Главная страница

морфология культуры. Морфология культуры 1 Понятие и сущность культуры


Скачать 24.02 Kb.
НазваниеМорфология культуры 1 Понятие и сущность культуры
Анкорморфология культуры
Дата17.10.2021
Размер24.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламорфология культуры.docx
ТипДокументы
#249469

Морфология культуры

1)Понятие и сущность культуры.

Термин «культурология» буквально переводится как «наука о культуре» .В реальности культура — очень сложное и многоплановое социальное явление, которое изучают многие науки: философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др.
Слово «культура» стало использоваться в античности применительно к земледелию. В Древнем Риме оно первоначально обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», созданному самой природой. Затем смысл термина «культура» расширился, включая в себя все, что создано человеком как в материальном, так и в духовном плане, в том числе и само духовное облагораживание человека, сформированные общественные отношения, формы государственного устройства, состояние нравов и т.п. В настоящее время существует более 500 значений этого термина.
Одни исследователи выделяют в культуре деятельность созидателей культурных ценностей (деятельностный подход). Другие выдвигают на передний план аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть, прежде всего, система идеалов, ценностей и норм. Третьи говорят о культуре как нормативно-регулирующей системе, поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение людей. Четвертые акцентируют внимание на знаково-символической стороне культуры. Пятые определяют культуру как передаваемую небиологическим путем коллективную память человечества, совокупность создаваемых и передаваемых из поколения в поколение знаний, умений, навыков, традиций и ценностей.

Источник: https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=958

2) Место и роль культуры в жизни и деятельности человека.

Появление культуры было невозможно без человека, как её создателя и творца. Выделившись из природы, человек стал развиваться как социальное и культурное существо. Создаваемая людьми культура выступила как дальнейший шаг человека в его естественной эволюции, стала определять в нем меру человеческого. Сегодня человек – единственный из живых существ, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. С другой стороны, человек живет в мире неприродном, созданном им самим- в мире культуры., и в обществе человек и степень его развитости оцениваются в конечном счёте по социально-культурным качествам – уровню образованности, логическому мышлению, памяти, воли, целеустремлённости, наличию соответствующих моральных качеств, т. е. по самым важным признакам, отличающим человека от животных и делающих его личностью. 

Культурный облик человека в первую очередь формируется в семье. Кроме семьи большой воздействующей силой является непосредственное окружение человека. Постепенно человек входит в более крупные общности людей, через которые происходит его приобщение к принятой в обществе культуре. По мере своего развития и усвоения социального и культурного опыта людей человек постепенно превращается в человеческую личность.

Общество предписывает человеку определённые нормы его поведения. Выработка этих норм, регулирующих поведение людей в обществе, составляет содержание нормативной функции культуры. Эта функция осуществляется, прежде всего, через законы, мораль, а также правила поведения, соблюдение которых составляет необходимое условие нормального существования общества и человека. Нормативная функция культуры тесно связана с ценностной или аксиологической, которая способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Общество нуждается в том, чтобы знания, полученные в результате осуществления познавательной функции, сохранялись и становились достоянием людей. Отсюда информационная функция, обеспечивающая их сохранение и передачу, как в рамках данного поколения, так и будущим поколениям. Передача культурных ценностей невозможна без общения людей, при котором культура выполняет коммуникативную функцию. Коммуникативная функция осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Но наряду с естественным языком, все области культуры – наука, искусство, техника – обладают своим специфическим языком, без которого невозможно овладение культурой в целом. Важное значение для человека имеет также развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил, проведением досуга и психологической разрядкой. Жизнь и развитие человека немыслимы без выполнения культурой этих функций.

Источник: https://poisk-ru.ru/s44257t11.html

3) История формирования понятия культуры.

Первоначально для выражения понятия "культура" применялись разные слова и словосочетания, вызывающие богатые образные ассоциации.Древнегреческая пайдейя, например, обозначала единство воспитания, обучения, мастерства, рационального и одновременно искусного, художественно совершенного выполнения какого-либо вида материальной и духовной деятельности, а также Управление поступками посредством всеумеряющего разума.

