Главная страница

Актеркое-мастерство. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский оздоровительнообразовательный центр дружба


Скачать 92.25 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский оздоровительнообразовательный центр дружба
Дата10.04.2023
Размер92.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАктеркое-мастерство.docx
ТипПрограмма
#1050646
страница2 из 4
1   2   3   4

Данный курс состоит их трёх ступеней, связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".
Категория участников данной ступени – дети 11-13 лет.
Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;
активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой
На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

Планируемые результаты:
Овладение техниками построения устной монологической речи;
Умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;
Умение управлять своим телом и голосом;
Умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;
Умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;
Умение противостоять словесной агрессии;
Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;
Знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;
Умение готовиться к выступлению;
Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.

Программа 1 ступени обучения в кружке «Юный оратор» рассчитана на целый учебный год, по 1 часу в неделю.
Количество участников: группа из 12 учеников.

Учебно-тематический план работы
кружка «ЮНЫЙ ОРАТОР»
(мастерская искусства речи)


Тема занятий
Количество часов
теория
практика
всего


1.
Вводное занятие. Особенности
ораторского искусства.


1

1
2.
Личность оратора.
1

1
3.
Подготовка речи: выбор темы, цель речи.
1
2
3
4.
Структура в выступлении.
0,5
1
1,5
5.
Композиция речи.
0,5
1
1,5
6.
Техника речи и постановка голоса.

1
2
3
7.
Речевое дыхание.
0,5
1,5
2


8.
Постановка на публике и контакт с
аудиторией.
1

2

3

9.
Энергетика речи и уверенность оратора.
1
1
2
10
Владение содержанием речи.
0,5
1,5
2
11
Импровизация в речи.
1
1
2
12
Креативность и остроумие в речи.
1
1
2
13
Убедительность и влияние на публику.
0,5
1,5
2
14
Выразительные средства речи.
1
2
3
15
Работа с аудиторией (выступление на
массовых мероприятиях).


5
5


34


Содержание учебного курса

На первом этапе обучения ученики пока еще не владеют определенными навыками публичного выступления. Поэтому основной задачей является развитие коммуникативных способностей ребят, знакомство с элементами ораторского искусства, актерской техники и использование этих знаний во время своего выступления.
Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы развития ораторского искусства, его место и значение в современном обществе. Особенности ораторского искусства и методика его познания. Использование принципов и навыков данной науки в управлении предприятием, их эффективность.
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Оратору полезно обращать на следующие особенности собственной речи: дикция (произнесение звуков), темп речи (скорость нашей речи, нормальный темп русской речи: 120 слов в минуту), сила голоса: полетность, тембр голоса, словарный запас.
Личность оратора. Способности лектора: развитое произвольное внимание, быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др. Специальные способности оратора: наблюдательность, развитое мышление, самостоятельность ума, способность к сильным эмоциональным переживаниям (проявляется в увлеченности темой, экспрессивности изложения, что положительно воздействует на слушателей), речевые способности, умение доносить свои мысли ясно, живо, впечатляюще.
Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи («Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» - Марк Твен), необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель добивается. Цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.
Структура в выступлении. Четкий порядок выступления. Сделать выступление структурированным помогает проработка следующих пунктов: логика выступления, расстановка акцентов, распределение времени, что говорить и не говорить в начале и заключении выступления.
Композиция речи: законы речевой динамики, строение, структура и стройность речи, целостность и последовательность выступления, приемы изящного начала и яркого окончания.


Техника речи и постановка голоса: сила и полетность звука, четкость дикции и произношения, речевое дыхание, владение взором, темпом речи, устранение «зависаний», мусорных слов-паразитов, строение фраз. Мастерство донесения речи до публики четко и без искажений.
Дыхательные упражнения (нахождение и развитие диафрагмального дыхания для дальнейшей постановки голоса и преодоления технических речевых трудностей (быстрый темп речи, одышка, нехватка воздуха и т.д.). Постановка голоса (развитие голосовых данных (нахождение и включение резонаторов, увеличение диапазона, развитие силы, выносливости голоса, работа над тембром). Дикция (произношение, четкость и ясность произношения, чистота каждого звука, слов и фраз в целом). Плохая дикция, проглатывание отдельных звуков и даже частей слов, небрежность речи затрудняют понимание сути произносимого текста. [4]
Речевое дыхание. Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания (развитие правильного вдоха и правильного выдоха), бесшумный, короткий вдох, выдох – длительный, лавный.
Постановка на публике и контакт с аудиторией: приемы вовлечения, захват и удержание внимания аудитории, создание уважения, доверия и расположение публики. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах». (Ларошфуко): внешний вид оратора, выход на сцену, стойка оратора, пауза в выступлении.[5]
Энергетика речи и уверенность оратора: управление стрессом, владение психологическим состоянием, методы устранения страха, секреты привлекательности оратора, свобода речи и самовыражения на публике.
Владение содержанием речи: освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание.
Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу.


