Главная страница
Навигация по странице:

  • Дабыл (Даулпаз)

  • 2. Казахские великие композиторы и певцы Курмангазы Сагырбай-улы

  • Дина Нурпеисова

  • Даулеткерей Шыгай-улы

  • Таттимбет Казангап-улы

  • Ыкылас Дукен-улы

  • Жаяу Муса Байжан-улы

  • Биржан-сал Кожагул-улы

  • Акан-серы Корамса-улы

  • Разработка урока на тему Культура и искуство 19 века. разработка урока. Музыкальное искусство казахского народа


    Скачать 99.64 Kb.
    НазваниеМузыкальное искусство казахского народа
    АнкорРазработка урока на тему Культура и искуство 19 века
    Дата04.11.2020
    Размер99.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларазработка урока.docx
    ТипУчебник
    #148080

    Цель:

    образовательная: обеспечить усвоение знаний учащихся по теме: «Музыкальное искусство казахского народа»;

    развивающая: способствовать развитию логического мышления, навыков работы с текстом учебника, составлять схемы, кластеры, вопросы по параграфу;

    воспитательная: содействовать воспитанию любви к народной музыке, уважения к труду людей, творческий подход в изучении темы.

    Тип урока: изучения нового материала

    Межпредметная связь: урок музыки

    Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеоролик, клип на кюй Курмангазы «Адай», диски с записанной программой «Музыка гор и степей», с мультфильмом, бумажные музыкальные инструменты для викторины, учебник, тетрадь.

    Методы обучения: частично - поисковый, наглядный, проблемный.

    Форма контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя

    Формы обучения: индивидуальная, в парах, в группах, коллективная

    Ход урока:

    Определение темы урока (слайд 1)

    Ребята! Перед вами таблица. Как с помощью этой таблицы узнать тему нашего урока? (ответы детей)

     (музыка, казах, народ)



    Совместное целеполагание. (слайд 2 )

    Определи и запиши цели в тетрадь.

    Узнать о музыкальном искусстве казахского народа: инструментах, композиторах.

    Краткий рассказ учителя

    Любовь к музыкальному искусству с древности отличает

     казахский народ. Музыка занимала особое место в жизни, культуре казахов. Мелодии и песни

     сопровождали человека с рождения до смерти. Все праздники и торжества проходили под музыку.

     Среди казахского народа с давних времен получили распространение более 50 музыкальных

     инструментов. Наиболее распространенные были домбра и кобыз. Сейчас предлагаю вам посмотреть видеоролик «Казахские музыкальные инструменты»

    Просмотр видеоролика

     Задание №1 (работа на интерактивной доске – 1 ученик, остальные в тетради)

    Составить в тетради кластер «Музыкальные инструменты казахского народа»

    Краткое слово учителя(слайд 3, 4, 5, 6)

    Поэты и кюйши, исполнявшие свои песни и кюи, всегда были любимы и почитаемы народом. XIX век считается «золотым веком» казахского песенно - музыкального искусства. Искусство кюя отличается особой манерой исполнения и исполнительскими традициями, а также разнотематичностью кюев. Самыми знаменитыми кюйши казахского народа были Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Ыкылас, Коркыт. Они оставили большое наследие кюев для домбры и кобыза.

    Рассказ детей (опережающее задание)

    1 ученик – о Коркыте (1 мин)

    2 ученик – о Курмангазы (1 мин)

    3 ученик – о Таттимбете (1 мин)

    4 ученик – об Ыкыласе (1 мин)

    Задание 3 (работа на интерактивной доске)

    Весь материал - смотрите документ.

