Главная страница

Проект «народные промыслы центральной России-слава земли русской». Народные промыслы Центральной России слава земли русской


Скачать 0.74 Mb.
НазваниеНародные промыслы Центральной России слава земли русской
АнкорПроект «народные промыслы центральной России-слава земли русской
Дата16.01.2023
Размер0.74 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаf83bb134b7e796693aad8c73d72b0246.docx
ТипРеферат
#889296

Ленинский район

МАОУ Информационно-Экономический лицей им. А. Гараничева
Секция географии

Тема: Народные промыслы Центральной России – слава земли русской

Автор:

Яворская Александра Александровна, 9 Г класс,

Ленинский район МАОУ ИЭЛ им.

А. Гараничева

Научный руководитель:

Дёмина Валентина Викторовна

Учитель географии высшей категории

конт. тел. 89137728580

г. Новосибирск, 2021

Содержание:

Оглавление




Введение
Народные промыслы Центральной России – наше наследие является актуальной в наши дни. Вещи, сделанные народными умельцами Центральной России, являются, по сей день антиквариатом и всё больше возникает интерес к ним. Эти изделия не только красивые, но и практичные, красота и польза этого творчества всегда были неотделимы. Из самых простых материалов: дерева, металла, камня, глины, изготавливались истинные произведения прикладного искусства. Народные промыслы веками создавались усилиями многих поколений. Секреты мастерства передавались от сына к отцу, от матери к дочери. В каждом ремесле за время его существования выработались особые приметы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека настроение. Сами изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях.

Мы должны бережно хранить и развивать традиции народных промыслов, которыми всегда славилась русская земля.

Цель нашей работы: Познакомиться с географией и историей народных промыслов Центральной России и их ценностями.

Задачи нашей работы:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2. Составить классификации. Народных промыслов.

3. Провести опрос на знание Народных промыслов.

4. Ознакомить новое поколение и расширить представление людей о народных промыслах центральной России.

1.1. История возникновения народных промыслов.

Русские народные промыслы - особое творчество, сложившееся в городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Это национальное достояние русского народа.

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Народные промыслы – это художественная деятельность в области ремесленного творчества. В результате такой деятельности появляются оригинальные произведения народного ремесла, выполненные, как правило, ручным способом и не предполагающие заводского (конвейерного) производства культурных продуктов.

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России. В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель, Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки, Городецкой росписи. Но, прежде всего, стоит узнать, откуда на Руси появились эти, по праву, произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, и дошли до наших времен!
1.2. География народных промыслов и их особенности.

Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов. В лесных районах, в Заволжье главным поделочным материалом служило дерево. Из него изготовляли телеги, колёса, дешёвую мебель, сани, домашнюю посуду и утварь, игрушки (вблизи Сергиева Посада Московской губернии), суда и баржи. В более южных районах преобладали изделия из железа, глины, кожи: в сёлах Павлово и Нижнего Новгорода – замки, ножи, ножницы; в Гжельском районе – глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда. Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности.
1.3. Дымковская игрушка и её изготовление.
Дымковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). (Приложение №1)
История создания игрушки.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уточек и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Изготовление.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и полепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700 – 900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два – три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, смешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Значение дымковской игрушки.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.

В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Так же были и другие игрушки:

· Абашевская игрушка

· Богородская игрушка

· Филимоновская игрушка

· Каргопольская игрушка

· Плешковская игрушка

Нами был проведен опрос, какие русские народные игрушки из перечисленных знают люди, было опрошено 100 респондентов среди разных возрастных групп возрастом от 14 до 48 лет. В основном практически все знают богородскую игрушку – 45 человек, абашевскую - 25 человек, 19 человек слышали про каргопольскую и 11 – про плешковскую игрушки. (Приложение № 2)

1.4. Основные росписи русского народного промысла.

Роспись - важный элемент народной культуры, выражающий символичное представление людей о мире и его устройстве. Для наших далеких предков она была характерным элементом домашнего быта. Домашнюю утварь традиционно можно было расписывать, так у обычных хозяйских предметов появился узнаваемый национальный рисунок - роспись. Из известных способов Палехская роспись, мотивы различны – от библейских сюжетов и ликов святых до картин из реальной жизни или сказок.

Стиль сложился в XVIII веке. Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово. Существует с 1825 года. Основной узор – цветы. Подходит для росписи посуды и деревянных ложек. И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок.
Жостовская роспись

Жостовская роспись – русский народный художественный промысел. Мастера с 1825 года декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции. (Приложение №3).
Особенности этой росписи

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветочных плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Хохломская роспись

Это искусство, зародившееся в семнадцатом веке в небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. 

Это декоративное оформление изделий из древесины. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветви. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал, про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением. (Приложение №4).
1.5. Гжель.

Гжельская роспись

Гжель – это традиционный промысел славян. Роспись на керамике, выполненная в кобальтовых оттенках и сочетающая гармонию рисунка и орнамента, на протяжении многих веков не теряет своей популярности.

Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья имеется река Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель. (Приложение №5)
1.6. Русская матрёшка.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней.

Матрёшки могут изображать:

исторических личностей;

литературных персонажей;

героев народных сказок и басен.

История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья. Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звёздочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая, что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.

Первая, изготовленная в 1890 году В.Звёздочкиным и С.Малютиным восьмиместная кукла (получившая название "Матрёна") представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

В 1890 году началось их массовое производство в качестве игрушек и сувениров.

В 1900 году матрешка была впервые представлена на международной выставке кустарных ремесел в Париже и была награждена медалью, однако в условиях начавшегося экономического кризиса, в том же 1900 году мастерская "Детское воспитание" закрылась, и весь её ассортимент перешел к земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде. В результате, именно Сергиев Посад (где была развита резьба по дереву и проживали семьи ремесленников-изготовителей игрушек) стал основным центром производства матрешек.

В 1904 году крупный заказ на матрешки поступил из Парижа, в дальнейшем начался их экспорт в другие страны. В 1909 году к столетию Н. В. Гоголя были выточены матрешки, изображавшие героев "Ревизора" и "Тараса Бульбы". Позже были созданы куклы на сюжеты сказок А. С. Пушкина, народных былин и сказаний.

До революции 1917 года куклы-матрёшки называли "Матрёна" или "Матрёшка". Это имя входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии это имя сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. В 1970 году для выставки "Экспо-70" в Японии была изготовлена 70-местная матрешка высотой один метр.

В начале XX-го века русская деревянная игрушка приобрела огромную популярность, побывав еще несколько раз на зарубежных выставках этого времени. Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках. (Приложение № 6)
Музеи матрёшки
В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москвев Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде. Экспозиция, посвящённая матрёшкам и иным сувенирам с урало-сибирской росписью, произведённым Туринской фабрикой детской игрушки, выставлена в краеведческом музее г. Туринска Свердловской области.

Изучив разнообразие видов народного промысла населения Центральной России, мы узнали много интересного. Где и когда что производилось, какое использовалось сырье. Это ещё раз подтверждает, что самая большая ценность – человек с его навыками и умениями. (Приложение №7)

Заключение

В процессе работы я познакомилась с народными промыслами Центральной России и выяснила, что народные мотивы в промыслах – не только традиция, но и украшение повседневного быта. Я пришла к выводу, что русский народ очень талантлив, создаёт неподражаемые, удивительные вещи, сохраняет в них красоту и практичность, и все свои достижения передает в наследство будущим поколениям. Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Работа над данной темой – это путь к саморазвитию, через процесс совместной с учителем творческой работы, через познание культуры России.

С помощью проделанной работы я осветила лишь о некоторых уголках России, где ярко светит волшебное мастерство русских умельцев. Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними в альбоме, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и этические начала, практичность и красота.

По сделанной нами работе можно с уверенностью сказать, что народные промыслы России – это слава Земли русской, что надо их пропагандировать и знакомить с ними, чтобы не потерять связь с духовной историей своего народа. Мы провели классные часы в младшей школе на эту тему. Нами было опрошено 100 респондентов среди разных возрастных групп возрастом от 14 до 48 лет. (Приложение № 8)

На первый вопрос: «Слышали (знаете) ли Вы о народных промыслах?». Да ответили - 53 респондентов, нет - 27, что-то слышали – 20. То есть больше 50% практически знают о народных промыслах. (Приложение № 9)

На второй вопрос: «Есть ли в нашем доме изделия народных промыслов?». Да ответили – 56 человек, нет ответили – 44 человека. У большинства респондентов дома есть изделия народного творчества. (Приложение № 10)

На третий вопрос: «Где Вы приобретаете изделия народных промыслов?» В специализированных магазинах 32 человека, на рынках 68. Большинство покупает на рынках. (Приложение № 11)

На четвёртый вопрос: «Назовите известные Вам народные промыслы». В основном практически все знают хохломскую роспись – 30 человек, 20 человек знают гжель, 10 человек знают городецкую роспись, 12 человек – жостовсую роспись, 18 – вятскую роспись и 10 – палехскую. (Приложение № 12)

На пятый вопрос «Как Вы думаете, кто должен заниматься вопросами сохранения и развития народных промыслов?», ответили следующим образом: государство – 25, тот, кто занимается –55, никто – 20. (Приложение № 13)

Из опроса видно, что у определённой части населёния нет знаний культуры своего народа. Думается это надо исправить, не допустить незнание своей культуры молодого поколения. Для это надо шире пропагандировать мастерство и творчество наших предков в беседах классных часах, просмотрах фильмов.

Шестой вопрос звучал так: «Зачем нужно изучать народные промыслы?». Для сохранения самобытности русского народа – 55 респондентов, воспитывает гордость за нашу страну – 35, 10 ответили - в этом отражается многовековая история, и 2 ответили, что ненужные занятия. Большинство признают, что русский человек особенный, самобытный, талантливый, другая часть гордится за страну, в которой есть такие люди – мастера, каких нет ни в одной стране мира. (Приложение № 14).

