Главная страница

НАУКА АНТИЧНОСТИ_семинар_теория. Наука античности


Скачать 141 Kb.
НазваниеНаука античности
Дата16.02.2023
Размер141 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНАУКА АНТИЧНОСТИ_семинар_теория.doc
ТипДокументы
#939672

НАУКА АНТИЧНОСТИ
Была ли независима античная наука от знаний и влияний древних цивилизаций? Нет, конечно. И.Д. Рожанский приводит высказывания Платона по этому поводу и его поэтическую интерпретацию Фридрихом Геббелем:

"Вы, греки, племя умное: за вас
Прядут другие, сами же вы ткете.
Выходит сеть, в ней нет единой нитки,
Ссученой вами, всё же - ваша сеть".


В историографии концепция “чистого” развития греческой цивилизации была поколеблена только в первой четверти ХХ вв. В работе В.П.Яйленко «Архаическая Греция и Ближний Восток» М., 1999 показано, что воздействие египетской и ближневосточной цивилизаций на примитивную культуру архаической Греции было многоплановым: “Градостроительство и архитектура, скульптура и торевтика, керамическое и ювелирное производство, оружейное дело и кораблестроение, культурная лексика и литература, фольклор и мифология, религия и магия, законодательство, врачевание, бытовые обычаи, ассортимент культивируемых растений и птиц, начала математики и астрономии - вот неполный перечень…”

   Известно о многолетнем приобщении к знаниям Востока таких мыслителей Греции,  как Фалес, Пифагор, Солон, Платон. Существует немало конкретных примеров заимствования в отдельных областях знания. Необходимо отметить   такое  удивительное явление, как "греческое чудо", несопоставимое  с восточными цивилизациями. Греческая культура не только не стала слепо копировать  достижения древних цивилизаций, но  создала новую,  научную культуру. Ввела в практику новый тип мышления - научный. Реализовала новый принцип образования - социокультурной трансляции знаний  в  светскую школу.

   Все это и дает основание говорить об уникальном значении греческой цивилизации. Она "нарушила монополию" сакрального знания, начав вводить вместо традиции знания как посвящения, откровения, постижения, традицию знания как размышления, исследования, научения. (Поэтому столь семантически нагружен знаковый для греческой цивилизации миф о Прометее.)   Новое, добытое  греческой цивилизацией (не говоря уже о невероятно приземленном в этом отношении Риме),  научное знание - заслуга античных мыслителей не в количественном приращении научного знания, а в принципиально ином его понимании и, соответственно, ином его получении, представлении и развитии. Ином, по отношению к древности, и подобном по отношению к нашему времени.

ИОНИЙСКАЯ ШКОЛА

Родоначальник греческой науки милетский купец Фалес (ок.624 - 547 гг. до н.э.), одновременно основоположник ионийской школы, создал космологическую теорию, объясняющую становление Вселенной из единственной первичной субстанции - воды, которая может превращаться во все остальное. Уплотняясь, вода образует твердые тела, испаряясь - воздух, а он в свою очередь порождает огонь. Но вода - не только элемент, из которого все строится, она и опора, носитель: наша Земля покоится на бесконечной массе воды и окружена ею со всех сторон.

Для Анаксимена (ок.585 - 525 гг. до н.э.), другого представителя ионийской школы, первичным элементом был воздух - вездесущий, менее материальный, чем вода, более абстрактный и бесформенный. Разрежение и уплотнение воздуха создают другие элементы, и эти процессы превращения объясняют историю создания мира.

Анаксимандр (ок.610 - 546 гг. до н.э.), другой ученик Фалеса, за основу всех вещей принимал не материальный элемент, но «апейрон» - нечто неопределенное, неограниченное, мыслимое как вместилище; все тела там перемешаны, и путем организации этого бесконечного хаоса возникают миры.

Ионийская космология (наука о строении Вселенной) в той законченной форме, которую ей придал Анаксимандр, предполагает, что Земля, покрытая темными холодными водами, плавающая в центре объятой огнем небесной сферы. И если первые ионийцы не рассматривали вопрос об источнике движения, то Гераклит из Эфеса (около 544 - 483 гг. до н.э.) создал представление о мире как о вечно вспыхивающем и вечно угасающем огне. По Гераклиту, в постоянной борьбе противоположностей порождается многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность. «Все течет, все изменяется. Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».

Таким образом, в противовес религиозным представлениям о сотворении мира божественной силой из ничего первые греческие мыслители выдвинули идею вечности и несотворимости мира, идею его диалектического развития.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Почти одновременно с материалистическими представлениями ионийцев возникло идеалистическое направление в философии, развитое Пифагором (около 580 - 500 гг. до н.э.) и его учениками. Личность Пифагора окутана туманом легенд, и многие историки науки считали самого Пифагора мифической личностью. Однако именно о Пифагоре сохранилось достаточное количество биографических сведений. Известно, что Пифагор происходил из аристократического рода, ведущего свою родословную от мифического Геракла. Он родился на острове Самос вблизи Милета и должно быть, был учеником Фалеса и его последователя Анаксимандра.

