Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Вклад монастырских школ в развитие отечественной педагогики

  • В деле воспитания русского народа велико значение монастырей.

  • Монастырское образование и наставничество. Монастырское образование и наставничество


    Скачать 51 Kb.
    НазваниеМонастырское образование и наставничество
    Дата16.01.2018
    Размер51 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМонастырское образование и наставничество.doc
    ТипДокументы
    #34307

    Монастырское образование и наставничество

    Монастыри были центрами подготовки миссионеров, осуществлявшими процесс просвещения и христианизации на Руси. Монастырская братия занималась обучением грамоте и книжным учением. Обучение соединялось с ремесленным ученичеством, трудом в монастырском хозяйстве. Наиболее крупным оказался Киево-Печерский монастырь. В нем высшей формой учения были совместные "прения", где обсуждались богословские темы, оттачивалось искусство полемики. Для упражнений в спорах монахи общались с иноверцами. Иноков обучали хоровому церковному пению, иконной живописи, врачеванию (враческой хитрости).Монахи научались делать прогнозы погоды, занимались химическими опытами.

    Примечательной чертой монашеского воспитания в Киевской Руси оказалось наставничество. Оно органично слилось с дохристианской традицией заботы старейшин о молодежи. Вступавшие в монастырь иноки вверялись старцу-наставнику. Об одном из них – игумене Киево-Печерского монастыря Феодосии мы узнаем: "Принявши монастырь, Феодосий ввел в нем воздержание строгое, пощение (пост) и молитвы со слезами... И установил в монастыре своем, как петь пение монастырское, как поклоны держать и чтение читать"; "Этот блаженный... пришел в Печерский монастырь к святому отцу нашему Феодосию и от него научился житию иноческому". Монахов наставляли в воздержании, терпении, бесстрастии телесном, покорности, самосозерцании. Это достигалось усердными молитвами, посвящением в праведные дела и чудеса угодников.

    Успехи культуры и просвещения

    Киевская Русь достигла заметных успехов в искусстве и книжном образовании. На пирах князей гостей услаждали музыкой. Остатки построек, храмы XI–XII вв. вызывают неподдельный восторг. Грамотность на протяжении X–XI вв. проникла во все слои населения. О повсеместном ее распространении свидетельствуют найденные в различных городах приблизительно 700 берестяных грамот, датируемые XI в.

    Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Дошедшие до нас около 500 рукописей на пергаменте XI–XIII вв. – лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Выработался книжный русский язык, развивалась литература, которая по художественному мастерству не уступала лучшим произведениям тогдашнего Запада.

    Просветительская мысль, учебные заведения Киевской Руси приобретали постепенно относительную независимость и брали на себя функции двигателя общественного прогресса. Увеличение числа книжников, мастеров грамоты, образованных священнослужителей позволяло двигаться вперед с меньшими потерями из накапливаемого богатства культуры, воспитания и обучения.

    Киев сделался признанным центром средневековой культуры и просвещения. Русские летописи, европейские хроники, скандинавские саги донесли известия о воспитании при дворе Ярослава Мудрого многих знатных иностранцев, волею судьбы покинувших родные пределы.

    Находившееся на подъеме культурное и просветительское движение Киевской Руси было насильственно и грубо остановлено. В результате нашествия монголо-татар (1237– 1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.
    цели и правила воспитания в монастырских школах

    Большинство древних обителей при устроении школ руководствовались указаниями устава свт. Василия Великого, где воспитанию детей посвящены несколько глав. С течением времени многое изменялось, но основные положения и правила воспитания сохранились и поныне.

    Целью монастырского воспитания с древности было, прежде всего, воспитание детей в страхе Божием и истинном благочестии. Так, из истории Студийского монастыря известно, что монахи сами водили детей «в монастырский храм к церковным службам, наставляли их слушать и читать Святоотеческие аскетические и назидательные повествования и жития Святых». Второй задачей воспитания было начальное образование, вместе с которым дети обучались различным ремеслам, специальностям и искусствам, необходимым в жизни.

    Как правило, дети жили внутри монастыря или поблизости Добропоклонский А. П. Прп. Феодор исповедник и игумен Студийский. Одесса, 1913. С. 581. и имели особый дом и наставников. Часто наставниками становились сами монашествующие, и даже игумены и игумении монастырей, но известны случаи, когда для воспитания детей приглашались благочестивые христиане-миряне.

    В древних монастырях была традиция присутствия детей на общей трапезе вместе с иноками, а позже стали иногда устраивать особую трапезную для детей. Уже из правил свт. Василия известно, что в пище детям «делалось снисхождение, и они кушали всегда два раза в день». Однако с раннего возраста детей приучали к жизни по Церковным канонам, поэтому не было обычая готовить для них особую пищу. Они вкушали то же, что и насельники обителей. монастырь школа просвещение русь

    Довольно часто воспитанники монастырских школ -- дети-сироты, дети из духовенства или дети из низших сословий -- желали стать послушниками и монахами воспитавших их обителей. Другая миссия монастырских школ была просветительская, когда воспитанникам школы предстояло нести свет христианского учения в мир Вишняков С., священник. О благотворном влиянии древняго православного монашества на общество. С. 145.. Детей, которые не желали вступить в монашество или которых вызывали к себе родители, никогда не принуждали оставаться в обители, но «с молитвою и напутственным благословением отпускали домой».

    3. Вклад монастырских школ в развитие отечественной педагогики

    Исследование православного воспитания в России позволяет выделить основные субъекты воспитания, которые оказывали определяющее влияние на его становление и развитие: Церковь и государство. По мысли схиархимандрита Иоанна, Церковь и государство на Руси ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему исполнению православных установлений. Вся русская история вплоть до ХХ века свидетельствует об объединении усилий Церкви и государства в деле духовного воспитания народа и формирования таких институтов как семья, школа, система профессионального воспитания.

