Главная страница
Навигация по странице:

  • «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГБПОУ ВО «ГПК»)Муз. Р.М. Глиэр, сл. И.С. Никитина « ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ ЗИМА»

  • Выполнила

  • Историко-эстетический анализ

  • Анализ поэтического текста

  • Музыкально-теоретический анализ

  • Allegro

  • Первая часть

  • Вторая часть

  • Третья часть

  • ОСОБЕННОСТИ ДИРИЖЕРСКОГО ЖЕСТА

  • Список используемой литературы

  • Аннотация. Аннотация Мартынова+. Музыкальное образование


    Скачать 3.49 Mb.
    НазваниеМузыкальное образование
    АнкорАннотация
    Дата13.12.2022
    Размер3.49 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАннотация Мартынова+.docx
    ТипАнализ
    #842593

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

    ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

    «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    (ГБПОУ ВО «ГПК»)


    Муз. Р.М. Глиэр, сл. И.С. Никитина

    «ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ ЗИМА»
    аннотация по МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором

    ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

    специальность 53.02.01 «Музыкальное образование»

    Выполнила студентка

    группы 12 «М»

    Мартынова А. А.

    Научный руководитель:

    преподаватель высшей

    квалификационной категории

    М.А. Стебакова

    Воронеж

    2021 г.

    Содержание

    1. Историко-эстетический анализ………………………………….3

    2. Анализ поэтического текста…………………………………….6

    3. Музыкально-теоретический анализ…………………………….8

    4. Вокально-хоровой анализ……………………………………...14

    5. Исполнительский анализ……………………………………….15

    6. Особенности дирижёрского жеста…………………………….16

    7. Список использованных источников………………………….19


    Историко-эстетический анализ


    1)Творческий портрет композитора и его основные произведения

    Р.М. Глиэр

    Рейнгольд Морицевич Глиэр родился в Киеве в семье мастера музыкальных инструментов. Закончил Киевское музыкальное училище (1894, класс скрипки). В 1900 году закончил Московскую консерваторию, где занимался у М. М. Ипполитова-Иванова (композиция), Г. Конюса (гармония), С. Танеева (полифония), И. Гржимали (скрипка). Посещал собрания Беляевского кружка. С 1901 года преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе имени Гнесиных. С 1913 года профессор по классу композиции, с 1914 года – директор Киевской консерватории. В 1901–1941 гг. – профессор Московской консерватории. Брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии (1906-1908) и по возвращении начал выступать как дирижёр. Р. Глиэр изучал музыку разных народов, обращался к украинскому музыкальному фольклору. С 1938 года – народный артист СССР.

    Творчество Р. Глиэра тесно связано с традициями русской музыкальной классики. Для его произведений характерны теплота и искренность выражения, широкая мелодичная распевностью.

    Среди самых известных произведений Глиэра – симфония Илья Муромец, балет Красный мак и опера Шахсенем. Глиэр собирал народную музыку кавказских и других республик Советского Союза и, кроме сочинений крупной формы, создал немало романсов и фортепианных пьес.Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик — Украины, Азербайджана, Узбекистана. С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей.

    Композитор начинал свой творческий путь как романтик – ведущим принципом его творчества было противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника. Однако, главный творческий путь Глиэра прошел в эпоху модернизма – время, когда технологии изменили мир. Музыка как неотъемлемая часть человеческой жизни также претерпела глобальные изменения. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого и нашли новые, смелые темы и новые способы их выражения. Отличительная черта модерна – использование образов природы, причём не гармоничных, а ужасающих, мрачных; тенденция к символике стихии, предпочтительно водной; бестиарной символике и метафоре. Основной тенденцией в творчестве символистов было преклонение перед Красотой. Представители этого направления тяготели к утончённости, нестандартным образам, выразительности в художественном языке. В этот период композиторы обращались к тем средствам, которые позволили бы им отобразить их тягу к необычному искусству. Это были нетрадиционные инструменты, поиски в области звука, иная гармоническая система, старинная музыка, фольклор. Эти тенденции повлияли и на творческий облик Глиэра.