    Тема: Музыкальное искусство казахской степи.
    Цели: сформировать у учащихся представления о музыкальном
    искусстве Казахстана в 18-19 веках.
    Задачи: ознакомить учащихся с богатством музыкальной сокровищницы Казахстана, видами музыкальных инструментов, ролью музыки в жизни степняков, композиторами, внесшими вклад в развитие музыкальной культуры казахского народа;
    развивать умение излагать свои мысли, материал, объяснять понятия, и, развитие речевой грамотности;
    воспитание любви к народной музыке, уважения к труду людей, творческий подход в изучении темы.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Форма: рассказ учителя, самостоятельная работа.
    Методы: коммуникативный, наглядный, частично-поисковый,
    создание эмоциональных проблем.
    Приемы ТРКМ: «Кластер», «Синквейн».
    Средства обучения: интерактивная доска, учебник, тетрадь, презентация power point
    Виды работ: 1) работа по развитию речи, развернутому ответу (рассказ, сообщения, анализ музыкальных произведений) ;
    2) проверка понятий (знание терминов, составление описания с использованием слов);
    3) фронтальный опрос ( беседа, тесты).

    Ход урока:
    1) Орг.момент.
    2) «Исходная мотивация» , актуализация знаний.( учитель истории).
    На прошлом уроке мы с вами проходили тему «Праздник Наурыз» и говорили о том, что ни один праздник не возможен без музыки. Так как музыка поднимает настроение, объединяет людей. И сегодня мы узнаем о том, какие музыкальные инструменты были более распространенные, какие известные композиторы жили и творили в разные годы. И многие великие люди говорили о значении музыки в жизни человека и до наших дней существуют пословицы о музыке.
    На интерактивной доске: высказывания, пословицы о музыке.
    Двери открыла песни для тебя,
    Песня провожает в землю прах, скорбя.
    Песня - вечный спутник радости земли,
    Так внемли ей чутко и цени любя.
    Абай Кунанбаев
    3) Речевая разминка (учитель англ.языка)
    Dear students, I am very glad to see you. How are you getting on? (преполагаемые ответы учеников: Ok! So so!
    Do you like music?
    What genres of music do you prefer?
    Do you play any musical instruments?
    What are they?
    Which of you plays dombra or kobyz?

    4)Рассказ учителя истории .Любовь к музыкальному искусству с древности отличает
    казахский народ. Музыка занимала особое место в жизни, культуре казахов. Мелодии и песни
    сопровождали человека с рождения до смерти. Все праздники и торжества проходили под музыку.
    Среди казахского народа с давних времен получили распространение более 50 музыкальных
    инструментов. Наиболее распространенные были домбра и кобыз.
    5)Домбра ничем не примечательная с виду, эта бесценная реликвия, как магнит ,
    непременно притянет вас. Домбра наиболее распространенный двухструнный щипковый музыкальный
    инструмент. В разных областях Казахстана существует разные виды домбры.(стр 38-39,42-43, 107 книга
    «Каз муз инструменты»)
    Кобыз - старинный смычковый музыкальный инструмент и бывает двухструнный, трехструнный и четырехструнный. Струны могут быть металлические и из конского волоса, нижняя половина корпуса обтянута кожей. Происхождение инструмента в народных преданиях связывают с именем известного музыканта Коркута, живший в 8 веке.( стр .26-27, 30-31, 80,88-89, 106, 111 книга «Каз.муз.искусство»).

