Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Закрепление знакомой музыки и знаний о композиторе Задачи закрепление полученных знаний. Музыкальный материал В.А. Моцарт Фрагмент симфонии соль- минор. Ход урока

  • 7. Применение сформированных умений и навыков Задачи

  • 9. Этап информации о домашнем задании Задачи

  • музыкальная форма вариации. Музыкальная форма вариации


    Скачать 0.69 Mb.
    НазваниеМузыкальная форма вариации
    Анкормузыкальная форма вариации
    Дата16.11.2022
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmuzykalnaya-forma-variacii.pdf
    ТипУрок
    #792346

    Тема урока Музыкальная форма - вариации
    Цель урока Сформировать у учащихся понятие музыкальной формы Вариации. Задачи урока Обучающие
    - познакомить учащихся с музыкальной формой Вариации
    - повторить и закрепить знакомые музыкальные формы
    - познакомить с жизнью и творчеством В. А. Моцарта, А. Гречанинова, Д. Кабалевского. Развивающие
    - развивать исследовательские навыки - определять форму построения музыкального произведения
    - разбивать наблюдательность - распознавать художественный смысл различных музыкальных форм одночастной, двухчастной, трехчастной и т.д.; Воспитывающие
    - воспитывать музыкальную культуру обучающихся
    - воспитывать внимательного слушателя
    - воспитывать общую культуру учащихся, используя элементы интегрированного урока. Тип урока комплексное применение знаний и способов деятельности. Методы обучения:

    проблемно – поисковый, наглядный, игровой. Музыкальный материал:
    Французская народная песня Пастушья песня, Р.н.п. Во поле береза стояла, А. Гречанинов В разлуке, Д. Кабалевский Клоуны, Вариации Д.Хармс Откуда на улице взялся тигр, В.А. Моцарт Фрагмент симфонии соль-минор, Вариации на тему из оперы Волшебная флейта, Изобразительные вариации на тему Во поле береза стояла Дидактическое обеспечение урока Музыкальный центр, СД диски, портреты композиторов, ноутбук, кроссворд, рабочие тетради. Форма организации учебной деятельности групповая. Ход урока.
    1. Организационный этап. Задачи Организация внимания и психологическая подготовка обучающихся к общению, создание дружеской , рабочей обстановки в классе. Задача этапа урока Обеспечение доброжелательной, доверительной атмосферы урока, организация внимания обучающихся, настрой на урок. Ход урока Приветствие

