«Молодёжная субкультура и культура для молодых ». эссе молодёжная. Молодёжная субкультура и культура для молодых
Скачать 25.83 Kb.
|
Эссе на тему: «Молодёжная субкультура и культура для молодых » Автор работы: Прудникова Марина Алексеевна Учитель истории и обществознания МБОУ Алешинская ООШ Молодёжная субкультура и культура для молодых Из школьного курса «Обществознания» нам знакомы такие термины, как массовая культура, молодёжная субкультура, контркультура. Учась в школе, мы совершенно не задумывались о том, как они связаны между собой, о том, что «молодёжная культура», «молодёжная субкультура» и «культура для молодых» - оказывается не совсем одно и то же. Давайте сегодня, после того, как получен определённый багаж знаний, попробуем провести грань между ними, попробуем показать уникальность и многогранность молодёжной субкультуры как важнейшего явления духовной жизни современного общества. Массовая культура зарождается в индустриальном (промышленно развитом) обществе приблизительно на рубеже ХIХ-ХХ веков. Это общество, где утверждается рыночная экономика, основанная на частной собственности, где получение прибыли является главной целью каждого участника общественной жизни. Одновременно там утверждаются ценности прогресса и личного успеха, находят признание и демократические ценности. До этого момента культура была предназначена только для немногих избранных представителей высших сословий (элитарная). Теперь она становится доступной и понятной всем, не требует специальной подготовки для восприятия. Однако все плюсы перечёркиваются одной из её главных целей – выкачивание денег из населения (коммерческая направленность). Так как она распространяется и тиражируется через средства массовой коммуникации, то это позволяет без особых усилий контролировать поведение больших групп людей, манипулировать ими, навязывать определённый образ жизни, определённые стандарты поведения. Особенно привлекательна в этом плане молодёжь. Молодежь (люди от 14 (16) – до 30 лет) составляет огромную социальную группу - почти половину населения общества. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Естественно, что эта демографическая группа имеет свою собственную культуру, как часть общей культуры общества. Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных в США в 30-50 гг. XX века. Учёные-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодёжных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Они рассматривали ненормативное, то есть нестандартное с точки зрения общественных норм, поведение молодёжи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие "субкультура". После второй мировой войны термин "молодёжная субкультура" стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодёжью. Отмечалось, что рост благосостояния ведёт к повышению покупательной способности молодёжи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо "прорывом тинейджерской культуры. Каковы же факторы возникновения молодёжной субкультуры? Так как молодёжная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по какой-то причине удовлетворить эти потребности традиционным путём, то для её оформления необходимо сочетание следующих факторов: -отказ от принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (кризис общества и его основных институтов, например, семьи и семейного воспитания, социально-экономические проблемы (безработица, малоинтересная работа)); - попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем (нежелание быть как все), обрести осмысленный и значимый досуг, возможности самовыражения; - особенности возрастной психологии. Молодёжь эмоциональна, динамична, независима. У большинства ещё нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек. - поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками; - влияние коммерциализированных СМИ. Уже в 90х годах XX столетия в отечественной науке были предприняты первые попытки разграничить понятия молодёжная культура и молодёжная субкультура (Бобахо В. А. и Левикова С. И). Итак, понятие «молодежная культура» в широком смысле включает в себя «молодежную субкультуру» и «молодёжную контркультуру». Молодёжная субкультура - это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей. Однако сегодня мы говорим ещё и о «культуре для молодых». Каковы же основные отличия молодежной субкультуры и культуры для молодых? Во-первых, молодёжная субкультура создаётся самими молодыми людьми, а культура для молодых инициируется старшим поколением для «детей»; во-вторых, для первой присущ нонконформизм, а для второй - конформизм; в-третьих, первая имеет урбанистический характер, а вторая рассчитана на всех молодых людей, независимо от места проживания; в-четвёртых, субкультура понятна лишь знающим и посвящённым людям, а культура для молодых предельно доступна каждому и ставит целью нивелирование всех под определённый стандарт массового общества. Элементом молодёжной культуры, как мы выявили ранее, является молодёжная контркультура. Само понятие появилось с лёгкой руки американского преподавателя истории Т. Рожака в 1969 году на