    6) Учитель англ.языка. Описание домбры с помощью приема «Кластер» (один ученик у
    доски, остальные - в тетрадях; затем проверка устно).
    Let’s describe dombra with help of klaster.
    7) Учит. Истории. Поэты и кюйши, исполнявшие свои песни и кюи всегда были любимы и почитаемы народом. 19 век считается золотым веком казахского песенно-музыкального искусства.Искусство кюя отличается особой манерой исполнения и исполнительскими традициями, а также разнотематичностью юоев. Самыми зна менитыми кюйши казахского народа были Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Ыкылас, Коркыт. Они оставили большое наследие кюев для домбры и кобыза.
    Курмангазы Сагырбаев родился в местности Жидели Жангалинского района Западно-Казахстанской области. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем был кюйши Узак. Нам известны следующие кюи Курмангазы: «Акбай», «Аксак киик» в них отражены его раздумья, вера в будущее; кюй «Кишкентай», посвященный руководителя восстания 1836-1838годов Исатаю Тайманову; самым известным кюем является кюй «Сарыарка» воспевает стремление народа к свободе, любовь к родной земле. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы.
    Таттимбет Казангап-улы - выдающийся кюйши - композитор, один их основоположников классической домбровой музыки 19 века, автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Таттимбет родился и вырос на территории Каркаралинского района Карагандинской области. Одним из его учителей был его дядя Али. Он сочинил такие кюи «Косбасар», «Боз торгай», «Саржайлау», «.Былкылдак» и другие. В 1855году Таттимбет ездил в Петербург, где играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев Таттимбета.
    Даулеткерей Шигай -улы - великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской орде. С юных лет он отличался музыкальным талантом. В 1859 году в составе делегации он посетил Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву. Даулеткерей создал такие кюи «Акбала -кыз», «Акбала - кыз», «Коныр» и другие. Известно около 40 кюев композитора.
    8) Вашему вниманию предлагаем интересную легенду о домбре (под музыку - ученик
    читает легенду на английском языке
    The Great Khan of the Golden Horde had a son. His name was Zhoshy (Juchi). One day he was hunting of kulans. Leader of the flock , known as the Lame Kulan, strong and brave, suddenly turned and attacked the hunter, Zhoshy flew from his horse, broke his neck and died instantly ...
    None of the servants did not dare to tell the Great Khan of the death of his son. For the fact that people bring bad news, according to ancient custom relied death. And then the great singer - Uly zhyrshy Ketbuga - a wise old man came to the palace of the Great Khan. He began playing his dombra sad melody - kui. In this magical sounds kui transferred, as a young prince Zhoshy, son of the Great Khan went hunting, he met a herd of grazing on spring grass and wild asses as the prince was hunting for them. And he died the Khan's son ...
    Uly zhyrshy finished playing on dombra, Great Khan and his servants kept silent. At last the Great Khan said: "You brought me a sad news of the death of my son. I understood everything, listening to your dombra. You deserve death for their black news, but as you did not say a word, so dombra will be punished. Fill her throat with lead! "
    A dombra for what has brought news of the death black prince, was filled with hot lead.
    Since then, its flat side of the cylinder ...

    затем учитель английского языка проводит устную беседу о том, что они поняли)

    Потом другой ученик читает легенду на русском языке.
    Сын Великого ханаЗолотой Орды Жошы (Джучи), охотясь на диких куланов, так увлекся стрельбой из лука, что группа сопровождавших его приближенных осталась далеко позади Вожак стада диких куланов, известный как Хромой Кулан, сильный и смелый, неожиданно развернулся и набросился на охотника, Жошы слетел с коня, повредил себе шею и тут же умер...
    Никто из приближенных и слуг не посмел рассказать Великому хану Золотой Орды о смерти его сына. За то, что человек приносил плохую весть, по древнему обычаю полагалась смерть. И тогда Великий певец - Улы жыршы - мудрый старец Кетбуга выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя во дворец Великого хана, упал на колени перед его троном. Он начал играть на своей домбре печальную мелодию - кюй. В этом кюе волшебными звуками передавалось, как юный царевич Жошы, сын Великого хана, поехал на охоту, как ему повстречалось стадо пасшихся на весенних травах куланов и как царевич охотился на них. И как погиб ханский сын...
    Улы жыршы закончил играть на домбре, не произнеся при этом ни слова, но Великий хан и все остальные по звучанию музыки поняли все: домбра передала и топот скачущих коней, и тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, и силу и мудрость вожака Хромого Кулана, берегущего свой косяк. Особенно трагично запела она, когда Хромой Кулан напал на царевича...
    Долго молчал хан, а его окружение не смело издать ни звука. Наконец, Великий хан промолвил: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели моего сына. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но так как ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!»
    Так благодаря мудрецу Кетбуге - Улы жыршы - грозному владыке Золотой Орды монголов было сообщено о смерти юного царевича, но, вопреки страшному обычаю, не пострадал никто из людей. А березовая домбра за то, что принесла черную весть о гибели царевича, была залита горячим свинцом.
    С тех пор на ее плоской стороне появилось отверстие...

