Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Древнерусские воины умели скрываться от врага под водой. Как им это удавалось

  • 4. В связи с чем князь Святослав обратился к воинам с известными словами "мертвые сраму не имут"

  • 6. По какой причине князь Ярослав Владимирович получил прозвание "Мудрого"

  • Каково историческое значение принятия Русью христианства

  • Каковы были основные достижения внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого

  • 3 . Какие меры в интересах простого народа осуществил Владимир Мономах

  • 4. Каково историческое значение Древней Руси, как ее наследие сказалось на нашем последующем развитии

  • История России. История. Н э. Так называют их византийские и готские писатели (Иордан, Прокопий Кессарийский). Они жили в лесостепи между Днестром и Днепром. Общественный строй военная демократия. Основное занятие


    Скачать 37.98 Kb.
    НазваниеН э. Так называют их византийские и готские писатели (Иордан, Прокопий Кессарийский). Они жили в лесостепи между Днестром и Днепром. Общественный строй военная демократия. Основное занятие
    АнкорИстория России
    Дата26.02.2022
    Размер37.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипЗанятие
    #374007

    1 вариант: Древняя Русь
    1 задание:
    Анты — объединения славянских племен IV—VII вв. н. э. Так называют их византийские и готские писатели (Иордан, Прокопий Кессарийский). Они жили в лесостепи между Днестром и Днепром. Общественный строй — военная демократия. Основное занятие — пашенное земледелие. Воевали с Византией (см. Византийская империя), аварами, готами. Среди их вождей — Боз (Бож, Бооз). Их южными соседями были склавины.

    Бояре - на Руси IX-XVII вв. высшее сословие феодалов. В Древнерусском государстве - потомки родоплеменной знати, старшие дружинники - вассалы и члены княжеской думы, крепостные землевладельцы. В период феодальной раздробленности - наиболее богатые и влиятельные феодалы, соперники княжеской власти. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства (путные Б.) и управлением территорией. С XV в. - высшие чины служилых людей по отечеству, первые чины Боярской думы, занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами. Звание Б. отменено Петром I в начале XVIII в. (Б. слились с дворянским сословием)

    Бортничество, -а, ср. Добывание мёда лесных пчёл и их разведение, бортевое пчеловодство.

    Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «стар́ина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

    Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

    Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

    Волок, волока, муж.

    1. Пространство земли, перешеек между двумя текущими в противоположных направлениях судоходными реками, по которому перетаскивают (переволакивают) или перевозят небольшие суда, грузы; переволок.

    2. Гужевой путь через большой лес (обл.).

    3. Глухой непроезжий лес, из которого срубленные деревья выносят, таща по земле (обл.).

    4. Род двухколесной или зимней на полозьях повозки (обл. устар.).

    5. Род рыболовных сетей (обл.).

    Волхвы (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») — мудрецы, или маги (санскр. — mah, клинописное — magush, латинское — magis, русское — могучий, жрец), пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудрость и сила их заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Родина волхвов — Древний Восток. Всякого рода гадатели, волшебники, маги, прорицатели были известны практически во всех культурах Древнего Ближнего Востока

    Вотчина - 1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII-XV вв. - господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась и в начале XVIII в. слилась в один вид -имение. В дальнейшем В. - всякая феодальная земельная собственность; 2) термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах В. ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы В. - сеньория, манор, поместье.

    Иммунитет- Из западноевропейских языков (нем. Immunität, фр. immunité ← лат. immunitas ‘освобождение от повинностей’, ‘льгота’). В качестве медицинского термина употребляется со второй половины XIX в.

    Энциклопедический комментарий:

    В Средние века словом "иммунитет" в странах Западной Европы и в Древней Руси (XIV в.) назывались привилегии, которые феодалы получали от удельного князя в виде освобождения от некоторых повинностей и получения финансовых и судебных льгот. Оформлялся иммунитет королевскими пожалованиями, которые передавали магнатам права на производство суда, взимания налогов и других поборов, отправление полицейских и военно-административных функций в пределах их владений. В России иммунитет окончательно был уничтожен вместе с отменой крепостного права в 1861 г.

