Главная страница
Навигация по странице:

  • Какую роль играет музыка в драматическом спектакле.

  • «Эгмонт », «Пер Гюнт», «Ревизская сказка»;

  • Л. ван Бетховена «Эгмонт»

  • Эгмонт—герой фламандского восстания против испанского владычества и пафос свободы, побеждающей смерть, — оказалась очень близка Бетховену. И.В.Гете

  • Граф Эгмонт Герцог Альба Программная увертюра

  • Нидерландцы

  • История создания

  • Кто же он, герой поэмы Пер Гюнт

  • Премьера

  • В пещере горного короля.

  • Домашнее задание!

  • «ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

  • «Ревизская сказка»

  • Шнитке хорошо знал и любил творчество Гоголя. Музыка Шнитке отражает и усиливает то, что происходит на сцене. Это больше, чем «сопроводительная музыка».

  • «ГОГОЛЬ-СЮИТА» 7 частей

  • Урок музыки в 8 классе. Музыка к драматическому спектаклю 8 класс. Музыка к драматическому спектаклю Какую роль играет музыка в драматическом спектакле


    Скачать 6.01 Mb.
    НазваниеМузыка к драматическому спектаклю Какую роль играет музыка в драматическом спектакле
    АнкорУрок музыки в 8 классе
    Дата30.05.2022
    Размер6.01 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаМузыка к драматическому спектаклю 8 класс.pptx
    ТипДокументы
    #557224

    Музыка к драматическому спектаклю

    Какую роль играет музыка в драматическом спектакле.

    https://resh.edu.ru/subject/lesson/3190/main/


    8 класс

    Представьте, что вы посмотрели спектакль в драматическом театре. Пьеса была очень интересная, но в ней не прозвучало ни одной песни, ни единой инструментальной мелодии. Как вы думаете, такое возможно?
    Много ли существует таких театральных постановок – совсем без музыкального сопровождения?
    Познакомимся с оркестровыми произведениями, созданными к театральным постановкам «Эгмонт», «Пер Гюнт», «Ревизская сказка»;
    узнаем о дальнейшей судьбе этих музыкальных сочинений.


    Со времён античного театра, древнегреческой драмы музыка связана со сценой и драматическим действием.
    В эпоху Возрождения (15-16 вв.) музыка участвовала во многих сценических формах: в Англии - в «театре масок», в Италии – в театральных комедиях.
    Позднее взаимодействие искусств перешло в новые жанры музыки – оперу, балет, сценической основой которых стало либретто.


    В отличие от оперы или балета, в драматическом спектакле музыка не является «главным действующим лицом». Но она создает особую атмосферу, помогает раскрыть характеры и душевные переживания главных героев. Трудно представить себе театральную постановку, которая могла бы обойтись без музыкального сопровождения. Некоторые образцы театральной музыки становятся даже популярнее спектакля, к которому были созданы. Так произошло с увертюрой Л. ван Бетховена «Эгмонт» к одноименной трагедии Гете. 

    Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен

    «Эгмонт»


    Увертюра «Эгмонт» написана в 1810 году к одноименной трагедии Гете .
    Эгмонт—герой фламандского восстания против испанского владычества и пафос свободы, побеждающей смерть, — оказалась очень близка Бетховену.


    И.В.Гете

    Трагедия немецкого поэта И.В. Гете при постановке в 1791 г. не умела успеха и возродилась к новой жизни в 1810 г. с музыкой Бетховена, в которой воплотился героический дух высокой трагедии.


    Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной Голландии) за независимость против испанского владычества в 16 в.
    Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти.


    Граф Эгмонт

    Герцог Альба

    Программная увертюра


    Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.
    С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770-1827) связано рождение нового симфонического жанра – программной увертюры.
    Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.


    Нидерландцы

    Жалобная, певучая,

    плач, стенания,

    Народное страдание

    Испанские завоеватели

    Музыка суровая, мощная, гнетущая

    Образ жестоких завоевателей

    Вступление

    Борьба

    Музыка Эдварда Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»


    Генрик Ибсен

    Драматическая поэма «Пер Гюнт» Генрика Ибсена - одно из самых популярных сочинений норвежской художественной литературы.
    О популярности драмы свидетельствует тот факт, что она переведена на немецкий, русский, английский, французский, финский, польский и др. языки.
    В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья.

    История создания


    В 1870 году мир узнал нового писателя. Генрик Ибсен, родившийся и выросший в Норвегии, прославился на весь мир благодаря сочинению двух пьес «Брандт» и «Пер Гюнт». В этих пьесах противопоставлены образы человека и его стремления в жизни. Один из героев старается найти истинный жизненный путь, а другой буквально убегает от проблем и ничего не хочет менять. Пер Гюнт, как литературный персонаж представлял собой достаточно актуальную для всех времен психологическую модель. Он не хотел менять себя, не хотел искать смысл, он хотел, чтобы его принимали таким, какой он есть.


    Кто же он, герой поэмы Пер Гюнт?
    Ибсен писал: «Пер Гюнт действительно существовал; жил он в Гудбрансдалене (Норвегия)… Имя его очень популярно среди тамошнего населения; но о его подвигах известно не больше, чем можно прочесть в норвежских сказках…
    В сказке Пер Гюнт – удачливый охотник, расправляющийся с троллями, побеждающий чудовище, совершающий другие подвиги и любящий прихвастнуть своими реальными и вымышленными заслугами.