    9) Учитель истории - о Коркуте - мыслитель, композитор, поэт, жыршы. Он был родом из огузского племени и с детства был талантлив, он умел извлекать прекрасные мелодии из любого попавшего к нему в руки инструмента
    Существует легенда о том, как появился на свет его инструмент - кобыз. (прочитать стих-ие , а учащиеся должны сказать какой вклад в развитие музыки внес Коркут)

    10) Учитель англ.языка –
    Dear children, let’s listen to kuy, performed on kobyz.
    Ребята давайте послушаем кюй, исполненный на кобызе. Затем проводит беседу - какие чувства испытывали и какие мысли возникли когда вы слушали этот кюй.
    What feelings you experienced when listening to this music?
    What thoughts arose when listening to this kuy?
    11) Вывод по теме (учитель истории). Сегодняшний урок надолго запомнится вам, кто слушал ожившиезвуки древности благодаря старинным музыкальным инструментам, изготовленным из дерева. В них - и таинственные голоса минувших поколений - живые страницы истории музыкальной культуры казахского народа, и вечно движущееся течение постоянно обновляющейся жизни... В музыке слышится голоса и радости, и печали. Музыка сравнима с весной - когда все живое вокруг просыпается, начинают цвести деревья, и душа человека поет..
    12) Закрепление. Учитель истории предлагает выполнение следующих видов заданий:
    1 - написать синквейн на темы: «Домбра», «Музыка», «Кобыз». ( выполняется на двух языках)
    2 - ответить на вопросы (на листах раздать вопросы «Тостые» и «Тонкие»).
    13 Проверка выполнения работы (на доске - один ученик - пишет свой синквейн, остальные с места).
    14 Оценивание результатов работы на уроке.
    15Рефлексия «Что нового я узнал сегодня на уроке».
    16 Домашнее задание на доске.

    Цель урока: Познакомить учащихся с музыкальным искусством казахского народа.
    Показать особенность музыкальных инструментов казахского музыкального искусства
    Назвать мастеров песенного и музыкального искусства казахского народа
    Воспитывать уважение и любовь к музыке и культуре казахского народа.

    Оборудование: Интерактивная доска, Слайд презентация, иллюстрации, карточки
    Технология на уроке:
    Ход урока: техника урока А. Гина, ИКТ, технология проектов.

    1. Орг момент: Здравствуйте дети и гости нашего урока. Сегодня у нас необычный урок, открытый урок. Мы должны показать свои знания, умение рассказывать, анализировать и высказывать свое мнение. Для начала мы пожмем, друг другу руки и пожелаем удачи

    2. Разминка Игра – тренинг «Третий лишний.» Показать, кто здесь лишний и объяснить почему.
    1. Абылай, Исатай Тайман улы, Срым Датулы. Абылай – хан
    2. Абай Кунанбаев, Шокан Валиханов, Махамбет Утемисов М. Утемисов – батыр
    3. Богенбай, Тауке, Кабанбай Тауке – хан
    4. Сыгнак, Испиджаб, Караганда Караганда- современный город
    5. Торткара, Аргын, Табын Аргын – средний жуз

    3. Опрос домашнего задания.
    2.1. Творческое задание «Точка зрения»
    - Моя Родина Казахстан.
    - Если я был директором школы.
    - У нас в классе…
    Учащиеся по желанию должны раскрыть заданную тему. Класс должен определить, кто выступил хорошо и почему.

    2.2. Устный индив. опрос «Опрос по цепочке»
    1. Ораторское искусство казахского народа.
    3. Изучение новой темы: «На новой волне»
    Сегодня мы будем говорить о музыкальном искусстве казахского народа. Казахский народ с древности отличала любовь к музыке. Когда мы говорим о музыке, сразу вспоминаем, о музыкальных инструментах, о великих мастерах музыкального и песенного искусства.

    Вопрос: Какие музыкальные инструменты казахского народа вы знаете? Ответы уч-ся.

    С давних времен среди казахов получили распространение более 50 музыкальных инструментов. Это домбра, сыбызгы, дауылпаз, асатаяк, кобыз, жетиген, дангыра и т.д.
    Показ слайда , приготовленного учителем.

    Домашняя подготовка учащихся. Материалы о домбре Катя Иванцова.

