Главная страница

рАЗРАБОТКА. Презентация на тему _Музыка к фильму _Властелин колец_. Музыка к фильму Властелин колец Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день


Скачать 1.64 Mb.
НазваниеМузыка к фильму Властелин колец Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день
АнкоррАЗРАБОТКА
Дата22.06.2022
Размер1.64 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаПрезентация на тему _Музыка к фильму _Властелин колец_.pptx
ТипДокументы
#610105

Музыка к фильму «Властелин колец»

«Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день»

  • В конце XX в начале XXI века в кинопрокате стали появляться фильмы в жанре «фэнтези». Их увлекательные сюжеты, фантастические спецэффекты, завораживающая компьютерная графика, запоминающаяся музыка сделали эти фильмы популярными среди зрителей, особенно среди молодежи.

Говард Лесли Шор (р.1946)

Говард Лесли Шор

  • современный канадский композитор, им озвучено свыше 200 голливудских фильмов, наиболее известными из которых являются «Молчание ягнят», «Авиатор», «Игра», «Сумерки», «Хоббит» и др.
  • Самую большую популярность принесла киносага «Властелин колец». Позже композитор написал симфонию в которой использовал темы из кинофильма. Как дирижер этого произведения он объездил весь мир. Исполнялась эта симфония ив Москве.
  • Фильмы «Властелин колец» – это экранизация книги знаменитого английского писателя-фантаста Джона Руэла Толкина (1892-1973). Образы его приключений были неоднократно воссозданы в кино, аудиопьесах, на театральной сцене, в компьютерных играх.
  • Музыкальные группы разных стран мира сочинили множество песен о персонажах из книг Толкина.
  • Главные герои толкиновской эпопеи «Властелин колец» – хоббиты (англ hobbit) – один из народов Средиземья – (англ. Middle-earth – Срединная земля, место действия в вымышленной Вселенной Толкина).
  • Хоббит Фродо владелец кольца. На него положена миссия по его уничтожению. Кольцо дает возможность править миром, и поэтому за ним гонится, оживший дух темного властелина Саурона. Его люди преследуют Фродо, но его верные и мудрые друзья не дают в обиду маленького хоббита. Ведь если Саурон сможет заполучить кольцо, то на планете произойдет катастрофа.
  • Какой состав исполнителей музыки этого фильма?
  • Послушайте две интерпретации песни «Это может быть». Какими исполнительскими средствами переданы в ней чувства надежды, покоя, уверенности в победе?
  • В музыке Шора к «Властелину колец» происходит синтез симфонических традиций с более простой по языку популярной музыкой. «Простота высказывания в этой трилогии требовалась еще и потому, что композитор желал подчеркнуть принадлежность описываемого мира к далекой древности», 
  • Для того, чтобы дать Средиземью совершенно особенное звучание, Шор использовал самые разнообразные инструменты. Помимо классического оркестра он использовал экзотичные и народные инструменты, например, маримбу, мюзет, дульцимер или саранги. Если же вслушаться, то можно даже услышать инструменты, которые таковыми не являются: наковальню, железные цепи и стальные пластины, по которым бьют молотком.
  • Говард Шор не только написал музыку, но и сам оркестровал ее и был дирижером оркестра при звукозаписи. Большая часть музыки к Властелину Колец была записана в студии звукозаписи с лондонским филармоническим оркестром, а часть - в Новой Зеландии с новозеландским симфоническим оркестром. Было записано более 8000 дублей. 
  • Шору удалось адаптировать сложнейший материал с помощью виртуозной комбинации возвращающихся тем и мотивов, которые олицетворяют персонажей и места действия.

1 тема кольца

  • Кольцо Всевластия - центральный элемент сюжета. Его разносторонняя природа выражается тремя темами, часто исполняемых на одних и тех же инструментах. Центральная тема Кольца, История Кольца, впервые звучит в фильме в тот момент, когда на экране появляется заставка. Она выступает в качестве прелюдии. Мелодия плавно идёт вверх и вниз, что выявляет её «дышащую» природу. С одной стороны, эта тема передаёт течение времени, с другой - печаль ввиду безграничного зла Кольца.

Тема соблазна кольца

  • Тема Соблазна Кольца, исполняемая хором мальчиков-сопрано и оттеняемая рокочущим бас-барабаном, олицетворяет искушение завладеть Кольцом, которому подвергаются Боромир и Арагорн. Эти отдающиеся эхом удары, отмеченные в партитуре Шора как «тихая, отдалённая тревога», создают основу для первого, исполняемого без слов, проведения темы Соблазна Кольца. Хор мальчиков выражает добрые намерения, которыми Кольцо обольщает своих жертв; с другой стороны это намёк на мальчишескую природу хоббитов.

