презентация. Начало философии. Античная философия
Скачать 2.62 Mb.
|
Раздел II. Основные этапы развития философииТема: «Начало философии. Античная философия». Вопросы: 1. Генезис философии. 2. Философия Древней Греции и Древнего Рима. Выполнила: Манафова Фатима Ом-115 Лекция 2. Вопрос 1. Генезис философии2500 лет назад сразу в нескольких регионах - Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции - «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа... и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога» (Ф.Х.Кессиди). Условия появления философии: психологические предпосылки - удивление, особое состояние сознания, когда обнаруживается, что привычные и общепринятые воззрения ни на чем не основаны и поэтому являются заблуждением, предрассудком; духовные истоки – эмпирические знания и мифология (отрицая мифологию, философия воспринимает от нее опыт предельного обобщения восприятия мира, а также ценностного отношения к миру); социальные условия - отделение умственного труда от физического; рост производительных сил общества; социально-культурные изменения. Исторические типы философии«История философии должна быть сравниваема в своем результате не с галереей заблуждений рода человеческого , а с Пантеоном божественных образов.» Г.В.Гегель Вопрос 2. Античная философияУсловная дата начала античной философии – 585 г. до н.э., когда греческий ученый и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата – 529 г. н.э., когда эдиктом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах – последняя философская школа античности. Историю античной философии можно разделить на следующие периоды: ранняя греческая философия, или «досократики» (VI–V вв. до н.э.); античная классика (софисты и Сократ; Платон и Аристотель), (V-IV в. до н.э.); эллино-римский период (эллинистическая философия; философские школы в эпоху Римской империи; неоплатонизм), (IV в.до н.э. – VI в. н.э.). Особенности античной философии.по предмету - космоцентризм по методу - рационализм по цели – знание ради знания Заложили основы всей последующей проблематики западно - европейской философии. Поиск закона ,управляющего мирозданием - одна из главных задач греческой философии. Периодизация античной философии1.Натуралистический период -- Фалес, Анаксимандр Анаксимен ,Пифагор ,Гераклит , Парменид , Демокрит. 2.Гуманистический период - Протагор, Сократ,Диоген. Возникновение моральной проблематики. 3.Классический период(период большого синтеза) -Платон , Аристотель. 4.Эллинистический период—Эпикурейцы ,стоики, скептики. Ранняя греческая философияОсновные философские центры: Иония (западное побережье Малой Азии), Сицилия, Южная Италия. Содержательно для этого периода характерен: интерес к космологии и натурфилософии (философия природы): размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса, об источнике его движения и жизни, т.е. о его природе. традиционное название всех сочинений данного периода: «О природе». Основные школы: Милетская школа: Фалес (положил начало поиску субстанции, т. е. «вещества, из которого состоят все вещи»), Анаксимандр и Анаксимен; Пифагорейская школа: Пифагор, Филолай Кротонский, Эфесская школа: Гераклит (мир - вечно изменяющийся, подвижный огонь, состоящий из бесчисленного числа противоположностей, которые противоборствуя между собой, заставляют мир меняться), Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон, Атомисты: Левкипп, Демокрит (основатель атомистики и материалистической философии.) Милетская школа: поиск первоначала- археФалес -«Все произошло из воды». Анаксимандр - «апейрон»-начало всему. Анаксимен – «все вещи произошли путем сгущения и разрежения воздуха» (вводит принцип динамической причины). Пифагор1. «Все есть число» 2. «Чем человек живет, к знанию того он и приходит» 3. «Быть мудрым означает познать порядок или Гармонию» Гераклит из Эфеса«Темный» - называли за загадочность изложения Плачущий - считал трагичным существование человека. «Все течет и все изменяется, и в одну реку нельзя войти дважды» . Развитие происходит вследствии борьбы и единства противоположностей. Огонь-первоначало- сила созидательная и разрушительная. ЛОГОС-закон развития мира. «Многознание уму не научает…» Ум или мудрость заключается в умении познавать закон Вселенной, т.е. Логос ЭЛЕАТЫ — представители Элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Философия элеатов Ксенофан Парменид Зенон ЭлеатыПарменид: «бытие» - существует, «небытие» - нет Зенон из Элеи Апории против движения – «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела покоится» «Дихотомия» «Стадий» Всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, неистинно. ДемокритОсновоположник атомистического учения: Все состоит из атомов и пустоты Различает два рода познания: темное (основанное на чувствах) – мнение; истинное (основанное на разуме) – знание. Основоположник детерминизма, согласно которому всё в мире причинно обусловленно . Античная классика: софисты и СократВ V в. до н. э. интересы греческих философов от познания природы сместились к познанию человека («антропологический» поворот). Этот поворот связан с деятельностью «софистов» (от греческого σοφιστής — мудрец). Сущность философской позиции софистов выразил Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Истина, таким образом, у каждого своя, и нет никакой независимой и объективной по отношению к людским мнениям истины. Цель философии — не поиск истины, а умение защищать свою позицию с помощью изощренных аргументов. Сократ (469 – 399 гг. до н. э.): существует объективная истина, независимая от различных человеческих мнений, и эту истину можно открыть с помощью правильных рассуждений. Узнать истину какого-либо явления — означает дать ему правильное определение. Цель рассуждений Сократа — правильное определение таких понятий, как мудрость, храбрость, справедливость, красота. Без обретения истинного знания о них невозможно добродетельное поведение, зло — результат незнания. В центре сократовского философствования — вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. Учение Сократа - это философия морали, этика. Обращение к человеку как к предмету философских размышлений начинается с софистов. Согласно взглядам Протагора (V в. до н.