Главная страница

реферат. Доклад М.Монтень (Эпока возрождения). Мишель Эйкем де Монтель


Скачать 17.4 Kb.
НазваниеМишель Эйкем де Монтель
Анкорреферат
Дата07.12.2020
Размер17.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад М.Монтень (Эпока возрождения).docx
ТипДокументы
#157790

Мишель Эйкем де Монтель (28.02.1533, замок Монтень, Франция – 13.09.1592, там же) – французский философ-скептик, писатель гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, получившей «дворянство мантии» в конце 15в. Окончил Колледж в Бордо (1546). В 1558-71 – советник бордоского парламента (судебного учреждения). В 1581-85 – мэр Бордо. В 1588 – депутат Генеральных штатов, на короткое время попал в Бастилию в качестве заложника. Как общественный деятель Монтень выступал за примирение различных политических сил, сильную центральную власть, единство нации и целостность государства, прекращение гражданских войн, свободу вероисповедания.

Главным делом своей жизни Монтень считал написание «Опытов», над которыми он работал до самой смерти и выпустил ещё при жизни три издания (1582, 1587, 1588г.; два последние – в трёх книгах). Владея виртуозной техникой интроспекции, Монтень – через описание самого себя воссоздал в «Опытах» обобщенный образ философствующего аристократа эпохи Возрождения – мыслителя-скептика, гуманиста, моралиста, вольнодумца.

«Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда придётся попрощаться с собственным счастьеи и душевным спокойствием. Он осаживает на каждом шагу человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым. Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья естественной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлеченной идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона, приводимыми Монтенем: «Делай свое дело и познай самого себя».

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно свое дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, силу воли, словом — изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье — слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой — бороться по возможности против тех и других.

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости.

Мировоззрении Мишеля Монтеня - продукт своей эпохи. Но философ говорит и с людьми всех эпох. Сегодня мы читаем «Опыты» Монтеня через призму своего опыта - XXI. 

Смелый критик исторического христианства с его религиозным фанатизмом, обличитель эмпирических нравов, бытующих в Церкви, Монтень обвиняет современных христиан в религиозном нечестии и сетует а то, что «Божественное и небесное учение» находится в «столь порочных руках» (кн.2). в 1676г. Церковь внесла «Опыты» в Индекс запрещенных книг. Все последующие вольнодумцы опирались на Монтеня в их оппозиции религии и Церкви. Вместе с тем атеизм Монтень считал «чудовищным и противоестественным учением», обличал «безумие человеческого самомнения», гордыню «атеистического ума». Он намерен обуздать эти «высокомерные притязания» средствами самого разума, просветленного возвышающей верой В Бога-творца, «великого зодчего» вселенной. Он одобряет замысел испанского богослова Рауймунда Сабундского обосновать в "Естественной теологии» «все положения христианской религии с помощью естественных доводов и доводов человеческого разума» (кн.2).

Монтень видит в философии «умного наставника», высвечивающего главные жизненные ценности и дарующего духовное и физическое здоровье человеку. Культ «естественного человек», счастья и радости жизни – основа гуманизма Монтеня, заостренного против христианского аскетизма, стоицистского нравственного ригоризма и всяческого насилия над личностью. Ему больше по душе «мягкий эпикуреизм», «этика наслаждения», в которой он видел средство избавления от страданий и трагизма жизни. Где для человека польза, там должны быть для него радость, и здравый смысл. Не «ходульный аскетизм», а жизнь в соответствии с разумом и простым требованиями нашей «метери-природы» - такова, по Монтеню, основа человеческого достоинства и «естественной добродетели». Этой «великой простоте», малодоступной людям высшего света, вращающимся в «зачумленном мире» сословного лицемерия, суеты показной жизни, следует учиться у простых крестьян или даже у «дикарей» Нового Света, живущих в согласии и гармонии с природой. Несовершенному человеку, «полному лжи и слабости», Монтень противопоставляет идеал «естественного человека», считая даже, что «уменье достойно проявить себя в своей природной сущности есть признак совершенства и качество почти божественное» (кн.3). Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как «царя природы» и считает его «сыном природы», как бы «забывая» о его сотворении Богом « по своему образу и подобию». Отсюда его «естественные размышления» о жизни и смерти («ни природа, ни разум ничего не говорят нам о бессмертии»), душе и теле и т.д.

«Опыты» оказали влияние на развитие философии и культуры в Европе. Они способствовали развенчанию одностороннего рационализма и утверждению принципов натурализма и эмпиризма (Бэкон, Паскаль, Локк, Гассенди и др), скептицизма (Декарт, Паскаль), вольнодумства (Паскаль, Вольтер, Юм, Бейль, французские материалисты), гуманизма в педагогике (Локк, Руссо). После Монтеня в Европе был подорван культ «строгого трактатного философствования» и стал популярным свободный стиль размышлений в форме «опытов», или «эссе», получивший наименование «эссеистского стиля философствования». Этой изящной форме в философии отдали дань Бэкон, Паскаль, Вольтер, Юм, Ницше, Шопенгауэр и многие другие.


написать администратору сайта