Главная страница

Ответы на 5 тем по литературе 19 века. ответы по 5 темам. Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев о пьесе и характере главной героини Пьеса А. Островского Гроза стала событием не только в жизни драматургии 19 века, но и во всей русской литературе. Автор дал определение пьесы дра


Скачать 22.94 Kb.
НазваниеН. А. Добролюбов и Д. И. Писарев о пьесе и характере главной героини Пьеса А. Островского Гроза стала событием не только в жизни драматургии 19 века, но и во всей русской литературе. Автор дал определение пьесы дра
АнкорОтветы на 5 тем по литературе 19 века
Дата19.01.2022
Размер22.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаответы по 5 темам.docx
ТипДокументы
#335470

  1. Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев о пьесе и характере главной героини

Пьеса А. Островского «Гроза» стала событием не только в жизни драматургии 19 века, но и во всей русской литературе. Автор дал определение пьесы – драма, тем самым особо подчеркнул не трагический финал, а социальную драму замужества и бесправия женщины того периода эпохи. Все пороки общества в глубине России драматург показал с особой точностью, умело воспользовавшись средствами речи.

После выхода в свет пьесы А. Н. Островского «Гроза» появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы».

Н. А. Добролюбов анализирует монологи Катерины, указывая на вольнолюбивый характер героини, также критик говорит о том, что важны ее воспоминания о детстве. Критик не акцентирует внимание на религиозности героини, но описывает ее характер – решительный, цельный, правдивый.

Свобода Катерины противопоставлена гнету Дикого и Кабанихе.

Д. И. Писарев напротив, считает нравственные метания героини признаком неразумности ее поведения. Критик начинает

Писарев писал свою статью в эпоху спада общественного движения и разочарования революционной демократии в возможностях народа. Поскольку стихийные крестьянские бунты не привели к революции, Писарев оценивает «стихийный» протест Катерины как глубокую «бессмыслицу».

Считаем, важным мнения обоих критиков, ведь образ Катерины – это лишь часть отражения настоящей жизни российской глубинки середины 19 века.

Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», действительно, ее образ обратил внимание общественности на проблемы как социального плана, так и нарвтсвенного.


  1. Смысл названия произведения. Основной конфликт романа как отражение общественной борьбы 60-х гг. 19 века. Антидворянская направленность романа. Противоречивость мировоззрения Тургенева

Роман И. Тургенева «Отцы и дети» не только об отношениях поколений, но и о времени и смерти, которая не щадит никакого. В названии заявлена антитеза, что показывает противоборство двух поколений, такое же противоборство мы видим в русле идей дворянства и разночинства, представленных в романе. Образ главного героя показывает нам силу духа человека из народа, его ум и проницательность, возможно, неверные суждения о вечных вопросах бытия, но находящего в финале жизни компромисса с самим собой.

Смерть настигает человека внезапно, не давая повода и мотива, смерть выше сословий и идей, выше земных целей и уз, смерть не щадит ни старого, ни молодого. Мы видим, что врач, чья профессия сложна и нравственна, более всех уязвим. Базаров был не просто врачом, но и исследователем. Именно это амплуа противопоставлено костной системе дворянства.

Даже одна роковая ошибка была ему не простительна, он знал, что в любой момент может заразиться трупным ядом, но продолжал исследования ради науки и будущего общества. Можно назвать его упрямцем, глупым или не компетентным, но мы понимаем, что он в первую очередь был увлечен идеей развития медицины, ее прогресса и пользы для человечества. Как часто мы встречаем диалог и противоборство поколений, но такие исследователи, как Базаров идут вразрез с мнением окружающих.

«Умереть так, как умер Базаров. Все равно что сделать великий подвиг», - нельзя не признать, что Д.И. Писарев был абсолютно прав, давая характеристику персонажа И.С. Тургенева. Подвиг Базарова не оставляет последствий – это подвиг истинного врача, герой борется со смертью, он не хочет умирать, хотя понимает, что заражен, и ему не излечиться. Он не поднимает паники, борется до конца, понимая трагический финал, не беспокоит родителей, вызывает Одинцову, чтобы попрощаться и попросить ее заботиться о родителях.

