы. Не смотря на начавшийся Ренессанс, с его возвратом к античным ценностям, в обществе все еще большую роль играла церковь, продолжали бороться с ересью, жечь ведьм и колдунов.

    Заключение

    В заключении хотелось бы сказать, что Йохан Хейзинга в век жестокости, стремился обрисовать истинное отношение людей позднего средневековья к искусству. Он старался понять и передать чувства людей того времени, как они жили, о чем думали, к чему стремились, что считали ценным. Нередко, бывало, так, что прошлое изображалось как "плохо развитое настоящее", полное невежества и суеверий. Тогда история заслуживала лишь снисхождения Йохана Хейзинга принципиально придерживается иной точки зрения. Для него важен диалог с прошлым, понимание умонастроений, потому в подзаголовке его главного труда "Осень Средневековья" следуют очень важные уточнения - "исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках в Европе.

    Средневековое общество отражало строгую иерархию сословий, которая по смыслу и значению воспринималась как установленная Богом действительность. Социальная структура общества была стабильна, закреплена профессиональными занятиями, положением в системе господства и подчинения, наследовалась от поколения к поколению, имела предписание в одежде и поведении. Аристократии надлежало осуществлять высшие задачи управления, заботу о благе; духовенству - вершить дело веры; крестьянам и горожанам - возделывать землю, заниматься ремеслом и торговлей. Рыцарский идеал соединялся с ценностями религиозного сознания - состраданием и милосердием, справедливостью и верностью долгу, защитой веры и аскетизмом.

    Средневековое сознание охотно обобщает отдельные эпизоды жизни, придавая им прочность и повторяемость. Особые опасения вызывает у обывателя мрачная сфера жизни, связанная с нечистой силой, нарушающей установленный жизненный порядок. Демонология, ведовство, чародейство, заговоры, колдовство охватывают страны как эпидемии. Несмотря на преследования и казни, они сохранялись длительное время.

    Йохан Хейзинг, как бы проник в ту эпоху, описал форму мышления и уклад жизни, произведения искусства, костюм, этикет, идеалы и ценности позднесредневекового общества. Он показал картину умирания, как умирало средневековье, со своей мыслью и культурой, и показал начало возрождения античных ценностей, ознаменовавших приход нового времени. Это и дало ему возможность представить наиболее выразительные черты эпохи, воспроизвести жизнь общества в ее повседневном бытии.

    Таковы некоторые черты эпохи Осени Средневековья, представленные в книге Йохана Хейзинга.

    Список использованных источников

    Литература:

    1. Хёйзинг Йохан. Осень Средневековья // 5-е изд. ISBN 5-8112-0728-X

    2. Бергер Е.Е., Ведюшкин В.А., Винокурова М.В, Коновалова И.Г., Майзлиш А.А., Мельникова Е.А., Попова Г.А., Сванидзе Н.Н., Юсим М.А. Всемирная история: в 6 томах. Том 2. // «Издательство Наука».  М.: 2011. ISBN: 978-5-02-036725-8; 978-5-02-037560-4 (т. 2)

    3. Зотов Сергей, Майзульс Михаил, Харман Дильшат. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии.// «Издательство АСТ». 2018.

    4. Иванов С. Г. Пространство и время в мировосприятии средневековья и возрождения // известия российского государственного педагогического университета им. а.и. герцена. 2012. № 149. с. 23-51.

    5. Крамер Генрих, Шпрингер Якоб. Молот ведьм. // «Издательство Амфора». 2005.

    6. Кабанов П. Г. Философия для чайников // «электронная издательская система Ridero». 2017. ISBN: 9785448593840

    7. Пронина. Е.Н. Философия: учебник / Е.Н. Пронина; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. — М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. — 612 с.

    8. Сухов. А. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения // «Издательство Мысль». М.: 1986.

    9. Такман Барбара. Загадка XIV века. // «Издание на русском языке AST». М.: 2019. ISBN: 978-5-17-078223-9

    Интернет-источники:

    1. Вводные замечания о средних веках и Византии и вопросы к периоду от Константина Великого до Оттона Великого. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgl.ru/classical-school/confprogr/Conferense_2015_1.html.


    написать администратору сайта