Главная страница
Навигация по странице:

  • ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………….. Биография Джанни Родари……………………………………….

  • Человек, который хотел украсть Колизей

  • Использованная литература

  • «ВОЙНА КОЛОКОЛОВ»

  • РАЗРУХА «НЕ СТАЛО У НАС БРОНЗЫ НА ПУШКИ»

  • «Человек, который хотел украсть Колизей»

  • НЕВИДИМКА

  • научная конференция Мое прочтение сказок Д.Родари 5 класс. НП конференция Мое прочтение сказок Д. Родари. Наше прочтение произведений Джанни Родари


    Скачать 28.33 Kb.
    НазваниеНаше прочтение произведений Джанни Родари
    Анкорнаучная конференция Мое прочтение сказок Д.Родари 5 класс
    Дата05.08.2022
    Размер28.33 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаНП конференция Мое прочтение сказок Д. Родари.odt
    ТипИсследовательская работа
    #640891


    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Славянская СОШ»

    Тема НП конференции: «Мои первые шаги в науку»

    Исследовательская работа

    На тему «Наше прочтение произведений Джанни Родари»

    (по произведениям «Сказки по телефону»)


    Исполнители:

    ученики 5 класса

    Воронин Александр

    Тарасенок Яна

    Руководитель:

    Маркина Е.Г.

    п. Славянское

    2016-2017уч.г.

    Аннотация
    Данная работа по изучению сказок итальянского писателя Джанни Родари содержит в себе попытку анализа 3-х сказок из сборника «Сказки по телефону».

    Ученики в начале своей работы выдвинули гипотезу: если ознакомить учащихся со сказками итальянского писателя, то можно предположить, какое влияние оказывают сказки на формирование нравственных качеств у ребят.

    Учащиеся поставили перед собой цель: провести литературный анализ сказок: «Война колоколов», «Человек, который хотел украсть Колизей»,

    «Тонино-невидимка», показать их индивидуальность, идейно-тематическое своеобразие.

    В процессе работы были поставлены задачи: исследовать три сказки из сборника «Сказки по телефону», провести сопоставительный анализ, показать воспитательное значение сказок, разработать ассоциативные модели сказок.

    Основными методами исследования были: опрос учащихся, многотекстовый и сравнительный анализ.

    Ученики работали под руководством учителя. Итогом послужило выступление на НПК школьников.

    Данные материалы, ассоциативные модели, выводы могут быть использованы для уроков внеклассного чтения, для организации проектных работ, для работы кружков по выбору в формате ФГОС.

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    1. Введение……………………………………………………………..

    2. Биография Джанни Родари……………………………………….

    3. «Сказки по телефону»……………………………………………..

    4. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….

    Использованная литература………………………………………

    Введение
    Предмет исследования: анализ «Сказок по телефону» и их влияние на формирование мировоззрения пятиклассников.

    Гипотеза: если ознакомить учащихся со сказками итальянского писателя, то можно предположить, какое влияние сказки оказывают на формирования нравственных качеств у ребят.

    Актуальность темы. Изучение произведений, в которых ставятся нравственные проблемы, всегда было и останется актуальным, т.к. воспитывает в подрастающем поколении будущих граждан, живущих в обществе с высокими нравственными принципами.
    Цель: провести литературный анализ «Сказок по телефону» итальянского писателя Д. Родари, показать их индивидуальность, особенность и идейно-тематическое своеобразия.

    Задачи:

    1. Исследовать три сказки Д. Родари, провести сопоставительный анализ.

    2. Показать воспитательное значение сказок .

    3. Разработать ассоциативные модели сказок.
      Проблема: определить индивидуальность и особенность сказок писателя, найти общее и объединяющее влияние на формирование нравственных качеств у учащихся 5-х классов.

    Методы: многотекстовый, сравнительный анализ, опрос.

    Сказки Д.Родари нами прочитаны, мы познакомились с биографией писателя, поняли тему; прочитали сказки ребятам из своего класса, провели опрос, проанализировали ответы, сделали выводы, разработали ассоциативные1 модели сказок.