    Каган - титул, символизировавший верховную власть у древних тюрок, соз дав ших в середине VI века круп ней шую для сво его вре ме ни ко че вую им пе рию - Тюрк ский ка га нат.

    Кривичи — союз восточно-славянских племён, который в VI—X веках сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Занимались земледелием, скотоводством, ремеслом. Главные города: Смоленск, Полоцк, Изборск. С IX века — в составе Киевской Руси. По одной из гипотез, вошли в состав древнерусской народности. В XI—XII веках территория кривичей входила в Смоленское и Полоцкое княжества, северо-западная часть — в Новгородские владения.

    Норманнская теория- Концепция в исторической науке, согласно которой варяги (русь), призванные около 862 г. коалицией словен ильменских, кривичей, чуди и мери на княжение и давшие начало древнерусской княжеской династии (династии Рюриковичей), были скандинавами (норманнами). Этот тезис часто дополнялся тезисом о значительности роли скандинавов в истории Древнерусского государства. А в конце XVIII – XIX вв. он подчас сопровождался и утверждением о неспособности восточных славян к государственному строительству и о создании восточнославянской (будущей русской) государственности скандинавами.

    Обе́льные холо́пы, полные холопы в Древней Руси. До конца 15 века на Руси существовало только обельное холопство, или полное, как оно стало называться позднее. Обельными холопами становились: после совершения сделки купли-продажи при соблюдении определенных условий, а именно: наличия свидетелей при покупке и оплата в присутствии самого холопа; после добровольного вступления свободного лица в личное дворовое услужение к другому лицу без договора, обеспечивающего свободу слуги; при женитьбе на рабе без заключения такого же договора. Обельными холопами становились также закупы в наказание за побег от господина.

    Община — естественно сложившееся надсемейное объединение людей, связанных общими интересами, иногда общностью происхождения, эмоциональным или культурным единством и т.п. (например, земляческая, эмигрантская, религиозная общины). В узком смысле община — самоуправляющаяся и самовоспроизводящаяся социальная ячейка надсемейного уровня, которая характеризуется личностными отношениями между входящими в неё людьми. Общины, основанные на родственных связях, играют ведущую роль в организации общинного землепользования, доступа к другим ресурсам и совместной трудовой и духовной деятельности. В основе общин другого типа лежат территориальные соседские связи между отдельными домохозяйствами.

    Соседская (территориальная) община - включала в себя несколько семей, живших на определенной территории, имевших внутреннее самоуправление. Пришла на смену родовой общине. В соседской общине наряду с коллективной собственностью (земля, вода, луга, леса) имела место индивидуальная собственность (дом, инвентарь, скот, приусадебный участок). В России общину называли «мир», вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю). Разрушение общины было начато Столыпинской аграрной реформой и продолжено после принятия Декрета о земле, вводившего новые принципы землевладения и землепользования.

    Перелог - переложная система земледелия - примитивная система земледелия; после снятия нескольких урожаев землю (перелог) оставляли без обработки на 8-15 лет для восстановления плодородия почвы.

    Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Место вырубки и выжига леса при подсечно-огневом земледелии на Руси называлось лядом. В случае выжигания не леса, а трав (в степных районах) используется также более общий термин переложное земледелие[1], по названию перелога — земли, не обрабатываемой в течение длительного времени с целью восстановления урожайности. При длительном сроке перелога такой способ земледелия характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории. Однако из-за того, что при этом в каждый данный момент бо́льшая часть территории оказывается под перелогом, общая производительность земли для этого типа земледелия крайне низка.

    Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. В стадах имелся и крупный рогатый скот, и овцы, и даже верблюды, но глав ным богатством кочевника являлась лошадь. Изначально они вели кругло годичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех. Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой. Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям. Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным — в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. Половцы приходили не на пустое место. Первым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазарский каганат, — болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд. Подтверждается это тем, что, во-первых, согласно антропологии, внешне кочевники X–XIII веков почти не отличались от жителей степей VIII — начала X века, а во-вторых, на данной территории фиксируется необычайное разнообразие погребальных обрядов. Пришедшим исключительно с половцами обычаем было возведение святилищ, посвященных культу мужских или женских предков. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность, но процесс прервало монгольское нашествие.