    Бродя по белу

    Бродя по белу

    свету, он встречал злых троллей, легкомысленных женщин, странных горбунов, разбойников и арабских колдунов.


    Пер Гюнт

    Взяв за основу фольклорный образ, Ибсен вложил в него совсем иное содержание.
    Пер Гюнт – его современник, человек 19 в. со всеми свойственными ему противоречиями – стремление к свободе поступков, славе, богатству, человек мечтательный, любящий и страдающий, но в то же время эгоистичный, самолюбивый.


    Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ. В те времена композитор был известен на весь мир. До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.

    Эдвард Григ


    15.06.1843 - 4.09.1907

    г. Берген

    Норвегия

    Сюита


    Инструментальное произведение, состоящее из 4-х и более частей, объединенных общим замыслом
    https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/edvard-grig-per-gyunt
    http://music-fantasy.ru/materials/grig-syuita-gyunt


    Музыкальное сопровождение к театральному спектаклю, а впоследствии и две сюиты «Пер Гюнт» по праву входят в золотую коллекцию шедевров мирового искусства. Сотрудничество известного поэта и драматурга Генрика Ибсена с Эдвардом Григом принесло миру не только удивительную постановку, но и превосходную музыку.


    Композитор Э. Григ сочинил музыку к пьесе «Пер Гюнт» норвежского драматурга Г. Ибсена. Две сюиты, составленные им из фрагментов к спектаклю, часто исполняются на концертах как самостоятельные произведения.
    Среди них такие известные оркестровые пьесы как «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля», «Смерть Озе».

    Премьера


    Премьера спектакля состоялась в феврале 1875 года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.
    Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.

    Сюжет


    В сюжетную линию Генрик Ибсен искусно вплетает скандинавские мифы и легенды, так, история приобретает черты волшебной сказки с моралью. 
    Пер Гюнт - необычный парнишка из деревни, сын человека, который был богат по наследству, но не сумел удержать деньги и обанкротился. Все что было потеряно отцом Пер Гюнт хочет восстановить, он постоянно хвалится, что станет таким же богатым, но его поступки не подкрепляются действием и люди смеются над ним.
    На свадьбе в Хэгстеде, он знакомится с Сольвейг, похищает невесту Ингрид. На Пер Гюнта открывается охота, его разыскивают, но он отправляется с тремя пастушками в горы. Тролли окружают парнишку, их король заклинает его «будь всегда собой доволен». Сольвейг остается жить в их избушке на окраине леса.

    1.Утро


    Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.
    С восходом солнца в сердце к тому, кто верит приходит надежда на лучшее. Новый день позволяет начать все по-другому. Возникает вопрос: можно ли изменить мир, не меняя себя.
    Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве,  журчание прозрачного родника.

    2.«Смерть Озе»

    Вернувшись домой, Пер понимает, что здесь оставалось его счастье, всё самое дорогое, что у него есть: его родная земля и мать Озе.Невероятно лиричный и трагичный номер. 

    Музыка потрясает силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью.


    ..Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!
    ...Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает...

    В пещере горного короля.


    В одной из сцен Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля. Григ своей музыкой в едином образе изображает две стихии: самого короля и его злые силы (в том числе и королевну, которая, танцуя, пытается привлечь к себе внимание Пера).
    Мелодия «В пещере горного короля» отражала неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях.


    Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюнт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании. Для нее он всегда будет оставаться самим собой.


    Сольвейг

    Эскиз костюма Анитры


    Эскиз костюма Анитры

    Танец Анитры


    Анитра -девушка из арабского племени, она пляшет и поет перед Пером Гюнтом
    В «Арабской пляске» узнавался мир лицемерных европейских городов, полный интриг, сплетен и предательств.

    «Песня Сольвейг»


    Финальный эпизод — пронзительная и волнующая мелодия,

    — говорил об утерянном и забытом и не прощённом.

    Бесконечная духовная красота и сила Сольвейг пробуждают в Пере глубокое осознание утраты своей жизни, своего человеческого «я»:

    Она сохранила, а он расточил...

    О, если бы можно начать все сначала...


    Домашнее задание!

    Использование музыки в кинематографе

    В каких фильмах использованы произведения Э.Грига


    Утро
    В пещере горного короля
    Смерть Озе
    Песня Сольвейг
    Танец Анитры
    https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/edvard-grig-per-gyunt

    «ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»


    В театральной культуре XX века эта традиция продолжилась. Так, композитор А. Шнитке объединил в своей «Гоголь-сюите» фрагменты, сочиненные для спектакля «Ревизская сказка» Московского театра на Таганке.

    «Ревизская сказка»


    Спектакль поставлен в театре на Таганке.
    Режиссер – Ю.Любимов.

    Николай Васильевич Гоголь


    Главный герой, действующий на сцене в окружении персонажей своих произведений, раскрывающих драму русской жизни.

    Альфред Гарриевич Шнитке 1934-1998


    Шнитке хорошо знал и любил творчество Гоголя.
    Музыка Шнитке отражает и усиливает то, что происходит на сцене.
    Это больше, чем «сопроводительная музыка».

    «ГОГОЛЬ-СЮИТА» 7 частей


    Увертюра;
    Детство Чичикова;
    Портрет;
    Шинель;
    Чиновники;
    Бал;
    Завещание.



    написать администратору сайта