Познакомившись с географией и историей народных промыслов Центральной России и их ценностями, начинаешь понимать, что русский народ очень талантлив, создает удивительные вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает их в наследство будущим поколениям.

Приложение № 1

Дымковская игрушка



Приложение № 2

Какие русские народные игрушки из перечисленных знают люди (%).



Приложение № 3

Жостовская роспись



Приложение №4

Хохломская роспись



Приложение №5

Гжель



Приложение №6

Матрёшка



Приложение №7

Классификация народных промыслов Центральной России

Вид народного промысла

В какое время появился

Используемое сырье

Изделия

Центры производства

Дымковская игрушка

в XV – XVI в.в.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком, так же анилиновые красители и мягкие колонковые кисти.

По большей части изделия представляют собой декоративных кукол, в виде женщин, мужчин, животных и т.д., реже посуда и свистульки

Слобода Дымково, вблизи города Киров

Жостовская роспись

1825 год

Жесть, металл для производства поднос, краска для росписи

Кованые подносы

Московская область, Жостово Мытищинский район

Городецкая роспись

берет свое начало с XIX века

Дерево, как основа, краски для

Подносы, шкатулки, различные виды посуды

Город Городец

Палехская роспись

с XVIII века было центром иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков

Может использоваться бумага для папье - маше и дерево для вырезки, так же краски для росписи

Шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее

Ивановская область, Владимир

Вятская роспись

Первые упоминания, найденные археологами, приходятся на IX - X века.

Дерево, краски

Шкатулки, подносы, тарелки, пепельницы, обереги, кружки

Смоленск, Казань, Киров

Хохломская роспись

старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома

Минеральные красители, обычные краски не допускают, дерево

Мебель, посуда, подносы ковши

Нижний Новгород

Гжельская роспись

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод.

Керамика, краски синих оттенков

Тарелки, чайники, панно, другая посуда

Гжельский фарфоровый завод, который располагается в Раменском районе, находится в Москве

Матрешка

24 октября 1900 года на свет появилась первая русская матрёшка, которую выточил токарь Василий Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин.

Дерево, краски


Многослойные игрушки

Нижегородская область, Вознесенское, Лавровская фабрика художествен-

ной росписи.

Вологодское кружево

Художественные особенности вологодского кружева сложились в XVII-XVIII веках

Белые хлопковые льняные нити

Салфетки, воротник, накидки

Вологда

Гусевский хрусталь

Середина 18 столетия

Хрусталь

Фигурки, кувшины, украшения

Одно из старейших в Европе и России предприятий по производству хрустальных изделий ручной работы. Расположен в городе Гусь-Хрустальный.


Приложение № 8

Анкета:

1. Слышали (знаете) ли Вы о народных промыслах?

А) да

Б) нет

В) что-то слышал

2. Есть ли в нашем доме изделия народных промыслов?

А) да

Б) нет

3. Где Вы приобретаете изделия народных промыслов?

А) в специализированных магазинах

Б) на рынках

4. Назовите известные Вам народные промыслы.

5. Как Вы думаете, кто должен заниматься вопросами сохранения и развитием народных промыслов?

А) государство

Б) то, кто этим занимается

В) никто

6. Зачем нужно изучать народные промыслы?

А) для сохранения самобытных русского народа

Б) ненужные занятия

В) воспитывает гордость за нашу страну

Г) в этом отражается многовековая история

Приложение № 9

Слышали (знаете) ли Вы о народных промыслах? (%)



Приложение №10

Есть ли в нашем доме изделия народных промыслов? (%)



Приложение №11

Где Вы приобретаете изделия народных промыслов? (%)



Приложение № 12

Назовите известные Вам народные промыслы (%)



Приложение № 13

Как Вы думаете, кто должен заниматься вопросами сохранения и развитием народных промыслов? (%)



Приложение №14

Зачем нужно изучать народные промыслы? (%)



Список используемой литературы

  • География. 8-9 класс «Народные промыслы», издательство – «Учитель» 2003 год, составитель А.Ф. Романова.

  • «Здравствуй Палех!» Верхне-Волжское книжное издательство, 1979 год, автор Павел Солонин.

  • «Народное искусство и его проблемы», издательство «Советский художник». Москва 1977 год, автор Т.Семенова.

  • Синоменко П.Ф. Полный необходимый самоучитель домашних ремесл и промыслов, 1895 год.

  • Смолицкий В.Г. и другие «Народные художественные промыслы». 1982

  • Используемая информация из интернета, википедии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_народные_промыслы

https://ruvera.ru/narodnye_promysly

https://journal.tinkoff.ru/list/traditional-russian-arts/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вологодское_кружево

https://palata-npr.ru/press-czentr/novosti/2016/07/19/istoriya-narodnyix-promyislov

https://zen.yandex.ru/media/geography/geografiia-narodnyh-hudojestvennyh-promyslov-rossii-i-sopredelnyh-stran-5a6a0bdbe86a9e4c4ac76227


написать администратору сайта