    Биография Джанни Родари

    Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья, который находился в Северной Италии(Приложение №1,2). Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Родари и его два брата, Чезаре и Марио, росли в родной деревне матери. Болезненный и слабый с детства Джанни увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами (прочитал книги многих поэтов и драматургов). После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. В 1939 году некоторое время посещал филологический факультет Миланского университета.

    Во время Второй мировой войны Родари был освобожден от службы из-за плохого здоровья. После смерти двух близких друзей стал участником Движения Сопротивления и в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

    В 1948 году Родари стал журналистом в коммунистической газете «Унита»  и начал писать книжки для детей. В 1950 году партия назначила его редактором только что созданного еженедельного журнала для детей. В 1951 году Родари опубликовал первый сборник стихов, «Книжка весёлых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино» (русский перевод сделали только в 1953 году). Это произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм в 1961 году, а затем и фильм-сказка «Чиполлино» 1973 года, где снялся сам Джанни Родари!

    В 1952 году впервые поехал в СССР , где затем бывал неоднократно. В 1953 году женился на Марии Терезе Феретти. В 1957 году Родари сдал экзамен на звние профессионального журналиста. В 1966-1969 годах Родари не публиковал книг и лишь работал над проектами с детьми.

    В 1970 году писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.

    Также писал стихи, дошедшие до русского читателя в переводах Самуила Маршака.

    Родари умер от тяжёлой болезни 14 апреля 1980 года в Риме.

    «Сказки по телефону»
    Мы хотим остановиться на «Сказках по телефону». Коротких по форме, но очень емких по содержанию. (Приложение №3)

    «Сказки по телефону» были опубликованы в 1961-1967гг.

    Предыстория возникновения этих сказок раскрывается самим автором очень обыденно и нежно. Вчитайтесь в эти строки.

    Жил в городе Варезе синьор Бьянки. Он служил в одной из фирм, которая продавала лекарства. Часто ездил в командировки. Дочь не могла засыпать без сказок. И вот, где бы отец не находился, он каждый вечер звонил дочери и рассказывал ей на н ночь сказку. Уже от этой незамысловатой «житейской» становится теплее. А чтобы предложить сказки большому кругу слушателей, Д. Родари написал следующее посвящение: «И я смело могу сказать, что некоторые из них в самом деле получились занятными».

    Если руководствоваться книгой Д. Родари «Сказки по телефону», изданной в Москве, в 1988г., то сказок всего пятьдесят пять, но мы хотели бы остановиться на трех из них:

    - «Война колоколов»

    - «Человек, который хотел украсть Колизей»

    - «Тонино-невидимка»

    В каждой из сказок, поражающих богатством фантазии, светлым юмором и оптимизмом, основная мысль выражена в афористической2 форме — обычно в конце истории.

    Мы считаем, если внимательно вчитываться в эти забавные истории, то можно обнаружить много полезного для себя.
    «Война колоколов»
    Так, например, читая сказку «Война колоколов», мы поняли, что Джанни Родари как человек и гражданин был против войны, страданий людей. Выступал за мир. Мы составили ассоциативную модель сказки «Война колоколов». (Приложение№4)

    Сказка построена на противопоставлении (антитезе).

    Два несовместимых понятия заложены уже в самом названии «Война колоколов».

    «Колокола! Слышите? Колокола! Праздник настал! Колокола звонят – знак подают. Мир!»

    А в последнем предложении-афоризме: «Видно не осталось на всей земле, ни на суше, ни в океане, такого уголка, куда бы не достал голос тех колоколов», слышен призыв автора, его огромное желание - видеть нашу планету мирной и счастливой.
    «Человек, который хотел украсть Колизей»
    Интересной является сказка «Человек, который хотел украсть Колизей».

    Мы знаем, что Колизей – древнеримский амфитеатр. Построено сооружение в I веке до нашей эры, оно вмещало около пятидесяти тысяч зрителей. Колизей – исторический памятник и принадлежит всему человечеству.