Базаров стремился выздороветь: «Евгений стискивает челюсти и жмурится. «Нельзя-нельзя-нельзя давать слабину», - шепчет он почти безумно». В этой цитате весь Базаров, он нигилист, груб, невежественен, но он хочет жить, словно дикий зверь пытается вырваться, хотя и умом понимает, как врач, что его минуты сочтены. «Чертово тело», - рассерженно шипит Евгений, пытаясь сесть на кровати». Сколько отчаяния и боли в его движениях, но он не говорит об этом никому, пытаясь уцепиться за жизнь, пытаясь встать и пойти, но у него это не получается. Базаров очень достойно встретил смерть. Не стонал, не плакал, сказал добрые слова родителям и Одинцовой, все понимал, но и о заражении тоже не говорил, не хотел расстраивать и пугать окружающих. Писарев был прав, Базаров совершил подвиг, незримый, но подвиг перед семьей и близкими людьми, он понимал, что все равно умрет, что яд смертелен, но пытался сражаться со смертью и сделал все, чтобы близкие не мучали свои сердца за него.

Смерть не избежна, она идет рядом с человеком всю жизнь, умирают близкие, товарищи, от болезней, от несчастных случаев, на войне, в катастрофах. Идет смена поколений. И. Тургенев, поднимая многие вечные философские темы бытия, не мог обойти стороной столь сложную тему смерти, его герой – бунтарь и нигилист, перед лицом смерти вел себя достойно. Писатель показал истинный образ нового человека его века, нового, но духовно богатого, истинного героя века, несмотря на то, что он противопоставлял себя дворянству, противопоставлял поколению родителей – все это не помешало ему найти свою истину в жизни.

  1. Реалистический характер поэтики, использование элементов романтической поэзии

Несмотря на все трудности, несмотря на финальное расставание героев, «панаевский цикл» Некрасова – это, в первую очередь, прославление любви и любимой женщины, которые стали для лирического героя поддержкой, опорой, вдохновением:

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, -

Мы на один алтарь сложили -

И этот пламень не угас!

Таким образом, лирика этого Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.

Некрасов передал в своих диалогах настроения двух любящих сердец, романтизм показан в описании чувства любви. Темы любви и понимания были раскрыты с помощью культурных архетипов и деталей. Некрасовым были раскрыты образы времени и чувства лирического героя. Детали стихотворения помогли постичь тайны в описании любви, способной одновременно и страдать, и кокетливо улыбаться своим страданиям, любви безграничной, сильной, но драматической.

Ф. М. Достоевский: «...За Некрасовым остается бессмертие, вполне им заслужённое... за преклонение его перед народной правдой, что происходило в нем не из подражания какого-нибудь, не вполне по сознанию даже, а потребностью, неудержимой силой» [7, 81].

Реализм – в раскрытии чувств. Состояние чувств не раскрывается непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Некрасов вносит в звучание этой темы те же мятежность и печаль, что составили столь характерный пафос некрасовской лирики.

4. Художественное своеобразие поэмы, тесная связь с фольклором.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» представлена в виде странствий путника, как в сказке, он посещает много мест и спрашивает, кому живётся лучше в стране спрашивает, что такое счастье.

Счастье – высшая точка стремлений личности, это важная составляющая жизни человека, которая дарует гармонию и мир. Тема счастья вечная, философская. Для каждого человека счастье – это что-то свое. Счастье сравнивается со следующими образами: семья, любовь, работа, здоровье, детство, благосостояние. Отталкиваясь от слова «Счастье», можно проследить процесс осмысления и отражения в русской литературе элементов материальной и духовной культуры нашего народа. Счастье как мифологический образ часто встречается в фольклоре. Мы видим галерею персонажей, которые рассказывают о своей жизни в форме быличек.

