Аджубей. На протяжении многих лет процесс развития отечественной журналистики вызывает серьезный научный интерес
Скачать 61.36 Kb.
|
1.2 Начало творческого пути. А.И.Аджубей – редактор газеты «Комсомольская правда»«Комсомольская Правда», являвшаяся органом ЦК ВЛКСМ, выступала в роли пропагандистского инструмента КПСС. В период «оттепели» происходило изменение основной линии издания: от выражения интересов партии издание переходило к выражению интересов групп общества, при этом уделяя особое внимание молодежной аудитории. В сочетании с этим переходом, новаторский подход А. И. Аджубея к организации работы издания привел к качественному росту уровня воздействия на аудиторию. Как редактор «Комсомольской правды», А. И. Аджубей принес в деятельность издания стремление раскрыть духовный мир человека 7. Основные перемены в деятельности издания касались соответствия «КП» интересам общества, изменившимся в период «оттепели», при этом редактор реформировал как содержание издания, так и подходы к изложению материала. Появились новые темы, жанры, значительные изменения претерпели дизайн газеты и подходы к общению с читателем. Таким образом, исходя из того, что «Комсомольская правда» являлась органом КПСС, можно сделать вывод о том, что основной задачей газеты являлось воздействие на молодежную аудиторию, ее просвещение и развитие, нравственное и идеологическое воспитание. А. И. Аджубей-редактор выполнял поставленную задачу, однако изменил подход к воздействию на аудиторию: от воздействия через трансляцию интересов партии, издание перешло к формированию газеты, наиболее соответствующей запросам целевой аудитории8.. Как главный редактор, А. И. Аджубей не старался встать на сторону журналистов либо «функционеров», он стремился найти баланс. Редактор не увольнял сотрудников, а искал способ раскрыть талант того или иного человека, стремился максимально развить профессионализм каждого сотрудника, при этом поддерживая индивидуализм в выборе тем и предоставляя свободу каждому журналисту для совершенствования собственного стиля. Задачу воздействия на молодежную аудиторию Аджубей решал путем вовлечения аудитории в проводившиеся в газете кампании. В процессе разработки газетных акций, Аджубей выступал «генератором идей», экспериментируя с формой подачи материала и содержанием кампаний. Также он стремился добиться максимального отклика аудитории, создать общественную дискуссию по обсуждаемому в рамках кампании вопросу. «Комсомолка» времени Аджубея стремилась быть не только идеологическим рупором, направляющим энтузиазм масс в русло потребностей страны. Издание проводило политику нравственного воспитания молодежи. Примером этому могут быть акции «О переходе к обязательному среднему образованию» и «Поиск идеального героя». В газете публиковались статьи об обычных людях, которые хоть и не являлись героями и не ставили невероятных рекордов, но проявляли трудолюбие, решительность и готовность идти на тяжелый труд ради других людей, страны в целом. Такие люди выступали примером для молодежи и Аджубей, как редактор, требовал от журналистов искать таких героев. Прослеживалась линия, что подобная самоотдача, героизм, должны стать признаками обыкновенного советского человека. Стоит отметить, что наиболее сильный эффект на молодежную аудиторию создавало сочетание пропагандистской и массовой направленностей издания. Пропагандистская направленность включала материалы «повестки дня»: политические, социальные и экономические трудности и вызовы, стоявшие перед страной, цели развития страны, выступления руководства СССР. При этом особо выделялась идеологическая часть, обращенная непосредственно к молодежи. Для усиления идеологического воздействия, Аджубей-редактор изменял и модернизировал структуру номера «Комсомолки» 9. Развивался и совершенствовался контент издания, появлялись новые жанры и темы. Модернизацию структуры «Комсомольской правды» А. И. Аджубей начал в первую очередь с разработки нового дизайна газеты. Для этого использовались различные шрифты, полосные шапки, появились постоянные рубрики. «Комсомольская правда» стала более узнаваемой, разные рубрики оформлялись тем или иным образом, новшества кочевали из номера в номер. Своей особой симметрией газета все сильнее привлекала читателя. «Алексей Аджубей, изменил дизайн и содержание газеты и таким образом сделал ее привлекательной для молодых читателей. Стилистика, сочетавшая некогда нагромождение фактов и цифр, а также делавшая упор на «умные» словечки и пустые фразы, была заменена живыми репортажами и рассказами о личном опыте». Неизменным атрибутом обновленной «Комсомолки» стали фотографии: их стали использовать в большом количестве. Качественные, неизменно круглые или овальные фотографии людей притягивали взгляд. Еще одной примечательной особенностью «Комсомольской правды» того времени был акцент на выделении «повестки дня». Логотип газеты часто менял свое положение, колонки материала оформлялись различными линейками, макет первой полосы часто менял структуру, в общем, многое делалось для того, чтобы основное пространство занимали материалы и фотографии «повестки дня». Важные материалы, оставляющие «повестку дня», но не соответствующие формату передовых статей, теперь верстались на место передовиц10. Аджубей стремился на «открытие» номера поместить как материалы передовых статей, так и наиболее важные новости «повестки дня». Процесс изменения «Комсомолки» был трудным, главному редактору приходилось нарушать традиции, в некотором роде «ломать» шаблонный дизайн 1950-х гг. Больше внимания стало уделяться авторским колонкам. Материалы, освещающие проблематику повседневной жизни, рассказывающие о человеческих ценностях, все чаще появлялись на месте передовых. «Страницы «Комсомолки» становились живее и человечнее, завязывались дискуссии, шире использовали письма, и начали публиковать острые очерки на морально-этические, нравственные темы». Такие материалы не оставляли читателя равнодушным, создавали приятное ощущение от прочтения Место передовых могли занимать «жизненные истории», повествующие об успехах людей труда.Такие материалы были не только интересны молодежи, но также показывали внимание к человеку и важность труда, выполняя воспитательную и идеологическую функцию. При Аджубее в «Комсомольской правде» изменился формат публикации официальных информационных сообщений, газета должна была стать «репортажной». Для раскрытия «повестки дня» были созданы новые рубрики, причем каждая имела уникальный дизайн Работая в русле интересов общества, «Комсомольская правда» также стремилась решать задачи, поставленные «сверху», такие как идеологическое воздействие на общество, организация акций и кампаний и подача официальной информации в интересах партии. Аджубей-редактор решал эти задачи не директивным методом, не с помощью идеологического давления, а через всестороннее вовлечение общества в решение важных для страны и партии проблем Несмотря на то, что «КП» стремительно откликалась на запросы партии, ряд реформ Аджубея вызывал критическую реакцию партийных лиц. Так, после публикации важных для партии законов, уже на следующий день «Комсомолка» выпускала передовую, агитирующую за поддержку нового законодательства, за скорейшее внедрение нововведений в жизнь11. Аджубей стремился отойти от сложившихся устоев работы газеты, что не всегда положительно воспринималось ЦК. |