Главная страница

Народы центральной Америки. Народы Центральной и Южной Америки к началу раннего нового време. Народы Центральной и Южной Америки к началу раннего нового времени (майя, ацтеки, инки)


Скачать 28.93 Kb.
НазваниеНароды Центральной и Южной Америки к началу раннего нового времени (майя, ацтеки, инки)
АнкорНароды центральной Америки
Дата02.03.2023
Размер28.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНароды Центральной и Южной Америки к началу раннего нового време.docx
ТипДокументы
#964701

  1. Народы Центральной и Южной Америки к началу раннего нового времени (майя, ацтеки, инки).

Существует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии впервые появился человек и откуда люди пришли на американский континент. В настоящее время большинство исследователей считают, что заселение американского континента шло из Азии через Берингов пролив. Учёные полагают, что в этом им помогли четыре великих оледенения, а вероятнее всего, два последних (между 40 и 20 тыс. лет и 13—12 тыс. лет до н. э.). В это время Берингов пролив замерзал и превращался в своеобразный огромный мост, по которому люди перебирались на другой континент. Таким образом, появление человека на американском континенте отмечается от 10 до 30 тыс. лет назад. Эти люди были долгое время изолированы от остальных континентальных культур, до путешествия Колумба, который окрестил этих людей индейцами, считая что попал в Индию.

К моменту прихода европейцев в Новый Свет в его различных регионах племена существенно отличались друг от друга по хозяйственному укладу. Имелось 1700 различных языков и диалектов на территории Америки.Среди множества племён, обитавших на континенте, по своей численности и, отчасти, по уровню развития можно выделить следующие: ирокезы(хD простите), пуэбло, навахи (Северная Америка), ацтеки (Мексика), майя (Мексика, Центральная Америка), карибы и араваки (Антильские острова, бассейн реки Ориноко), инки (Анды). Наиболее высокий уровень общественно-экономического развития имели индейцы Мексики, Центральной Америки и Перу.

В основе развития всех известных цивилизаций всемирной истории лежал процесс возделывания какого-либо определённого злака: Америке им стала кукуруза. Освоена эта культура была около 7 тыс. лет назад. Кроме этого индейцы употребляли в пищу почти 20 тыс. растений

Одним из достижением стала система чинампас, применявшаяся ацтеками до испанского завоевания. Суть её состояла в создании садов и огородов на акватории озёр. Эта техника до сих пор применяется в отдельных районах Мексики.Американский континент «подарил» миру помимо кукурузы картофель, томаты, какао, подсолнечник, табак, лекарственные средства хинин и бальзам и такую сложную операцию, как трепанация черепа. В то же время аборигены Нового Света не знали колеса, лошадей, не плавили железо, которое они научились обрабатывать значительно позже золота, серебра, платины, меди и бронзы.

До европейского завоевания самые развитые цивилизации Западного полушария сложились в Мезоамерике(Мексика и большая часть Центральной Америки (до полуострова Никойя в Коста-Рике) и в Андах. На этой обширной территории, сменяя друг друга, оставили след пять древних цивилизаций. Наиболее известными среди них являются цивилизации майя и ацтеков.

Учёные относят нижнюю хронологическую границу цивилизации майя к II тыс., а иногда и к III тыс. до н. э., верхнюю — к X в. н .э. Наибольший расцвет её приходится на VII—VIII вв. н. э. Индейцы майя распространили своё влияние на полуостров Юкатан, Гватемалу, Белиз, часть Гондураса и Сальвадора и территорию нескольких штатов современной Мексики. 325 тыс. кв. км их территории охватывали ареал обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён, унаследовавших одну культуру, хотя и имевшую, естественно, региональные особенности.

Цивилизация майя выделялась прежде всего своими достижениями в строительстве и познаниями в астрономии и математике. Также они отличались живописью и скульптурой, обработка камня и керамика. В повседневной жизни майя пользовались двумя календарями: солнечным, включавшим 365 дней, и ритуальным (260 дней). В области математики, пожалуй, самым великим достижением культуры майя является введение понятия ноля.

