Главная страница
Навигация по странице:

  • СЮИТА. Старинные сюиты.

  • Куранта Быстрая Придворный танец. Быстрый, со сложными затейливыми фигурами. Сарабанда

  • Интермедии

  • ФУГА СОСТОИТ ИЗ 3-Х РАЗДЕЛОВ: ЭКСПОЗИЦИЯ РАЗРАБОТКА РЕПРИЗА

  • СОНАТА - В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО ОЗНАЧАЕТ ЗВУЧАТЬ. ЭТО МНОГОЧАСТНОЕ ЦИКЛИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАПИСАННОЕ ДЛЯ 1 ИЛИ 2 МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

  • презентация по. Музыкальная форма Уроки 19, 20, 21 Музыкальная форма


    Скачать 5.57 Mb.
    НазваниеМузыкальная форма Уроки 19, 20, 21 Музыкальная форма
    Анкорпрезентация по
    Дата10.03.2023
    Размер5.57 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файла58406040422.ppt
    ТипУрок
    #978749

    Музыкальная форма


    Уроки 19, 20, 21

    Музыкальная форма


    это строение музыкального произведения
    Соотношение отдельных частей музыкального произведения


    Мелодия, состоит из мотивов, мотивы складываются во фразы, фразы – в предложения.
    Два предложения образуют – период.
    Мотив - наименьшая самостоятельная музыкальная единица
    Фраза – элемент музыкальной формы, состоит из 2- мотивов
    ПЕРИОД – ЗАКОНЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ


    ЦЕЗУРА - граница между музыкальными построениями.


    мотив


    мотив


    мотив


    мотив


    мотив


    мотив


    мотив


    мотив


    фраза


    1. предложение


    период


    2. предложение


    цезура

    Муз.формы строятся с помощью:


    Повторения
    Несходства
    Чередования


    Самая распространенная форма вокальной музыки – куплетная форма

    Простые музыкальные формы


    Двухчастная форма состоит из двух периодов


    A


    B

    A B

    Простая трехчастная форма


    Состоит из трех частей, 1 и 3 часть схожи, а средняя контрастна.
    Контраст – резкое различие.

    Трехчастная форма


    Трехчастная форма


    A


    B


    A

    A B А


    Трехчастная форма

    А А1 А2 А3


    А А1 А2 А3


    ВАРИАЦИИ – муз.форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений

    РОНДО – муз.форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется и чередуется с другими эпизодами.

    А B A C A D А


    А B A C A D А


    Форма рондо -

    СЮИТА. Старинные сюиты.


    Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Много веков тому назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами - от французского слова suite - последовательность.
    Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига . Танцы эти соединялись по принципу контраста между медленными, плавными и живыми - прыжковыми.
    Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием «старинные». Их создавали многие композиторы XVIII века. Наиболее известны сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни, бывшей любимым домашним инструментом тех времен, порою - и для оркестра.

    СЮИТА


    (ряд, последовательность) Циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.
    Первоначально сюита состояла только из танцев.
    Первые сюиты возникли в XVI веке.
    В XVIII веке сложилась форма старинной сюиты.


    Старинная сюита
    Аллеманда
    Куранта
    Сарабанда
    Жига

    Старинная сюита


    Аллеманда
    серьезная, неторопливая. Как придворный танец появилась в Англии, Франции, Нидерландах.
    Под ее приветственные звуки двигалось торжественное шествие..
    Куранта
    Быстрая
    Придворный танец. Быстрый, со сложными затейливыми фигурами.
    Сарабанда
    медленная, величественная
    Появилась в Испании
    Жига
    быстрая, веселая
    Старинный танец английских моряков

    Новые танцы:


    менуэт, гавот, бурре, ригодон


    Старинные сюиты писали многие композиторы:
    И.С. Бах
    Г.Ф. Гендель


    И.С. Бах


    Г.Ф. Гендель

    Инструментальные сюиты


    В более позднее время, начиная с первой половины XIX века, большое распространение получили сюиты другого типа - такие, как, например, «Карнавал» Р. Шумана - цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского - собрание пьес, передающих впечатления композитора от выставки художника В. А. Гартмана. А оркестровые сюиты П. И. Чайковского не связаны с конкретной программой, но и не танцевальны. Это характеристические пьесы с чертами тонкой стилизации.
    Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Овод» Д. Д. Шостаковича, «Золушка» С. С. Прокофьева. Наверное, вы и сами можете дополнить этот перечень без труда.


    В XIX – XX веках появились новые сюиты.
    В них преобладали нетанцевальные пьесы, разных форм и настроений, написанные в разных тональностях.
    П. Чайковский – оркестровые сюиты
    С. Рахманинов – для 2-х фортепиано
    Р. Шуман – «Карнавал»
    М. Мусоргский «Картинки с выставки»

    Фуга


    - многоголосное, полифоническое произведение, построенное по строгим законам.
    Полифония (поли – много, фон-звук, голос) – многоголосие.
    Фуга, в переводе с латинского – бег.


    Фуга строится с помощью приема имитации.
    Имитация – повторение мелодии
    в другом голосе.
    Противосложение – мелодия, которая звучит в другом голосе во время исполнения главной темы.
    Интермедии – мелодии, которые звучат между проведениями главной темы.
    Стретта –имитация, в которой каждое последующее проведение темы вступает раньше, чем она заканчивается в другом голосе.

    Фуга


    1


    2


    Главная тема


    противосложение


    интермедии

    ФУГА СОСТОИТ ИЗ 3-Х РАЗДЕЛОВ: ЭКСПОЗИЦИЯ РАЗРАБОТКА РЕПРИЗА


    Экспозиция- проведение темы по разным голосам
    Разработка – развитие, изменение темы
    Реприза – повторение темы. В фуге короче других разделов. В ней утверждается основная тональность

    СОНАТА - В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО ОЗНАЧАЕТ ЗВУЧАТЬ. ЭТО МНОГОЧАСТНОЕ ЦИКЛИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАПИСАННОЕ ДЛЯ 1 ИЛИ 2 МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

    Соната


    Состоит из 3-х частей
    1 часть
    Веселая, жизнерадостная
    В форме сонатного аллегро
    2 часть
    Медленная, широкая, сдержанная
    3 часть, финал
    Быстрый, стремительный темп


    СИМФОНИЯ
    в переводе с греческого означает согласие, созвучие.
    Классическая симфония состоит из 4-х частей.
    Она сформировалась в творчестве
    Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена


    Симфония состоит из 4-х частей:
    1 часть – Сонатное аллегро
    2 часть – Адажио или анданте
    3 часть – менуэт
    4 часть – финал


    Сонатное аллегро состоит из 3-х разделов


    экспозиция


    реприза


    разработка


    Показ тем


    Изменение тем


    Повторение тем


    Главная партия (Г.п.) Побочная партия (П.п.)
    Главная тональность Побочная тональность


    Экспозиция


    Реприза


    Главная партия (Г.п.) Побочная партия (П.п.)
    Главная тональность Главная тональность


    В разработке – темы изменяются, варьируются.
    Наиболее конфликтный раздел. Нет определенного порядка и чередования тем.

    сонатное аллегро


    экспозиция реприза
    Вступление гп сп пп зп - разработка - гп сп пп зп кода
    Т D T T


    Источник информации
    Учебное пособие
    Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.



    написать администратору сайта