    Пу́ть «из варя́г в гре́ки» — древний водный (морской и речной) и сухопутный торговый путь из Балтийского в Черное море в Византию. По этому пути в 9-12 веках шла активная торговля Руси и Северной Европы с Византией.

    Рожани́цы — женские божества плодородия в славяно-арийской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Рожаницы– покровительницы как рождаемости, так и урожайности, духи плодородия, рождения новой жизни. Возможно, рожаницы были земледельческой трансформацией благожелательных берегинь. Рожаницы всегда упоминаются совместно с мужским божеством Родом и, как правило, существуют в паре ( в древнерусском языке использовалось не множественное, а двойственное число при употреблении понятия "рожаницы"). Русские рожаницы сходны с греческими мойрами, римскими парками, славянскими суженицами. Рожаницы изображаются в классической позе рожающей женщины или в виде лосихи с рогами на голове. Для всех видов рожаниц характерна распластанность, широкая раскинутость конечностей. Годовой праздник рожаниц приурочен к празднику урожая – к следующему дню за рождеством богородицы, т. е. к 9 сентября.

    Рядовичи:

    1) в Древней Руси лица, заключившие с феодалом договор (ряд), ставивший их в определённую экономическую и личную зависимость. Сведения о социальном положении Р. скудны. P., в частности, могли быть низшими агентами феодальной администрации.

    2) В 14—17 вв. Р. назывались члены торговых корпораций, владельцы лавок в торговых рядах, а также жители рядков (См. Рядок) — торгово-ремесленных поселений.

    Русь — историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописному преданию «Повести временных лет», записанному в XI — начале XII века, название произошло от племени варягов — русь, призванного славянскими (словене, кривичи) и финно-угорскими племенами (чудь, весь) в 862 году, видимо, в качестве посредников для разрешения межплеменного конфликта. В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.

    Хаза́ры (ивр. כוזרים (кузарим), араб. خزر (хазар), греч. Χαζαροι (хазарой), др.-рус. Козаре, лат. Gazari, Cosri) — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён. Хазарский язык является вымершим.

    Чудь — собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы

    Чур (Щур) - восточнославянский Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага. Высшее божество в восточнославянской мифологии. В его обязанности входила охрана межей, границ земельных да и вообще границ.Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы. На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой "порчи" , "Нечистой силы". Видимо по этому мы иногда и говорим: "Чур меня" когда хотим защититься от чего-то нехорошего.
    2 задание:
    Анна (Агнесса) Ярославна или Анна Киевская (родилась по разным источникам: около 1024, около 1032 или 1036 — 1075/1089) — младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.

    Аскольд : IX век, один из легендарных «бояр» Рюрика.

    В Повести временных лет ему приписывается неудачный поход на Константинополь (в 14-й год правления византийского императора Михаила III; в летописи датируется 6374/866; в литературе часто отождествляется с походом руси 860, известным по греческим хроникам). Согласно легенде, записанной в Повести временных лет под 862, по дороге в Грецию он остановился в Киеве. Узнав, что в городе нет князя, собрал у себя много варягов и стали «владети польскою (т. е. полянской) землею». Однако в 882 Олег обманом захватил Киев и убил Аскольда и Дира, заявив им: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», — и показал младенца Игоря, сказав: «А это сын Рюрика». Согласно летописи, Аскольд похоронен на Угорской горе, «где теперь Ольмин двор». То, что над могилой Аскольдпа некий Ольма якобы поставил церковь Св. Николы, дает некоторые основания полагать, что Аскольд в Греции крестился под именем Николай.

    С именем Аскольд Б.А. Рыбаков связывает создание древнейшей русской летописи, начатой в 867 — в год так называемого Фотиева крещения русов. Опираясь на поздние легендарные данные (иногда вопреки прямым указаниям летописи), Аскольда и Дира называют последними представителями полянской династии Киевичей, свергнутыми пришлыми варягами; встречается также догадка, будто в летописи первоначально речь шла только об Аскольде,а имя Дира было присоединено к нему искусственно, а также что они — на самом деле один человек, которого звали Асколдырь (что значит якобы «скряга»). В «Истории России» В.Н. Татищева содержится ряд непроверяемых сообщений, касающихся одного Аскольда.