История ацтеков до их появления во второй половине XII в. н. э. в Центральной Мексике таит множество загадок. Они называли свою родину островом Астлан (место, где живут цапли). От слова «астлан» и произошло название «ацтек». До сих пор наукой не установлено точное местонахождение этого острова.

Кочевые охотничьи племена ацтеков оказались весьма воинственными. Они вели завоевательные кампании и в начале XIV в., покорив многие другие племена, обитавшие в Центральной Мексике, создали могущественную империю. Примерно в 1325 г. её столицей стал основанный ими город Теночтитлан (современный Мехико).

Культура ацтеков ассимилировала богатые традиции и замечательные достижения всех предшествовавших им мексиканских цивилизаций. От майя ацтеки унаследовали иероглифическое письмо Также была известна их полихромная керамика. Всемирной славой пользуются их скульптуры, сохранившиеся до наших дней. Как и майя, ацтеки широко использовали труд рабов, которыми становились должники, сироты, разведённые жёны. Религия: Согласно одной из ацтекских легенд, мир четырежды полностью разрушался. После каждой такой катастрофы человечество возникало заново, не унаследовав абсолютно ничего от предыдущих поколений. А после четвёртого разрушения — возникла необходимость создавать новое Солнце. Вызвались два бога принести себя в жертву и бросились в костер, бог Нанауацин стал Солнцем, а бог войны Текуксистекатль стал Луной. Однако, чтобы не померк блеск Солнца, бог войны Уитцилопочтли должен был ежедневно вести ожесточённую борьбу со звёздами и Луной. В этом трудном противоборстве ему могли помочь только души тех, кто погиб на поле боя или был принесён в жертву. Так возникла идея человеческого жертвоприношения. Она является центральной в религии ацтеков.

В то же время на территории Перу, Эквадора, Боливии, части Колумбии, Аргентины и Чили существовала другая великая империя — государство инков. Она занимала территорию более 1 млн. кв. км и называлась Тауантинсуйу, чтоозначает «четыре объединённые стороны света». Они называли себя «сыновьями Солнца». Инки также были отличными астрономами. В городе Куско они построили четыре башни для наблюдений за положением Солнца, имели понятие о солнечном и лунном годе.

Во главе государства находился Великий Инка, считавшийся живым воплощением Солнца. Изображение этого светила служило предметом официального культа. Существовали также культ духов — покровителей земледелия, культ стихий природы и т. д. Как и у индейцев майя, в государстве инков важная роль принадлежала жрецам..У инков также существовала традиция человеческого жертвоприношения, но оно имело иную целенаправленность, нежели у ацтеков. Его предназначение состояло в обожествлении самого Великого Инки. Жертвоприношения, как правило, осуществлялись по случаю его вступления на престол. Приносились в жертву девушки и дети, которых должны были поставлять покорённые инками племена.Весьма оригинальным было «узелковое письмо» инков — «кипу». Оно состояло из шнура и нитей-подвесок разных цветов и оттенков. Сочетания цветов и комбинации узелков на нитях позволяли использовать кипу для подсчёта налогов, фиксации различного рода исторических событий, для передачи имён собственных и названий и даже отдельных фонетических элементов.

Также Инки известны своим террасным земледелием, которое обрело огромные масштабы. Сельскохозяйственные террасы возводились по склонам гор во всех уголках империи и делали возможным земледелие там, где о нём прежде не могли и мечтать. Также известна крепость инков Мачу-Пикчу. Это специально построенный священный город, о чём свидетельствуют кварталы для паломников. Город был прекрасно укреплён и мог выдержать длительную осаду. Сердцем Мачу-Пикчу является Священная площадь, вокруг которой расположены Храм трёх окон, символизирующий священную пещеру Тампутокко, Главный храм из белого гранита и так называемый Дом священника. Несколько южнее находится полукруглая башня, называемая обсерваторией. В центре башни лежит отшлифованный каменный блок, служивший алтарём, а под храмом, в скале, обнаружена пещера, в которой хоронили правителей.

