Главная страница
Навигация по странице:

  • ИМРЕ ЛАКАТОС

  • ПОЛ (ПАУЛЬ) ФЕЙЕРАБЕНД

  • МАЙКЛ ПОЛАНИ

  • Доклад по философии. Доклад. Множества концепций философии науки, пришедших на смену неопозитивизму, начиная с середины xx в. Общими чертами постпозитивизма являются


    Скачать 15.98 Kb.
    НазваниеМножества концепций философии науки, пришедших на смену неопозитивизму, начиная с середины xx в. Общими чертами постпозитивизма являются
    АнкорДоклад по философии
    Дата08.12.2020
    Размер15.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад.docx
    ТипДокументы
    #158286

    ПОСТПОЗИТИВИЗМ – общее название множества концепций философии науки, пришедших на смену неопозитивизму, начиная с середины XX в. Общими чертами постпозитивизма являются:

    1) стремление раскрыть реальные механизмы функционирования и развития науки на основе изучения ее истории (начинается история конкретных наук);

    2) попытка соединения эмпирических опытных исследований с теоретическими выводами, предложениями;

    3) интерес к изучению внеэмпирических критериев отбора гипотез, роли ценностей и норм, присущих научному сообществу, в структуре научной рациональности;

    4) анализ метатеоретических оснований научного знания.

    Постпозитивизм реализуется в концепциях парадигмальной структуры науки Т. Куна, методологии исследовательских программ И. Лакатоса, концепции «неявного знания» М. Полани, методологическом анархизме П. Фейерабенда и др. Их объединяет общая идея – проблема роста науки. При этом наука рассматривается как социокультурное явление, связанное с мировоззрением.
    КАРЛ ПОППЕР (1902-1994) – английский философ. Согласно Попперу, любое научное знание подвержено ошибкам. Рост научного знания связан с выдвижением новых гипотез и их решительных опровержений. Теория, которая не может быть опровергнута, – не научна. Неопровержимость не является достоинством теории, это ее недостаток. Т.е. Поппер полагает, что теорию можно считать научной лишь в том случае, если удастся указать на такие возможные события, которые ее опровергали бы, или фальсифицировали. Чем больше возможных фактов исключает теория, тем более она научна.

    Попперу также принадлежит концепция третьего мира.
    ИМРЕ ЛАКАТОС (1922-1974) –  английский математик, логик, философ и историк науки, представитель постпозитивизма.

    Согласно его идеи, любая теория зарождается, развивается и умирает в океане эмпирических фактов. Под исследовательской программой он понимает процесс развития науки, включающей в себя четыре основных элемента:

    1) жесткое ядро программы;

    2) защитныйпояс, состоящий из вспомогательных гипотез.

    3) негативная эвристика, когда новые факты появляются неожиданно, а программа дает им запоздалое объяснение

    4) позитивная эвристика, направленная на рост исследовательской программы, предвосхищая появление новых фактов, т.е. эмпирический рост.
    ТОМАС КУН (1922-1996) – американский историк и философ, исследовал механизм научных революций, ввел понятие парадигмы,

    Парадигма – совокупность теоретических принципов и методологических норм, принятых определенным научным сообществом в качестве образца для решения научных проблем. Период господства одной парадигмы – это период «нормальной науки». Постепенно накапливаются проблемы, которые невозможно решить в рамках этой парадигмы. Под их давлением парадигмы разрушаются.

    Он выделял следующие стадии развития науки:

    - допарадигмальная наука (наука представляет собой смешение соединение различных гипотез и научных сообществ),

    - нормальная наука (парадигмальная) – это период, когда действует парадигма.

    - экстраординарная наука - происходит смена парадигм.

    ПОЛ (ПАУЛЬ) ФЕЙЕРАБЕНД (1924-1994) - американо-австрийский философ и методолог науки. Развитие научного знания предполагает неограниченное преумножение конкурирующих теорий, взаимная критика которых стимулирует научное познание, а успех любой из них определяется умением автора-одиночки «организовать» его. Он отказывается от понятия объективности и истинности знания. В деятельности ученых важна не истина, а «развитие индивидуальных способностей», не познание и его подлинная рациональность, а ничем не стесненное, «абсолютно» свободное поведение. Такую позицию Фейерабенда называют «анархистской эпистемологией».

    Суть концепции: отрицается возможность существования универсального метода познания. Ученые руководствуются принципом «все дозволено», а следование методу мешает творческому мышлению, несовместимо с ним и с реальной практикой научного исследования.

    Таким образом, наука развивается благодаря нарушению общепринятых рациональных методологических правил.

    МАЙКЛ ПОЛАНИ (1891-1976) – британский ученый и философ науки.

    Как и многие постпозитивисты, он искал человеческие факторы развития науки.

    У него существует два типа знания:

    - центральные (явные - теории, законы, факты, материализуемые в книгах, статьях и т.д.);

    - периферические (скрытые, неявные, невербализованные - навыки, традиции, ценностные ориентации).

    Он ввел понятие «скрытого знания», которое всегда присутствует в работе ученого и может значительным, но неявным ему самому образом направлять его мысль.

    Сторонники Полани называли его позицию «посткритическим рационализмом». Ее суть:

    1) признание факта, что науку делают люди, обладающие определенным мастерством (искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, она дается лишь в непосредственном общении с мастером);

    2) люди, делающие науку, не могут быть механически и просто отделены от производимого ими знания и заменены другими приобщенными к этому знанию только с помощью книг и учебников;

    3) посредством своей эпистемологии «личностного знания» он вводит в современную философию науки мотивы ценностной ориентации ученого, его научный опыт как внутреннее переживание, веру в науку, личную ответственность перед ней.

    Личностное знание – это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад ученого.

    Вера является источником знания. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению.

    В широком смысле вера – это то, что мир значительно шире, нежели то, что мы можем познать о нем.


    написать администратору сайта