Креативность и остроумие в речи. «Подвешенность» языка, нестандартность, оригинальность, юморотворчество. Образность речи, богатство языка, расширение активного словарного запаса.
Убедительность и влияние на публику: мастерство убеждения, методы эффективной аргументации, логическое и эмоциональное воздействие. Оказание влияния на публику речью, использование манипуляции, приемы софистики и внушения.
Выразительные средства речи: наглядность, владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Художественные приемы, выразительные средства языка: тропы, фигуры, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники. [6]
Работа с аудиторией: управление слушателями, вдохновление на диалог, психология общения с залом. Публичное выступление. Моральная настройка на успех. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Эффективные методы работы с вопросами публики. Практикум.
Воспитательная работа с кружковцами

Воспитание любви и уважения к русской речи.

Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Воспитание культуры поведения в семье, в школе и в общественных местах.

Творческое развитие личности школьников.

Развитие навыков публичного выступления (ораторского искусства).

Воспитание культуры поведения на сцене.

Участие в общешкольных мероприятиях, в праздничных концертах.
Работа с родителями

Заинтересовать родителей в творческом развитии их детей.
Организовать с помощью родителей поездку в г. Чебоксары с посещением музея, знакомства с достопримечательностями столицы Чувашской Республики.
Организовать с помощью родителей интересное проведение детского досуга, праздников, творческих выступлений кружковцев.
Проводить родительские собрания один раз в полгода.

Литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1982.

Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.

Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1995.

Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. М., 1989.

Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.

Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 416с.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1998.

Скворцов Л.И. Культура языка – достояние социальной культуры. – М.: Просвещение, 1992.

Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.

Теплов Б. М. «Способности и одаренность». М, 1961, с. 9—20.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.

Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78с.

http://www.odardeti.ru

www.ustinow.ru

golos.net

Приложение 1
Тест "Есть ли у Вас задатки блестящего оратора"
Задумывались ли вы когда-нибудь, о чем размышляют другие, когда вы говорите? Пытаетесь ли вы бессознательно поставить себя на их место?

Нравится ли вам помогать другим решать их проблемы?

Чаще ли вы употребляете “вы”, чем “я”?

Когда вы смотрите по телевизору дискуссию, хочется ли вам тоже поучаствовать?

Когда вы смотрите по телевизору передачу «Брейн-ринг», или «Своя игра» случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше игроков?

Хорошая ли у вас память?

Ощущаете ли вы, что чувствуют другие?

Бывает ли с вами так, что в разгаре оживленного спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только потому, что вам нравится спорить?

Можете ли вы прекратить путаный, бестолковый разговор, ухватив главное и, высказав это так, что все поймут и согласятся с вами?

Кажется ли вам, что другие говорят слишком медленно?

Прислушивались ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса, как он звучит?

Снимали ли вы когда-нибудь себя на видео просто из интереса, как вы держитесь, как двигаетесь, как выглядите со стороны?

Случалось ли вам первым начинать аплодировать?

Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами? Получился ли бы из вас хороший преподаватель?

Способны ли вы мыслить зрительными образами? Представляются ли вам, когда вы говорите, воображаемые картины?

Способны ли вы прямо сейчас, взглянув в окно, подробно описать, что увидели?

Интересно ли вам выполнять упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?

Хороший ли вы редактор? Можете ли вы, переварив обширный материал, изложить его простым, понятным языком?

Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения?

Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении? Можете ли вы спокойно отвечать на провокационные вопросы?

Нравится ли вам демонстрировать свою работу и объяснять, как вы это сделали?

Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чем вы говорите? Хочется ли вам “разыграть” то, что вы описываете?

Оптимист ли вы?