  1. Походы испанских конкистадоров в Центральной и Южной Америке.

С 1510 г. начался новый этап завоевания Америки — колонизация и освоение внутренних областей континента, становление системы колониальной эксплуатации. В историографии этот этап, продолжавшийся до середины XVII в., носит название конкисты (завоевание). Начало этому этапу было положено вторжением конкистадоров на Панамский перешеек и строительством первых укреплений на материке (1510). В 1513 г. Васко Нуньес Бальбоа пересек перешеек в поисках фантастической "страны золота" — Эльдорадо. Выйдя к побережью Тихого океана, он водрузил на берегу знамя кастильского короля. В 1519 г. был основан городПанама— первый на Американском континенте. Здесь стали формироваться отряды конкистадоров, направлявшихся в глубь материка.

В 1517—1518 гг. отряды Эрнандо де Кордоба и Хуана Грихальвы, высадившиеся на побережье Юкатана в поисках рабов, столкнулись с древнейшей из доколумбовых цивилизаций — государствоммайя. От местных жителей испанцы узнали, что драгоценные металлы привозятся из страны ацтеков, лежащейк северу от Юкатана.В 1519 г.на завоевание этих земель отправился испанский отряд во главе с ЭрнаномКортесом— бедным молодым идальго, прибывшим в Америку в поисках богатства и славы. Он надеялся завоевать новые земли небольшими силами. Его отряд насчитывал 400 солдат-пехотинцев, 16 всадников и 200 индейцев, имел 10 тяжелых пушек и 3 легких орудия. Окончательное завоевание Мексики растянулось более чем на два десятилетия. Последний оплот майя -Теночтитланбыл захвачен испанцами только в1697 г., т.е. через 173 года после их вторжения на Юкатан. Мексика оправдала надежды завоевателей. Здесь были найдены богатые залежи золота и серебра.

Одновременно с завоеванием Мексики испанские конкистадоры искали сказочную страну Эльдорадо и на побережье Южной Америки.В 1524 г.началось завоевание территории нынешней Колумбии, где был основан портСанта-Марта. Отсюда испанский конкистадорХименес Кесада, двигаясь вверх по реке Магдалене, достиг владений племен чибча-муиска, живших на плато Боготы. Завоевав самое крупное княжество чибча-муиска, Хименес Кесада основал в 1536 г. городСанта-Фе де Богота.

Второй поток колонизации шел с Панамского перешейка на юг вдоль Тихоокеанского побережья Америки. Завоевателей влекла сказочно богатая страна Перу, или Виру, как называли ее индейцы. В подготовке экспедиций в Перу принимали участие богатые испанские купцы с Панамского перешейка. Один из отрядов возглавлял полуграмотный идальго из Эстремадуры Франсиско Писарро. В 1524 г. вместе со своим земляком Диего Альмагро он отправился в плавание на юг вдоль западного побережья Америки и достигГуаякильского залива(современный Эквадор). Где обнаружил густонаселенные земли. Вернувшись в Испанию в 1531 г., Писарро подписал с королем капитуляцию и получил титул и права аделантадо — предводителя отряда конкистадоров. К экспедиции присоединились два его брата и 250 идальго из Эстремадуры.В 1532 г.Писарро высадился на побережье, довольно быстро завоевал жившие там отсталые разрозненные племена и захватил важный опорный пункт —город Тумбес. Перед ним открывался путь к завоеванию государства инков —Тауантисуйю, наиболее могущественного из государств Нового Света. В 1532 г., когда несколько десятков испанцев предприняли поход в глубь Перу, в государстве Тауантисуйю шла ожесточенная гражданская война. Покоренные инками племена севера Тихоокеанского побережья поддержали завоевателей. Почти не встречая сопротивления, Ф. Писарро достиг важного центра государства инков — города Кахамарки, расположенного в высокогорном районе Анд Здесь испанцы захватили правителя ТауантисуйюАтагуальпу и заключили его в темницу. Хотя индейцы собрали огромный выкуп и заполнили темницу плененного вождя золотыми и серебряными украшениями, слитками, сосудами, испанцы казнили Атагуальпу и назначили нового правителя. В1535 г. Писарро совершил поход на Куско, который был завоеван в результате тяжелой борьбы. В том же году основан городЛима, ставший центром завоеванной территории. Был установлен прямой морской путь между Лимой и Панамой. Завоевание территории Перу растянулось более чем на 40 лет. Страну сотрясали мощные народные восстания против завоевателей.