    Велес (Волос) — «скотий бог», покровитель домашних животных, а также бог богатства, олицетворение хозяйской мудрости. Упоминается в древних договорах, в частности, в договоре русских с греками 907 года он соотносится с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог Перун соотнесен с оружием. В праславянские времена, когда главным источником пропитания, а следовательно, богатства, была охота, Велес был покровителем удачи на охоте или богом «убитого зверя». Его воспринимали в образе медведя. Связь Велеса с сельскохозяйственными культами очевидна из обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных колосков, которые называли «Волосовой бородкой».

    Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (1053 г., Киев – 19 мая 1125 г., река Альта), великий князь киевский (1113 – 1125 гг.), ранее – князь ростовский (1066 – 1070 гг.), смоленский (1070 – 1072, 1077 – 1078 гг.), волынский (1072 – 1076 гг.), черниговский (1076 – 1077, 1078 – 1094 гг.), переяславский (1094 – 1113 гг.), полководец, писатель.

    Сын третьего сына Ярослава Мудрого Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха (отсюда прозвище Владимира) Марии. Был женат трижды, из его жен известна Гита Уэссекская, дочь последнего англосаксонского короля Англии Гаральда II Годвинсона (умерла в 1107 г., в браке с Владимиром с 1074 или 1075 г.).

    Даждьбог- Славянский бог, чей внешний вид олицетворяет собой солнечный свет и плодородие, не может считаться грозным воином. Жители Древней Руси верили, что Даждьбог – настоящий покровитель и защитник. Поэтому большинство мифов, посвященных лучезарному богу, рассказывает о доброте и великодушии мужчины, а не о военных подвигах.

    Игорь - сын новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» сказано, что в 879, когда умирал Рюрик, Игорь был маленьким ребенком, которого отец передал на руки своему родственнику Олегу. А в Новгородской первой летописи младшего извода Игорь при захвате Киева в 882 выступает в роли взрослого зрелого правителя. По «Повести временных лет» в 903 Игорь является «подручным» великого русского князя Олега. Там же сообщается о женитьбе Игоря на Ольге, а под 907 г. говорится, что, когда Олег ходил в поход на Царьград, Игорь был его наместником в Киеве. А новгородский летописец заявляет, что поход на Византию был организован не Олегом, а Игорем.

    Согласно «Повести временных лет», Игорь занял великокняжеский стол в 913 г. после смерти Олега Вещего. В 914 г. он подавил восстание древлян, не пожелавших ему подчиняться. В 915 г. заключил мир с печенегами. В 920 г. вновь воевал с печенегами. Результаты этой войны не известны. В его правление (в 913 и 943 гг.) были совершены два русских военных похода на прикаспийские страны. В 940 г. Киеву покорились уличи, на которых была наложена дань «по черной куне от дыма».

    Илья Муромец - персонаж русских былин.

    Старший из трёх названых братьев - богатырей (на ряду с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем), крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси, приехавший на службу в Киев ко двору князя Владимира Красное Солнышко; возглавил охрану и оборону Древ ней Руси; олицетворяет воинское могущество древнерусского государства.

    Образ Ильи Муромца встречается во многих былинах XII-XVI веков: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбой ник», «Илья Муромец и Идолище поганое», «Илья Муромец и Калин-царь» и др.

    Илья Муромец - «могучий, спокойный, важный и тихий образ», пред стаёт как «полное и великое сочетание силы духовной и телесной» (К. С. Ак саков), воплощает национальные качества русского на рода. В былинах об Илье Муромце наиболее полно разработана героико-патриотическая тема и выражено стремление к объединению разрозненных русских зе мель.

    Возможным историческим прототипом Ильи Муромца является святой преподобный Илия Муромец Печерский, живший около 1188 года, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Из русского эпоса имя Ильи Муромца проникло в германские саги XIII века

    Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.

