Аджубей. На протяжении многих лет процесс развития отечественной журналистики вызывает серьезный научный интерес
Скачать 61.36 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕНа протяжении многих лет процесс развития отечественной журналистики вызывает серьезный научный интерес. В первую очередь потому, что является отражением изменений в социальной, экономической и политической сферах общественной жизни. Опыт развития советской и российской журналистики, сочетающий как периоды бурного роста, так и периоды стагнации, представляет собой широкую базу для исследования процесса взаимодействия средств массовой информации и общества на различных этапах изменения общественного строя и применения результатов исследований в развитии современных СМИ. Процесс развития журналистики происходит неотрывно от деятельности ее выдающихся представителей. Предпосылки их креативного подхода, уникального для каждого СМИ, и анализ вклада в развитие журналистики представляют собой большую научную ценность, позволяют составить целостную картину процесса становления и развития советских и российских СМИ. Вследствие этого, актуальность настоящего исследования обуславливается необходимостью изучения журналистской деятельности А.И. Аджубея с целью выявления креативного опыта организации работы редакций центральных газет СССР ― «Комсомольской правды» и «Известий», анализа возможностей применения этого опыта в работе современных СМИ. Период максимального развития лидерских и управленческих качеств А. И. Аджубея приходится на период «оттепели», именно в это время он достигает пика деятельности, возглавляя флагман отечественной журналистики ― газету «Известия». Ценность наследия А. И. Аджубея состоит в качестве, профессионализме и гуманистической направленности его публицистической и редакторской деятельности. Подход редактора к работе с читателем, инновационные методы сбора, обработки и распространения информации создавали огромный интерес читателя к СМИ, вызывали доверие и уважение, эмоциональный отклик. Возможности применения проанализированного в исследовании редакторского опыта в организации работы современных СМИ придают работе и практическую значимость. Объект исследования ― редакторская и публицистическая деятельность А. И. Аджубея как реформатора советской журналистики. Предмет исследования ― креативные аспекты и формы редакторской деятельности А. И. Аджубея в «Комсомольской правде» и «Известиях». Цель работы ― раскрыть особенности креативного подхода Алексея Ивановича Аджубея к реформированию советской журналистики. В соответствии с целью автором ставятся следующие задачи: 1), выявить особенности становления А. И. Аджубея в качестве редактора и публициста в газете «Комсомольская правда»; 2) раскрыть особенности публицистической деятельности А. И. Аджубея в газете «Комсомольская правда»; 3) изучить направления редакционной работы А. И. Аджубея в газете «Известия»; 5) определить основные принципы инновационной политики в методах сбора, обработки и распространения информации, разработанные А. И. Аджубеем в период его работы в «Известиях» 1. Теоретическую базу работы составляют труды Т. А. Волковой, Н. Л.Волковского, А. В. Пыжикова, А. И. Стреляного, Н. Х. Исмаиловой, Я. Н. Засурского и др., а также мемуары А. И. Аджубея. Эмпирическую базу курсовой работы составили выпуски газет «Комсомольская правда» (1950-1959 гг.), «Известия» (1959-1964 гг.). Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. 1 Становление Аджубея А.А. как журналиста и редактора1.1 Социально-политический контекст периода «оттепели» как один из факторов формирования «методов Аджубея»После смерти И. В. Сталина в стране началась разработка новых реформ, создавших благоприятные условия для развития журналистики.Начался процесс перестройки общественного сознания. Первая волна «оттепели» пришлась на 1953-1954 гг. Тогда в СМИ были затронуты такие важные вопросы как, например, «Что следует говорить о прошлом?», «Как правильнее отражать жизнь простых граждан?», «В чем заключается миссия интеллигенции и каковы ее взаимоотношения с партией?» Публикации на подобные темы вызывали огромный резонанс у общественности, что влекло за собой недовольство критиков. Иногда разгоравшиеся дискуссии провоцировали отстранение некоторых журналистов от работы. Таким образом, можно говорить о том, что журналистика, несмотря на идеологические послабления, оставалась зависимой от административно-командной системы2. В истории советской журналистики годы хрущевской «оттепели» неразрывно связаны с именем А. И. Аджубея ― главного редактора таких газет как «Комсомольская правда» и «Известия». Приобретенный творческий и организационный опыт руководства крупными СМИ позволил ему в дальнейшем, в изменившихся общественно-политических условиях, совершенствовать свой профессионализм публициста и редактора». Именно этот «романтический» период появился «феномен Аджубея» ― новатора в журналистике. По мнению Н. Х. Исмаиловой, работающей в то время в «Известиях», «Алексей Иванович был удивительный редактор, поистине народный артист в нашем деле ― талант литературный и человеческий»3. В период «оттепели» в обществе преобладало чувство новизны.Отсюда следует заключить, что читательская аудитория приготовилась принять изменения, затронувшие советскую журналистику. Как уже говорилось ранее, советские СМИ придерживались курса на подкрепление идеологических позиций, поддержку основных принципов партии, стремились показать, что она твердо выступает за ленинизм, социализм и коммунизм, за защиту прав и свобод советских граждан. Будучи редактором главных печатных органов страны, А. Аджубей не только занимал высокие общественные посты, но и был непосредственно вовлечен в управление информационным комплексом страны. Аджубей способствовал публикациям произведений Солженицина. Аппарат был против публикации, но Аджубею удалось склонить к положительному решению. Его поддержал помощник Н. С. Хрущева Лебедев. Тем не менее, во время редакторской деятельности А. Аджубея в «Комсомольской правде», ему приходилось куда сложнее, чем в период работы в «Известиях»4. Коллективу «Комсомолки» приходилось подчиняться ЦК ВЛКСМ. Это не давало той относительной свободы, которая была у Аджубея в «Известиях». Советские СМИ усиленно направляли общественное мнение в нужное партии русло, воздействуя на эмоциональную составляющую человеческого сознания. Журналисты создавали положительных героев ― строителей нового образа жизни, передовиков производства. При помощи таких героев информация легче доходила до аудитории, а так же проще усваивалась. А. Аджубей был одним из тех, кто культивировал эти образы. Они становились архетипами массового сознания советского народа.Кроме того, на страницах центральных газет создавался имидж страны. И. Аджубей был одним из тех, кто сформировал имидж страны в рамках концепции «страна ― положительный герой». Образ положительного героя соотносился со всеми сферами жизни СССР. Период «оттепели» носит название поры «дипломатии личных контактов. Тем не менее, некоторые аспекты зарубежной деятельности сознательно исключались из области позитивного обсуждения. Примирения в идеологических спорах не принимались5. В сложившейся общественно-политической системе А. И. Аджубей совместил три важных аспекта. Во-первых, деятельность Аджубея отражала все проявления тоталитаризма, возникающие в сфере управления страной. Во-вторых, две центральные газеты страны «Комсомольская правда» и «Известия», под руководством Аджубея выражали готовность к реформированию всех сторон общественной жизни. В своей деятельности главный редактор стремился корректировать и сглаживать недочеты со стороны правительства. В-третьих, многие изменения, которые Аджубей вносил на газетную полосу, отвечали его личным представлениям о том, как должен выглядеть отдельный номер газеты, чтобы привлечь внимание читателя в рамках существующего строя6. |