3 тема кольца

  • Третья тема Кольца, Зло Кольца, ограничена всего четырьмя нотами, выражающими его неумолимую целеустремлённость. Эта мелодия демонстрирует самые зловещие мотивы, связанные с Кольцом и с Мордором. У Толкина зло Кольца и зло Мордора - одно и то же, так как власть Саурона неразделимо связана с Кольцом. Тема выдержана в восточном ключе и исполняется на райте (африканский двуязычковый инструмент, напоминающий гобой)

Тема Братства кольца

  • Как и сам отважный отряд Хранителей, тема Братства Кольца сначала собирается по фрагментам в начале первого фильма, а позже - распадается на части. В расширенной версии Братства Кольца она однажды звучит в начале фильма, оттеняя одноимённое название первой серии. Однако в сюжете фильма её первое звучание - в момент, когда Фродо и Сэм идут по кукурузному полю в Шире: именно этот момент закладывает начало Братству. Фрагменты добавляются с прибытием каждого нового члена Братства; но только в Ривенделле эта тема полностью сформировывается. На Совете Элронда, когда члены будущего Братства предлагают Фродо свои услуги, тема зарождается в регистре средних струнных и низких медных духовых. Когда же Элронд объявляет их Братством Кольца, этот мотив полностью преобразуется в героическую тему и звучит в полной оркестровке.
  • Тема Братства, с одной стороны, открытая и отзывчивая, а с другой - твёрдая и решительная. Также интересна гармония темы: мелодия выдержана в миноре, а аккомпанемент - в мажоре. Последнее её героическое звучание - в копях Мории. После того, как Гэндальф падает в пропасть, Братство начинает распадаться, и его тема только изредка звучит в героической форме.

Темы Шира и хоббитов

  • Темы Шира и хоббитов связаны между собой. Они впервые звучат, когда зритель видит Шир, ведь только при виде обиталища хоббитов можно понять их истинную природу и её детали: еду, питьё, дружбу и уют. Мелодии Шира создают впечатление родного дома; при развитии опасных событий, вершащих судьбы Средиземья, они напоминают о том, что стоит на кону.
  • Задумчиво-мечтательный напев исполняется классическим оркестром и используется в сценах, связанных с воспоминаниями хоббитов о доме. Ведущая мелодия часто исполняется на вистле; иногда же - на кларнете, который придаёт ей меланхоличный настрой.
  • Как говорил сам Говард Шор в одном из своих интервью, «хотя симфония и является современной, я использовал для ее написания музыкальную структуру XIX века, чтобы придать симфонии оттенок историчности. Средиземье существовало пять - шесть тысяч лет назад. Питер, Фрэн и я хотели создать ощущение оперы во Властелине Колец и позволить музыке стать эмоциональной основой истории. Развитие и темп этой истории и музыки показывает красоту классической оперы».
Но дело даже не в многообразии звуковой палитры, а в том, как Говард Шор использует ее возможности. С одной стороны, это тембровая характеристика персонажей (пан-флейта - лейт-тембр Фарамира, вистл - хоббитов, венгерские цимбалы достались Голлуму и т.п.). С другой - все это богатство создает единство в своем многообразии; ощущение «вот это индийская музыка, это венгерская или японская» отсутствует напрочь. Тембры инструментов разно-национальных культур не только сливаются в едином звуковом пространстве оркестра, но и действительно создают ощущение некоей «музыкальной пракультуры» пяти-семи тысячелетней давности, которую Говард Шор, собственно, и стремился создать, о чем неоднократно говорил в своих интервью. В итоге возникает завершенный целостный музыкальный текст, который имеет свою собственную музыкальную драматургию, а композитор создает новую жанровую форму киномузыки - симфоническое фэнтези.
  • Но дело даже не в многообразии звуковой палитры, а в том, как Говард Шор использует ее возможности. С одной стороны, это тембровая характеристика персонажей (пан-флейта - лейт-тембр Фарамира, вистл - хоббитов, венгерские цимбалы достались Голлуму и т.п.). С другой - все это богатство создает единство в своем многообразии; ощущение «вот это индийская музыка, это венгерская или японская» отсутствует напрочь. Тембры инструментов разно-национальных культур не только сливаются в едином звуковом пространстве оркестра, но и действительно создают ощущение некоей «музыкальной пракультуры» пяти-семи тысячелетней давности, которую Говард Шор, собственно, и стремился создать, о чем неоднократно говорил в своих интервью. В итоге возникает завершенный целостный музыкальный текст, который имеет свою собственную музыкальную драматургию, а композитор создает новую жанровую форму киномузыки - симфоническое фэнтези.
  • Суть данного жанрового открытия в том, что с помощью музыкально¬тематического развития и оркестровых приемов Шор передает сложные образные взаимодействия в различных сферах кинематографического действия. Он находит музыкальные эквиваленты всех тех сил, которые участвуют в жизни мира Средиземья, то есть музыкально воспроизводит этот выдуманный, фантасмагорический мир, создавая собственные музыкально-тембровые символы, музыкально усиливая тот эффект «дополненной реальности», которому подчиняется в целом замысел кинотрилогии «Властелин колец».

Домашнее задание

  • Найти и принести на урок трейлеры (клипы к фильмам) с музыкой Г.Шора;
  • Показать иллюстрации к киносаге или книге Толкина «Властелин колец»;
  • Найти произведения музыкальных групп к книге Толкина;
  • Найти OST к компьютерным играм «Властелин колец;
  • Рассказать о театральных постановках по книге Толкина (мюзикл Уэббера)


написать администратору сайта