Монастырь в горах Ченикалова Е.. Монастырь в горах
Скачать 28.81 Kb.
|
Монастырь в горах Елена ЧЕНИКАЛОВА "Давно я слышал от разных лиц сказание о существовании где-то в Кавказских горах каких-то древних христианских церквей, где-то на высотах едва доступных, в вершинах р. Зеленчука ли, Кубани ли. Не ясно, но интересно. Когда бы удобнее туда пробраться?" - писал в своем дневнике епископ Ставропольский и Екатеринодарский Владимир (Петров), занявший кафедру в Ставрополе в 1886 г. Пробыв на Ставропольской кафедре всего три с половиной года, он оставил большой след в жизни епархии. Имея богатый опыт миссионерской деятельности, приобретенный им на Алтае, епископ Владимир продолжил ее и на новом месте службы, в частности, учредив в Калмыкии Князе - Михайловский миссионерский стан, указав место для строительства храма в честь мученически погибшего в татарской орде благоверного князя Михаила Тверского. В храме хранилась шелковая епитрахиль владыки с надписью: "В сем епитрахиле епископ Владимир совершал крещение 14 семейств из калмыков в Яшалтинской балке (близ села Яшалты) 13 и 14 мая 1889 года". Другим выдающимся событием в деятельности епископа было открытие храма в честь св. Владимира при Андреевском архиерейском подворье с уникальным иконостасом, в котором почти все иконы были писаны с образцов Х века. Вся обстановка храма напоминала церкви эпохи св. князя Владимира - Красное солнышко, как его ласково звали на Руси. Это произошло в 1888 г. - год 900-летия крещения Руси. Для благотворительной деятельности при храме было создано братство св. Владимира. Но главным детищем владыки Владимира стал Зеленчукский монастырь. В первый же год своего пребывания на Кавказе владыка посетил по приглашению насельников Александро-Невской обители - казаков и афонского иеромонаха Серафима (Титова) - Зеленчукское ущелье, где сохранялись развалины древнего аланского города и в том числе нескольких церквей византийского стиля. Одна из этих церквей, по-видимому, домовая церковь аланского князя, была посвящена пророку Илии, который был на древнем Кавказе так же почитаем, как Георгий Победоносец. Этот храм сохранился лучше остальных, и афонские монахи вместе с местными помощниками из казаков подготовили его для совершения богослужений. Когда епископ Владимир по приглашению о. Серафима отправился в Зеленчукское ущелье, вместе они посетили древний храм у аула Сенты, а затем подробно осмотрели развалины аланских городских домов и храмов. Попутно владыка собирал сведения и о других древних христианских святынях Кавказа - в местечке Архыз, под Эльбрусом... Позже епископ опишет все собранные сведения в "Ставропольских епархиальных ведомостях". ...Церковь к приезду владыки Владимира была уже украшена, повсюду горели свечи "воску ярого", земляной пол был усыпан чистым песком, окна завешены. В полном облачении при сослужении сопровождающих епископа и местных священников и дьяконов был отслужен молебен - первый после стольких веков забвения здесь христианства. Окропив храм и молящихся святой водой, владыка благословил святое место для возрождения обители. Отныне в храме стали совершаться богослужения на походном антиминсе, чтобы насельники монастыря и богомольцы-паломники могли причащаться Святых Христовых Тайн за литургией. Указом от 9 сентября 1887 г. Святейшего Синода была учреждена общежительная "Свято-Александро-Афонская закубанская пустынь", как сначала официально именовался монастырь. К этому времени храм был полностью отремонтирован, расширен пристройкой, возведены из камня одно- и двухэтажные дома, каменные и деревянные хозяйственные постройки: мастерские, амбары, сараи, конюшня, каретник, баня, водяная мельница, загоны для скота, пчельник на 120 ульев. Постоянно проживали в пустыни четыре иеромонаха, иеродьякон, четыре монаха, 25 послушников и от 30 до 150 рабочих. Много помогали паломники и богомольцы, которых во время Великого поста бывало от ста до тысячи человек. Вскоре название "Закубанская" заменили на "Зеленчукская". Официальное открытие монастыря состоялось во второй приезд в него преосвященного Владимира в ноябре 1889 года. В те дни в обитель прибыла копия