Многие писатели и поэты задумывались о счастье в своих произведениях, показывали жизненный путь героев, который приводил к счастью или, наоборот, к бедам.

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», крестьянские мужики решили посмотреть мир и выяснить, кто истинно счастлив на Руси, но, оказалось, у каждого героя свое видение счастья. Четвертая глава посвящена непосредственно счастливым людям, но, как выяснили мужики, на Руси нет счастливых, главный герой повести Ермила Гирин в начале рассказа о нем – счастливчик, ему все удавалось в судьбе, но в финале он все же попадает в острог, мужики сделали вывод, что нет счастливых на Руси. У каждого своя судьба, свое счастье, свое видение правого дела, поэтому счастье как проблема была и будет философской, ведь и идеалы, и стремления в разные эпохи отличны, и принципы жизни каждого человека также различны.

Если взрослым трудно достичь счастья, то дети счастливы всегда – в веселье, на природе, в игре, в общении, они счастливы, когда общаются с животными и друзьями, счастливы заниматься творчеством или спортом. Нам есть чему поучиться у детей, ведь сегодня человеку сложно достичь счастья, так как оно чаще всего представляется человеку в виде материального объекта, заполучить который необходимо, преодолев новые должности, большие зарплаты, отказы от хобби и общения с близкими.

Счастье – в нас, а не вокруг нас, - верно подмечено нашими предками, которые придумали много пословиц и поговорок о счастье.

5.Причины обращения М.Е.Салтыкова-Щедрина к жанру сказок. Их место в творчестве писателя
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин очень интересная личность 19 века, саркастически выражал недовольство властью и при том сам был вице-губернатором, писал сказки, но эти сказки было глубоко философичны и полемичны. Однажды его пригласил в журнал «Отечественные записки» Некрасов, так как другие журналы были закрыты, а этот поэт арендовал. Щедрин в целом в «Отечественных записках проработал 16 лет (1868-1884) и этот период был важнейшим в развитии публицистики России. Отметим, что на тот момент публицистика только начинала развиваться в нашей стране и ее становление пришлось на период сложных государственных решений и реформ. Писатель стал знаменит и своими сказками, которые писались для взрослых с целью осознания века, его пороков.

Жанр сказки помогал Салтыкову-Щедрину показать аллегорично пороки времени, высказать мораль, завуалировать иронию и смех.

Образы животных иерархично показывают общество, а гипербола и гротеск не дают открыто говорить о пороках, а лишь метафорично.

Сказки как жанр смогли выдержать цензуру и были позитивно приняты обществом, поэтому этот жанр помог писателю высказать свои размышления показать свой талант видения социальных проблем в обществе.

Главной темой сказок является необходимость держать свое слово и нести ответственность за все свои поступки. Темы малодушия и трусости также раскрыты в образах главных героев – помещиков и чиновников, эти качества привели к необратимым последствиям, исправить которые уже никто не в состоянии.

Так С.-Щедрин смог заново открыть жанр сказки, используя бытовые образы, социальные блага и добродетели.


Литература

  1. Волова С. Романсовая лирика Н.А.Некрасова // IV Некрасовские чтения: Тез. докладов. Ярославль, 1989. С. 27-28.

  2. Маркова, Т.Н. История русской литературы Х1Х века (первая треть) [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Маркова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. – 187 с.

  3. Попов И.В. Д.И.Писарев об Островском // Юбилеи русских классиков: Г.Р.Державин, И.А.Крылов, А.Н.Островский: Статьи и исследования. Самара, 1997. С. 59‑74.

  4. Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов ХIХ века. М., 1965. – 312 с.

  5. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. 18001917. Т. 3. - Москва: Большая российская энциклопедия; НВП «Фианит», 1994. - 582 с.

  6. Цензура в России в конце XIX-начале XX века: Сборник воспоминаний / Сост. Н. Г. Патрушева. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003. - 366 с.


написать администратору сайта