    Болгары называли декабрь коложёг, т.е. месяц возжжения солнечного колеса.

    Коляда лат. calendae - начало месяца (от calendo - сзывать, выкликать)

    коло - круг, колесо (ср. колобок, кольцо, около, околица...)

    Нестор (1050-е гг. (?) — нач. XII в.) — монах Киево-Печерского монастыря, агиограф и летописец. Из написанного Н. Жития Феодосия Печерского мы узнаем, что он был пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Стефане (1074—1078) и возведен им в «диаконский сан», что еще до Жития Феодосия им было написано Житие Бориса и Глеба (см.: Успенский сборник XII—XIII в., с. 71, 135). Канонизирован Н., видимо, не был. Его житие появляется лишь в старопечатном Патерике Киево-Печерском, изданном в 1661 г., откуда его заимствовал и включил в свои минеи Димитрий Ростовский. Служба Н. составлена не ранее 1763 г.

    Олег (ум., по Лаврентьевской летописи, в 912, по Новгородской первой - в 922) - древнерусский князь. По происхождению норманн (варяг). Сведения источников о нем неполны и насыщены легендарным материалом. По сообщению летописей, умирая, Рюрик передал в 879 году Олег княжение в Новгороде и попечение о своем малолетнем сыне Игоре. В 882 году Олег, собрав войско из новгородских словен, варягов, чуди, мери, веси и кривичей, пошел водным путем на Юг. Заняв Смоленск и Любеч, Олег спустился к Киеву. Применив хитрость, он убил правивших в Киеве Аскольда и Дира и овладел городом. Олег установил постоянную дань словенам, кривичам, мери и Новгороду. В 883-885 году подчинил древлян, северян и радимичей. Олег неоднократно успешно воевал с хазарами. В последующие 20 лет вел борьбу за покорение живших в бассейнах Днестра и Дуная славянских племен дулебов, хорватов, тиверцев и уличей. В 911 году (по «Повести временных лет» ошибочно в 907 году) с войском из полян, северян, словен, кривичей, древлян, радимичей и других племен Олег совершил поход в Византию, достигнув Константинополя (Царьграда). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп (48 тысяч гривен золота) и заключил с Олегом выгодный для Руси договор (см. Договоры Руси с Византией).

    Княгиня Ольга – жена великого русского князя Игоря Рюриковича, мать Святослава Игоревича, правила Русью с 945 по 960 годы. При рождении девушке дали имя Хельга, муж назвал ее собственным именем, но женской версией, а при крещении стала называться Елена. Ольга известна тем, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство.

    Перун (др.-рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун, польск. Piorun) — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

    Путята (ум. не ранее 1113) - воевода и киевский тысяцкий великого кн. Святополка II Изяславича, сын Вышаты и брат Яна Вышатича. Участвовал в Витичевском съезде князей. В 1097 возглавил войско Святополка, посланное против кн. Давида Игоревича. В 1104 возглавил поход против минского князя Глеба, участвовал в успешном походе 1106 на половцев. П. занимался, видимо, ростовщичеством, чем вызвал ненависть со стороны киевлян. В ходе киевского восстания 1113 двор П. был разграблен.

    Рюрик – летописный основатель династии русских государей, правивших страной до 1598 г., а также всех русских князей, называемых Рюриковичами.

    Синеус и Трувор — легендарные братья варяга Рюрика, призванного на княжение в Новгород. По традиционной летописной версии («Повесть временных лет») в 862 г. Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в земле кривичей, в Изборске; через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик принял единоличную власть.

    Стрибог – в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

    Великий князь Ярослав (Мудрый) (около 978–1054) – сын великого князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Отец, дед и дядя многих правителей Европы. Князь ростовский (987–1010), князь новгородский (1010–1034), великий князь киевский (1016–1018, 1019–1054). Его эпоха — период наивысшего расцвета Киевского государства. В это время Киев сравнивают по величию и красоте с Константинополем. Значение княжения Ярослава в русской истории основывается, главным образом, на его трудах по внутреннему обустройству, направленных на просвещение и христианизацию Руси. При Ярославе возникли каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде, а также первые монастыри. При Ярославе появилась первая школа. При киевском Софийском соборе была создана богатая княжеская библиотека. В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Руси. Ярославу как законодателю приписывается создание первого свода древнерусского права – «Русской правды». (К. Ф.)