    2. Закрепление новых понятий и способов действий. Задачи Закрепление знания форм построения музыки. Закрепление графической записи частной, х частной, х частной формы Музыкальный материал Французская народная песня Пастушья песня Ход урока Вопрос Ребята, вспомните, о чем говорили на прошлом уроке Ответ- о построении в музыке. Вопрос На что мы, прежде всего, обращаем внимание, определяя настроение в музыке Ответ - на части. Вопрос Если музыка построена на одинаковом музыкальном материале, нет смены характера, как выдумаете, сколько частей будет в таком произведении Как будет называться музыкальная форма, если в музыке одна часть Ответ - одночастная. Вопрос « Как графически (или буквенно) мы обозначим такую форму Показывается карточка Ас обозначением этой формы. Посмотрите на нотный пример Пастушьей песни. Это старинная французская песня. Сколько вы видите частей
    ( обучающиеся отвечают) Вопрос « Куда движется мелодия «
    ( обучающиеся отвечают) Вопрос « В чем будет трудность исполнения Ответ - скачок с ноты Дона ноту Соль. Вопрос « Давайте пропоем главную интонацию песни по нотам. исполнение. А теперь исполним песню со словами.
    3. Повторение знакомой песни. Задачи Работа над каноном. Работа над строем, кантиленой при исполнении песни, умением слушать себя. Музыкальный материал Р.н.п. Во поле береза стояла Ход урока Преподаватель наигрывает мелодию песни, учащиеся узнают ее Вместе с обучающимися повторяют песню в унисон. Вопрос Каким приемом мы можем исполнить эту песню Ответ каноном. Вопрос Что такое канон Ответ- канон – это музыкальная форма, при которой два или более голосов исполняют одну и туже мелодию, вступая в строгой последовательности друг за другом.
    Преподаватель работает над каноном, точно показывая вступление каждого голоса. Отрабатывается допевание своей партии до конца. Затем вместе с детьми проводится анализ качества исполнения.
    4. Повторение и закрепление знаний формы построения музыки Задачи Определение формы построения музыки. Закрепление графической записи 2- х частной их частной форм. Музыкальный материал А. Гречанинов В разлуке, Д.
    Кабалевский Клоуны. Ход урока Вопрос Ребята, вспомните, какие еще формы вам известны Ответ -двухчастная, трехчастная. Преподаватель просит обучающуюся, занимающуюся на фортепиано, исполнить фортепианную пьесу (В разлуке А. Гречанинов).Определяется характер и название произведения. Сколько было частей Менялась ли музыка, ее настроение Определяем настроение каждой части. Дети находят карточки с обозначением двухчастной формы А+В и показывают учителю карточки-схемы. Называется автор и название пьесы, показываются портрет композитора и рассказывается краткая биография А. Гречанинова. Преподаватель исполняет произведение (Клоуны Д. Кабалевского). Определяется количество частей, повторяющуюся часть, характер каждой части, настроение, изобразительность. Дети находят карточки с изображением формулы трехчастной формы А+В+А. Преподаватель называет автора и название произведения Клоуны Д. Кабалевского и рассказывает краткую биографию композитора.
    5. Формирование новых понятий и способов действий. Задачи знакомство с формой вариации в литературе. Музыкальный материал Вариации Д.Хармс Откуда на улице взялся тигр Ход урока Вариации – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений. Схема А А А А
    А
    4….
    Латинское слово Вариация – чисто музыкальное. Для других случаев есть похожее – вариант. Оба понимаются примерно одинаково тоже самое, но иначе вид меняется – суть остается. Близкое по смыслу латинское слово версия поворот (имеется ввиду поворот мысли. Что же за всем этим кроется Что такое вариация Как выдумаете, вариации могут быть только в музыке Давайте познакомимся со стихотворение Д.Хармса Откуда на улице взялся тигр и с вариациями на это стихотворение. Появляется портрет писателя. Спрашиваю детей об этом писателе, знают ли его творчество, напоминаю несколько знакомых стихотворений.
    Тема Я долго думал, Откуда на улице взялся тигр, Думал, думал, думал, думал, А в это время ветер дунул, И я забыло чем я думал. Так я и не знаю, Откуда на улице взялся тигр. Загадочная история Возможно, все было так. Вариация первая, с картинкой природы. Я смотрел в окно, солнечные лучи, продираясь сквозь густую листву деревьев, рисовали на земле пятна и полосы. Интересно, выйдет у них что- нибудь путное И вдруг вижу тигр Живой Он выгибает спину, он шевелит ушами …… Налетел порыв ветра – по земле будто стирательная резинка прошлась. Я смотрел в окно, но тигр больше не появлялся. А может, все было не так. Вариация вторая, драматическая, с бурными переживаниями.
    Сначала я услышал страшный рев. Пустая улица гудела, как гигантский тромбон. Потом вдали я увидел его. Откуда на улице взялся тигр Он мчался на меня бешеными прыжками. Оскаленная морда росла в моих глазах. Вдвое Втрое Вчетверо Последний прыжок. И я проснулся. Ветер бил в стекло, но мне уже не было страшно. Еще одна история, тоже вполне правдоподобная. Вариация третья, фантастическая. По двору гуляет мой кот Тишка. Я давно наблюдаю за ним. Трава и кусты для Тишки – настоящие джунгли. Дома таки льнет, чтобы приласкали, а здесь такой вид напустил на себя- вылитый тигр. Если бы я превратился каким-то образом в крошечного человечка, узнал бы он меня Или стал бы охотиться за мной, словно за воробьем Бррр….., не по себе как-то сделалось от такой фантазии. Хорошо всё-таки быть большим. Пора, пожалуй, сделать вывод. Вариация четвертая, заключительная. Тигров и вообще всех кошек обожаю. Часами о них думаю. Бывает с вами такое думаешь, думаешь о чем – то и будто уже видишь, о чем думаешь Вот так однажды, глядя в окно, я увидел тигра, стоит перед глазами – хоть пойди и погладь. Но тигр – то этот был только в моем воображении. А воображаемые тигры, в отличие от настоящих, ужасно пугливые. Не знаю, что отвлекло меня, может ветер подул. только пусто стало в голове, пропал тигр. Но теперь – то я догадываюсь, откуда на улице тигры берутся. Даниил Хармс помог нам с вами понять, что вначале звучала короткая тема, а вариации пересказывают тему несколько раз подряд. Каждая вариация пересказывает свою тему на свой лад мягко, шутливо, строго, а последнее ставит строчку.

