Снетков. Море спит.. море спит. Море спит
Скачать 23.38 Kb.
|
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова» Б. М. Снетков «Море спит» Выполнила студентка 3 курса специальности «Хоровое дирижирование» Юдина Милана Класс преподавателя: Абрамочкиной Т.А Томск 2020 Историко-стилистический анализ Борис Михайлович Снетков - родился 18 июля 1927 года в бухте Тютехэ Ольгинского района Приморского края. В 1962 году Борис Михайлович Снетков окончил Московскую консерваторию. Творческое наследие композитора включает в себя сочинения различных жанров, однако центральное место в творчестве Снеткова занимает хоровая музыка. Произведения: - Струнный квартет (1956) - «Былинный сказ» для фортепиано (1952) - сюита «Рассвет в горах» (1961) - поэма «Россия» (1966) - цикл «Здравствуй, море» (1967) - цикл «У подножия Казбека» (1970) - кантата «Юнга Северного флота» для детского хора - а также отдельные хоры, романсы, песни, обработки народных песен Леонард Иванович Кондрашенко (1030-2001) - родился 4 августа 1930 г. в станице Кайсацкой Волгоградской области. Известный поэт и переводчик, автор 30 книг, учредитель ежегодных Пушкинских праздников, создатель музея А.С. Пушкина в Гурзуфе. Он приехал в Гурзуф в 1958 году, связав свою жизнь со страной детства «Артеком», став известным на всю страну поэтом и переводчиком. Его произведения издавались в разных издательствах, переводились на многие языки. Его стихи, положенные на музыку, неоднократно звучали в исполнении М. Магомаева, И. Кобзона, Г. Великановой. Произведения: - «Африка-жирафрика» - «Кто угадает» - «Грибные шляпки» - «Бухта бархата» - «На дне морском» - «Берег солнечных улыбок» - «Кто посолил море» - «Сколько вас?» - «Солнце на ладони» Анализ поэтического текста Оно металось до утра Взрываясь у причала, Оно швыряло катера И сейнеры качало. Оно вздымало грозный вал, Дрожало всё от гула, А на заре, как все моря, — Притихло и уснуло. Теперь спокойное блестит Уже ни с кем не споря. Устало море. Море спит. Не разбудите море. Стихотворение написано в двухсложном размере – ямб. Часто применяется художественный прием – олицетворение. Идея стихотворения заключается в отражении разных состояний моря. В этом стихотворении поэт хотел показать непредсказуемость стихии. В первой части море взволновано, оно штормит. Это похоже на человеческие раздражение и злость. Таким образом автор поэтического текста очеловечивает море и придает стихотворению особое настроение. Во второй части море успокаивается и затихает, «уже ни с кем не споря», таким образом автор поэтического текста показывает разное настроение моря. Музыкально-теоритический анализ Произведение «Море спит» написано в трехчастной форме с развернутым заключением. Начало третьей части построено на мотиве первой, что характерно для произведений трехчастной формы. 1 часть (1-10 такты) написана в тональности h moll и состоит из двух предложений (1-4 такты и 5-10 такты). Эта часть играет изобразительную роль, рисуя картину спокойного и безмятежного моря. 1 часть написана в динамике pp-p, что отражает спокойное состояние моря, однако в 9 такте присутствует sfp, что настраивает слушателя к изменению характера во 2 части произведения. 2 часть (11-23 такты) является энергичной, она показывает взволнованное, бушующее море. Развитие в этой части идёт к 23 такту, который является кульминационным. Об этом свидетельствует постепенное нарастание динамики от f до ff, изменение темпа в 22 такте (rit.) и фермата в 23 такте. 3 часть (24-50 такты) написана в тональности D dur и передает совершенно иной характер. В этой части море успокаивается и засыпает, о чем свидетельствует динамика (p-f), темп и поэтический текст. В 38 такте начинается реприза с небольшими изменениями. Вступление написано в темпе Сдержанно (sostenuto), что полностью соответствует спокойному характеру моря. В конце 1 части (9 такт) темп замедляется (rit.) 2 часть написано в характере Энергично, с движением (energico con moto), что отражает взволнованное состояние моря. В 18 такте стоит термин espressivo (выразительно). В конце 2 части происходит расширение, замедление темпа (rit.), показывая тем самым приближение кульминации произведения. 