    Ярило- Незаконнорожденный сын бога-оборотня Велеса и жены Перуна Додолы отличается неудержимой силой и неистовой страстью, стал символом расцвета жизненных сил и покровителем весеннего плодородия. Вечно молодой Ярила олицетворяет весеннее солнышко. Однако этот персонаж не так прост: славянофилы доказывают, что Ярила – не славянское божество, люди ему не поклонялись. Он принадлежит к когорте персонажей карнавально-игровой природы.

    3 задание:
    Золотые ворота — один из памятников древнерусской архитектуры. Построены в 1158—1164 годах как часть оборонительных укреплений города. С ворот удобно было обстреливать неприятеля. Ворота также служили для парадного въезда князей и войска в город. Симметричная арка с полуциркульным сводом расположена в центре. Ее высота 14 метров. Воротами служили мощные дубовые створы, покрытые золочеными медными листами. В связи с этим блеском ворота названы были золотыми. С двух сторон от них расположены массивные башни, а в верхней части — небольшая часовня.

    Киево-Печерский монастырь был не только представителем монашества в древней России, положившим свой отпечаток на внешний и внутренний быт древнерусских монастырей, но и выразителем нужд древнерусской церкви, в свою очередь оказавшим сильное, благотворное влияние на дела этой церкви; он был, как говорится в древних письменных памятниках, архимандриею всей русской земли.

    Остромирово Евангелие 1056–57, древнейшая датированная рукописная книга на церковно славянском языке русского извода. По содержанию это краткий апракос, т. е. служебное Евангелие, со держащее чтения (отрывки, считающиеся богослужением) для каждого дня от Пасхи до Пятидесятницы и чтения на субботы и воскресенья для остальной части года; кроме того, оно включает чтения по месяце слову, приуроченные к определённым датам начиная с сентября, а так же ряд до полнит. чтений на разные потребы (наосвящение церкви, «за болящих» и т. п.).

    Переясла́вец (староболг. Преславец) — город на Дунае, который киевский князь Святослав собирался сделать новой столицей Руси.

    Название «Переяславец» известно по древнерусским летописям в описании походов Святослава в Болгарию в 967—971 гг. Идентифицируется с болгарским городом Преславом или исчезнувшим городком Преславом Малым (Преславцем), который находился на нижнем Дунае в совр. Румынии. Точное местонахождение Преславца не установлено.

    "Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.

    Поучение» — уникальный памятник древнерусской письменности. Его автор, князь Владимир Всеволодович (1053–1125), внук Ярослава Мудрого, получил прозвище Мономаха по матери — родственнице византийского императора Константина IX Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г. — киевским. «Поучение» состоит из собственно наставления детям, написанного около 1100 г. В завершающей части «Поучения» наиболее ярко проявилась авторская позиция Мономаха: текст представляет собой своего рода «княжеское зерцало» — свод нравственных и практических заповедей правителя.

    Правда Ярославичей: Русская Правда – такое название получил первый древнерусский свод законов. Годы создания этого свода законов относятся к правлению князя Ярослава Мудрого, то есть между 1016 и 1036. После смерти этого выдающегося правителя его сыновья дополнили ее и поэтому новый свод законов получил название “Правда Ярославичей”.

    Софийский собор в Киеве - памятник знаковый. Если вселенским символом храма Премудрости была и остается София Константинопольская, то для всего мира восточных славян таким символом является София Киевская. Она дошла до наших дней с героической былинной эпохи Киевской Руси, эпохи Владимира Великого и Ярослава Мудрого.

    Софийский собор сохраняет прекрасную древнюю архитектуру и самый полный в мире ансамбль оригинальных мозаик и фресок XI в. - 260 кв. м мозаик и 3000 кв. м фресок. Они являются настоящими шедеврами мирового искусства.

