Наказание по законам Хаммурапи
Скачать 40 Kb.
|
Наказание по законам Хаммурапи Законы Хаммурапи являются одним из самых древних источников права. Их составление предположительно относится к XVIII в. до н.э. Содержание законов Хаммурапи представлено обычным правом, типичными решениями судебных дел, указами Хаммурапи и предшествующих ему правителей1. Целью кодификации отдельных правовых норм, очевидно, являлось стремление упорядочить общественные отношения, разработать единые методы разрешения споров личного и имущественного характера и установить конкретные санкции за определённые виды нарушений. После создания кодифицированного свода законов наказания стали носить в большей степени правовой, чем моральный характер. Таким образом, был сделан первый шаг на пути становления правовой системы государства. Особенностью законов Хаммурапи является казуистичность и неполнота норм права, отсутствие исчерпывающего перечня деяний, признаваемых преступными. Ничего не говорится в Законах о государственных и религиозных преступлениях, об умышленном причинении смерти. Возможно, решения по данного рода делам носили настолько очевидный характер, что не требовали дополнительных указаний в законе. Законы Хаммурапи не содержат понятия преступного деяния, но, исходя из их текста, можно сделать вывод, что наказуемым считался выход за рамки привычного бытового уклада с причинением имущественного ущерба или вреда личности. Основным принципом наказания был принцип талиона, по которому виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. Таким образом, главной целью наказания являлось возмездие преступнику. Законы Хаммурапи дают наиболее яркое представление о видах талиона. Типичный (простой) талион определялся формулой «равное за равное»: за выбитый зуб следовало выбить зуб у виновного и т.д. (ст. 196,197,200)2. Символический талион предписывал отсечь ту часть тела, которой преступник действовал против людей: за неудачно сделанную операцию врачу отрезали пальцы и т.д. (ст. 192,195,218,226)3. Наименее распространённой в законах Хаммурапи является зеркальная форма талиона, которую В.Г. Графский справедливо называет объективным вменением (ответственностью без вины)4. При зеркальном талионе дети несли ответственность за преступление, совершённое отцом, если в результате его погибали дети потерпевшего (ст. 210,230)5. Существование талионной системы назначения наказания, возможно, объясняется стремлением ограничить преимущество богатых над бедными. Законы Хаммурапи определяли виды наказаний: смертная казнь, осуществляемая различными способами (сожжение, утопление, посажение на кол, разрывание животными), членовредительские наказания, штрафы, обращение в рабство и изгнание. Значительное влияние на определение меры наказания оказывало сословное положение виновного и потерпевшего. За посягательство на имущество мушкенума6 преступник подвергался более строгому наказанию, чем за аналогичное правонарушение, совершённое в отношении авилума (ст. 8,15,16)7. Однако личные права авилумов8 защищались Законами в наибольшей степени. При причинении вреда жизни, здоровью, чести и достоинству авилума размер наказания возрастал почти в 2 раза (ст. 196,197,200,203,207,209,210,215,221 по сравнению со ст. 198,201,204,208,211,212,216,222)9. Рабы считались собственностью господина, поэтому причинение им вреда возмещалось в долях от их покупной цены. Но в ряде статей говорится о рабах как субъектах преступления, на которых могли налагать членовредительские наказания по выбору господина (ст. 146,205,282)10. Имущественные преступления по законам Хаммурапи карались очень сурово. Кража скота, храмового или царского имущества, перепродажа украденного, укрывательство беглых рабов, грабёж, мошенничество, похищение малолетнего сына наказывались смертной казнью, членовредительскими наказаниями или штрафом, многократно превышающим стоимость украденного. В случае неуплаты этого штрафа виновного надлежало казнить (ст. 6-8, 14-16,19,22,253,265)11. Возможно, норма, предписывающая штраф в многократном размере, предполагала самопродажу в рабство. В ином случае данная оговорка не имела бы практического смысла, поскольку трудно представить мотив кражи, если преступник располагал суммой в 10 или 30 раз больше стоимости украденного. Допускался самосуд над вором, сделавшим пролом в доме, захваченным с поличным, а также совершившим кражу во время пожара (ст. 19,21,22,25)12. Следует отметить, что меры наказания за имущественные преступления по законам Хаммурапи значительно превышают талионную систему. Наказуемыми по законам Хаммурапи были преступления, подрывающие устои семьи. Смертной казнью карались: кровосмешение, согласие жены на убийство мужа, изнасилование, прелюбодеяние. Причём, прелюбодеяние было наказуемо только для жены. За оскорбление сыном отца, усыновлёнными детьми приёмных родителей виновные наказывались по принципу символического талиона (ст. 129,130,143,153-158,192,193,195)13. При недоказанном обвинении женщины в дурном поведении преступнику обривали виски (ст. 127)14. Законы Хаммурапи регламентировали порядок привлечения к ответственности за ряд должностных преступлений. Судья, изменивший собственное решение по делу, уплачивал сумму предъявленного иска в 12-кратном размере и лишался права занимать судейскую должность (ст. 5)15. Под страхом смертной казни запрещалось клятвопреступление и лжесвидетельство, особенно при обвинении в убийстве (ст. 1-5, 9-11,13)16. Содержание данных статей отвечает принципу талиона, поскольку в случае доказательства вины обвиняемый был бы казнён. Тем самым ложное обвинение эквивалентно покушению на убийство обвиняемого. Стоит обратить внимание на принцип презумпции невиновности в отношении обвиняемого: обвинитель должен быть казнён не в случае, если обвиняемый докажет свою невиновность, а в случае, если обвинение не подтвердится. Смертной казнью каралось и недоносительство (ст. 109)17. Возможно, осведомлённость о преступлении приравнивалась к соучастию или укрывательству. За отказ от участия в царском походе воин наказывался смертной казнью. Подобным образом наказывались воины, занимающие командные должности в армии, за кражу или лжесвидетельство в отношении подчинённых (ст. 26,34)18. Отличительной чертой законов Хаммурапи являлась дифференциация наказаний по тяжести преступления. Кроме этого, учитывалась форма вины (ст.206,20719). Законы Хаммурапи являются не только памятником права, но и отражением общественных отношений, культуры, ценностных приоритетов своего периода. На фоне чётко обусловленных правил совершения гражданско-правовых сделок нормы о назначении наказаний выглядят жестокими и произвольными. Но, несмотря на это, законы Хаммурапи служили преградой от произвола держателей власти, гарантом неприкосновенности личности и имущества. Примечания: 1 Васильев Л. История Востока./Учебник по специальности «История».Т.1.– М.: Высшая школа,1998.– С.24. 2 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права./Под ред. Садикова В.Н. – М.,2002. С. 26. (далее – Хрестоматия…) 3 Там же. С.26-27. 4 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.,2000. С.69-71. 5 Хрестоматия… С.27-28. 6 Мушкенумы – неполноправные свободные граждане. По одной из версий об их происхождении, это жители покоренных городов и областей, по другой - вольноотпущенники. 7 Хрестоматия… С.16-17. 8 Авилумы - полноправные свободные граждане. 9 Хрестоматия... С.26-27. 10 Там же. С.23,26,30. 11 Там же. С.16-17,29. 12 Там же. С.17. 13 Там же. С.22-23,26. 14 Там же. С.22. 15 Там же. С.15. 16 Там же. С.15-17. 17 Там же. С.20. 18 Там же. С.18. 19 Там же. С.27. |