Одновременно с походом Писарро в Перу в 1535—1537 гг. аделантадо Диего Альмагроначал поход вЧили, но вскоре должен был вернуться в Куско, который осаждали восставшие индейцы. В рядах конкистадоров началась междоусобная борьба, в ней погибли Ф. Писарро, его братья Эрнандо и Гонсало и Диего д'Альмагро. Завоевание Чили было продолженоПедро Вальдивией.Жившие на территории этой страны племенаараукановоказали упорное сопротивление, и завоевание Чили окончательно завершилось только в конце XVII в. С 1515 г. началась колонизация Ла-Платы, были завоеваны земли по течению рек Ла-Плата и Парагвай. Отряды конкистадоров, двигаясь с юго-востока, вступили на территорию Перу. В 1542 г. здесь соединились два потока колонизации.

  1. Испанская колониальная система в Новом Свете.

После открытия Колумбом островов у берегов Америки сюда хлынул из Испании поток искателей лёгкой добычи, воинственных идальго, католических монахов и священников. Центром колонизации стал остров Эспаньола (Гаити). Испанский губернатор Овандо ввёл для всех местных жителей с 15-летнего возраста систему принудительного труда и обложил их тяжёлой податью. Население Антильских островов фактически попало в рабство к испанским захватчикам.

Кровавая трагедия Вест-Индских островов, в первую очередь захваченных испанцами, раскрывается в цифрах, на Эспаньоле жило около 250 тыс. индейцев, на Ямайке — 300 тыс., в Пуэрто-Рико — 60 тыс., а на всех Вест-Индских островах — около 1 млн. За полвека господства испанцев почти всё индейское население было истреблено. Перед колонизаторами возникла острая проблема рабочей силы. Она была разрешена путём массового ввоза негров-рабов из Африки. Ввоз негров-рабов на Вест-Индские острова начинается с 1501 г., а к 1518 г. широко развивается работорговля, как один из наиболее прибыльных колониальных промыслов.

Используя Вест-Индские острова в качестве базы, испанцы устремляются отсюда на материк. С 1510г начинается новый этап завоевания Америки – колонизация и освоение внутренних областей континента, становление системы колониальных эксплуатаций. В историографии этот этап назывался КОНКИСТА. начало этому этапу было положено вторжением конкистадоров на Панамский перешеек и строительством первых укреплений на материке. В 1513 Бласко Нуньес Бальбоа пересек перешеек в поисках фантастической «страны золота»- эльдорадо. Выйдя к побережью тихого океана, он водрузил на берегу знамя кастильского короля. В 1519г б.основан город Панама – первый на Амер.континенте. Здесь стали формироваться отряды конкистадоров, направлявшихся вглубь материка. В этом же году отряд во главе Эрнандо Кортеса отправился к северу от Юканата для завоевания племени ацтеков, где по их сведениях были драг.металы. В 1519—1521 гг. Эрнандо Кортес с небольшим отрядом испанцев, используя борьбу между племенами, завоёвывает Мексику. Здесь испанцы подвергли варварскому уничтожению самобытную, достигшую высокого развития культуру ацтеков, разграбили и разрушили их великолепную столицу — Теночтитлан.

В 1531—1533 гг. с таким же варварством был разграблен и уничтожен испанцами другой очаг своеобразной древней культуры Америки — культуры инков. Ими была захвачена огромная территория, на которой в настоящее время разместились три государства — Эквадор, Боливия и Перу.

В 30-х годах XVI в. испанцы проникли в Чили и постепенно, преодолевая упорное сопротивление местных индейских племён, захватили обширную территорию.