    Музыкальное наследие композитора разнообразно по жанрам: 5 опер, в том числе «Шахсенем» (1925), музыкальная драма - «Гюльсара» (1949); 7 балетов – «Красный мак» (1927), «Медный всадник» (1949), «Тарас Бульба» (1952) и др.; 20 симфонических композиций; 3 симфонии, в том числе программная «Илья Муромец» (1911); камерно-инструментальные, фортепианные произведения, хоры и песни. Одно из центральных мест в творчестве Р. Глиэра принадлежит концерту для голоса с оркестром (1943), в котором автор использует задушевные песенные обороты. Среди камерных произведений популярность приобрел 4-й струнный квартет (1946). Р. Глиэр – автор произведений для различных инструментов, занявших прочное место в учебно-педагогическом репертуаре.

    Хоровое творчество Глиэра отмечено изяществом гармонии, ясностью и стройностью форм. В целом хоровым сочинениям композитора свойственна эмоциональная уравновешенность, доминирование светлого, лирического настроения, богатство и разнообразие форм и средств музыкальной выразительности. Основное содержание – лирика, передача чувств и настроений, пейзажная зарисовка.

    Р. М. Глиэр сочетал композиторское творчество с педагогической деятельностью. Он воспитал целую плеяду композиторов, среди которых: Б. Александров, М. Мясковский, С. Прокофьев, Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий и другие.

    2. Краткая характеристика творчества поэта

    И. С. Никитин

    Иван Саввич Никитин (1824—1861), русский поэт. Родился 3 октября 1824 г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и Духовной семинарии, но не окончил её. Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города. Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мотивами, появились в печати в 1853 г. Затем всё более в творчестве поэта ощущается стремление к реализму. Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю («Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи», 1854 г.; «Уличная встреча», 1855 г., и др.). Любовью к родине полны стихотворения «Русь» (1851 г.), «Встреча зимы» (1854 г.). В историю русской прозы Никитин вошёл как автор «Дневника семинариста» (1860 г.).

    Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвёл картины родной земли.

    На слова Никитина, одного из самых ярких русских крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен.

    Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.

    Анализ поэтического текста

    «Здравствуй гостья зима» – это отрывок из стихотворения «Встреча зимы». В этой хоровой миниатюре народ приветствует приход зимы. Все произведение представляет собой массовое гуляние.

    Стихотворение было написано Иваном Никитиным в 1854 году.

    Оно стало одним из наиболее ярких стихотворений «природного» цикла, особой нитью проходящего через всю жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина. В произведениях автор воспевал русскую природу и людей, живущих с ней в гармонии.

    По жанру это пейзажная лирика с патриотическими мотивами.

    Автор начинает стихотворение с описания прихода зимы, красивого, хотя и холодного времени года. Эта часть стихотворения очень легкая, почти воздушная. Но дальше стихотворение меняет тональность, и начинает звучать патетически. Автор восхваляет зиму, которая закаляет русского человека. Он с гордостью пишет о простых мужиках, русских богатырях, которым не страшен мороз, и которым не страшны любые враги. Ведь даже погода на их стороне.

    Стихотворный размер ана́пест, рифмовка - параллельная.

    Ана́пест – трёхсложный стихотворный размер с ударением на. последнем слоге стопы.

    / /

    Здравс-твуй, гос/-тья зи-ма!

    Про-сим ми/-лос-ти к нам

    Пес-ни се/-ве-ра петь

    По ле-сам/ и по-лям.

    Есть раз-до/-лье у нас -

    Где у-год/-но гу-ляй;

    Строй мос-ты/ по ре-кам

    И ков-ры/ рас-сти-лай.

    Нам не стать/ при-вы-кать -

    Пусть мо-роз/ твой тре-щит:

    На-ша рус/-ска-я кровь

    На мо-ро/-зе го-рит!..

    Красота зимней природы передается при помощи художественных средств. Главную роль играет олицетворение, при помощи которого И. Никитин оживляет зиму и лес: «плакал сумрачный лес», «смотрит весело лес из-под черных кудрей», «здравствуй, гостья-зима». Сказочная Картины дополняются эпитетами («безлюдный простор», «побелевшие поля», «сдержанные слезы») и сравнениями («что белый пушок…, начал падать снежок», «как алмазы горят»).

    Некоторым элементам пейзажа выразительности придает аллитерация, например, в первых стихах неуютную атмосферу передают слова с согласными «р», «с»: «поутру вчера дождь в стекла окон стучал». Описания трескучего мороза делаются более выразительными благодаря согласному «р»: «и замерзла река, на дворах и домах снег лежит…».

    В стихотворение «Встреча зимы» отобразилось как народное, так и индивидуально-авторское восприятие холодного времени года.