Приходилось ли вам выступать в школьных/студенческих спектаклях?

Смотрите ли вы людям в глаза, когда к ним обращаетесь?

Смотрите ли вы людям в глаза, когда они обращаются к вам?

Поворачиваются ли участники совещания в вашу сторону, когда наступает время подводить его итоги?

Каждый утвердительный ответ - 1 балл.

Сколько баллов у вас?
Больше 13? – Блестяще. Вам будет легче других
Меньше 13? – Отлично. Вам будет интереснее
Меньше 8? – Супер! Ваши результаты будут наиболее заметны

Приложение 2
Тест "Ваш стиль общения"

Ситуация 1. Выступление перед большой аудиторией
Представьте себе, что вас попросили выступить перед большой аудиторией на представительной конференции. Зал велик, и все места в нем заняты. Со своего места на возвышении вы видите огромное количество незнакомых лиц, которые выжидающе смотрят на вас. Даже если вы никогда не сталкивались с подобными трудностями, попытайтесь представить, как вы будете себя чувствовать в такой ситуации.
Ожидая, пока вас представят, вы будете:
а. Немного волноваться, но ощущать уверенность в своей способности эффективно донести до слушателей свои мысли.
b. Явно нервничать, чувствуя подташнивание и сухость во рту, а также неуверенность в своей способности ясно изложить свои идеи.
с. Испытывать сильное волнение и смущение, со спазмами в животе, потеющими ладонями и дрожащими руками; уверенность, что вы обязательно поставите себя в глупое положение и окончательно опозоритесь?
И вот наступил решающий момент. Председатель правления компании представил вас, слушатели вежливо поаплодировали, вы встали и начали свою речь. Вы будете чувствовать себя:
а. Относительно спокойным, внимательным и менее встревоженным, чем до того, как вы начали говорить.
Ь. Гораздо более взволнованным, чем несколько секунд назад; захлестывающие вас волны паники вызывают физический дискомфорт и путаницу в голове.
с. Таким испуганным, что вы практически не способны думать о том, что говорите; уверенным, что все в зале видят вашу нервозность; желающим как можно скорее покончить с этим тяжелым испытанием.
Во время своего выступления вы:
а. Способны думать о том, что говорите, и размышлять, каким образом можно отступить от подготовленного текста, чтобы более убедительно изложить ключевые мысли.
b. Вынуждены сосредоточиться только на отпечатанном тексте, потому что слишком боитесь потерять нить рассуждений, отступив от него.
с. Настолько взволнованы и смущены, что вам трудно четко произнести отпечатанный текст; вы запинаетесь и заикаетесь, часто теряете нить и повторяетесь?
Выступление закончено. Садясь на место, вы:
а. Довольны эффективностью своего сообщения.

b. Вполне удовлетворены, но убеждены, что могли бы выступить лучше, если бы меньше нервничали.
с. Расстроены и огорчены неудачным выступлением, и это означает, что вам не удалось донести свои идеи до слушателей?
Добавьте 1 балл за каждое отмеченное утверждение (а), 2 балла за (b) и 3 балла за (с).
Общая сумма баллов для ситуации 1 =

Ситуация 2. Выступление перед коллегами
Представьте себе, что вы пытаетесь изложить свои идеи группе коллег. У вас неформальная встреча, во время которой вы намерены убедить их принять тот или иной план действий.

Начиная разговор, вы:
а. Уверены, что сумеете убедить их в разумности и ценности своих предложений.
b. Надеетесь, что у вас получится убедить их, но волнуетесь из-за вероятных возражений, на которые могут натолкнуться ваши предложения.
с. Не уверены, что сможете склонить их принять вашу точку зрения, поскольку практика показывает, что они редко соглашаются с вашими идеями?

Когда вы доходите до ключевых моментов своего сообщения, вы:
а. Излагаете их так убедительно, что остальные полностью признают их значимость.
b. Изо всех сил стараетесь подчеркнуть важность ваших предложений, но не до конца уверены, что их правильно понимают.
с. Не делаете никаких реальных попыток указать на их важность, поскольку слушатели, похоже, не проявляют никакого интереса к вашим идеям?

Ваши коллеги начинают выдвигать возражения. Вы:

а. Внимательно слушаете возражения и отмечаете их слабые места, чтобы эффективно парировать их.
1   2   3   4


написать администратору сайта