Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия нового времени

  • Первое направление

  • Второе направление

  • философия 2. московский международный университет Кафедра Экономика


    Скачать 35.01 Kb.
    Названиемосковский международный университет Кафедра Экономика
    Дата16.05.2023
    Размер35.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 2.docx
    ТипДокументы
    #1134502

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра Экономика

    Форма обучения: заочная/очно-заочная

    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Философия

    Группа Ал21Э211в

    Студент: Аралов Фаррух Бахитович

    МОСКВА 2022

    Философия нового времени

    Общая характеристика


    Философия нового времени (кратко), это развитие философской мысли в период с 17 до первой половины 19  века в странах Западной Европы. Для философии этого периода характерны следующие черты: на первый план в изучении выходит природа, а не бытие человека, ослабевает ведущая роль церкви в изучении мира, на первое место выходит наука, основными методами познания природы это опыт и эксперимент. Философия в этот период развивалась по двум основным направлениям: рационализм и эмпиризм. В начале семнадцатого века в науке о познании мира преобладаласхоластика, написанная еще средневековыми богословами и опирающаяся на идеи Платона, Аристотеля, Диогена, а так же ранние церковные труды посвященные устройству мира.



    Первое направление


    Рационализм - это направления в философии, которая во главу понимания природы и человека ставит человеческий разум. Рационализм, как правило, начинается с предпосылок, которые невозможно отрицать последовательно, а затем пытается логическими умозаключениями вывести все возможные объекты познания от простого к сложному. Размышления о природе перцептивного опыта, а также научных открытий в области физиологии и оптики привели Декарта, а также Локка к тому, что мы непосредственно осознаем идеи, а не объекты. Рационалистическая теория утверждает, что некоторые концепции являются априорными и что эти концепции являются врожденными или являются частью первоначальной структуры или структуры ума. Рационалистическая теория познания, с другой стороны, считает, что некоторые рационально приемлемые положения - возможно, включающие «каждая вещь должна иметь достаточную причину своего существования» то есть принцип достаточной причины являются априорными. Априорные суждения, по мнению рационалистов, могут возникать из прямого понимания самоочевидных истин или из чисто дедуктивных рассуждений. Его мнение о том, что один только разум может дать существенные истины о реальности, сильно повлияло на взгляды философов.

    Второе направление


    Эмпиризм – это направления в философии, которая во главу понимания природы и человека ставит сенсорный опыт полученный органами чувств, по мнению Ф. Бэкона. Поскольку у нас есть знания по предмету, наши знания являются апостериорными, то есть зависящими от чувственного опыта. Опыт единственный источник идей. Это широкое определение соответствует происхождению термина эмпиризм от древнегреческого слова empeiria, «опыт». Они отвергают соответствующую версию тезиса превосходства разума. Поскольку один только разум не дает нам никаких знаний. Согласно эмпиризму, слова имеют смысл, поскольку они передают понятия. Некоторые эмпирики утверждали, что все понятия являются либо ментальными «копиями» предметов, которые непосредственно испытываются, либо сложными комбинациями понятий, которые сами являются копиями предметов, которые непосредственно испытываются. Эмпиризм часто противопоставляет притязания на власть, интуицию, воображаемую гипотезу и абстрактные, теоретические или систематические рассуждения как источники надежных убеждений. Филосо́фия Но́вого вре́мени — период развития философии в западной Европе в XVIIXVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию XIX века. Ключевые слова в философии разумаэпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене ДекартБарух СпинозаГотфрид Лейбниц и Николай МальбраншЭмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Фрэнсис БэконДжон ЛоккДжордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

    Основные представителиПравить

    Фрэнсис БэконПравить


    Основная статья: Фрэнсис Бэкон

    Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Бэкон считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть с помощью индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

    Томас ГоббсПравить


    Основная статья: Томас Гоббс

    Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике.

    «Люди отступают от обычая, когда этого требует их интерес, и действуют против разума, когда разум против них. Вот чем объясняется, что учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Ибо я не сомневаюсь, что если истина, что сумма углов треугольника равна сумме двух углов квадрата, противоречила бы чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путём сожжения книг по геометрии было бы вытеснено.»

    В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

    Рене ДекартПравить


    Основная статья: Рене Декарт

    Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнёс в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввёл идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.

    Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяжённостью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врождённое. К врождённым идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

    Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    «Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке.»

    Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в своё время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.

    Блез ПаскальПравить


    Основная статья: Блез Паскаль

    Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешёл к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца».

    «Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреодолимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреодолимой идеей истины.»

    Он выводил основные идеи христианства из традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал на незначительность человека, но в то же время и возвышал его из-за способности мыслить:

    «Пространство Вселенной поглощает меня, как точку; мыслью же я объемлю всё.»

    Сочинение Паскаля «Мысли» входит в список лучших французских книг и переведено на многие языки мира.

    Бенедикт (Барух) СпинозаПравить


    Основная статья: Бенедикт Спиноза

    Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция, по его мнению, обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»)

    Готфрид Вильгельм ЛейбницПравить


    Основная статья: Лейбниц Готфрид Вильгельм

    Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».

    Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем сиволической (математической) логики.

    Дэвид ЮмПравить


    Основная статья: Дэвид Юм

    Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что внешний опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя строго выявить причину и следствие. Опыт, таким образом, нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Поэтому Юм делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

    Проблемы философии Нового времени


    В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

    Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

    В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

    • онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561-1626);

    • гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632-1704).

    По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

    Английский философ Дэвид Юм (1711-1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

    Особенности философии Нового времени


    Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

    • проблемы философского научного метода;

    • методологии познания человеком внешнего мира;

    • связи внешнего и внутреннего опыта;

    • задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

    • эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон);

    • рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

    • принцип автономно мыслящего субъекта;

    • принцип методического сомнения;

    • индуктивно-эмпирический метод;

    • интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

    • гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

    • разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека

    Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

    Кроме того, философии Нового времени были присущи такие особенности, как:

    • механицизм. В качестве модели для построения картины мира брались идеи механики — отрасли знания, которая в то время пользовалась большой популярностью и была наиболее развитой. При этом философы исходили из предположения, что все сферы бытия организованы и функционируют в соответствии с законами этой науки;

    • особый интерес к проблемам познания. В Новое время философия максимально сближается с наукой, продолжая удаляться от теологии и религии и начиная удаляться от искусства, с которым она сблизилась в эпоху Возрождения. Естественно, это было связано с очень быстрым ростом значимости научных методов для культуры и социально-экономической жизни того времени. А потому философия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественнонаучного познания;

    • предпочтение метафизического метода. Мир рассматривался как совокупность тел, которые существуют не изменяясь. Это имело последствия и для представлений о мышлении и понятийном аппарате науки и философии. Если предметы не изменяются, а сознание отражает действительность, то и все понятия — это нечто статичное, неизменное. А потому и изучать их необходимо отдельно друг от друга.

    Идеи философии Нового времени


    Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:

    • философского научного метода;

    • методологии познания человеком внешнего мира;

    • связи внешнего и внутреннего опыта.

    Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.

    Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм и рационализм


    написать администратору сайта