    Стихотворение «Встреча зимы» печатается с авторской датировкой 20 ноября 1854 года. Ровно через три недели после этой даты, 11 декабря того же года, стихотворение было впервые опубликовано в газете «Воронежские губернские ведомости». Оно стало одним из наиболее ярких стихотворений «природного» цикла, особой нитью проходящего через всю жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина. В произведениях автор воспевал русскую природу и людей, живущих с ней в гармонии.

    На первый взгляд, центральной темой произведения является смена сезонов. С одной стороны, это действительно так, поэт посвящает свои строки окончанию черной, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, укрывшему все белым покрывалом и словно бы обновившему мир.

    С другой стороны, «Встреча зимы» – произведение намного более сложное и многогранное. Помимо радости от наступления самого холодного времени года и подробного, поистине красивого описания природы, укрытой первым снегом, Никитин пишет о народе, населяющем Россию. В иносказательной форме поэт высказывает восхищение людьми, которые не боятся холода, но приветствуют его, которых не пугают ни метели, ни лютая стужа.

    Музыкально-теоретический анализ

    1. Форма произведения и его структурные особенности.

    Форма произведения – простая трехчастная репризная с кодой.. Первая, вторая и четвертая части схожи между собой, но каждая из частей имеет свое развитие и вносит свои нюансы в создание образа произведения, способствует передаче его главной мысли – русский народ непобедим, донесению до слушателя восторженных эмоций по отношению к родному народу. Это передается различными средствами музыкальной выразительности, которые композитор использует.

    На основе поэтического текста Глиэр создал трёхчастную репризную композицию, где 3 часть является репризой 1 (варьированно повторяется в конце).

    Каждая из частей формы написана в форме периода. 1 часть представляет собой период единого строения, неделимый на предложения (7 т.), повторенный дважды. 2 часть – квадратный период неповторного строения (4т.+4 т.). В 3 части основной тематический материал проводится однократно, переходя в коду, представляющую собой проведение той же темы в увеличении.

    Реприза является кульминацией всего произведения. Об этом свидетельствует богатый аккомпанемент, целые, половинные длительности в вокальной партии и динамика f.

    1. Жанровая основа

    Жанровой основой хора Р. Глиэра «Здравствуй гостья зима» являются народная песня и гимн. Музыкальный жанр – народно-песенный. Хор с сопровождением. Песенность главной темы проявляется в ее основной опорной интонации – интонации м.6 в соединении с затактовым ритмом

    Гимничность особенно ярко проявляется в тематизме 2 части. Её интонационное зерно – интонация ч.4,



    скрытая в основной теме.



    3. Ладовая и тональная основа

    Тональность произведения D-dur.



    2 часть начинается с F-dur,



    дальше секвенция в d-moll



    и возвращение в D-dur.





    Лады натуральные.

    1. Особенности гармонического языка

    Гармонические обороты чаще используются – автентические (D-T)

    5. Мелодическая и интонационная основа.

    Говоря об интонационной основе хора, необходимо выделить в ней некоторые моменты:

    Первый мелодический оборот характеризуется выразительным ходом по звукам ломанного тонического секстаккорла



    Вся 2 часть построена на звучании восходящих квартовых скачков:

    Интервал восходящей кварты ясно выделен, направлен от доминанты к тонике и от затакта к сильной доле. Эта волевая, активная интонация придаёт музыкальному образу черты гимничности.

    Характерной особенностью мелодики произведения является то, что ее движение идет в основном снизу вверх с частыми скачками. Помимо восходящего движения, особенностями мелодии хора в целом являются, скачкообразное движение и широкий диапазон.

    Основным способом развития в анализируемой партитуре является варьированный повтор. Такой способ развития является характерным для русской народной песни. В хоре «Здравствуй, гостья зима» это проявляется и на уровне тематизма (выше мы говорили о тематических связях мелодического материала разных частей произведения),




    и на уровне развития, основу которого составляет секвенцирование.





    6. Метрортмические особенности

    Размер анализируемой хоровой партитуры 4/4 – сложный. Состоит из двух простых – 2/4 + 2/4.

    Ритмическая организация подчёркивает сильные доли относительно долгими звуками. То есть на сильное время приходятся более долгие звуки, чем на слабые.



    Говоря о ритмической стороне произведения, уместно отметить то, что ритм хоровых партий основан на движении восьмыми и четвертными длительностями, за исключением пары моментов, где для варьирования мелодии используются её украшения шестнадцатыми длительностями.