    Древнерусские летописи упоминают возведение Св. Софии в 1017 и 1037 гг. и называют ее основателем великого киевского князя Ярослава Мудрого. Новейшими исследованиями доказано, что на самом деле собор основан Крестителем Руси, великим киевским князем Владимиром Святославовичем, а завершено его сыном и преемником на киевском престоле Ярославом Мудрым.

    Тмутарака́нь — средневековый город, отождествляется со средневековыми слоями городища в дельте реки Кубань на территории нынешней станицы Тамань Краснодарского края. В античное время на месте Тмутаракани располагался греко-синдский город Гермонасса. В тюркско−хазарский период город, возможно, назывался Тумен-Тархан.

    Царьград- Константинополь, Константинополис) — название Стамбула до 28 марта 1930 года.
    4 задание:

    1.Выходцы из Скандинавии, приходившие на Русь в качестве наемных дружинников и купцов.- Варяги

    2. Военный предводитель у варягов.- Конунг

    3. Соседская община у восточных славян.- Вервь

    4. Народное собрание в Древней Руси.- Вече

    5. Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека.- Вира

    6. Натуральный или денежный побор с покоренных племен.- Дань

    7. Вооруженные отряды при князе.- Дружина

    8. Крестьяне, попавшие в зависимость феодалу за неуплату долга (по "Русской правде").- Кабальные холопы

    9. Люди, потерявшие связь с общиной, вышедшие из своей обычной социальной среды.- Изгои

    10. Историческое произведение в виде погодной записи событий.- Летопись

    11. Вождь племени, затем правитель государства.- Князь

    12. Наиболее известный древнерусский летописный свод.- Повесть временных лет

    13. Поездка князя для сбора дани.- Полюдье

    14. Свод правовых норм Киевской Руси.- Русская правда

    15. Крестьяне-общинники, вначале свободные, а затем зависимые от феодалов.- Смерды

    16. Обряд поминовения умерших.- Радуница

    17. Несвободные люди, рабы.- Холопы

    5 задание:


    1. Какое историческое событие отразилось в словах летописного рассказа: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет: да поидите княжити и володети нами"?

    Когда восточные славяне призывали варягов на княжение/править.


    2. Древнерусские воины умели скрываться от врага под водой. Как им это удавалось?


    3. Как княгине Ольге, согласно летописному рассказу, удалось уничтожить столицу мятежных древлян?

    Послала голубей, к лапкам которых привязали подоженные кусочки бересты.


    4. В связи с чем князь Святослав обратился к воинам с известными словами "мертвые сраму не имут"?


    5. Главная улица Киева и поныне именуется Крещатиком. Память о каком историческом событии отразилось в этом названии ?

    Крещение князем Владимиром Красное Солнышко своих близких/принятие христианства семьей князя.


    6. По какой причине князь Ярослав Владимирович получил прозвание "Мудрого"?

    Т.к. создал первый свод законов на Древней Руси - Русскую правду.


    7. Что означает прозвание князя Владимира Всеволодовича "Мономах"?

    Мать князя была дочерью византийского императора Мономаха.

    6 задание:


    1. Каково историческое значение принятия Русью христианства ?

    С принятием христианства было заложение духовное начало, способствовавшее объединению разрозненных племен и созданию единого государства Древняя Русь.


    1. Каковы были основные достижения внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого ?

    Внутренняя политика: создание единого свода законов "Русская правда", стал первым единовластным правителем Древней Руси, покровительствовал развитию просвещения и строительства/зодчества. Внешняя политика: установил широкие династические связи с европейскими правящими династиями, окончательно разгромил печенегов, осуществлял военные походы в Прибалтику, Византию.


    3 . Какие меры в интересах простого народа осуществил Владимир Мономах ?

    Ввел в действие Устав Владимира Мономаха, в соответствии с которым на законодательном уровне были ограничены проценты по займам и было запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.


    4. Каково историческое значение Древней Руси, как ее наследие сказалось на нашем последующем развитии?

    Объединение разрозненных до этого племен под началом единой веры и единого законодательства.


    написать администратору сайта