После долгих путешествий, которые завели его в Египет и Вавилон, он обосновался в Кротоне - греческой колонии на юге Италии. Пифагор основал здесь тайное братство религиозного, философского и научного характера с политическим уклоном. Живя сообществом, приверженцы Пифагора совершали тайные обряды и занимались изучением философии и наук; у них было общее имущество, и свои научные открытия они делали общим достоянием. Труды, обычно приписываемые Пифагору, относятся, таким образом, не только к легендарному Пифагору, но и вообще к трудам этой школы.

В своей космологической концепции Пифагор отказался от монистической идеи (идеи единственности) первичной субстанции, породившей всю Вселенную. Его концепция дуалистична (двойственна), и в борьбе между двумя противоположными принципами - ограниченное-неограниченное, нечетное-четное, единое-множественное, прямое-кривое, квадратное-продолговатое - он увидел причину всякого развития. Мало интересуясь материальными элементами, которые могли бы дать представление о происхождении различных составных частей Вселенной, Пифагор, увлеченный глубоким религиозным течением, охватившим Грецию того времени, стремился дать глобальную картину космоса в целом. Основу всего он видел в числе, о чем свидетельствует его девиз: «Все есть число».

В центре этой философии было учение о божественной роли чисел, которые якобы управляют миром. Пифагорейцы приписывали числам мистические свойства, интерпретировали отдельные числа как совершенные символы: 1 - всеобщее первоначало, 2 - начало противоположности, 3 - символ природы и т.д. Они считали, что любую вещь, любое явление мира можно выразить числами.

Пифагорейская школа заложила основы греческой арифметики, которая ограничивалась изучением целых чисел. Их арифметика геометрична: она разбирает числа в зависимости от формы соответствующих им фигур из точек: на треугольные, квадратные, пятиугольные и т.д. числа.

Надо отметить, что Пифагор занимался и различными опытами со звуками (акустические опыты). Он впервые доказал, что низкие тона в музыкальных инструментах присущи длинным струнам. При укорочении струны вдвое звук ее повысится на целую октаву. Открытие Пифагора положило начало науке об акустике. Первые звуковые приборы были созданы в театрах Древней Греции и Рима: актеры вставляли в свои маски маленькие рупоры для усиления звука (правда, известно также применение звуковых приборов в египетских храмах, где были «шепчущие» статуи богов). Важной заслугой пифагорейцев является построение первых моделей Вселенной. Они выдвинули так называемую пироцентрическую систему, в которой Земля, Солнце, Луна и планеты движутся вокруг центрального огня. Считая 10 священным числом, пифагорейцы ввели 10 подвижных сфер, вращающихся вокруг центрального огня. Так как в то время знали только 5 планет, кроме Земли и Луны, то пифагорейцам для получения священного числа 10 пришлось ввести дополнительное небесное тело «противоземлю», а предвзятая догма приводила к ложным гипотезам. Таким образом, сферы Земли и противоземли, Солнца, Луны, пяти планет и неподвижных звезд вращались вокруг центрального огня.

Расстояния этих сфер от центра, по учению пифагорейцев, подчиняются простым числовым соотношениям. Выявленные Пифагором и его учениками гармонические сочетания звуков легли в основу так называемой гармонии Вселенной. Согласно этим представлениям, небесные тела и планеты расположены относительно друг друга в соответствии с музыкальными интервалами и излучают «музыку сфер». Считалось, например, что Сатурн издает самые низкие звуки, звуки Юпитера можно сравнить с басом, Меркурия - с фальцетом, Марса - с тенором, Земли - с контральто, Венеры - с сопрано. У этой теории была долгая жизнь.

АРИСТАРХ САМОССКИЙ

Аристарх Самосский высказал мысль о том, что Земля движется. Он учил, что Земля имеет два движения: поступательное - по кругу, в центре которого находится Солнце, и вращательное - вокруг своей оси. Аристарх утверждал также, что кроме сферической Земли еще семь сфер - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Луны и звезд - движутся вокруг Солнца. Кроме этого, он считал, что расстояние от Земли до звезд намного больше диаметра круга, по которому Земля вращается вокруг Солнца.

Высказывания Аристарха Самосского настолько поразили современников, что он был осмеян, обвинен духовными властями в безбожии и изгнан из Афин.

Наука Древней Греции с самого начала опиралась на знания, добытые в странах Древнего Востока, но проявила свои собственные черты. Ученые Древней Греции стремились обсуждать любую проблему, логически обосновать то или иное положение, искать доказательство.

Уже на первом этапе возникновения науки были поставлены глубокие вопросы о строении и происхождении мира, о причине движений, о роли количественных отношений в природе. Было положено начало теоретическому анализу природы, разработке научной картины мира. В этих первых попытках много наивного, фантастического и ложного, отсутствует проверка гипотез и представлений опытом. Но уже высказана четкая идея о вечности материи, о развитии мира в силу естественных причин, построены первые модели Вселенной.