Первоначально завоеватели разделили между собой всю землю, превратив большие массы местного населения в своих рабов (система репартимиенто). В 1542 и 1545 гг. королевской властью была введена новая система — энкомиенда, согласно которой индейцы объявлялись вассалами короля, но отдавались под опеку (энкомиенду) испанских колонистов, на которых должны были работать. Фактически положение индейцев осталось таким же бесправным, как и раньше. В порабощении и угнетении индейского населения большую роль играла католическая церковь, захватившая громадные земельные владения. Насильственное обращение в христианство, террористический режим, специальные поборы в пользу церкви — всё это создавало особо тяжёлое положение для индейцев в церковных владениях. Владения церкви были так велики, что они образовали целые церковные государства.

Многочисленные восстания индейцев жестоко подавлялись соединёнными силами колонистов, испанского правительства и католической церкви.

К середине 30-х годов XVI в. Испания овладела в Южной и Северной Америке громадными территориями, из которых образовалась обширная колониальная империя. Отсюда в Испанию поступали непрерывным потоком драгоценные металлы, табак, ценные породы дерева и красители. Главные доходы с колоний получали королевская казна, католическая церковь и феодальная знать Испании, из среды которой назначались вице-короли, губернаторы, высшее чиновничество колоний.

Этапы формирования

В первый, т.н. «островной», период испанской колонизации (1492-1519 гг.) ее центром стал остров Эспаньола (Гаити). Испанский губернатор Овандо ввёл для всех местных жителей с 15-летнего возраста систему принудительного труда и обложил их тяжёлой податью. За полвека господства испанцев почти всё индейское население Антильских островов вымерло. По приблизительным подсчётам современников, к моменту появления испанцев на Эспаньоле жило около 250 тыс. индейцев, на Ямайке — 300 тыс., в Пуэрто-Рико — 60 тыс., а на всех Вест-Индских островах — около 1 млн. Перед колонизаторами возникла острая проблема рабочей силы. Она была разрешена путём массового ввоза негров-рабов из Африки.

Труд невольников (главным образом, в роли домашних слуг) использовался к середине XVI в. уже достаточно широко и в самой Испании. На 100 тыс. жителей Севильи в 1560-х гг. около 6 тыс. приходилось на долю рабов, преимущественно африканцев. Первый испанский корабль с партией именно таких испаноговорящих темнокожих невольников (ладинос) пришел на Эспаньолу еще в 1505 г., и в годы правления Карла V практика приобрела значительный размах. Работорговлей с Черного континента испанцы напрямую не занимались, предпочитая обращаться к услугам сначала португальцев, а затем голландцев, французов и англичан. Параллельно все больший размах приобрела «охота за людьми» непосредственно в Карибском море. Сначала испанцы пытались пополнять численность населения своих крупнейших на тот момент владений, островов Гаити и Кубы, за счет рейдов на меньшие острова архипелага. Вслед за этим начались рейды на побережье Флориды и Юкатана.

Используя Вест-Индские острова в качестве базы, испанцы устремляются отсюда на материк. Материковая часть Южной Америки была завоевана испанцами фактически в течение 21 года – с 1519 по 1540 гг. В 1519-1521 гг. Эрнандо Кортес с небольшим отрядом испанцев, используя борьбу между племенами, завоёвывает Мексику, разграбив и разрушив столицу ацтеков – Теночтитлан. В 1531-1533 гг. испанцами была уничтожена империя инков. Ими была захвачена огромная территория, на которой в настоящее время разместились три государства – Эквадор, Боливия и Перу. В 30-х годах XVI в. испанцы проникли в Чили и постепенно, преодолевая упорное сопротивление местных индейских племён, захватили большую часть страны.

