Главная страница
Навигация по странице:

  • Николай Коперник

  • Джордано Бруно

  • Галилео Галилей

  • реферат. Реферат. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей)


    Скачать 18.5 Kb.
    НазваниеНатурфилософия эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей)
    Анкорреферат
    Дата26.04.2023
    Размер18.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат .docx
    ТипДокументы
    #1092551

    Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей)

    1. Эпоха Возрождения – этап в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, эпоха, переходная от Средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи возрождения – 14-16 вв.

    Культура Возрождения обращается к культурному наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры – Возрождение.

    Черты(дополнительно):

    • Интерес к античной культуре

    • Антропоцентризм (учение о том, что человек – центр и смысл всех событий)

    • Гуманизм (благо человека – цель и смысл всех культурных и социальных преобразований)



    1. Существует несколько этапов развития философии эпохи Возрождения (гуманистический, натурфилософия, социальная, реформация)

    Все предшествующее развитие гуманистической философии и культуры Возрождения подготовило почву для появления философии природы, которая выдвинулась на первый план во второй половине 16 – начале 17 в. Она зародилась в Италии.

    Натурфилософский период в философии Возрождения представлен выдающимися учеными того времени – И. Коперником, Д. Бруно, Г. Галилеем и д.р

    Натурфилософам эпохи Возрождения был свойственен естественнонаучный, во многом натуралистический подход к пониманию мира, широкое использование достижений естествознания того времени, попытки переосмысления философский оснований науки и поиски экспериментальных методов обоснования новой космологии.

    Особенностью для философии природы в период Возрождения является отвращение к схоластике (тип религиозной философии, центральная проблема которой – соотношение светского знания и христианской веры)

    Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном, математик. Создал гелиоцентрическую систему мира, которая положила начало первой научной революции. Главный труд «О вращении небесных тел» писал почти 40 лет.

    Наибольший вклад в решение вопроса о новой космологии внес именно Николай Коперник, который разработал принцип относительности: Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, помещенного им в центр мира. Революция Коперника не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира. Гелиоцентризм давал иную картину движения небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами; т. е. дать описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось с данными астрономических наблюдений. Главное заключалось в создании объективно истинной картины движения планет, что и являлось камнем преткновения для признания теории Коперника со стороны теологии.

    Гуманистический стихийно-диалектический характер философии и науки эпохи Возрождения наиболее полно выражен в пантеистической философии природы Джордано Бруно (1548-1600)

    Натурфилософия Бруно – самая радикальная и последовательная из всех систем итальянской философии природы. Философские и научные позиции Бруно сильно расходились с догматами церкви. Он вступил в непримиримый конфликт с христианским, католическим и протестантским миром, высказывая сомнения по поводу некоторых религиозных догматов (например, о непорочном зачатии и т.д)

    По мнению Бруно, мир, космос является бытием, вечным, не сотворенным Богом. Бесконечность мира не является божественным атрибутом, как это утверждает теология.

    Новая космология Бруно восходит к гениальным открытиям Коперника. Он сделал из гелиоцентрического понимания мира радикальные философские выводы. Бесконечность Вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, здесь необходим философский разум. По мнению Бруно, цель разума – проникновение в глубину, в суть явлений, познание закономерностей природы.

    С точки зрения Бруно, истинное знание может быть дано лишь наукой (истины можно достичь только средствами, присущими философии и абсолютно нехарактерными теологии)

    Бруно стремился устранить Бога, стоящего над миром, превратив его в жизненное начало самих вещей. В будущем место религии откровения должна занять религия разума.

    Знаменитый ученый Возрождения, физик и астроном Галилео Галилей (1546-1642) путем экспериментальных исследований совершил новые открытия и сформулировал научные законы. При помощи сконструированного им телескопа он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т.д Самой большой заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира.

    Естественнонаучные открытия Галилея, и прежде всего то, что Земля не является центром Вселенной, а движется вокруг Солнца и вращается, имели революционное значение в мировой науке. Они нанесли окончательный удар по теологическо-схоластическому мировоззрению и также стали фатальными для Галилея. Он был обвинен церковью в ереси, осужден и под угрозой пыток был принужден публично отречься от своих научных «заблуждений»

    1. Натурфилософия эпохи Возрождения пантеистична: природа обладает совершенством и движением, не нуждаясь в Боге как внешнем начале.

    Философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии, внесла огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире. Человек стал пониматься не как природное существо, а как творец самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам собственный творец, он владыка природы. Завершение эпохи Ренессанса принесло с собой крайнее разочарование и скепсис, что находит выражение в творчестве Шекспира, Сервантеса, Монтеня.


    написать администратору сайта