    Принятие христианства на Руси сообщило воспитанию православное содержание. Православие утверждается в качестве духовной и нравственной основы жизни общества и государства и становится мировоззрением русского народа. Церковь - это богоучрежденное общество. Согласно православному учению, истина сохраняется только в Церкви Христовой. Церковь определяла все стороны жизни народа, из века в век формировала русских людей духовно и нравственно, учила их различию добра и зла, православному отношению к Богу, ближнему, обществу, природе. Важнейшим средством воспитания было богослужение Православной Церкви, при этом именно духовность русских священников была одним из источников, ведущих народ к нравственному совершенствованию. Истинно православное отношение к жизни сформировалось у русского народа постепенно, в результате длительного влияния на общество церковной дисциплины, преодоления и искоренения в нем пагубных привычек.

    В организации образования в России мы также видим сопряжение усилий Церкви и государства. Школы открываются и государством, и Церковью. Владимир Великий предложил при каждой церкви открыть школу. Школы существовали и до официального принятия христианства, но христианство перестраивает их организацию, а главное - в корне изменяет содержание воспитания и образования. В Киевской Руси совместными усилиями государства и Церкви создаются конкретные формы образования (школы), которые получили название «ученье грамоте», «ученье книжное», «училище». Основу содержания образования составляло православие.

    Обучение грамоте шло по алфавиту, созданному святыми Кириллом и Мефодием, обучение чтению по Псалтири (изучался церковно-славянский язык) Зверинский В.В. Материал для историко-географического исследования о православных монастырях в Российской империи. тт. 1 -3, СПб, 1890 - 1897.. Каждый преподаваемый предмет нес в себе христианское содержание и способствовал формированию христианского мировоззрения.

    Совместные усилия Церкви и государства в деле развития воспитания и образования были столь успешны, что привели к широкому распространению школ на Руси. Православие как основа древнерусского воспитания и образования, сделало Русь одной из самых образованных стран в мире.

    Основной принцип православного воспитания - прежде всего, научить вере, потом другим наукам. Православные педагоги учили сначала примером жизни, а потом словом. Добрая и примерная жизнь учителя - первое, главнейшее и непременное средство педагогического воздействия, потому что метод наглядного обучения есть самый естественный и действенный. Родители, по наставлению Церкви, также должны быть образцом в поведении для детей. При этом воспитатели не позволяли детям быть только простыми и холодными зрителями, но побуждали подражать нравственным примерам и в своей жизни повторять то лучшее, что видели в жизни других. Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыков к добрым делам и расположениям сердца. Важный и действенный метод воспитания - тщательное ограждение детей от вредных соблазнов.

    Методы православного воспитания включают добрую и примерную жизнь учителя, ограждение детей от вредных соблазнов, упражнение детей в добрых делах, а также основные методы обучения истинам веры и другим наукам: акроаматический (повествовательный), эратематический (вопросно-ответный), катехизический, эвристический, диалогический, которые способствовали усилению воспитательной направленности процесса обучения. Средствами православного воспитания являются: участие в жизни Церкви, совершение церковных таинств (покаяние, причащение), личное молитвенное делание, чтение Слова Божия и творений святых отцов, пост, дисциплина, христианское отношение к окружающим людям и внешнему миру, внешней природе, соблюдение христианских норм нравственности.

    Обращаясь к настоящему, можно сказать, что сегодня, как никогда, подрастающее поколение нуждается в подлинном христианском воспитании. Немалую роль здесь может сыграть православное начальное образование, ведь именно в семье и начальной школе происходит становление личности и формируется внутренний мир ребенка.

    Сегодня многие общеобразовательные школы имеют значительное количество предметов, и в их программы включены все достижения современной науки. Но нашим школам, как и древним, недостает главного -- Просвещения Светом веры Христовой. Именно такое Просвещение и стремились передать ближним и детям монастыри и монастырские школы. Ведь только такое -- духовное Просвещение -- стремится очистить человека от всего греховного и «дает ему чистое и радостное сердце, напечатлевает в нем образ Христов и созидает в душе Царствие Божие» На службе Богу -- на службе ближним. По письмам Оптинских старцев о. Амвросия и о. Анатолия. Тип. Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1909. С. 19.. Ничто не может заменить этого внутреннего Просвещения, при котором законы духовные и нравственные сообщаются не только уму, но и сердцу и всему существу человека, и он опытно ощущает их и чувствует в себе как бы новую жизнь.

    И сейчас, когда умножается количество монастырей и оживляется их внутренняя и внешняя деятельность, возрождение монастырских школ может и должно значительно повлиять на состояние страны и общества в целом. Ведь именно в монастырях в первую очередь должна быть «сосредоточена та светлая, духовная истинно-христианская жизнь, без которой задыхается живая душа», существует и не угасает то истинное Просвещение. Там же. С.23..

    Заключение

    Таким образом, мы с уверенностью можем сделать вывод о том, что русская педагогическая культура на протяжении почти целого тысячелетия и в практическом, и в теоретическом аспектах строилась на основе православия. Система христианского воспитания формируется с пришествием Христа. Его сущность, цель, принципы, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами.

    В деле воспитания русского народа велико значение монастырей.

    Монастырские школы восходят к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины и главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали.

    Все монастырские школы руководствовались определенными уставами. Например, один такой устав, где регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786-826).

    В настоящее время, мы вступаем в этап не только теоретического осмысления концептуальных основ православной педагогики, но и введения их в практику работы современного учительства. Мы ежедневно ощущаем, как велик интерес наших учителей к православной педагогике. Он обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества. Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности.


    написать администратору сайта