Завоевание такой огромной территории на протяжении жизни одного поколения чрезвычайно ограниченными силами завоевателей объясняется как централизованным характером индейских империй ацтеков и инков с большим количеством подчиненных племен, так и внутренним состоянием этих империй, переживавших к моменту появления испанцев глубокий кризис. Свою роль, безусловно, сыграли и более высокие «технологии» испанцев: мушкеты, пушки и привезенные в Америку лошади. Важно отметить, однако, что применялось и то, и другое конкистадорами в весьма скромных масштабах и играло скорее роль психологического оружия. Роль невидимого союзника в этих войнах играли и завезенные европейцами на континент микробы, отсутствие иммунитета к которым индейцев приводило к опустошительным эпидемиям. Так, население Центральной Мексики упало с 25 млн. в 1519 г. до 2,65 млн. в 1568 г. и 1,6 млн. в 1620 г., население Перу – с 9 млн. (1532 г.) до 1,3 млн. (1570 г.). Столь катастрофическое по масштабам вымирание индейцев провоцировали европейские эпидемические болезни (оспа, тиф, корь, дифтерия, свинка, грипп – африканцы завезли малярию и желтую лихорадку), нарушение привычного хозяйства, тяжелая эксплуатация, «конец света» в идеологическом и религиозном восприятии индейцев – не только высокая смертность, в т.ч. и массовые суициды, но также и катастрофическое падение рождаемости.

Следует также отметить, что с утратой фактора внезапности испанцам стало все сложней добиваться побед. Показательны в этом отношении т.н. Арауканские войны, в ходе которых конкистадорам так и не удалось подчинить себе южные районы Чили.

На положении испанской колониальной империи самым прямым образом сказывались и события в Европе. В результате войны за Испанское наследство (1701-1714 гг.) Испания была вынуждена предоставить Англии монопольное право (асьенто) на ввоз в свои колониальные владения негров-рабов из Африки. Британское правительство передало это право Компании Южных морей, открывшей по всему побережью Карибского моря сеть соответствующих факторий. В ходе англо-испанской войны 1739 г. британская эскадра захватила Портобельо на Атлантическом побережье Панамского перешейка. В 1740-1742 гг. английский флот атаковал Картахену, побережье Панамы, Венесуэлы и другие испанские владения. В ходе Семилетней войны англичанам удалось захватить Гавану. Ради возвращения своей власти на Кубе Испании на два десятилетия пришлось уступить англичанам Флориду. По Версальскому мирному договору (1783), подписанному после Войны за независимость США, Испания в последний раз расширила свою империю в Америке, возвратив себе Флориду. В дальнейшем колониальная империя Испании, обусловленная слабостью метрополии, переживает постепенный распад. Во второй половине 90-х гг. XVIII в. испанская корона лишилась своих вест-индских колоний Санто-Доминго и Тринидад. Но решающий удар по испанской колониальной империи нанесла в 1810-26 гг. война за независимость в Латинской Америке и утрата Испанией всех ее американских колоний, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико.

В XIX в. Испания пыталась несколько поправить свои пошатнувшиеся позиции, приняв участие в колониальном разделе Африки. В 1860 г. ею был осуществлен захват области Ифни в Марокко, в 1885 г. берут начало испанские захваты в Рио-де-Оро (Западная Сахара). Однако в 1890-е гг. на Кубе и на Филиппинах набирает силу освободительная борьба против испанского владычества, которая приводит Испанию в 1898 г. к войне с США и полному разгрому испанской колониальной армии. По условиям Парижского мирного договор Испания уступает США контроль над Кубой, Пуэрто-Рико, Филиппинами и о. Гуам, что фактически означало окончание имперского периода испанской истории. Признанием этого стала продажа в 1899 г. Испанией Германии своих последних колониальных владений в Тихом океане: Каролинских, Марианских островов и островов Палау.

Начало XX в. было ознаменовано франко-испанской экспансией в Марокко. В 1912 г. произошла окончательная демаркация зон испанских и французских захватов в Марокко, за которой последовала затяжная борьба обеих европейских держав с освободительным движением местным рифских племен, увенчавшаяся победой первых лишь в 1926 г. В 1956-59 гг. значительная часть африканских земель Испании обретают независимость и воссоединяются с Марокко.