с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской, считавшейся покровительницей гор. Писал образ московский художник Дмитрий Струков, много сделавший для сохранения фресок древних храмов Кавказа и их внешнего вида. В свое время Гребневскую икону казаки города Гребнева преподнесли Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовом поле. Несмотря на начавшиеся снежные бураны, экипаж с епископом Владимиром благополучно после трех дней пути и переправы вброд через бурный Зеленчук прибыл в обитель. Несколько отставшие певчие и дьяконы с ризницей прибыли только на следующий день, поэтому вечернее богослужение владыка совершал с местным духовенством. Утром, за литургией о. Серафим был возведен в сан игумена - первого игумена Александро-Афонской Зеленчукской пустыни. Архипастырь вручил ему также игуменский жезл, напутствуя своими наставлениями. Храм был полон молящимися паломниками, а богослужение сопровождалось протяжным пением монахов с сохранением напевов, принятых на Афонской горе. Крестным ходом были освящены отстроенные здания храма и келий братии. На следующий день, прощаясь, владыка Владимир вынес из алтаря Иверскую икону Божией матери, благословив ею обитель. Вокруг монастыря поселилось много отшельников. Они жили в сохранившихся и до наших дней более чем 60 уединенных келиях-пещерах, искусно вписанных в ландшафт. В некоторых из них заметны остатки лежанки, печки. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надежная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Монахи зарабатывали себе на жизнь тем, что резали из дерева посуду, плели корзины. Казаки носили им хлеб. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Обитель еще существовала, молилась, трудилась. Монастырь, кроме всего прочего имущества, имел паровую гидравлическую маслобойню, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Зеленчукской, Баталпашинской, под Гулькевичами. В 20 верстах от пустыни находился покровский скит. С начала основания монастыря под его покровительство были переданы также Сентинский и Шаонинский храмы, реставрация которых началась еще по благословению епископа Владимира. ...Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье, как и повсюду в России, было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. Были расстреляны три монаха. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Одну из них - икону Святой Троицы - тайно вынесла девочка Зоя, дочь репрессированного священника. Сейчас эта икона стоит на левом клиросе зеленчукского храма святых апостолов Петра и Павла. На территории монастыря по советской традиции в 30-е годы находилась колония для преступников, затем жили дети-сироты из блокадного Ленинграда. Сегодня эта территория принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Заповедный режим не позволяет вести широко строительство, реставрацию, богослужения в древнехристианских святынях - византийских храмах, благоустраивать святые места. Среди развалин монастырских построек, сильно пострадавших также в Великую Отечественную войну, растут крымские сосны, грецкие орехи, липы, плодоносят до сих пор более 50 яблонь, посаженных монахами, сохранились подземные ходы, порой в рост человека, ведущие к Зеленчуку. Следует помнить и то, что вся территория монастыря - почти сплошь монашеские захоронения. Только у Северного храма они идут в три яруса, и их более 300. Теперь богослужения совершаются только в маленьком храме в честь пророка Илии. Прихожанами являются в основном жители поселка астрономов - Буково, а летом паломники, приезжающие даже из-за рубежа. Служит в храме священник о. Виктор Плотников, который в своей небольшой книге о монастыре пишет: "Несмотря на то, что монастырь официально как бы не существует, но вся жизнь здешняя наполнена монашеским духом". Ставропольские богомольцы едут сегодня на поклонение святыням в соседние Краснодарский край, Кабардино-Балкарию, Ростовскую область и дальше. Между тем рядом лежит в разрухе богоизбранная, древнехристианская земля, впитавшая капли пота и крови многих поколений людей, жаждавших покаяния, богообщения, трудов во славу православия и Отечества... Источник: "Ставропольская правда", 21 июня 2001 г. |