Главная страница

пример 2. На современном этапе цивилизационного развития нашего мира происходят постоянные конфликты и кризисы, которые возникают то в одном, то в другом уголке планеты


Скачать 24.26 Kb.
НазваниеНа современном этапе цивилизационного развития нашего мира происходят постоянные конфликты и кризисы, которые возникают то в одном, то в другом уголке планеты
Дата09.11.2022
Размер24.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапример 2.docx
ТипДокументы
#778507

На современном этапе цивилизационного развития нашего мира происходят постоянные конфликты и кризисы, которые возникают то в одном, то в другом уголке планеты. На пути к глобальному международному порядку все чаще возникают вызовы экономического, политического и иного характера, все больше осознается необходимость поиска мировоззренческой парадигмы, способной привести всемирное сообщество к гармонии, фундамент которой строится на проверенных тысячелетиями ценностях. В данном контексте стоит обратить внимание именно на ценности, связанные с конфуцианским мировоззрением, позволяющим китайской цивилизации, история которой насчитывает уже более двух с половиной тысячелетий, даже при циклических фазах сохранять традиции, культуру. В конфуцианстве, а также в буддизме и даосизме общество Китая находит принципы гуманизма, на основании которых развивались традиции, поддерживающие порядок мира, согласия и стабильности в обществе. Культура согласия, гармонии и единения — все это о культуре Китая. Принципы религиозных учений, а также идеологии Китая прежде всего заключаются в стремлении поддерживать стабильность, мир и порядок. В свою очередь, эти традиции определили специфику китайского мировоззрения как комплекса представлений, которые рассмотрели разногласия как основу, вырабатывающую мирные методы для разрешения противоречий и конфликтов, а также исключили вовсе расхождения взглядов и мнений. В мировом пространстве истории и культуры конфуцианство приобретает все большую популярность, становится одним из самых важных символов культуры Востока. Ос- Юриспруденция 213 нованная великим мыслителем философская школа конфуцианства продолжает оказывать глубочайшее влияние на разные аспекты жизни в обществе как древнего, так и современного Китая, а также по сегодняшний день пользуется огромным авторитетом и находит все больше ценителей во всем мире [1, с. 86]. Современная история Китая по-прежнему продолжает развиваться на основе именно конфуцианской модели ценностей. Адаптация «капиталистических» или «социалистических» ценностей уже в новейшей истории Китая происходит на основе традиций конфуцианства. В разных областях жизни Китая реформы приобретают оттенок, который свойствен разным политических лозунгам и позициям, но в основе фундамента этих новаций лежат традиционные китайские ценности. Специфика развития истории Китая заключалась все же не в подражании социальной и экономической модели развития, созданной ранее, а больше в адаптации, а также в усвоении условий совсем иного опыта, в переоценке главных традиций и взглядов на мир китайского общества. Конфуцианские принципы имеют популярность и в современных условиях глобализации, поскольку они доступны воздействию многих учений, включая сюда же представления Запада о методах ведения рыночного хозяйства или об истории развития. Как следствие, можно отметить достижения Китая, который уже в XXI в. демонстрирует высокие результаты развития экономики. На основании этого Китай можно выделить лидером мирового хозяйственного развития. Успехи можно объяснить тем, что, пользуясь основными экономическими законами, китайское общество не отказывается и от базовых установок, признавая в качестве абсолюта законы высшей мудрости, которые были сформулированы в конфуцианском учении: «Государь обращается с подданными в соответствии с ритуалом, а подданные служат государю, основываясь на преданности» [2, с. 19]. Можно сделать вывод, что весь смысл конфуцианского учения состоит в достижении социальной гармонии в рамках правильного управления государством [2, с. 219]. Данная цель достигалась в первую очередь на основании принципа приоритета государства над подданными, коллектива над личностью. Конфуций сравнивает власть с ветром, а народ — с травой: «Вам стоит только захотеть добра, и народ станет добрым. Ведь благие способности совершенного мужа подобны ветру, тогда как благие способности маленьких людей подобны траве, а трава склоняется, когда дует ветер» [2, с. 222]. «Если управлять народом посредством распоряжений и наводить порядок посредством наказаний, то народ станет уклоняться от распоряжений