Реферат по философии. Материя и дух. Наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное
Скачать 16.29 Kb.
|
"Наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное", - писал Аристотель. Ранние античные философы видели первооснову бытия в различных стихиях. Так, например, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - божественный огонь или логос, Демокрит - атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор - число как символ гармонии мира. Начиная с Сократа и Платона, в учении которых мы впервые встречаем четкое противопоставление телесного и духовного, материального или идеального, в античной философии возникает традиция различать первоосновы материального и идеального бытия. Постепенно в философии были выработаны две категории для обозначения первооснов материального и идеального мира. Категория, означающая первооснову материального бытия, получила название материя. Категория, означающая первооснову идеального бытия, получила название дух (или сознание). Позднее в истории философии для обозначения первоначала, лежащего в основе бытия вообще, было выработано понятие субстанция (от лат. sub - под и stantio - стояние), т.е. "находящееся в основе", "подлежащее". Материя и дух являются важнейшими, основополагающими категориями онтологии. Материя - это философская категория, означающая первооснову материального бытия, или материальную субстанцию. Дух (сознание)- это философская категория, означающая первооснову идеального бытия, или идеальную субстанцию. В разные периоды развития философии синонимами категории "материя" являлись понятия "первовещество", "материал, из которого сделаны все тела", "мельчайшая частица реальности", "неодушевленное вещество" и др. Исторически первым было определение материи как основы вещественности, телесности. В понимании раннеантичных философов материя еще не противопоставлялась сознанию. Душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц. После создания Платоном развернутого учения об идеальном мире понятие "материя" в философском знании стало противопоставляться понятию "дух". Материей в основном стали называть неодушевленное, мертвое, пассивное вещество, противоположное живому, активному, творческому духу. С началом Нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех материальных вещей и доступных чувственному познанию, т.е. познанию с помощью внешних чувств (обоняния, осязания, зрения, вкуса и слуха). Французский философ-материалист эпохи Просвещения Гольбах в трактате "Система природы" дал ставшее классическим определение материи как субстанции, порождающей физические ощущения: "По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". Главным свойством материи стали признавать ее объективность, т.е. независимость от человеческого сознания. Материя существует не зависимо от того, ощущает ее кто-либо или нет, осознается она кем-либо или нет. Материя - это философская категория, означающая объективную реальность, данную нам в ощущениях. Формами существования материи являются пространство и время. Пространство - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом. Время - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью. Во времени и в пространстве существуют только материальные предметы, идеальные объекты существуют вне пространства и вне времени. Материя же не может существовать вне движения, поэтому способом существования материи называют движение. Философия рассматривает движение как свойство материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. Движение является единственным способом существования материи. Вне движения материи не существует. Неизменными могут быть только идеальные объекты, объекты сознания. Движение многообразно. Среди видов движения принято выделять механическое, биологическое, химическое, социальное и другие. В философском понимании "дух" является категорией, противоположной категории "материя" и обозначающей субстанцию, или первооснову, идеального бытия. Синонимами категории "дух" в истории философии служили такие понятия как "абсолютная идея", "всеобщая идея", "божественный разум", "объективный разум", "мировая воля", "мировая душа" и т.д. Наиболее часто вместо понятия "дух" используют понятие "сознание". В качестве первоосновы идеального мира дух стал впервые мыслиться после создания Платоном учения об идеальном мире как области существования совершенных прообразов всех материальных вещей. Представление о сознании, духе как идеальной первооснове мирового бытия стало одним из главных источников монотеистического (от греч. mono - один и teos - бог) мировоззрения, сформировавшегося в последние века старой эры. Особое распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира - как Бога - получило в средние века. Бог творит весь существующий мир. Человек, по средневековому представлению, обладает лишь слабым отблеском божественного сознания. "Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен богом через посредство активного интеллекта... необходимо, чтобы в божественном уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом и состоит понятие идеи", - писал Фома Аквинский. Начиная с эпохи Возрождения сознание как активное творческое начало стало восприниматься, в первую очередь, как атрибут человеческого бытия. Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового. Характерными признаками духовных объектов являются их внепространственность, вневременность, способность оставаться неизменными. Гносеологическая трактовка сознания подчеркивает внешнюю ненаблюдаемость духовных явлений и процессов. В отличие от материальных предметов они не доступны для чувственного познания. Подобно тому, как под материей понималась субстанция, из которой строятся все физические тела, под духом понималась субстанция, из которой создаются идеи. "...Допуская, что духовная субстанция рассеяна по Вселенной наподобие эфирного огня стоиков, ... мы имеем основание заключить по аналогии, что природа пользуется ею таким же образом, как и другой субстанцией, материей. Она пользуется ею как своего рода тестом или глиной, видоизменяет ее в разнообразные формы и предметы; спустя некоторое время разрушает то, что образовала, и той же субстанции придает новую форму", - писал английский философ XVIII в. Юм. В философии ХIХ-ХХ вв. большое распространение получило определение сознания как субъективного образа объективно существующего мира. Под "духом" стали понимать, прежде всего, сознание - способность человека и человеческого общества в целом отражать окружающий мир. Современная научная литература выделяет три основные сферы сознания: познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую. Познавательная сфера сознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. К области чувственных, сензитивных (от лат. sensus - чувство, ощущение) процессов относят ощущения, восприятия и представления, возникающие в результате воздействия на органы внешних чувств* человека. Внешними чувствами называют вкус, осязание, обоняние, зрение и слух. К области рационального (от лат. ratio - разум) мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память. Эмоциональная сфера сознания включает в себя все душевные переживания человека. Кратковременные переживания называют эмоциями (от фр. emotion - волнение), к ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхищение, страдание. Устойчивые, длительные переживания принято называть внутренними чувствами, или просто чувствами. К ним относят любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др. Ценностно-волевая сфера сознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей. Существуют и другие концепции структуры сознания. Например, кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер, в структуре сознания выделяют еще две области: область подсознания, в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т.п., и область сверхсознания, к которому относят интуицию, озарение, совесть. |