    Представители музыкального и песенного искусства: поэты, кюйши, домбристы, жырау, всегда были любимы и почитаемы среди народа. Когда они появлялись в ауле, то это настоящий праздник. Можно назвать талантливых людей 19 века: Биржан Сал , Ахан серэ, Укили Ыбырай, Жаяу Мусса , Майра, Естай и др. 19 век был «золотым веком » казахского песенно- музыкального искусства.

    Искусство кюя отличается особой манерой исполнения и исполнительскими традициями, а также тематикой произведений. Самыми знаменитыми кюйши казахского народа были Курмангазы, Таттимбет , Даулеткерей, Казангап, Ыкылас, Дина Нурпеисова . Кюи подразделяются на два вида: токпе – кюй и шертпе –кюи.
    Слайд о музыкантах и прослушивание их музыки.
    Домашняя заготовка учащихся. Материалы о Курмангазы Буркиталиева Аида.

    Кюи исполняются домброй, также много кюев для кобыза и сыбызгы. Казахи считали кобыз священным музыкальным инструментом и почитали его .
    Домашняя подготовка учащихся. Материалы о кобызе Хабибуллина Алсу
    С древних времен Коркыта до Ыкыласа на земле Казахстана творили многие кобызши.

    4. Закрепление новой темы: «Займи позицию»
    Каждый ученик получает карточку с разноуровневым заданием.
    Вопросы: 1. Назовите известные музыкальные инструменты.

    2. Реши тесты: 1. Кто считался непревзойденным мастером токпе – кюя?
    А) Курмангазы б) Таттимбет в) Коркыт с) Майра
    2. Кто считался создателем кыл- кобыза?
    А) Курмангазы б) Таттимбет в) Коркыт с) Майра
    3. Кто автор кюя «Жез киик»
    А) Коркыт б) Таттимбет в) Укылас Дукенбай улы с) Дина Нурпеисова
    3. Заполни таблицу:

    Представители песенного искусства Представители искусства кюя

    5. Рефлексия: Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Что я узнал нового на уроке?
    2. Что понравилось и заполнилось на уроке?
    6. Дом задание §41, реферат по теме

    Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.

    В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили
    Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Биржан-сал
    Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.

    КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ


    Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории
    Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих.
    Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй
    ''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю
    Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера в будущее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.

    Музыкальное искусство. Вторая половина XIX в. была периодом расцвета музыкального искусства Казахстана.

    Курмангазы Сагырбаев (1806 – 1879 гг.) родился в урочище Жидели Букеевской Орды. Сохранилось более 60 его кюев (некоторые из них в разных вариантах). В кюе «Балбырауын» передается народный праздник; музыкальная зарисовка «Сарыарка» переносит слушателей в бескрайние просторы родной степи. Другие кюи заставляют задуматься о горькой судьбе народа. Одно из своих первых сочинений – кюй «Кшкентай» посвятил восстанию Исатая Тайманова. Являясь участником восстания, он воплотил в этом кюе порывы народа к освобождению от феодально-байского гнета и пут колониализма. Баи и царские чиновники, не без основания усматривая в действиях и произведениях Курмангазы призывы к сопротивлению, преследовали и томили его в тюрьмах.

    Выдающимся композитором был и Даулеткерей Шигаев (1820 – 1887 гг.). Сохранилось около 40 его кюев. Все они лирического содержания, ярки и выразительны. Им свойственны стройность формы, единство стиля. Патетическая взволнованность передается в кюе Даулеткерея «Жигер», глубокие сердечные чувства вызывают кюи «Булбул», «Керлме» и др. Духом подлинной народности веет от кюя «Желдрме». Это красочная, стремительная по ритму пьеса, рисующая традиционные народные конские соревнования.

    Выдающимся вкладом в инструментальную музыку XIX в. является творчество Таттимбета Казангапова (1817 – 1860 гг.). Он прославился как автор и исполнитель произведений для домбры в стиле «шертпе». Большинство его кюев эмоциального, лирико-возвышенного плана. В них Таттимбет воспел красоту родного края – «Саржайлау», «Сары озен»; дал художественное опоэтизирование нравов и повадок животных – «Ерке атан», «Бозайгыр» и др.