была использована система капитуляций (договоров) – своего рода лицензий. Изначально капитуляции предусматривали лишь открытие в пользу короны новых земель за определенное вознаграждение, затем стали давать право на завоевание и управление определенными областями Америки. Конкистадоры самостоятельно снаряжали свои экспедиции и лишь в случае военного успеха могли претендовать на титул, земельную собственность и другие королевские милости.

Часть добычи – обычно пятую часть («кинту») – конкистадоры уплачивали в казну, еще часть средств жертвовалась католической церкви. Правители вновь завоеванных областей под наименованием аделантадо становились вассалами короны. При каждом аделантадо действовал государственный казначей, следивший за выполнением условий капитуляции. Такая система действовала вплоть до открытия золотых и серебряных месторождений Мексики и Перу. Вплоть до середины XVI в. на территории Испанской Америки королевским эмиссарам приходилось подавлять бунты конкистадоров.

Следующей важной вехой стало создание в 1524 г. самостоятельного от установлений Кастилии и Арагона Совета по делам Индий. Совет занимался заключением капитуляций, снаряжением экспедиций в Америку, назначением чиновников колониальной администрации и осуществлял контроль за их деятельностью.

Первоначально было образовано два вице-королевства – Новая Испания со столицей в Мехико (Мексика и часть Центральной Америки) и Перу со столицей в Лиме (юго-восточная часть Центральной Америки и Южная Америка кроме Карибского побережья).

  1. Колонизация Америки и католическая церковь.

Большую роль в колонизации Америки сыграла католическая церковь, которая как в испанских, так и в португальских владениях стала важнейшим звеном колониального аппарата, эксплуататором коренного населения. Открытие и завоевание Америки рассматривалось папством в качестве нового крестового похода, целью которого должна была стать христианизация коренного населения. В связи с этим испанские короли получили право распоряжаться делами церкви в колонии, руководить миссионерской деятельностью, основывать церкви и монастыри. Церковь быстро превращалась в самого крупного земельного собственника. Конкистадоры хорошо понимали, что в закреплении их господства над коренным населением христианизация призвана сыграть большую роль. В первой четверти XVI в. в Америку начали прибывать представители различных монашеских орденов: францисканцы, доминиканцы, августинцы, позже — иезуиты, которые приобрели большое влияние на Ла-Плате и в Бразилии, Группы монахов следовали за отрядами конкистадоров, создавая свои поселки — миссии; центрами миссий были церкви и дома, служившие жилищами для монахов. Впоследствии в миссиях создавались школы для индейских детей, одновременно строилась небольшая укрепленная крепость, где размещался испанский гарнизон. Таким образом, миссии были и форпостами христианизации, и пограничными пунктами испанских владений.

В первые десятилетия конкисты католические священники, проводя христианизацию, стремились разрушить не только местные религиозные верования, но и искоренить культуру коренного населения. Примером может служить францисканский епископ Диего де Ланда, который приказал уничтожить все древние книги народа майя, памятники культуры, саму историческую память народа. Однако вскоре католические священники стали действовать иными способами. Проводя христианизацию, распространяя испанскую культуру и испанский язык, они стали использовать элементы местной древнейшей религии и культуры покоренных индейских народов. Несмотря на жестокости и разрушения конкисты, индейская культура не погибла, она выжила и менялась под воздействием испанской культуры. Постепенно складывалась новая культура на основе синтеза испанских и индейских элементов.

Католические миссионеры были вынуждены способствовать этому синтезу. Они нередко воздвигали христианские храмы на месте бывших индейских святынь, использовали некоторые образы и символы прежних верований коренного населения, включая их в католические обряды и религиозную символику. Так, неподалеку от города Мехико на месте разрушенного индейского храма была построена церковь девы Марии Гваделупской, которая стала местом паломничества индейцев. Церковь утверждала, что на этом месте произошло чудесное явление Богоматери. Этому событию было посвящено много икон, специальных ритуалов. На этих иконах Дева Мария изображалась с лицом индианки — "смуглая мадонна", а в самом ее культе чувствовались отголоски прежних индейских верований.


написать администратору сайта