э.), « Человек есть мера всех вещей». Протагор Сократ «Познай самого себя, и ты познаешь Богов и Вселенную» « Я знаю, что ничего не знаю, но я мудрее вас ,потому что вы не знаете даже этого» Майевтика – метод нахождения истины с помощью наводящих вопросов Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его, прежде всего, интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. « Заговори ,чтобы я тебя увидел» * Сократу принадлежит вывод о том, что «добродетель есть знание», поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков.-Этический рационализм. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии. «Познай самого себя и ты познаешь Богов и Вселенную» Сократ1.Человек –это его душа ,а под душой понимается мыслящий разум. « Заговори чтобы я тебя увидел». Соединил счастье ,добродетель и знание-этический рационализм. «Познай самого себя и ты познаешь богов и Вселенную».Если не познаешь себя ,не сможешь быть нравственным. Всемирно-историческая личность, основатель морали. Первым стал давать общие определения. Разработал метод майевтики . Античная классика: Платон и АристотельПлатон (427-347 гг. до н. э.) первым попытался создать целостную философскую систему, охватывающую все стороны бытия природы и человека. Её ядром стало учение об эйдосах. «Эйдосы», или «идеи» — это прообразы конкретных вещей. Воплощаясь в конкретном материале, идея дает начало конкретным объектам. То есть, существуют два мира: идеальный (неизменный)мир «идей», материальный мир вещей(несовершенный, изменчивый). Настоящее знание возможно только о мире «идей», поскольку невозможно что-либо достоверно знать о материальном мире, находящемся в вечном изменении и развитии. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - систематизатор античного знания, противник платоновского учения об «эйдосах». Полагал, что причиной возникновения любой вещи и ее составными частями являются четыре принципа, которые и образуют суть ее бытия: принципы формы, материи, движения и целесообразности. Сущность и причина всех вещей - Ум, или Бог. Сторонник «этики золотой середины». Автор геоцентрической космологической картины мира. ПлатонВвёл в философский оборот понятие «идея», как принцип осмысления вещи Впервые поставил вопрос о сущности вещей. Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа – та субстанция, которая делает человека человеком. * От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует «иерархия душ», на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем – душа тирана. Душа(по Платону) растительная страстная разумная * Поэтому главная задача для человека – определить собственное предназначение, найти свое дело , т.к., если человек занят не своим делом ,он вносит хаос в свою жизнь и жизнь окружающих. * Платон дал первое определение человека, как двуногого без перьев, с плоскими ногтями и способного к общественному знанию. Учение Платона о государстве Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против античной демократии Учение о государстве План государственного устройства по Платону Идеальное государство есть сообщество: земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность; философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. Институт брака упраздняется (все жены и дети общие). . Научная деятельность Аристотеля АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - ученый-энциклопедист, философ, ученик Платона, воспитательАлександра Македонского. 335 — 322 гг. до н.э. основал философскую школу — Ликей (перипатетическую школу) АристотельСоздал формальную логику («Органон») как способ нахождения истины. Считал, что истина должна быть непротиворечива Оставил труды по всем разделам знания. Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: «Человек есть животное политическое». Человек – такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Эллино-римская философияЭллинистическая философия: этическая Философия Римской империи Эпикурейство (Эпикур): философия – средство достижения счастливой жизни. Счастье невозможно без знания законов природы, важно отсутствие душевных и телесных страданий, удовлетворение естественных потребностей. Стоики (Зенон) создали этику мужества: страдания неотъемлемая часть человеческой жизни. Человек может лишь воспитать в себе нечувствительность к страданиям и умение мужественно переносить удары судьбы. В их этике важную роль играет понятие долга - жизнь в согласии с естественным природным законом, который требует добродетельных поступков и запрещает дурные. Скептицизм (Пиррон) сущность учения в признании относительности всякого человеческого знания. Средством достижения счастья считали атараксию (невозмутимость) Рим не создал оригинальных философских течений, предпочитая заимствовать их в готовом виде у греков. Римскому мышлению свойственны трезвость и практицизм, живая любознательность греческой науки и философии оставались ему чуждыми. Философствование казалось типичному римлянину пустой тратой времени. Относительное признание в Риме получили только поздние греческие философские учения, ориентированные на этику и содержащие практические жизненные рекомендации: эпикурейство, стоицизм и скептицизм. Римские философы: Тит Лукреций Кар, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др. КинизмВ целом для античности характерно: * Космоцентризм , понимание человека как части космоса, т.е. природы и общества. * пафос героизма - идеал человека – герой. * Представление о необходимости гармонии души и тела. * Представление о том, что разум является главной сущностью человека.(Познай самого себя) * Открытие человека как самостоятельной ценности и признание за ним права на активность и инициативу. Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры и я переверну мир». Основные вопросы темыКаковы условия появления философии? Что собой представляет генезис философии? Что собой представляет периодизация европейской философии. Назовите основные периоды античной философии. Каковы особенности ранней греческой философии? Охарактеризуйте период античной классики. Каковы особенности философии эллино-римского периода? |