и наказаний и утратит стыд. Если же управлять народом посредством силы дэ и поддерживать в нем порядок посредством надлежащих норм поведения, то народ сохранит стыд и будет управляем» [2, с. 3]. Данное высказывание выражает мысль о том, что власть, должна быть достойной, чтобы народ был покорным, т. е. должна руководствоваться прежде всего человеколюбием и не быть насильственной [2, с. 209]. С точки зрения Конфуция, всем хорошим в себе, равно всем дурным народ обязан власти. В свою очередь, народ — это «объект воздействия» (трава), а власть — «субъект воздействия» (ветер). Однако данная идея имела место, чтобы показать уровень нравственного и духовного развития народа от власти, а не чтобы показать зависимости, как бесправие народа. И тем самым задача власти — сделать народ нравственным [3, с. 319]. Следовательно, того, кто оказывает народу щедрую помощь, можно назвать мудрым: «Зачем ограничиваться человеколюбием! Не следует ли говорить здесь о совершенной мудрости?» [2, с. 31]. Стоит отметить, что традиционный принцип приоритета государственных интересов над личностными сохранился до сих пор в обществе Китая. Все преобразования в новейшей истории Китая направлены прежде всего на укрепление государственности в рамках конфуцианства [2, с. 245]. 214 ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ Стабильность развития современной китайской цивилизации и основу китайской модели создает роль государства, которая основывается на сильной централизованной власти. Отождествление патриархальной семьи с авторитаризмом, обществом и государством всегда имело место в конфуцианской традиции. Учение Конфуция видит государство как большую семью, тем самым играя огромную роль в формировании единства китайского общества [4, с. 55]. Современное государство Китая по-прежнему продолжает хранить нравственность и порядок, а также оставаться воплощением воли общества, поскольку дисциплина рабочей силы, готовность китайского общества безукоризненно сносить лишения и исполнять приказы стали факторами политической стабильности и высокой производственной дисциплины. Безусловно, невозможно согласиться с тем, что главная роль государства современного Китая имеет абсолютный характер и традиционная модель управления не изменилась. XXI в. в системе традиционных мировоззренческих ценностей также отличается большим количеством преобразований. В современном Китае очень ярко выражается плюрализм в обсуждении национальных проблем и пути развития в политике. Огромное значение принадлежит изучению мнения в обществе, в том числе и зарубежного, вследствие чего было очень трудно выйти на оптимальный переход к уровню требований экономической, социальной и научно-технической жизни в условиях современности. Таким образом, плюрализм стал фундаментом группировок и фракций в политической жизни. Опираясь на некоторые этические нормы, развитие рыночной экономики в современном Китае приобретает большое значение. Китайская мудрость утверждает, что обогащение справедливо, когда оно достигнуто честно, а не грабежом и обманом. Ученые Китая видят отличительные черты национальных форм перехода к рынку, тем самым отличаясь от Запада, это выражается прежде всего в соблюдении этических установок и традиций, заложенных еще самим Конфуцием. Это означает, что предприниматели имеют возможность следовать традициям национальной культуры, наряду с соблюдением законов. Есть также и защитники традиционных ценностей культуры Китая, которые утверждают, что именно конфуцианская модель ценностей способствует процессу модернизации страны, так как в ней внимание акцентировано на нравственном воспитании человека, актуальность идеи состоит прежде всего в сплоченности и объединении людей, а также подчеркивается значение личной ответственности и социального долга в стране [5, с. 48]. Одна из ведущих установок в развитии современного Китая заключается в необходимости сочетания новаций и традиций как западной, так и восточной модели развития культуры и общества. Руководство Китая ориентируется на создание определенных условий открытости китайской экономики и китайского общества в целом. В заключение хотелось бы уверенно сказать, что Китай достойно ответил на вызов, брошенный временем, тем самым реализовав сложные задачи как в социальной, так и в экономической сфере, достигнув уровня крупнейших мировых держав. Важную роль в данном процессе сыграло сочетание современности и национальных ценностей традиционной китайской культуры, в частности ценности конфуцианского учения, что привело к приоритетным достижениям в мировой культуре и экономике.


написать администратору сайта