    6. Закрепление знакомой музыки и знаний о композиторе Задачи закрепление полученных знаний. Музыкальный материал В.А. Моцарт Фрагмент симфонии соль- минор. Ход урока
    Преподаватель показывает портрет А. Моцарта испрашивает у детей фамилию композитора ив какой стране он родился. Ответ -Австрийский композитор. Преподаватель просит назвать столицу Австрии. Ответ - Вена. Обучающиеся вспоминают детство Моцарта, высказывание о нем, как о чудо
    – ребенке, вундеркинде, его всемирной славе, творчестве Моцарта
    7. Применение сформированных умений
    и навыков
    Задачи: Слушание предложенной музыки. Анализ услышанного. Музыкальный материал Вариации на тему из оперы Волшебная флейта Ход урока Преподаватель просит детей сесть удобно (поза слушателя) и послушать музыку А. Моцарта. Вопрос Была одна часть или несколько Ответ - было много частей, но похожих. Вопрос Чем были похожи части Менялось ли настроение Какие вы услышали настроения Как бы вы назвали такую форму построения музыки Ответ - звучали разные варианты одной и той же темы, те. вариации. Совместными усилиями преподаватель и дети составляют формулу вариаций.
    8. Просмотр домашнего задания Задачи Просмотри анализ изобразительных творческих домашних работ. Ход урока Преподаватель предлагает детям устроить выставку изобразительных работ на тему домашнего задания Во поле береза стояла. Анализ изобразительных работ на одну и туже тему – береза разного настроения, освещения и т.д.
    9. Этап информации о домашнем задании
    Задачи:
    Обеспечить понимание учащимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания. Ход урока Информация, мотивация к выполнению домашнего задания. Инструктаж к выполнению домашнего задания
    Домашнее задание Детям предлагается пожеланию сочинить литературные вариации.
    1. Обобщение урока Задачи закрепление полученных знаний. Рефлексия. Ход урока Что нового вы узнали сегодня на уроке
    - Какие мы знаем музыкальные формы, формы построения музыки
    - Всели было понятно на уроке
    - Какая музыка звучала на уроке
    - Какая часть урока вам больше понравилась Почему
    - С каким настроением вы выходите с урока дети отвечают) Литература и ресурсы

    1. Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Музыка в школе. 1 класс. Музыка. Москва. 1979.
    2. Двухголосное сольфеджио для учащихся 2-7 классов ДМШ». Музыка, Ленинградское отделение, 1975.
    3. ДБ. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. МЛ. Михеева. Музыкальный словарь. Советский композитор, 1986.
    5. Музыка в школе. 2 класс Под редакцией В.Рыжова. Музыка,
    1979.
    6. Программа Музыка ДБ. Кабалевского под редакцией Г.П.
    Сергеевой и ЕД. Критской.
    7. Е. Финкельштейн. Музыка от А до Я. С.к, 1991.
    Приложение



    написать администратору сайта