    А вот герой сказки хотел, чтобы это архитектурное сооружение принадлежало только ему. И не намерен был делиться им с другими. Мы думаем, что человек, говорящий только « я» и «мое» - одинок.

    У нас получилась следующая ассоциативная модель этой сказки (Приложение №5).

    Только в конце своей бесполезной жизни, человеку захотелось объяснить маленькому ребенку, что нужно говорить не «МОЁ», а «НАШЕ», но у него не хватило сил, и он умер.

    Колизей не стерт с лица земли прошедшими тысячелетиями. Этот памятник – сама история. А без прошлого нет настоящего и нет будущего.

    В этой сказке – призыв к бережному сохранению истории, чтобы было, что передать следующим поколениям.

    «Тонино-невидимка»
    Еще одной сказкой, о которой нам хочется рассказать, будет сказка «Тонино-невидимка». Что значит невидимка? Попытаемся осмыслить это понятие, составив ассоциативную модель этой сказки (Приложение №6).

    Хотели бы мы стать невидимками, как Тонино из-за невыученных уроков, зная, что потом будет одиночество? Конечно, нет!

    «Не хочу я больше быть невидимкой!»- жалобно причитал Тонино, и сердце его разрывалось от тоски».

    Джанни Родари учит не быть равнодушными по отношению друг к другу, показывает, как страшно быть одиноким. «Ой, как плохо быть одному!» - это главное предложение –афоризм в сказке «Тонино-невидимка».
    Чему нас научили сказки
    Мы прочитали и обсудили сказки с ребятами нашего класса. Беседа была подготовлена по заранее подготовленным вопросам (Приложение №7).

    В конце урока предложено было ответить на вопрос: «Чему меня научили сказки Джанни Родари?»

    Было опрошено 15 учащихся. Ответы показали, что ребята не остались безучастными к тем проблемам, которые поднимает автор в своих произведениях. Они считают, что сказки Джанни Родари заставляют их о многом задуматься. В ответах ребята пишут, что сказки учат: не обманывать, не быть скупыми, бессердечными…

    Говоря о сохранении памятников истории, ребята приводили в качестве примеров реальные памятники, нуждающиеся в охране государства. Один из ребят назвал в качестве примера замок ЛАБИАУ.

    Уже в этом произведении ребята заметили, что автор поднимает тему одиночества. Дальнейшее развитие этой темы мы видим в сказке «Тонино-невидимка».

    Стать одиноким, по их мнению, страшно. «Лучше получить двойку, чем осознавать, что тебя не видят, не замечают», - так написал Андрей К. До прочтения сказки «Тонино-невидимка», отвечая на вопрос: «Хотели ли вы быть невидимкой?» Все ответили утвердительно.

    Особенно эмоциональными были ответы после знакомства со сказкой «Война колоколов». Ребята составили ассоциативные ряды.

    Слово «ВОЙНА» ассоциируется с бедой, страхом, разрушением, слезами, голодом, холодом, смерью.

    «МИР» - это надежда, радость, любовь, смех, мама, папа, друзья, добро, жизнь…

    Ребята пишут, что необходимо беречь мир. Валерия Л. написала: «Пусть те, кто хочет воевать, представят, что будет с их родными, друзьями». Люди должны осознавать, что такое война.

    Джанни Родари в своих маленьких произведения поднимает очень сложные вопросы. Доступным для детей языком он говорит о важных для всех людей проблемах.

    Мы попросили проиллюстрировать запомнившиеся эпизоды сказок (Приложение №8).

    Закончить свое сообщение мы хотим словами Д.Родари, посвященными проблемам развития детской литературы. Он так определил цели и задачи, стоящие перед авторами, пишущими для детей: «Языком сказки и реальными образами … мы должны воспитывать в детях открытый и прямой взгляд на мир и на людские судьбы, воспитывать их в демократическом духе».

    Мы многому научились, прочитав сказки. Думаем, что проведенная нами работа поможет в работе кружка «Сказка – ложь, да в ней намек...» , собранный материал будет востребован при проведении уроков внеклассного чтения.

