Главная страница
Навигация по странице:

  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ©Сактанова А. Ж.

  • ©Абдурасулова Р. Р.

  • MODELLING OF HEADWEAR ©Saktanova A.

  • моделирование головных уборов. Сактанова А. Ж., Абдурасулова Р. Р., Абдуллаева Ж. Д.. Моделирование головных уборов


    Скачать 307.65 Kb.
    НазваниеМоделирование головных уборов
    Анкормоделирование головных уборов
    Дата13.01.2023
    Размер307.65 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСактанова А. Ж., Абдурасулова Р. Р., Абдуллаева Ж. Д. .pdf
    ТипБюллетень
    #885357

    Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
    https://www.bulletennauki.com
    Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
    Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
    731
    УДК 930.85 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/89
    МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ
    ©Сактанова А. Ж., Ошский государственный университет,
    г. Ош, Кыргызстан, aruuke.saktanova.ch@gmail.com
    ©Абдурасулова Р. Р., ORCID: 0000-0002-5727-389Х, Ошский государственный университет,
    г. Ош, Кыргызстан, rahimochka@gmail.com
    ©Абдуллаева Ж. Д., SPIN-код:1815-7416, ORCID: 0000-0001-5777-4478, PhD., Ошский
    государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg
    MODELLING OF HEADWEAR
    ©Saktanova A., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, aruuke.saktanova.ch@gmail.com
    ©Аbdurasulova R., ORCID: 0000-0002-5727-389Х, Osh State University,
    Osh, Kyrgyzstan, rahimochka@gmail.com
    ©Abdullaeva Z., PhD, SPIN-code: 1815-7416, ORCID: 0000-0001-5777-4478,
    Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg
    Аннотация. Актуальность: в данной статье рассматривается технология пошива и пошива головных уборов. Цели исследования: изучить конструктивные особенности головных уборов и рассмотрены требования к разработке моделей. На сегодняшний день исследования дизайна головных уборов охватывают множество проблем. Материалы и методы исследования: дизайн этих головных уборов как художественная часть дизайна остается малоизученным. По крайней мере, изучены вопросы художественного оформления головных уборов. Природа изменения моды на головные уборы в Кыргызстане неизвестна.
    Результаты исследования: особое значение имеют вопросы надежного обеспечения устойчивого качества и конкурентоспособности, востребованности производимой продукции. Выводы: разработка новых методов шляп на основе теоретических и экспериментальных исследований является актуальной.
    Abstract. Research relevance: this article discusses technology of tailoring and sewing hats.
    Research objectives: to study the design features of hats and the requirements for the development of headwear models. To date, headwear design research include many issues. Research materials and methods: design of these headwear as an artistic part of design remains poorly understood. At least, the issues of decoration of headdresses have been studied. The nature of the change in fashion for headwear in Kyrgyzstan is unknown. Research results: the issues of reliable provision of sustainable quality and competitiveness, demand for manufactured products are of particular importance. Conclusions: the development of new hat methods based on theoretical and experimental studies is relevant.
    Ключевые слова: метод, спрос, эстетика, легкая промышленность.
    Keywords: method, demand, aesthetics, light industry.
    Женский головной убор дает знать об его владелице, откуда она, о возрасте, семейном положении (женщина, вдова или девушка), указывает на социальную принадлежность [1]. В процессе эволюции общества в ходе развития классовых отношений, экономики и духовной

    Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
    https://www.bulletennauki.com
    Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
    Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
    732
    жизни людей, изменения условий труда и жизни менялись и формы национальных головных уборов. При проектировании головных уборов учитываются общие тенденции моды, наличие новых материалов, применение новых видов техники, применение новых технологий и многие другие факторы. Традиция украшения головного убора уходит корнями в глубокое прошлое, когда вышивка выполняла роль оберега [2].
    Эстетические требования также учитываются при разработке моделей; Учитываются гигиенические, эксплуатационные, технологические и экономические требования к головным уборам. Головные уборы должны соответствовать моде или традициям. Внешний вид, цвет, узор, качество материала и т. д. имеет большое значение при создании модели.
    Гигиенические требования. Эти требования зависят от оптимального веса изделия, а также таких его параметров, как воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность и теплозащита. Соблюдение этих требований тесно связано с соблюдением и моделированием технологии изготовления головных уборов, свойств, используемых основных и вспомогательных материалов (подкладочных материалов), способов их обработки. Шапка не должна слишком плотно облегать голову, так как это может вызвать неприятные ощущения.
    Эксплуатационные требования. Продлению срока службы головных уборов способствует то, что они изготавливаются с полным соблюдением технологии, правильным дизайном модели используемой шерсти, а также применением формоустойчивых и качественных накладных тканей. В связи с этим большой интерес представляют натуральные ткани, по мере увеличения их размера уменьшается твердость, прочность и сминаемость.
    Натуральные ткани играют важную роль в производстве головных уборов. Улучшение качества головных уборов и освоение натуральных тканей при их производстве и повышение производительности труда на предприятиях.
    Технологические требования. При разработке любой модели конструктор должен изготовить шапку карты технологического процесса и учесть требования к имеющемуся оборудованию. Если разработка новой модели требует изменения порядка выполнения операций или внедрения новых технологических процессов, с использованием нового оборудования, конструктор совместно с технологом должен рассмотреть возможность технологической подготовки производства к выпуску новой модели. В противном случае модель не может быть запущена в производство.
    Экономические требования. Эти требования в первую очередь связаны со стоимостью шапки, которая в основном определяется рациональным использованием материалов.
    Материальные затраты составляют 80-95% от общей стоимости товара. Стоимость шапки зависит от времени ее изготовления и дизайна модели. Моделирование создает модель шляпы.
    Статья составлена на основе методов повествования требований и особенностей кроя при моделировании головных уборов. Особенности моделирования и проектирования головных уборов предшествуют процессам моделирования и проектирования, которые являются основой для создания технической документации, необходимой для производства головных уборов. Моделирование — это творческий процесс. Модельер должен обладать творческим воображением, широким кругозором, умножать увиденное ранее и получать все самое актуальное в прошлом или настоящем.
    Мысли о будущей модели возникают в сознании модельеров на основе наблюдений и впечатлений от окружающей их жизни: встреч с людьми, выставок, модных журналов, специальной литературы, посещения музеев, театров, кино и т. д. Модельер должен уметь все проанализировать и найти новое решение.

    Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
    https://www.bulletennauki.com
    Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
    Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
    733
    Началом создания новой модели шапки может стать материал, его назначение и свойства. Моделирование головных уборов учитывает эстетические, экономические и утилитарные требования, а главное, изделие соответствует модным тенденциям. При создании модели художник-модельер должен учитывать природную красоту меха и его фактуру, знать виды и товарные свойства меховых полуфабрикатов, технологию аппликации и пошива в массовом и частном производстве.
    При моделировании шапки следует учитывать индивидуальные особенности (пол, возраст, тип лица), назначение шапки, вид полуфабриката, ее теплотехнические свойства, форму волос и толщину ткани, вес, целесообразность использования данного вида шапки. ткань для конкретной модели. Необходимо моделировать головные уборы разной компоновки, максимально использовать пространство при раскрое и процесс изготовления изделия соответствует технологическому процессу производства. Другими словами, конструктор должен быть знаком с технологией производства и его организацией.
    Влияние полуфабрикатов на модели шляп. При моделировании головных уборов дизайнер должен в первую очередь исходить из природной красоты и оригинальности материала.
    При моделировании фетровых шапок следует учитывать, что эти особенности материала наиболее полно раскрываются в шапочках, плотно прилегающих к голове.
    Влияние возраста и фигуры человека на модель шляпы. Шапка должна соответствовать внешности человека и составлять с ним единое целое. Форма и художественное оформление шляпы зависят в первую очередь от формы лица, цвета кожи, глаз, волос, прически и общего стиля придаваемого лица.
    Если лицо полное и круглое, форма шапки должна зрительно его удлинить. Маленькие шляпки, сдавленные с боков, не подходят на полное лицо. Если лицо худощавое и длинное, форма шляпы должна расширять его, как зрачок глаза. К такому лицу не подходят высокие шляпы, а также шляпы небольшого размера, широкополые, с рамками, небольшими опушками и так далее.
    Общеизвестно, что прическа может изменить голову и лицо человека. По мере изменения волос меняется и форма шляпы. При моделировании следует учитывать специфику этой прически. Когда прическа высокая или вьющаяся, высота и размер шапки увеличиваются. Гладкие прически, напротив, привносят моду на маленькие шапочки, подчеркивающие форму головы.
    Дизайн шапки должен соответствовать фигуре и росту человека. Это должно помочь увеличить или уменьшить визуальный рост, например, или утяжелить изображение. Полному человеку предлагается плоская шляпа, а человеку с полной и круглой фигурой – высокая шляпа.
    Форма и декоративное решение головных уборов для молодых, людей среднего и пожилого возраста различны. Людям старшего и среднего возраста следует соблюдать больше рисунков головных уборов, а в более молодом возрасте допускать резкие решения.
    Для создания единого костюмного ансамбля форма шляпки должна соответствовать стилевому решению костюма.
    Головные уборы должны быть не только модными, но и сочетаться с одеждой, которая должна украшать человека и красиво смотреться во всех уголках головы. Шляпы придают лицу самые неожиданные слова: серьезное или легкое, делают человека молодым или старым, красивым или безобразным. Вот почему так важно правильно подобрать головной убор.

    Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
    https://www.bulletennauki.com
    Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
    Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
    734
    Детские шапочки кроются так же, как и взрослые шапочки. Они также должны составлять единый ансамбль с одеждой и отражать моду того времени. Однако в раннем возрасте голова ребенка имеет неправильную форму: выступающая шея или выпуклый лоб и т. д. В связи с этим моделирование детской шапки следует начинать с сокрытия всех недостатков формы головы.
    Шапка должна быть легкой, теплой, не загроможденной лишними деталями, не сковывать движения; Края передней и задней крышки должны плотно прилегать к голове.
    Шапочки для дошкольников обычно легкие и украшены разнообразными коническими формами. Для детей постарше лепят замысловатые шапочки. Производство головных уборов может быть массовым, серийным и индивидуальным. В массовом производстве головные уборы выпускаются разным тиражом по одной модели, в серийной одежде - мелкими партиями по одной выкройке – большим объёмом.
    Как правило, это сложные, дорогие головные уборы. Что касается индивидуального производства, то для него характерно создание унифицированных моделей. Их моделируют бизнес, студии, дизайнеры. Индивидуальное моделирование основывается на конкретной внешности человека с учетом его возраста, пышных форм лица, прически, роста, размера шапки, фигуры, цвета волос и кожи, предназначения модели.
    Особенности моделирования головных уборов для массового и частного производства типичны для моделирования головных уборов серийного производства.
    Как правило, производство модели является сложным и подстраивается под конкретное требование закупки. Его производство зависит от наличия войлока, материалов и деревянных форм. При моделировании массовых и серийных головных уборов дизайнер должен хорошо знать особенности производственного процесса и организации производства.
    Моделирование головных уборов в массовом производстве должно основываться на следующих требованиях: форма и сечение модели должны быть очень простыми, но модель должна быть модной и удовлетворять потребности покупателей; должны быть предоставлены ткани и украшения, используемые для изготовления модели; при моделировании модель должна ориентироваться на ресурсы, доступные предприятию до внедрения.
    Индивидуально изготовленные головные уборы составляют особую группу. Структура и пропорции компонентов этих изделий отличаются особым подходом, как и силуэт. В основе разработки таких моделей лежит индивидуальность образа определенный набор внешних данных мужчины, способ держания, умение носить вещи. Учитывая эти особенности, дизайнер создает головные уборы либо больших размеров, либо очень маленьких, либо в различных сочетаниях и техниках кроя.
    Все головные уборы классифицируются по материалу, моделям, размерам и способам изготовления, которые используются для верха, направлению, полу. Шапки на высоких материалах делятся на цельные и комбинированные. В сшитой шапке все детали фиксации выкройки данной шапке используются различные аппликационные материалы и клеи.
    Моделирование шапок в основном начинается с создания эскизов модели, которую вы делаете на затылке.
    Основными сведениями, определяющими характер шапки при разработке эскиза, являются: изображение головы того, для кого предназначена шапка, условия эксплуатации шапки, вид ткани, особенности фасона типа производства как массовое, серийное и индивидуальное. Если модель предназначена для массового или серийного производства, то в основе модели лежит не конкретный образ человека, а обобщение характеристик

    Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
    https://www.bulletennauki.com
    Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
    Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
    735
    потребителя. Когда внешний вид модели и ее пропорции найдены, эскиз рассматривается худсоветом предприятия. После утверждения эскиза дизайнер приступает к созданию модели. Существует два способа моделирования шапок: вышивка и графика. При прокалывании иглой форма шляпки выполняется макетными материалами серого цвета. Для этого подготавливают макет ткани до деталей, а затем создают разработанную модель или размещают необходимые сгибы для подгонки под нужную форму. Прокалывание иногда называют макетированием.
    Графический метод моделирования создается путем черчения. Этот метод часто используется для получения основных частей мужских головных уборов, а также для моделирования некоторых головных уборов для женщин и детей.
    Выбор метода лепки зависит от сложности формы шляпки. Если модель новая и сложная, ее следует использовать, потому что игла позволяет получить ее точную форму.
    Иногда дизайнер использует существующие формы для создания новой модели на основе изменений формы.
    Метод раскроя макетных материалов создает контур формы и силуэта будущей модели по эскизу. Затем наносится линия для заполнения пьедестала мелом или карандашом. Линия приседа является исходной линией в моделировании и построении и проходит вокруг головы по передней и задней части головы, чтобы определить расположение шапки. Направление этой линии определяет пропорции частей шляпы и характеризует ее общий стиль.
    По линии присадки материал модели протыкают штифтами, передняя и поперечная части которых расположены под углом к линии присадки. Затем создается модель путем резки и посадки материала в соответствии с вырезанным эскизом. Процесс творческого проектирования коллекции является совокупностью художественного и технического аспектов [3]. Дизайн и технологическая деятельность основываются на проектировании, и ее результатами являются предметы, удовлетворяющие вкусам и предпочтениям конкретных потребителей [4].
    Для лучшего сохранения формы материал макета должен быть безворсовым. При создании модели материал слегка увлажняется и придает прикроватной тумбочке нужную форму. Затем высушивается макет, в котором указываются все линии шляпы, и особое внимание уделяется композиции, т. е. единству всех элементов, входящих в модель, и их взаимодействию.
    Расчетно-графический метод применяют при построении шляп в форме цилиндров, усеченных конусов и т. п., имеющих правильную геометрическую форму. Для этого форму шапки разбивают на правильные геометрические фигуры, а затем рисуют фигуры на плоскости. На швы при литье предоставляются скидки с учетом натяжения шерсти и ткани при литье и последующей усадки при хранении. Этим методом можно создавать выкройки для многих моделей головных уборов.
    Методом сетки изготавливают головные уборы, имеющие форму неправильных геометрических фигур. Линии шва наносят на деревянную форму, затем проводят ряд геодезических линий параллельно основанию на равных расстояниях (2-3 см) в зависимости от формы. Разделение поверхности формы шляпы на геодезические линии приведено на рис.
    Измерив длину линий между швами и зная расстояние между линиями, последовательно переносят их на плоский рисунок, в результате чего получается выкройка. Метод сетки, несмотря на его сложность, позволяет точно построить форму. Кроме того, он позволяет оценить изменения, которые необходимо внести, чтобы детали больше соответствовали форме шапки, а также больше обрабатывать их при раскрое шерстяного полуфабриката и

    Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
    https://www.bulletennauki.com
    Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
    Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
    736
    изготовлении изделия. Таким способом можно определить размер даже маленьких стрелок.
    Макеты могут быть выполнены из бумаги, картона [5]. Метод макета используется для создания мягкой драпированной шляпы, которую сложно выполнить. Метод основан на использовании макетного материала. Все сгибы, сборки и другие строчки размещаются в соответствующей деревянной форме или макете в соответствии с моделью шляпы. Материал должен располагаться под углом 45 градусов к центральной линии шапки по направлению нитей раскладки;
    Вырезаются излишки раскладочного материала, их стыки, глубина и направление стрелок, ширина швов, юбки и т.д. Материал измельчается и размечается по основным линиям. На макете конструкции уточняются пропорции шляпы и указываются линии разреза.
    Затем модельный материал извлекается из формы, отделяется, разрезается по линиям разреза, выравнивается или проглаживается утюгом.
    Модель считается разработанной, если она соответствует коэффициентам использования материала при раскрое в траурном производстве, а ткань не сложна в раскрое, но относится к тем же используемым текстильным материалам. На основании разработки составляется акт, который подписывается представителями индустрии и модельных групп.
    При изготовлении всех технических и комбинированных головных уборов используются аппликационные и отделочные материалы: ткани (шелк, хлопчатобумажная ткань, полушерсть, шерсть и др.); кожа (велюр, замша, кожа хромового дубления); теплоизоляционные материалы (марлевые листы, швейная вата, вата, нетканое полотно и др.); Покровные материалы (вата клееная в марле, марля накладная, ткань неклейкая, ткань воротниковая и др.); декоративные материалы включая нитки, ленты и др.
    Для придания устойчивой формы, а также сохранения ее в процессе работы, при изготовлении головных уборов используются подкладочные материалы: хлопчатобумажная ткань. Подкладочные материалы должны быть тонкими, мягкими, легкими и недорогими.
    Они должны выдерживать основные деформационные нагрузки в процессе эксплуатации и поэтому быть прочными. Нетканые материалы значительно легче шерсти, а их эластичность выше, чем у накладной марли. Кроме того, они еще и технологичны. Ткань воротника - хлопчатобумажная ткань в виде бязи, но более плотная, из полимеров. Обладает способностью смачивать деформацию и приобретать нужную форму, а при высыхании сохраняет эту форму.
    Для придания шапке красивого законченного вида используются различные декоративные материалы. К ним относятся: ткачество, вышивка и другое. Вспомогательные материалы, наиболее важные вспомогательные материалы. Пряжа из хлопчатобумажной ткани ГОСТ 6309-80 должна быть прочной и иметь одинаковый тон по всей длине. Нитки не должны иметь узлов, а цвет ниток должен быть сильным.
    Выпадение грязных волос, покрытие волос посторонними веществами. Внешние признаки: заворачивание волос в войлочную массу чаще всего наблюдается у овчин весной.
    Причина дефекта: волосы забиты посторонними веществами. Внешние признаки: заметная разница теней разных участков. Причина дефекта: участки войлочного полотна плохо подготовлены к росписи или использовались некачественные красители. Традиционные ремесла в воссоздании кыргызской национальной одежды: вышивка, прядение, ткачество, шитье, изделия из кожи, украшения и др. играет важную роль.
    Список литературы:
    1. Реснянский С. И., Ефимова Л. В. Эстетическое значение в дизайне формы головного убора женского костюма // Сервис в России и за рубежом. 2012. №5. С. 156-167.

    Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
    https://www.bulletennauki.com
    Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
    Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
    737
    2. Назарова И. В. Лексика женских головных уборов в говорах юга Нижегородской области: тематические группы // Вестник КГУ. 2007. №3. С. 124-128.
    3. Калабина О. В., Патрушева Л. К., Ракова Е. В. Проектирование коллекции как способ творческой самореализации и профессионального становления будущих конструкторов изделий легкой промышленности // Концепт. 2014. №S33. С. 26-30.
    4. Некрасова Г. Н., Малых Н. В. Графическая составляющая в дизайн-технологической деятельности будущих конструкторов одежды // Концепт. 2014. №S33. С. 31-35.
    5. Дорофеюк Н. В., Костина Ю. О. Макетирование как метод моделирования объектов предметно-пространственной среды при изучении основ архитектурно-дизайнерского проектирования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №1 (54). C.
    80-83.
    References:
    1. Resnyanskii, S. I., & Efimova, L. V. (2012). Esteticheskoe znachenie v dizaine formy golovnogo ubora zhenskogo kostyuma. Servis v Rossii i za rubezhom, (5), 156-167. (in Russian).
    2. Nazarova, I. V. (2007). Leksika zhenskikh golovnykh uborov v govorakh yuga
    Nizhegorodskoi oblasti: tematicheskie gruppy. Vestnik KGU, (3), 124-128. (in Russian).
    3. Kalabina, O. V., Patrusheva, L. K., & Rakova, E. V. (2014). Proektirovanie kollektsii kak sposob tvorcheskoi samorealizatsii i professional'nogo stanovleniya budushchikh konstruktorov izdelii legkoi promyshlennosti. Kontsept, (S33), 26-30. (in Russian).
    4. Nekrasova, G. N., & Malykh, N. V. (2014). Graficheskaya sostavlyayushchaya v dizain- tekhnologicheskoi deyatel'nosti budushchikh konstruktorov odezhdy. Kontsept, (S33), 31-35. (in
    Russian).
    5. Dorofeyuk, N. V., & Kostina, Yu. O. (2014). Maketirovanie kak metod modelirovaniya ob"ektov predmetno-prostranstvennoi sredy pri izuchenii osnov arkhitekturno-dizainerskogo proektirovaniya. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, (1 (54)), 80-83. (in
    Russian).
    Работа поступила
    в редакцию 16.04.2022 г.
    Принята к публикации
    21.04.2022 г.
    ________________________________________________________________________________
    Ссылка для цитирования:
    Сактанова А. Ж., Абдурасулова Р. Р., Абдуллаева Ж. Д. Моделирование головных уборов
    // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 731-737. https://doi.org/10.33619/2414-
    2948/78/89
    Cite as (APA):
    Saktanova, A., Аbdurasulova, R., & Abdullaeva, Z. (2022). Modelling of Headwear. Bulletin
    of Science and Practice, 8(5), 731-737. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/89


    написать администратору сайта