Главная страница
Навигация по странице:

  • Доводы либеральной позиции. 1

  • Доводы консервативной позиции.

  • . 3.

  • 2. Имеет ли в данном случае заповедь «Не убий» ограничения. Если да то каковы эти ограничения

  • Аборт. аборт. Моральноэтические проблемы искусственного аборта


    Скачать 31.72 Kb.
    НазваниеМоральноэтические проблемы искусственного аборта
    АнкорАборт
    Дата24.10.2019
    Размер31.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлааборт.docx
    ТипДокументы
    #91619


    Морально-этические проблемы искусственного аборта.

    Абортом называется всякое прерывание беременности. Основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. О них и пойдет речь.

    Для верного понимания моральных аспектов этого вида медицинского вмешательства необходимо осознать два аспекта проблемы: во-первых, беременность – это нормальный физиологический процесс, происходящий в организме женщины, во-вторых, - это процесс формирования нового человека. Поэтому неверно, с этической точки зрения, как это иногда делается, считать аборт обычным средством планирования семьи наравне с контрацепцией.

    Краткая история проблемы искусственного аборта.

    Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии. Клятва Гиппократа запрещает врачу прерывание беременности («Я …. не вручу никакой женщине абортивного пессария). В то же время Аристотель считал аборт допустимым. Аристотель обращал внимание на два аспекта проблемы: необходимость абортов обосновывается у него демографическими целями (регулирование рождаемости); одновременно он считал аборт допустимым, пока в зародыше не сформировались «чувствительность» и двигательная активность.

    В Древнем Риме и, особенно в его поздний период аборт не считался позорным и широко практиковался. В эпоху упадка состоятельные граждане предпочитали не иметь ни детей, ни семьи. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери, поэтому женщина не подвергалась наказанию за изгнание или умерщвление плода. И только позднее эмбрион был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление против прав родителей, если кто-то стремился таким путем достичь имущественных прав.

    Окончательное осознание ценности плода связано с возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествлялся с убийством человека. В средние века за аборт одушевленного плода оборачивалось суровым наказанием. Согласно своду германских законов «Каролина» (XVI век), аборт в случае уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью. Смертная казнь за аборт была введена в 1649 г. и в России; отменена она была столетие спустя.

    Особый интерес для нас представляет эволюция отношения медиков и общества к проблеме аборта в течение последних двух столетий. Так, основоположник отечественного акушерства Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812) еще в 1784 г. предвосхитил концепцию медицинских показаний к искусственному аборту, выступая за то, чтобы в критических случаях спасти жизнь женщины, а не плод. В европейской медицине важным моментом в окончательном формировании данной концепции стала дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г.: статистика смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в пользу этического оправдания аборта по медицинским показаниям.

    Во второй половине 19 века в США возникает общенациональное движение за запрет абортов. Ведущую роль играло руководство Американской мед. ассоциации. Основываясь на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод является живым существом с момента зачатия. Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом начале беременности, является убийством. В итоге к 1880 г. аборты в США были запрещены, за исключением случаев, когда беременность или роды угрожали жизни женщины. Принятые тогда законы сохранялись в основном до 60-х годов 20 века.

    В 1869 г. британский парламент принял «Акт о преступлениях против личности», согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, считался тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже, если он имел место после появления признаков шевеления плода. В Германии в эти же годы производство абортов за деньги считалось отягчающим обстоятельством. Во Франции наказание усиливалось в отношении врачей.

    В дореволюционной России законодательство четко различало разрешенные законом искусственный аборт с целью спасения жизни женщины, и аборт, производимый самой женщиной или посторонним человеком с преступной целью прекращения беременности. Производство криминального аборта медиком считалось отягчающим обстоятельством.