    Огромное влияние на формирование кобызовой классики оказали композиторский талант и исполнительское мастерство Ихласа Дукенова (1843 – 1916 гг.). На основе содержания эпических сказаний он создал ряд выдающихся по художественной целостности программных кюев. Таковы «Коркут-кюй», «Камбар-кюй», «Казан-кюй» и др. Ихлас сочинял и кюи в сатирическом плане о высокомерных царских чиновниках, чванливых баях – «Жарым-патша», «Бес-торе». В кюях Ихласа отражены и раздумья о жизни, о страданиях народа – «Жалгыз аяк», «Жез киик» 14.

    Домбра была излюбленным инструментом народных музыкантов. В прошлом струны домбры изготавливались из козлиных кишок. Нежная, мягко певучая и бархатная звучность домбры известна многим. Домбру можно было изготовить и использовать в условиях кочевого быта.

    В традиционном народном музицировании казахов, в домбровом исполнительстве, как правило, предшествовали рассказ или легенда о возникновении и содержании кюя. История домбровой традиции уходит в глубь веков, о которой свидетельствуют археологические открытия, например, древнего Хорезма, а также Пазырыкских курганов и археологические находки казахстанских археологов на территории Казахстана. Судя по этим сведениям, домбыра и кобыз были наиболее распространенными музыкальными инструментами ранних кочевников. Одна из особенностей домбрового исполнительства – сольная форма игры на инструменте. Она способствовала выдвижению ярких личностей в различные исторические эпохи. Народ сохранил имена лучших представителей – Кен-Буга, Асан-Кайгы, Карт-Ногай, Байжигит, Бежен, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Дина Нурпеисова и др. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, определенным арсеналом средств музыкальной выразительности и разнообразием тематики домбровых кюев.

     

    Кыл кобыз: Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать кылкобыз, относящийся к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге “Китаби деде Коркут”, датируемой XVIII-IX вв. Слово “кыл” связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей.

    Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном.

    История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.

    Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

    Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

    наверх

    Сыбызгы: В прошлом в традиционной музыке широко бытовал инструмент – сыбызгы, изготавливаемый из полого стебелька растений курай. Простая форма и доступность материала способствовали его популярности среди казахских музыкантов. По тембровому колориту сыбызгы издает нечто дрожащее, словно пребывающее в трепете, волнении звучание, напоминающее высокие звуки флейты. Звучал сыбызгы на летних пастбищах, на свадьбах, при рождении ребенка, при приезде почетного гостя.

    Образы, содержащиеся в сыбызговой музыке, восходят к глубокой древности. Об этом свидетельствуют бытующие и поныне кюи-легенды, к которым можно отнести “Кок бука” (Небесный бык), “Желмая” (кличка верблюдицы легендарного Асан-кайгы), “Бозынген” (Верблюдица – священное животное).

    В прошлом были известны сыбызгисты Курумбай, Кангожа, Тулак, Сырмалай, Ыскак. В ХХ веке прославились В. Ыскаков, О. Кожабергенов, М. Онгаров, Ш. Ауганбаев.

    наверх

    Асатаяк - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау - колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.

     наверх

     

    Сазсырнай - духовой инструмент, изготавливаемый из глины. На территории Казахстана найден при раскопках древнего городища Отрар. Обладает «прозрачным, светлым» тембром. В древности сазсырнай был популярным инструментом среди детей и подростков.

     наверх

     

     

     

     

    Жетыген - казахский и тюркский древний струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Классический жетыген имеет семь струн, современный реконструированный — 15.

    Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали — понижался.

    В настоящее время в фольклорных ансамблях используется реконструированный жетыген, в котором для расширения диапазона увеличили число струн до 15. Настройка струн производится колками и передвижением подставок. Жетыген отличается мягким, певучим звучанием.

    наверх

    Шанкобыз -  язычковой народный инструмент. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

    При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла или дерева.