    При этом кода основана исключительно на целых, половинных и четвертных длительностях.



    Такое ритмическое укрупнение показывает основную тему в увеличении как итог ее развития.

    7. Темп и агогические отклонения.

    Темп Allegro переводится как весело, бодро, радостно.

    Обозначение метронома лоя темпа Allegro - 84-144 bpm; метроном Maezel 19-го века показывает 120 bpm; метроном 1950-го года показывает 116 bpm; современные электронные метрономы - 120-160 bpm. Ударов в минуту (bpm)
    Агогические изменения темпа в произведении регулируются специальными указаниями:

    ritenuto – замедляя:



    В самом начале произведения Глиэр ставит фермату над одним звуком аккомпанемента. Эта V ступень с одной стороны выполняет функцию вступления, звуча как призыв к массовому празднику (она является доминантой основной тональности), с другой стороны – она выполняет функцию камертона для настройки хора и точного вступления партии сопрано



    8. Динамические оттенки.

    Динамика произведения варьируется от mf до ff.

    Первая часть звучит на f с небольшим в cresc. конце. В этой части показано как народ радушно встречает зиму, как он радуется ей.



    Вторая часть начинается на mf. Начало звучит затаенно, и постепенно cresc. перерастает в ff. Данное динамическое изменение передает образ народа, который признает величие зимы (которая сулит морозы) и тут же якобы перешептывается, говоря, что им она все равно не страшна.





    Третья часть является репризой (повторяет первую). Она так же начинается на f. Её динамическое развитие cresc. Приводит к кульминации всего произведения, звучащей ff.



    9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад

    В создании образа русского народа немаловажную роль играет фактура произведения. Его силу духа и стойкость, подтверждают имитация основной темы с решительными активными интонаиями в разных голосах,





    При этом главным голосом может выступать любой из двух хоровых голосов.

    Единение русского народа передано в партитуре ритмическим объединением хоровых партий в гомофонно-гармоничесекой фактуре. При этом ведущую мелодическую роль выполняет партия сопрано. Партия альтов, как правило, является гармоническим фоном мелодии.

    10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения

    Роль аккомпанемента в произведении велика. Он создает это радостное, гимническое настроение. Коротки проигрыши звучат как колокольчики – восторженно и празднично.

    11. Связь музыки и поэтического текста

    Говоря о соотношении музыкального и поэтического текстов в анализируемой партитуре, необходимо отметить, что текст произведения – это небольшой отрывок из полного стихотворения «Встреча зимы» Никитина. Первая строчка в 1 и 2 куплете повторяется, распевается сначала сопрано, далее альтами. В остальном данный отрывок не отличается от исходного стихотворения.

    Глиэр использовал не весь текст, а всего лишь часть, потому что хотел обогатить и переосмыслить художественную идею поэта, а значит, создать творческую интерпретацию литературного текста в музыкальном произведении.

    ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ

    1. Тип и вид хора.

    Хоровая партитура написана для 2-х голосного женского и детского хора.

    Глиэр использовал именно эти тембры в данной партитуре, так как женские и детские голоса характеризуются высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Эти тембры подходят под содержание художественного текста произведения.

    2. Диапазон и тесситурные особенности.

    Общий диапазон хора – до#1 - фа#2

    Диапазон сопрано – ре1 - фа#2

    Диапазон альтов - до#1 – ре2.

    Тесситура средняя, тесситурные условия удобны для исполнения.

    3. Соотношение естественного и искусственного ансамбля.

    Тесситурные особенности партий схожи. Исходя из этого, и соотношение естественного и искусственного ансамблей будет не сильно варьироваться.

    При исполнении этой интонации, построенной на звуках ломанного трезвучия, следует заранее готовить позицию, в которой будет исполняться высокий звук. При этом, нижний звук следует облегчать.

    Такт [10] - у сопрано встречаются шестнадцатые, которые нужно пропеть ровно и чётко.



    В [1-2]; [9-10]; [30-31] тактах у сопрано встречается скачок на малую сексту.



    В [2-3]; [10-11]; [31-32] тактах у альтов встречается скачок на кварту



    При исполнении таких скачков нижний звук следует интонировать в позиции верхнего.

    1. Особенности использования тембровых красок и хоровая "оркестровка".

    С целью передачи радостного настроения, 1 и 3 части следует исполнять светлым звуком, начинать исполнение среднего раздела нужно более объемным, глубоким, прикрытым тембром. Самого светлого, яркого, близкого звука требует исполнение коды.