    Приложения



      1. Портрет

      2. Биография

      3. Презентация «Сказки по телефону»

      4. Ассоциативная модель сказки «Война колоколов»

      5. Модель сказки «Человек, который хотел украсть Колизей»

      6. Ассоциативная модель сказки «Тонино-невидимка»

      7. Вопросы для беседы по выбранным сказкам

      8. Иллюстрации к сказкам Джанни Родари


    Использованная литература


    1. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. М., 1965г.

    2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985г.

    3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Литература: Справочные Материалы: Книга для учащихся. М., Просвещение, 1989г.

    4. Родари Д. Сказки по телефону. М.,1982г.

    5. Что такое? Кто такой? М., 1998г., т.3, стр.35-36


    Вопросы и задания

    Любите ли вы сказки?

    Чем отличаются литературные сказки от народных?

    Назовите известные вам литературные сказки и их авторов.

    Посмотрите отрывок из мультфильма («Чипполино»).

    Узнали героев сказки?

    Как называется сказка?

    Кто автор этой сказки?

    «Сказки по телефону», почему так назван сборник сказок?

    Сколько сказок входит в сборник?

    «Война колоколов»

    Кто из вас слышал колокольный перезвон? Когда звонят колокола?

    Может ли колокол быть символом войны?

    Постройте ассоциативные ряды:

    -ВОЙНА - …

    -МИР -…

    Внимательно вчитаемся в текст произведения и попытаемся, используя цитаты из сказки, построить ассоциативную модель.

    «Человек, который хотел украсть Колизей»

    Что изучает история? Почему необходимо знать историю:

    -своей семьи?

    -своего родного края?

    -нашего государства?

    Что позволяет нам узнать ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА?

    Что такое Колизей?

    Почему необходимо беречь памятники истории?

    Что делается, чтобы сохранить историческое наследие человечества?

    Давайте порассуждаем, что хотел донести до детей Джанни Родари в своей сказке «Человек, который хотел украсть Колизей».

    Составим модель этой сказки.

    «Тонино-невидимка»

    Хотели бы вы стать невидимыми?

    Познакомимся со сказкой «Тонино-невидимка»

    Почему Тонино решил стать невидимым?

    Принесло ли это исполнившееся желание счастье главному герою?

    Почему герою сказки хочется избавиться от «такого подарка судьбы»?

    Одиночество Тонино связано с его необдуманным желанием, а почему одинок «старый пенсионер»?

    Какое предложение выражает основную мысль этой сказочной истории?

    Попытаемся построить модель сказки.

    Письменно ответьте на вопрос: «Чему меня научили сказки Джанни Родари»?

    Нарисуйте рисунки к понравившимся сказкам.


    «ВОЙНА КОЛОКОЛОВ»

    ВОЙНА

    «НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ»



    ГИБЕЛЬ

    «СОЛДАТ ПОЛЕГЛО ВИДИМО-НЕВИДИМО»



    РАЗРУХА

    «НЕ СТАЛО У НАС БРОНЗЫ НА ПУШКИ»



    «ПЕРЕПЛАВИТЬ КОЛОКОЛА НА ПУШКИ»



    «ПОЛЕТЕЛ-ПОПЛЫЛ ИЗ ОКОПА В ОКОП

    ПРАЗДНИЧНЫЙ ПЕРЕЗВОН»



    ЗНАК ПОДАЮТ!

    МИР!

    «Человек, который хотел украсть Колизей»
    Человек

    хотел украсть
    КОЛИЗЕЙ



    память



    МОЁ не моё, а наше НАШЕ

    «шли дни, недели, годы…»



    ЖИЗНЬ

    «Тонино-невидимка»

    НЕВИДИМКА
    Тонино старый

    пенсионер

    ↓ ↓

    «Все смотрели «Я для вас

    сквозь него, все равно, что

    как будто он был человек

    стеклянный» невидимка»
    «Ой, как ПЛОХО

    быть ОДНОМУ!»





    1 Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно представление вызывает другое.

    2 Афоризм – изречения, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной художественно заостренной запоминающейся форме.



    написать администратору сайта