волне студенческой революции в США. Так что же такое контркультура? Это культурные течения, противопоставляющие себя официальной культуре, контрастирующие с нею, бросающие ей своего рода вызов. Почему? Жизнь человека в современном индустриально развитом обществе насквозь трагична: будучи носителем всех человеческих возможностей, человек, оказывается, не в состоянии их реализовать. Капиталистическая фабрика беспрерывно штампует «одномерных людей», внутренне несвободных, мыслящих и действующих в строгом соответствии с эталоном, поступающим извне. В роли этих эталонов выступают постоянно воспроизводимые обществом свойственные ему стереотипы культуры. Сломать эту культурную систему можно только путем разрушений внутри нее самой. Выполнение именно этой функции, по мнению Г. Маркузе (немецко-американский философ), и лежит на плечах контркультуры. Исторически возникновение феномена контркультуры совпало со временем появления молодежных субкультур, поскольку их образование обусловлено началом перехода индустриально развитых общественных систем к постиндустриализму. Кроме того, именно субкультурная молодежь в 60-е годы ХХ столетия создала контркультуру. Однако молодежная субкультура и контркультура – это два разных типа культуры, которые могут: не иметь ничего общего между собой; взаимопересекаться; сливаться в одно целое. Давайте проведём некие линии сравнения между молодёжной субкультурой и контркультурой. Для первой характерна конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира, а для второй – деструктивная, направленная на борьбу с «врагом»; для первой – закрытость, а для второй – открытость, противостояние и «война»; для молодёжной субкультуры – пассивно-оборонительная позиция, а для контркультуры – агрессивно- наступательная и др. Молодежные субкультуры всегда ассоциируются у простого обывателя с чем-то подпольным. На самом деле в них нет ничего запретного и криминального– просто они не такие, как все. Но…до тех пор пока она не заменяет все остальные сферы жизни и не оказывает негативное влияние на психику молодого человека. Особую опасность представляют современные субкультуры, культивирующие депрессивный настрой, суицидальные наклонности, агрессию к окружающим. Некоторые учёные делят молодежные направления на три вида: абсолютно безопасные, потенциально опасные и представляющие повышенную угрозу.\ Так, воркаутеры (уличные гимнасты, турникмены) - позитивные ребята – приверженцы здорового образа жизни. Их основная цель - красивое накачанное тело, обретение силы и выносливости. Хипстеры– интеллектуальная, обеспеченная молодежь, следующая прогрессивным тенденциям современного общества. Хипстеры не представляют жизнь без продвинутых гаджетов и девайсов, преимущественно компании Apple. В список их интересов входит альтернативная музыка, авангардное искусство, артхаусное кино. Ванильки – (ванильные девушки) - новое прочтение образа тургеневской барышни. Считается, что это движение стало протестом против вульгарности и мужеподобности современных девушек. А вот Готы, Эмо уже не столь безобидны, проповедуя разрушительные тенденции для человеческой психики: в почете черная магия, мрачный пессимизм, романтическое восприятие смерти, черный цвет, вечная тема суицида. Вопрос: а как относиться, например, к геймерам, которые все больше начинает погружаться в виртуальную реальность, впадают в игровую зависимость, избавиться от которой самостоятельно довольно трудно? Или фрикам, напрочь отказывающимся от моральных устоев общества и общепринятых стереотипов поведения. Это далеко не полный обзор таких разных современных молодёжных субкультур. Но у них есть единый знаменатель – это позитивные функции, которые они выполняют: 1) Самоидентификация – она осуществляется молодёжью, принадлежащей к субкультуре, через противопоставление «миру взрослых», обществу, сверстникам; 2) Социализация– происходит посредством восприятия и усвоения молодыми людьми специфических субкультурных норм и ценностей; 3) Самореализация – молодые люди осуществляют её через творчество, формирование особого стиля и образа жизни, свойственных субкультуре; 4) Коммуникация. Принадлежность к субкультуре даёт возможность молодым людям найти круг общения, которого они очень часто лишены в семье, образовательных учреждениях, на работе и т.д. То, что это общение часто носит виртуальный характер (субкультура «хакеров»), в принципе, не имеет значения; 5) Рекреационная. Организация развлечения и досуга. Субкультура обеспечивает проведение молодым людям свободного времени; 6) Социальные изменения. Эта функция реализуется уже не по отношению к молодёжи, а по отношению ко всему обществу. Очень часто под воздействием той или иной субкультуры изменяются и базовые ценности и институты общества. Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что молодёжная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования. Она может быть агрессивной и даже разрушительной для общества. Вместе с тем, умелая молодёжная политика и работа с молодёжью могут направить выход «пара» в необходимое для общества русло. |