    5. Приемы хорового письма

    Такты [1-3]; [9-11]; [30-32]-партии сопрано и альтов поют поочерёдно, исполняя основную тему.





    Далее хор звучит tutti. Такой приём имеет изобразительное значение. Различные хоровые партии, как разные группы народа из толпы сначала разрознены, а затем объединяются во всеобщем ликовании. Здесь можно провести аналогии с более сложным и масштабным произведением (М. П. Мусоргский «Пролог» из оперы «Борис Годунов»)

    6. Виды хорового дыхания

    Общее дыхание совпадает со строением фраз. Внутри фраз дыхание цепное. При хоровом исполнении следует обратить внимание на распевы и выдержанные длительности.

    ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

    1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль

    Помимо работы над чистотой интонирования мелодии каждой хоровой партией ( мелодический строй), при работе над хоровой партитурой следует добиться ансамбля строя, добиваясь точности интонирования гармонических интервалов.

    Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Вся музыка должна создавать образ гуляющего на площади народа, встречающего зиму.

    2. Ритмический ансамбль

    Очень важно додерживать паузы и сопрано, и альтам. Ритм ровный и устойчивый на протяжении всего произведения. Спектр длительностей от шестнадцатых, до целых.

    Ритмически трудным является исполнение шестнадцатых, которые надо пропеть не замедляя темпа, исполнив их одинаковыми по времени.

    Трудным ритмически является и исполнение долгих звуках, при котором необходимо не потерять внутридолевую пульсацию.

    Темповый ансамбль

    Как уже отмечалось в разделе «Музыкально-теоретический анализ», данный хор написан в рамках единого темпа. Это, однако, не говорит о том, что все произведение необходимо выдержать строго в его рамках. Небольшие агогические оттенки на смысловых акцентах, в кульминационном разделе или окончании привнесут в исполнение этой партитуры необходимую долю выразительности, помогут лучше раскрыть музыкальный образ произведения.

    4. Динамический ансамбль

    Во всех голосах данной хоровой партитуры автором выставлены одинаковые обозначения силы звука. При этом, однако, необходимо динамически дифференцировать голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных.

    5. Штриховой ансамбль

    Основной штрих на протяжении всего произведения – legato. Но в некоторых частях на каждую долю стоят акценты, что позволяет изменить штрих наnon legatoиmarcatо.



    6. Дикционный и орфоэпический ансамбль

    Большое внимание при работе с хором над данной партитурой нужно уделить дикции. Чтобы донести до слушателя смысл и характер произведения, необходимо поработать над максимальным пропеванием согласных в одинаковой манере и быстрым произнесением согласных. При быстром темпе очень сложно четко и ясно пропеть все слова, поэтому в процессе работы важно проговорить весь текст в ритме партитуры в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

    7. Исполнительская фразировка

    Фразировка является одним из выразительных средств создания образа. При работой над фразировкой, необходимо добиваться не только выразительности исполнения отдельных фраз, но и более крупного охвата музыкальной мысли.

    ОСОБЕННОСТИ ДИРИЖЕРСКОГО ЖЕСТА

    1. Характеристика дирижерских жестов

    Задача дирижёра – помочь хору в создании музыкального образа.

    При этом перед ним встают следующие задачи:

    1. Точно показать штрихи legato, non legato, marcatо.

    2. Выдерживать длинные ноты, паузы.

    3. Выделять акценты.

    4. Точно показать снятия на вторую и четвёртую долю.

    5. Точно показывать шестнадцатые в аккомпанементе

    6. На последних тактах сделать ritenuto.

    1. Виды ауфтактов

    В произведении используется такой вид ауфтакта, как задержанныйприменяется в случаях, когда необходимы особенно острое вступление, акцент или четкое произношение всем хором согласных звуков. Большей частью он употребляется при быстрых темпах.

    1. Дирижирование фермат и пауз

    В произведении используется всего одна фермата в самом начале произведения, которая является неснимаемой.

    4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур

    При дирижировании хорового произведения 4х дольная схема неизменна, так как размер сохраняется на протяжении всей партитуры.

    Список используемой литературы

    1. Петрова, Н. Рейнгольд Морицевич Глиэр: краткий очерк жизни и творчества / Н. Петрова. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 22 с.

    2. Глиэр, Рейнгольд Морицевич – Википедия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org


    написать администратору сайта