    Однако в профессиональной медицинской среде моральная оценка искусственного аборта не совпадала с юридической квалификацией. Особый интерес представляют дискуссии об аборте и решения, принятые на 12 съезде Пироговского общества в 1913 г. выступая на съезде, доктор Л. Личкус говорил: «преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств – симптом болезни современного человечества». Не менее бескомпромиссную позицию занимал доктор Д. Жбанков, писавший: «неопровержимая связь между культурой настоящего времени и упадком ценности жизни, как своей, так и чужой: выкидыш и самоубийство – явления одного порядка». Впрочем, еще раньше в своей книге «О врачах» Д. Жбанков называет «распутством настоящего времени воздержание от деторождения при усиленных половых сношениях», а женщины решающихся на аборт, как правило, именует «неомальтузианками», деятельность же врачей, оказывающих им пособие – «преступной», «бессовестной». Соглашаясь в целом с моральным осуждением аборта, другие врачи подчеркивали на съезде также и другие аспекты данной проблемы. Пироговский съезд, признав аморальность искусственного выкидыша, тем не менее, пришел к выводам, что государству необходимо отказаться от принципа уголовной наказуемости плодоизгнания. В резолюции съезда, сказано: «1. уголовное преследование матери за искусственный выкидыш никогда не должно иметь места; 2. также должны быть освобождены от уголовной ответственности и врачи, производящие искусственный выкидыш по просьбе и настоянию. Исключения из этого положения должны составлять врачи, сделавшие аборт из корыстных целей, своей профессией, и подлежащие суду врачебных советов».

    В 20 веке в дискуссии о допустимости аборта особенно активно включаются феминистские движения. Протест сторонников движения феминизма против традиционного положения женщин в обществе (против «отречения женщины от прав на свою личность, имя и собственность») касался и ее сексуальной роли т.е. обязательно затрагивал и вопрос половой морали. В 50-е годы 19 века одна из первых американских феминисток, С. Гринке, в очерке «Супружество» писала о «праве женщины решать, когда она будет матерью, как часто и при каких обстоятельствах». В начале 20 века америк. феминистка М. Сангер впервые употребляет понятие «контроль над рождаемостью», которая вначале имела смысл пропаганду использование средств контрацепции, а несколько позднее стала рассматриваться также в контексте евгенических идей.

    Первая страна, легализовавшая аборт «по просьбе» была Советская Россия. 18 ноября 1920 г. в совместном постановлении Наркомздрава и Наркомюста допускалось бесплатное искусственное прерывание беременности в условия советских больниц. Эта мера была направлена в первую очередь против зла криминальных абортов. Авторы Постановления видели причины роста числа абортов исключительно в моральных пережитках прошлого и тяжелого экономического состояния настоящего. Последующая история нашей медицины и общества в целом, показала, что проблема аборта не решается автоматически по мере экономического роста, распространения знаний о вреде аборта, развития учреждений по охране материнства и детства. Отношение советского государства к абортам было противоречивым. В 1930 г. была опубликована статистика об абортах, которая свидетельствовала о постоянном росте их числа. Так же следует упомянуть о значительной убыли населения России в связи с войной, голодом, болезнями. В 1936 г. ЦИК и СНК приняли Постановление запрещающие аборты, и в 1939 г. сбор данных об абортах был прекращен. Вследствие этого рост криминальных абортов, особенно в послевоенные годы, был значительным. Это заставило советское государство опять изменить политику в отношении абортов – в 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об отмене запрещения абортов». Этим документом были легализованы «аборты по просьбе» при сроке беременности до 12 недель. К сожалению, в последующие десятилетия альтернативные аборту методы контроля над рождаемостью распространения не получили. До конца 60-х годов число абортов в СССР росло особенно быстро. В 70-80 г. кривая роста была не такой крутой. Официальная статистика об абортах свидетельствовала, что в СССР был самый высокий в мире показатель абортов – 120 на 1000 женщин фертильного возраста (15-49 лет), а по мнению зарубежных экспертов – такой показатель составлял 180. В бывшем СССР ежедневно в течение всего рабочего дня абортами занималось 3500 врачей. Только с середины 80-х показатель начал снижаться и в 1996 г. он составлял 89. За 2004 г. официально было произведено 2 млн. абортов.

