Национальная интеллегенция. Формирование идеология освободительного движения
Скачать 483.97 Kb.
|
Шахметова ТамиллаРефератпо современной историиНа тему«национальная интеллегенция. Формирование идеология освободительного движения»список использованной литературы.1.Козыбаев ИМ. Историография Казахстана: уроки истории. — Алма-Ата: Ғылым, 19902.https://e-history.kz/ru/history-of-kazakhstan/show/9306/3.Алаш Орда.Сборник документов. Алматы.Жалын 19924. 9 класс Учебник « История Казахстана»Актуальность проектаСегодня интеллигенция является создателем новых духовных ценностей, которые приобретают особое значение в периоды кризисов и переходных этапов истории. Таким образом, интерес к изучению одного из основных элементов социальной структуры развитого общества, а именно интеллекта, в настоящее время не ослабевает. 1.Становление казахской интеллигенции После Октябрьской революции 1917 года потребовалось более полувека, чтобы в Казахстане появилась многочисленная и стабильная национальная интеллигенция с высоким уровнем образования.По неполным данным, в дореволюционном крае было 3 тысячи учителей, 590 сельскохозяйственных рабочих, 244 врача и 393 фельдшера. Нехватка квалифицированных рабочих усугубилась гражданской войной и иностранной интервенцией. К 1919 году на всей территории Казахстана осталось всего 33 врача и несколько фельдшеров. Казахская интелигенция искала пути возрождения казахской государственности. Огромный вклад в развитие общественно-политического развития казахского общества в начале XX века внесли такие личности, как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Шокай, Х. Досмухамедов, Ж. Досмуха-медов, О. Альжанов и многие другие. Ими же было воспитано молодое поколение будущих деятелей алашского движения: М. Жу-мабаев, С. Садвакасов, К. Кеменгеров, Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, А. Сеитов, Х. Болганбаев и другие. Процесс использования старого интеллекта, его переход на позиции социализма был непростым и длительным. 4 апреля 1919 года ВЦИК объявил амнистию лидерам партии «Алаш» и правительства Алаш-Орды. Возвращению старой интеллигенции к работе в своей сфере способствовали также наступление долгожданного мира, введение нэпа и успешное преодоление последствий двух войн. 2. Политическая позиция казахских демократов в начале 1916 г.
В степи, по определению местной царской администрации, образовались две партии:
На стороне царского указа оказалась часть баев, колониальная местная администрация — волостные управители, аульные старшины Либерально-демократическая интеллигенция во главе с А.Бокейхановым, А.Байтурсыиовым, М.Дулатовым придерживалась другой позиции.
Их связь с аулом и крестьянством придала движению характер стихийной народной войны. Главной движущей силой стали народные массы. 3. Национально-освободительное движение в Семиречье, его ход, руководители.Одним из крупных центров движения 1916 г. было Семиречье.К тому времени весь огромный регион был охвачен пламенем народной войны.Движение охватило всю территорию, прилегавшую к реке Чу, к озеру Иссык-Куль.Повстанцы уничтожали телеграфные линии, нападали на почтовые станции, на аулы волостных управителей.Борьба казахских крестьян здесь оказалась особенно упорной и длительной. Местная аульно-волостная администрация была отстранена от управления, и власть перешла в руки повстанцев.Повстанцы избрали своим ханом Абдулгафара Жанбосынова, пользующегося уважением в народе, а своим сардарбеком — Амангельды, внука известного батыра Имана.Не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции.В ряде случаев феодально-байские элементы, ханы предали интересы восставших. Царскому правительству удалось быстро обезглавить движение.Так, был публично повешен на сопке Бурундай один из лидеров восстания в Семиречье Бекболат Ашекеев. В Каркаре в тюрьме был отравлен один из вожаков повстанческого движения Жаменке Мамбетов, растерзаны 12 других руководителей.ВыводНа основании проведённых исследований,мы узнали,что лидеры казахского национально-освободительного движения старались быть понятыми новой властью в своих намерениях, т.е. они стояли на позиции возрождения своей национальной государственности на автономных началах, что казахское общество совершенно не готово к немедленному размежеванию на основе классовых различий.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! |