    Дабыл (Даулпаз) - казахский национальный ударный инструмент, представляет собой ободок с ручкой с двух сторон обтянут кожей, издалека выглядит как сковорода с ручкой. Это инструмент с очень сильным громким звуком, служил в прошлом для подачи военных сигналов, например сигнал атаки. Традиционно дабылом пользовались воины (в наступлении). В древние времена ударные инструменты (дабыл, дауылпаз и шындауыл) имели широкое применение в жизни казахов. Громкие звуки ударных инструментов извещали о приближении врага, использовались на загонной охоте, созывали жителей на охоту, на совершение религиозных обрядов, извещали о предстоящих перекочевках и служили устрашением при нападении на врага.

    наверх

      

    2. Казахские великие композиторы и певцы

     

    Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1889) - гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем кюйши Узак.

    Курмангазы учился и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Бай-жума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши, прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола, власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй "Кишкентай" был посвящен руководителю народного восстания Исатаю Тайман-улы. В его кюях "Акбай", "Аксак кийк", "Кебис шашкан", «Ксен ашкан", "Адай", "Турмеден кашкан" отражены его раздумья, вера в будущее. В кюе "Сарыарка" слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы. Его вклад в казахскую культуру является огромным.

     наверх

    Дина Нурпеисова (1861 - 1955) - выдающийся представитель традиционного искусства, композитор и исполнитель, ученица великого Курмангазы, народная артистка КазССР. Игре на домбре обучалась у своего отца; ее учителем был также Курмангазы. Творчество Дины смыкает прошлое с современностью. В этом смысле ее творческий путь представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Данный переходный этап характеризуется сложностью и противоречивостью, он отмечен крупными событиями в общественно-политической жизни народа (освободительное движение 1916 года, революция, Великая Отечественная война, послевоенный восстановительный период). Дина, начав свою деятельность в окружении любимых учителей и наставников, прошла через все эти испытания, и в мирное послевоенное время как бы из рук в руки передала великое достижение классиков домбрового искусства. В своих интерпретациях Дина точно сохраняла темы кюев, все особенности формы, но в то же время она драматизировала все музыкальные образы и исполняла кюи в присущей ей яркой, виртуозной, психологически напряженной манере, ломая присущую кюям у равновешенность, делая их ритмически-обостренными, темпово-неустойчивыми, с более активным развитием. Долгую и трудную жизнь прожила Дина. Но никакие лишения не могли сломить эту гордую и мужественную женщину. Несмотря на трудности, Дина никогда не оставляла своего “старого друга” - домбру. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет по словам очевидцев, говорить о ее непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки: кюи – “Булбул”, “Коген туп”, “Байжума”, “16 жыл”, “Асем коныр”, “Той бастар”, “Наказ матери”, “Сауыншы”, “8 Марта” и другие.

    наверх

    Даулеткерей Шыгай-улы (1820 - 1887) - великий кюйши - композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. Даулеткерей происходил из аристократических кругов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской Орде.
     Даулеткерей с юных лет отличался необычайным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Кюйши посещал не только
    Оренбург. В 1859 году в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годы его широкой известности в степи как кюйши-композитора.

    Музыка Даулеткерея впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкие психологические женские портреты в кюях "Кос-алка", "Кыз-Акжелен", "Кудаша", "Женгем суйер", "Акбала-кыз", "Жумабике", "Керкем-ханым". Душевные тончайшие переживания и раздумья композитора, переданы в его кюях "Коныр", "Топан". Есть и глубоко трагические произве¬дения как, например, кюй "Салык олген". Как новатор, Даулеткерей, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторых кюях использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около сорока кюев композитора. Последователями Даулеткерея, безупречными исполнителями его произведений был и Аликей, Макар, Турып и сын великого кюйши - Салауаткерей.