    Либеральная, консервативная позиции и умеренных подход к проблеме искусственного аборта.


    В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно обсуждаемых проблем теории морали. При обсуждении данной проблемы необходимо ответить на два основополагающих вопроса: 1. Должны или нет эмбрионы, иметь право не быть убитыми, как и другие человеческие существа (личностный статус плода)? 2. Можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценой собственного здоровья и жизни?

    Доводы либеральной позиции. 1. Вопрос об аборте – это часть вопроса о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах. Важнейшим из этих прав считается доступность для мужчин и женщин всех современных средств и способов планирования семьи. Женщина рожает то количество, которое соответствует условиям и ситуации, в которой она находится. Как говорила одна из первых активисток движения за права женщин на аборт А.Дэвис: «Какие бы права женщинам ни предоставляли – голосовать на выборах, получать образование и т.д. – все это ничего не стоит, если у вас нет права распоряжаться собственным телом и контролировать то, что с ним происходит, если нашу судьбу могут изменить те, от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или применения силы». Т.е. сторонники абортов утверждают право женщины распоряжаться своим телом, т.к. плод, эмбрион – это часть тела, и поэтому женщина самостоятельно решает его судьбу. 2. Следующий довод вытекает из первого – отрицание личностного статуса плода. 3. Еще в 19 веке стало ясно, что аборт по медицинским показаниям с этической точки зрения оправдан, т.к. предпочтительней спасти жизнь женщине, нежели сохранить плод.

    Доводы консервативной позиции. Доводы, которые приводят противники абортов, многочисленны и достаточно убедительны. Вот некоторые из них: 1. Последствия абортов являются подлинным социальным злом. Ежегодно в мире от осложнений абортов умирает 70 тыс. женщин. По данным ВОЗ в России на 1000 женщин приходится 30 небезопасных абортов. 2. Плод имеет такое же право на жизнь, как и вообще всякий человек – признание личностного статуса плода. Традиционно считался главным вопросом в проблеме это вопрос о жизнеспособности плода. В настоящее время имеются задокументированные факты выживания детей, родившихся с массой 420,450,360 и 340 гр., если ранее считалось жизнеспособность при массе 1000 гр. и более. 3. Особая тема – чувствует ли плод боль. Если чувствует, значит, жив и аборт убийство 4. Обсуждая проблему аборта необходимо ответить на следующие вопросы, касаемые статуса плода и абортивного материала:

    1. Где, с какого момента в процессе развития и преобразования живой материи мы можем с уверенностью сказать – здесь и только теперь начинается человек? Т.е. с этого момента живое существо ранее бывшее частью природы, частью матери, становиться одним из нас, членом общества, обладающего определенным набором прав, и главным – правом на жизнь.


    2. Имеет ли в данном случае заповедь «Не убий» ограничения. Если да то каковы эти ограничения?

    3. Одним из факторов здоровья человека является полноценная половая жизнь. Имеется ли грань, если да то где, между полноценной половой жизнью и распутством. Когда считать половую жизнь полноценной – в браке ли или вне его и т.д.

    4. Каков моральный и социальный статус тех живых существ, которые еще не признаются в качестве человеческих? Можно ли, например, использовать эти существа для проведения научных экспериментов? Допустимо ли использовать их в качестве сырья для фармакологической промышленности? Можно ли превращать эти существа в товар, если да, то чья это собственность? В интересах, каких лиц следует рассматривать дальнейшее распоряжение этих существ – для спасения жизни больных младенцев используя нежизнеспособные плоды (но живые) для своеобразной заготовки органов для трансплантации, или сохранять жизнь плода для бездетных пар ждущих очереди на усыновление или удочерение?

    Очень жесткой позиции придерживается религия.

    Умеренный подходв основном допускает аборты по медицинским и социальным показаниям.