В эпоху Нового времени (XVII–XVIII вв.) в условиях господства буржуазного практицизма и индивидуализма доминировало одностороннее понимание культуры как инструмента сугубо внешней преобразовательной активности, сводимой к уровню утилитарного, "рационально-хищного" поглощения и индустриального "переваривания" природных ресурсов и материалов. Формировалась парадигмальная трактовка культуры, основанная на чрезмерном противопоставлении искусственной природы естественной природе в категориях господства и подчинения.

Первым ввел в научный обиход термин "культура" немецкий мыслитель С. Пуфендорф (1632–1694), обозначив им результаты деятельности общественного человека, противостоящей стихийным силам природы. Немецкий философ и антрополог В. Гумбольдт (1767–1835) охарактеризовал культуру как установление господства человека над природой с помощью наук и ремесел. При этом он сделал существенную оговорку: каждый новый шаг общества на пути материального овладения природой стимулирует возрастание духовных и интеллектуальных сил человека.

В русском "Карманном словаре" Н. Кириллова (1846) термин "культура" истолковывался в значении деятельности, направленной на пробуждение дремлющих в предметах сил, и известной степени развития этой деятельности. Правда, в России XIX в. культура чаще сопрягалась с духовным подвижничеством, духоборчеством, религиозно-гуманистическими исканиями, чаяниями добра и справедливости. Русский характер издавна определял высокую оценку духовности, которая соразмерялась со служением высоким идеалам, с утверждением "всеохватывающей корневой человечности" (Э. Сепир). Многие русские религиозные философы (Франк, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский и др.) основывали великую культурную работу на необходимой связи внутреннего нравственного опыта с человеческими глубинами всемирной истории, проникнутой "абсолютным началом". В этом идеалистическом ключе до конца выдержан фундаментальный труд Вл. Соловьева "Оправдание добра".

В XIX – начале XX в., во многом благодаря работам JI. Моргана "Древнееобщество", Э. Тайлора "Первобытная культура", Дж. Фрейзера "Золотая ветвь", утвердилось этнографическое понятие культуры. Краткое его определение дано Э. Тайлором: "Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". Он сопроводил его умозрительным пояснением абстрактно-гуманистического толка: "С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека".

Источник: https://kazedu.com/referat/200706/1

4) Концепции Ф. Боаса, Л. Уайта.

Ф.Боас

Ф. Боас исследовал динамические изменения в отдельных социальных общностях. При этом он особо обращал внимание на специфические особенности отдельного народа, его язык, культуру и т.п.Суть позиции Боаса заключалась в том, что он отрицал происхождение культуры из одного архаического типа.

Позиция Боаса приводила к признанию того, что мир культуры состоит из лишённых тесных связей изначально изолированных культур. На основании этого он сформулировал свою модель истории культуры, согласно которой: 1) две фундаментально различные формы, наблюдаемые на разных участках периферии, вступают в контакт; ,2) ни одна из них не возникает ив другой; 3) смешение двух форм вызывает к жизни новые формы в промежуточных областях. Следовательно, Ф. Боас понимал культуру как сочетание элементов, имеющих самостоятельное значение, доказывал несравнимость культурных ценностей разных народов.

Источник: https://studme.org/265792/kulturologiya/istorizm_boasa_osnova_kontseptsii_mnozhestvennosti_kultur

Л.Уайт

Л.Уайт определяет культурологию как «отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов.Л.Уайт, так же, как М.Херсковиц и другие антропологи, рассматривает общество и культуру в качестве разнопорядковых явлений. Общество трактуется им как скопление живущих вместе организмов.Согласно Л.Уайту, культура, а не общество является специфической особенностью человеческого вида.

Л.Уайт определяет культуру как экстрасоматическую традицию, ведущую роль в которой играют символы. Символическое поведение он считал одним из главных признаков культуры. Большое внимание американский антрополог уделял выявлению специфики культурологического подхода, стремясь размлежеваться с психологическим подходом к анализу культурных явлений. Правда, он не всегда обоснованно отождествлял его с положением о том, что человек есть причина культуры, что он – независимая величина, а обычаи, институты, убеждения есть производные, зависимые. Взамен психологического объяснения культуры, основанного на индивидуально-личностных качествах человека, он предлагает культурологическое.

Источник: https://studizba.com/lectures/19-kulturologiya/565-osnovnye-ponyatiya-kulturologii/10490-83-kulturologiya-luayta.html


написать администратору сайта