3 часть начинается Спокойно (tranqillio), что полностью отражает необходимый характер и задумку автора поэтического текста. В 30 такте встречаются такие термины, как cantabile, animato (певуче, воодушевленно), в 34 такте темп и характер изменяются на piu mosso (более оживленно), затем происходит замедление (rit.). Реприза написана в темпе Умеренно (moderato). В 47 такте присутствует morendo (ослабляя, замирая). В конце произведения происходит замедление темпа (rit.), что помогает передать состояние моря. Для изображения спокойного характера композитор использует более крупные длительности: четверти и половинные, что помогает передать необходимый характер. Для 2 части, которая звучит взволнованно и энергично, композитор использует восьмые и шестнадцатые. Динамика в данном произведении очень разнообразная, помогающая передать различные состояния моря. В 1 части динамика не выходит за пределы pp-p, за исключением sfp (9 такт). 2 часть звучит более насыщенно и более подвижно в динамическом плане. Часть начинается в динамике f, в 18 такте динамика меняется на mf, после чего с 20 такта происходит развитие динамики (cresh.) до ff в 23 такте. 3 часть начинается в динамике р, что очень хорошо отражает необходимый характер. В 30 такте происходит развитие динамики до f, однако в 34 такте она снова сменяется на р. Реприза написана в динамике р, однако в 48 такте встречается sfp, после чего происходит угасание динамики до ppp. Вокально-хоровой анализ Произведение написано для четырехголосного смешанного хора a cappella Диапазоны партий: - сопрано: ре первой октавы - соль второй октавы - альт: ля малой октавы - си первой октавы - тенор: ми малой октавы - ми первой октавы - бас: ля большой октавы – до# первой октавы Для более насыщенного звучания композитор в некоторых случаях использует divisi в партии сопрано (7-9 такты, 12-13 такты, 19-23 такты, 26-37 такты, 44 такт, 49-50 такты) и партии альтов (24-25 такты, 27-28 такты, 48 такт). Фактура произведения – смешанная. Композитор чередует полифоническое и гомофонно-гармоническое исполнение. Тесситурно произведение вполне удобно для всех партий, однако у сопрано могут возникнуть трудности с исполнением высоких нот (23 такт). Необходимо сохранять высокую певческую позицию и опорность звука. Не все партии вступают одновременно, поэтому при дирижировании этого произведения существует необходимость давать особенно понятные и чёткие ауфтакты. Необходимо, чтобы певцы слышали гармонию произведения и могли предчувствовать её, поскольку гармония играет основную роль, помогая ярче раскрыть замысел произведения. Исполнительский план При разучивании данного произведения могут возникнуть трудности разного плана. Одна из важнейших задач - привести тембры голосов разных партий и их нюансы в единое звучание, наиболее точно отображающее заданный образ. Трудности ритмического ансамбля заключаются во вступлении разных партий на разные доли такта, здесь очень важны понятные и чёткие ауфтакты дирижера. Одна из главных задач дирижера – работа над хорошей дикцией. Дыхание, исходя из особенностей фактуры – общехоровое. При работе над этим произведением дирижер должен достаточно владеть гибкой техникой и мягким жестом. Для дирижера столь же важно уметь показывать различный характер музыки с помощью жеста. Заключение При работе над этим произведением хор учится чистому и выразительному исполнению a cappella. Приобретается навык одновременного вступления из-за такта, а так же умение проведения мелодии у одной из партий, в то время как другие играют роль аккомпанирующих партий. Работая над этим произведением, хоровой коллектив может достичь нового уровня в своем художественном мастерстве, так выразительность художественного образа является ключевой задачей. |