    6. Аборт и современная религиозная мораль


    Наиболее солидна традиция обсуждения этических проблем медицины в католичестве',в особенности активно оно ведется в последние 50 лет. Характерным отличием позиции католической церкви является наличие официальных документов по вопросам медицинской этики. Важнейшим из таких документов, рассматривающих медицинские вмешательства в репродукцию человека, является Энциклика римского папы Павла VI "Нитапае уНае" (1970 г.).

    В ней, в частности, говорится; "Серьезнейший долг передачи человеческой жизни, делающий супругов свободными и ответственными соработниками Творца, всегда был для них источником великих радостей, порой сопровождающихся, однако, немалыми трудностями и скорбями". В Энциклике отмечается, что в современном обществе ввиду быстрого роста народонаселения и успехов науки перед государственными властями встает большое искушение - противопоставить этой опасности радикальные меры контроля за рождаемостью, включая аборт.

    Согласно Энциклике, проблема контроля над рождаемостью должна рассматриваться в контексте целостного воззрения на человека, ибо сами по себе биологические, психологические или социологические аргументы всегда будут односторонними. В соответствии с таким подходом супружеская любовь раскрывает свой действительный смысл в высшей истине - в Боге. Эта любовь - в полном смысле человеческая (то есть одновременно чувственная и духовная), верная, цельная и плодотворная, предназначенная по своей природе для рождения и воспитания детей. Супружеская любовь требует от супругов соответствующего осознании ответственного родительства. Это же последнее понятие предполагает неразделимость любовного совокупления и деторождения: каждый брачный акт должен быть направлен на .зарождение ноной жизни.

    Отсюда следует полный запрет не только искусственного аборта, но и почти всех средств и способов контрацепции: "Мы должны еще раз заявить, что следует абсолютно исключить в качестве дозволенного средства регулирования рождаемости прямое пресечение уже начавшегося процесса рождения, и в особенности прямой аборт - пусть даже по здравоохранительным мотивам. Точно также надлежит исключить, - как неоднократно заявляло Учительство Церкви, - прямую стерилизацию, постоянную или временную, как мужчины, так и женщины. Равным образом исключается также всякое действие, которое - будь то в предвидении брачного акта, в течение его или в развитии его естественных последствий - ставит своей целью или средством к цели воспрепятствовать деторождению".

    В созданной в 1994 г. по инициативе Папского совета по апостольству "Хартии работников здравоохранения“ - говорится; "Однако правда и то, что в определенных случаях отвержением абортов наносится вред также и важным благам, которые вполне естественно защитить. Это случаи, связанные со здоровьем матери, с бременем еще одного ребенка, с тяжелыми фетальными злокачественными образованиями, с беременностью, происшедшей вследствие сексуального насилия". Вместе с тем в этом документе подтверждается позиция, изложенная в Энциклике: ни одна из перечисленных причин "не может объективно предоставить право распоряжаться жизнью других, пусть даже и в начальной стадии". "Хартия" оправдывает искусственный аборт лишь как побочное следствие строго показанного беременной женщине медицинского вмешательства: ''Когда аборт происходит как предвиденное, но не поставленное в качестве цели и нежелаемое, но просто как допускаемое следствие неизбежного терапевтического акта ради здоровья матери, это является нравственно законным".

    Энциклика допускает регулирование рождаемости, однако только в соответствии с предписанием: "Бог премудро установил естественные законы и ритмы чадородия". Если имеются серьезные причины регулирования промежутков между рождением детей, "для супругов дозволительно пользоваться естественными бесплодными периодами". Иными словами, супругам разрешается пользоваться лишь "календарным", "ритмическим" методом контрацепции.

    В православном богословии, когда речь идет о нравственных вопросах, на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению. В этом плане Благовещение Архангела Гавриила Марии "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" представляет собой символическую форму христианского понимания начала человеческой жизни. Приведенный принцип ставит под сомнение утверждение, что плод есть всего лишь часть материнской ткани. "Это не ее тело; это тело и жизнь другого человеческого существа, вверенного ее материнским заботам для кормления".