     наверх

    Таттимбет Казангап-улы (1815-1862)- выдающийся кюйши-композитор казахского народа, один из основоположников классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Таттимбет родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского район Карагандинской области, происходил из рода Каракесек Среднего жуза. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантливых кюйши Центрального Казахстана. Одним из его учителей был его дядя Али. Таттимбет рос в окружении, где ценили музыку и поэзию, а также ораторское искусство.Любовь к древней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалась и на его музыкальных интересах: его привлекали кюи - легенды, эпическиекюи, созданные в XIII-XVII веках. Многие кюи самого Таттимбета являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки, Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: "Косбасар" (цикл объединял множество кюев, иногда с характеристиками "медленный", "печальный" и т. д.), "Терискакпай", "Балбырауын", "Боз айгыр", "Боз торгай", "Алшагыр" и другие. Кюи Таттимбета "Саржай-лау", "Сылкылдак", "Былкылдак", "Кокей-кестi" относятся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки.

    Таттимбет является автором великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев- раздумий. В его кюях отражены стремление к красоте и гармонии жизни, ожидание надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В некоторых произведениях звучат и социальные мотивы. Например, в кюе "Бес торе" осуждается власть людей, возвышающихся над народом.В 1855 году Таттимбет ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре.Сохранилось свыше 30 кюев Таттимбета. Его талантливыми последователями были выдающиеся композиторы конца XIX века Ыкылас, Тока (1830-1914).

    наверх

    Ыкылас Дукен-улы (1843-1916)- кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем его таланта был отец. За короткое время мальчик освоил, кюи-легенды, исполняемые отцом. К середине XIX века кобыз использовали наряду с музыкантами, баксы - лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера собственно кобызовой музыки сокращалась. Заслуга Ыкыласа состоит в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута (VIII век).

    Ыкылас сочинял кюи, в которых нашли воплощение, широко известные в народе легенды и эпические сказания. Таковы его кюи "Жез кюк", "Камбар", "Казан", "Шынырау". В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданы кюи "Коныр", "Кертолгау", "Айрауыктын ащы куйi". Его глу¬бокие переживания о жизни переданы в сочинении "Ыкыластын куйi". В кюе "Жарым патша" композитор высмеивал недостойных чиновников и
    властителей. Обогащая технику игры на кобызе, Ыкылас сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыки. Его творчество глубоко волновало слушателя. У Ыкыласа было много последователей, среди которых и сын Жусупбек, который хорошо исполнял кюй
    Коркыт".

     наверх

    Жаяу Муса Байжан-улы (1835-1929)- выдающийся народный композитор, родился на берегах озера Жасыбай в Баянаульских горах.Композиторский талант Жаяу Мусы показывают его замечательные песни "Аксиса". "Хаулау", "Баянауыл", "Сурша кыз", "Кегерпин", Гayhap кыз", "Толгау", "Шорман улына". Его песни наряду с традиционными, содержат и новаторские черты.

    Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897)- выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокшетауской области. С юных лет неудержимо увлекался музыкой и пением. Примерно с двадцати лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 году.

    Одна из первых его песен - "Биржан-сал". Творчество Биржаиа рисует нам ту общественную и социальную среду, в которой разворачивался талант певца. Биржан затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Биржаиа ряд песен посвящен любовной лирике. К замечательным образцам песни относятся его произведения "Биржан-сал", "Айтбай", "Ляйлим-шырак", "Жамбас сипар" и другие. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Песни Биржана "Жанбота", "Адаскак" выражали его гнев по поводу действий власть имущих.

    Биржан был и талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Биржана группировалась талантливая молодежь, которая перенимала его искусство. Среди последователей Биржана были талантливые композиторы Акан-серы, Укили Ыбырай (1860-1932), Балуан Шолак (1864-1919) и другие. Сохранилось около 40 песен Биржана.

    наверх

    Акан-серы Корамса-улы (1843-1913)- выдающийся композитор. Родился на берегах озера Улкен Коскел в Кокшетауской области. С юных лет выделялся среди сверстников влечением к музыке и поэзии, а его постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к его имени - серы. С 16-17 лет занимается творчеством. На формирование его композиторского таланта прежде всего воздействовала казахская народная музыка. Акану не были чужды и другие музыкальные традиции. Выдающиеся произведения Акана - песни "Кулагер", "Манмангер", "Макпал", "Балкадиша", "Кокжендет", "Сырымбет" и другие - заняли достойное место среди музыкальных сокровищ.


    написать администратору сайта