Культурология. Модуль общие вопросы теории культуры. История развития мировой культуры
Скачать 41 Kb.
|
www.testent.ru Модуль: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Цивилизации Индии и Китая, их особенности. Древние культуры и цивилизации (Египет, Вавилон, Иран, Индия, Китай, Япония) Индия – один из самых древних культурных очагов человечества. В конце II тысячелетия эта культура попадает под власть ариев – полукочевых варварских племен. Арийское вторжение положило начало совершенно новой культуре. Экономический подъем был обусловлен началом использования железных орудий. Стали возделываться сельхозкультуры: рис, сахарный тростник, хлопок. На смену родовому равенству приходит варно-кастовый строй и государство. Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых сословий: - брахманы - жрецы и мыслители; - кшатрии – правители и воины, военная знать; - вайшьи – земледельцы, ремесленники, купцы; - шудры – батраки, слуги. Законом были строго запрещены смешанные браки и переход из одной варны в другую. Особенность древнеиндийской мифологии – ее множественность. В хараппской культуре на первом плане культы плодородия (Богиня – Мать) и земледелия. Индийская мифология развивает учение о душе, карме (действие с последующим вознаграждением или наказанием) и сансаре (переход из одного тела в другое, но каким будет новое тело – определяется кармой). Индийская философия разнообразна и глубока по содержанию. Можно выделить йогу – философию, включающую в себя тренировку тела и духа (подготовку к освобождению); буддизм - это и самая древняя мировая религия, и этика, и определенный образ жизни. Основателем учения считается принц Сиддхартха Гаутама. В Индии буддизм был принят в качестве официальной идеологии царем Ашокой в III в. до н.э. Поэтические памятники древнеиндийской культуры - поэмы «Рамаяна», сказание о деяниях Рамы, и «Махабхарата» о великой войне потомков Бхараты. Научные достижения древнеиндийской культуры в математике – начальная форма алгебры, десятичная система исчисления, положительные и отрицательные числа, дроби, понятия «ноль» и «бесконечность». Китайская культура по праву считается ний, позволила сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой. В Древнем Китае возникла своеобразная письменность – пиктография с постепенным переходом к иероглифам. Выдающимися научными открытиями были книгопечатание, порох, компас. Секрет изготовления фарфора открыт китайскими мастерами; им удалось найти подходящую глину и получить высокую (1280 градусов) температуру для ее спекания. Компонентами фарфора также являются каолин, полевой шпат и кварц. Общекультурное значение имело изобретение бумажных денег – ассигнаций. Китаю принадлежало изобретение механических часов. Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), был не только философом, но и педагогом, политическим деятелем. По Конфуцию, гуманность и этикет – это две опоры, на которых строится все общественное благополучие. Чтобы его достичь, человек должен благоустроить свой внутренний мир; для этого необходимы чистое сердце, правдивость и сознательность мысли, которая может быть достигнута лишь на пути познания человеком самого себя. Основателем даосизма является философ Лао-цзы. Дао – одно из фундаментальных понятий в китайской философии. Оно переводится как «путь», «дорога», но имеет значение вечного, неизменного, непознаваемое начало. Центральная проблема даосизма – учение о бессмертии, исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Достижения в науке: появляются начальные формы календаря; была составлена карта звездного неба; быстро и успешно развивались математика и астрономия. Уже в V в. до н.э. появляется трактат «Математика в девяти главах», суммировавшая достижения в математике, накопленные в Китае за несколько веков. В этом труде были раскрыты свойства прямоугольного треугольника, вводится понятие отрицательных чисел. Основная литература: Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с.122-139 Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с.14-23 Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002 Полищук В. Культурология / М., 1999 Авиренцев С.С. Древние цивилизации / М., 1989 Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994 Турысжанова Р.К. Краткий курс философии / Алматы, 2004 Дополнительная литература: Буддизм: история и культура / М., 1989 Бельцхий Л. Забытый мир шумеров / М., 1980 Галич М. История доколумбовских цивилизаций / М., 1990 Керам К.В. Боги, гробницы, ученые / М., 1994 Матье М.Э. Искусство Древнего Египта / М., 1970 Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья / М., 1986 Мусалаев Н.Н. Культуры и цивилизации Древнего Востока: Египет, Вавилон, Иран, Индия, Китай, Япония / Алматы, 1995 Перелямов Л.С. Слова Конфуция / М., 1992 Поспелов Б.В. Очерки философии и социологии современной Японии / М., 1994 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы / М., 1985 Турысжанова Р.К. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей в системе образования азиатских стран (на примере Казахстана, Японии и Южной Кореи). Монография / Алматы, 2002 |