    В библейской лексике "в муках рожающая материнская утроба" представляет собой синоним "всяческой милости и жалости". Известный специалист в области культурологии С.С. Аверинцев полагает, что символика "теплой" и "чревной" материнской любви особенно характерна для греко-славянской православной культуры, и эта символика трансформируется в "образ девственного материнства Богородицы".

    Первой заповедью православной нравственности является заповедь любви. Аборт есть нарушение заповеди любви, причем в самой ее человечески-глубинной сути - через убийство матерью своего ребенка. Такой подход несет в себе бескомпромиссное осуждение плодоизгнания, приравнивая находящийся во чреве матери зародыш к живому человеческому существу, убийство которого является и нарушением ветхозаветной заповеди "Не убий!", и новозаветной заповеди любви.

    В традициях православной церкви отсутствует принятие официальных документов по вопросам здравоохранения. Поэтому можно привести точки зрения лишь отдельных иерархов по отношению к искусственному аборту. Так, московский протоиерей Дмитрий Смирнов, последовательно анализируя "трудные" вопросы в связи с абортом ("Зачем плодить нищету?", "Что делать, если беременность наступила в результате изнасилования?", "Как быть, если беременна 12-летняя девочка?", "А если мать может умереть родами?" и др.), не соглашается ни с какими оправданиями абортов. Считая любой искусственный аборт убийством и не допуская никаких компромиссов, он говорит: "Так ведь матери очень естественно умереть родами... Если девочка так распущенна и так себя ведет, она, естественно, должна нести свой крест, как последствие своего поведения... Часто в изнасиловании виновата сама потерпевшая из-за нескромной одежды, поведения, неосторожности, непослушания старшим и т.д.".

    Церковь Адвентистов Седьмого Дня (одно из направлений протестантизма)опубликовала в 1990 г. "Заявление-Консенсус" по аборту Комитета “Христианский взгляд на Человеческую Жизнь». Здесь изложен компромиссный подход к проблеме аборта, отражающий, с одной стороны, ответственность христиан за защиту человеческой жизни на дородовой стадии, а с другой - необходимость обеспечения личной свободы женщин. Да, человеческая жизнь на предродовой стадии - величайший дар Божий. Однако решения, касающиеся жизни, должны приниматься в контексте падшего мира: "Аборт - это одна из трагических дилемм нашей греховности... Мы не можем мириться с абортами, совершаемыми ради удобства или контроля за рождаемостью, Однако мы признаем, что существуют чрезвычайные обстоятельства, при которых аборт может рассматриваться в качестве альтернативы. Среди таких обстоятельств могут быть; серьезная угроза жизни беременной женщины или ее физическому или умственному здоровью, серьезные врожденные дефекты, диагностированные у плода в утробе матери, а также беременность в результате изнасилования или инцеста, Окончательное решение об аборте принимает сама женщина. Причем, как говорится в "Заявлении-Консенсусе": "Отношение осуждения неприемлемо для тех, кто принял Евангелие".

    В "Исламском кодексе медицинской этики", в частности, говорится: "Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам предоставляет плоду некоторые права, например, право наследования: если беременная женщина приговорена к смерти, приговор приводится в исполнение лишь после того, как она родит и выходит своего ребенка". Один из мусульманских авторов, Факхер Бен Хамида, так решает вопрос о природе и статусе эмбриона: "Так как, согласно Корану, разведенная женщина не может снова выходить замуж раньше чем через 90 дней, а овдовевшая - раньше чем через 130 дней, то косвенно это означает, что именно в срок от 90 до 130 дней зародыш при-

    обретает форму человека". Этот же автор считает, что в случае обнаружения генетической аномалии у плода, при условии добровольного согласия обоих супругов, рассмотрение вопроса о прерывании беременности на 9-ой или 10-й неделе допустимо.

    Согласно буддизму, убить - значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди; "Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное". Решение проблемы природы и статуса эмбриона в буддизме таково: "зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа". Поэтому аборт "соответствует уничтожению жизни независимо от стадии".

    Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще - нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если беременность угрожает физическому здоровью матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание.


    написать администратору сайта