Научное знание и эзотерика -   проблема "сквозная" для истории науки, но для античности ее актуальность определяется фактом первого осознания различий между двумя формами знания, при исходном существовании только одного из них - эзотерического. Вся европейская культурная традиция - античная философия и наука - сложилась в лоне эзотеризма. Эзотерическими были и школа Пифагора, и школа элеатов: первая - в качестве подлинной, истинной реальности утверждала мир чисел, вторая - мир сущего. Эзотерической была и программа построения античной философии и науки Платона.

Первое осознание эзотерического мироощущения, очевидно, относится ко времени создания так называемого Герметического корпуса, оказавшего огромное влияние на развитие научного знания на много столетий вперед. Это собрание довольно разнородных элементов, написанных на греческом языке, относится ко  II - III вв. н.э. В соответствии с герметическими представлениями, содержащимися в откровении легендарного Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего), мир един, и все его части связаны друг с другом, поэтому звезды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека, являющегося микрокосмом. Человеческий ум - часть Ума Божественного, следовательно, познавая себя, человек тем самым познает и Бога. Слово, человеческая речь пронизаны энергиями Божественного Слова, что открывает возможность для магического воздействия человеческого Слова на мир. Макрокосм и микрокосм морфологически подобны. Поскольку все в мире взаимосвязано, то будущее может быть предсказано, например, по звездам. Поэтому неудивительно, что выдающийся астроном (и не только) поздней античности - Клавдий Птолемей, наряду с построением эпохальной системы мира, создает первый в истории "учебник по астрологии" - Тетрабиблос ("Четырехкнижие"). И такое совмещение в то время было естественно. Тем более понятно, что первая "научная школа" античности, школа Пифагора,   была полностью эзотерической, а имя основателя школы говорило само за себя - Пифия + Гор.

        Поскольку мир един, едино и познание, при этом познание мира, самопознание Бога оказывается одним и тем же процессом. Но это не рациональное познание, а тайное знание, гносис, постижение которого возможно лишь при помощи откровения Божества и выполнения определенных ритуалов (мистерий). Влияние Пифагора и его эзотерической "школы", "ордена" на все последующее развитие античной научной мысли,  видимо, еще не полностью осознано. И хотя сам Пифагор - личность легендарная, именно ему приписывают введение понятия "философия". Убежденным и "действующим" пифагорейцем был, например, Иоганн Кеплер. Множество других фактов показывает огромную протяженность "пифагореизма" в "пространстве и времени мысли".

По Диогену Лаэртию, одно из космогонических описаний пифагорейцев читается так: "Начало (архэ) всех вещей - единица (монада), а из единицы гипостазировалась неопределенная двоица (диада), которая относится к единице как материя к [творящей] причине. Из единицы и неопределенной двоицы [гипостазировались] числа, из чисел - точки, из точек - линии, из линий - плоские фигуры, из плоских - телесные фигуры, а из них - чувственные тела, элементов которых четыре: огонь, вода, земля, воздух, которые изменяются и превращаются насквозь, и [в результате] из них рождается космос - живой, наделенный сознанием, шарообразный, содержащий в середине Землю, тоже шарообразную и населенную со всех сторон".

Математика (от греч. mathema - значение, наука, знание). С толкованием определения математики и сегодня не все достаточно ясно.  Довольно сильной   является традиция ее трактовки не только как науки (тем более естественной), сколько как языка науки, одной из форм ее метода. Для античности, для понимания становления науки в целом  необыкновенно важно рассмотрение истории математики. Этимологически математика происходит от  греческого, означавшего "познающий", "восприимчивый", "успевающий", к этой же группе относятся: "обучение", "изучение", "способность к наукам"; и здесь же: "знание", "наука", "понимание", "мудрость". С математикой связаны и такие фундаментальные понятия античной культуры, как "логос" (одно из толкований - отношение, соотношение, счет), аналогия (пропорция), латинское "рацио" – тоже счет, расчет и т.д. 

Пифагор не только доказал знаменитую теорему, носящую его имя, и открыл законы музыкальной гармонии, но и разработал целую систему взглядов, согласно которой фундаментальная структура мира заключена в математических соотношениях. Его учение привлекло к себе немало сторонников, которые основали весьма влиятельную религиозно-философскую общину. В этом контексте понятно сакральное понимание числа (арифмос) у пифагорейцев, Платона и других мыслителей - "Все есть число!",  "Не геометр не войдет"!

В истории математики Древней Греции можно выделить несколько периодов.

Ионийский период (около 600-450 гг. до н.э.)

Афинский период (около 450-300 гг. до н.э.)

Эллинистический период (около 300-150 гг. до н.э.)

Завершающий период (около 150-60 гг. до н.э.).
Астрономия как область античной науки особенно важна для изучения истории науки и техники. Во-первых, небо, звезды - это высшая ценность античного макрокосма на протяжении всей античности, а, во-вторых, история "геометризации" "чувственного космоса" - наиболее яркий и впечатляющий пример перехода от мифо-поэтической картины мира к концептуальной, модельной. Первоначально астрономия  существовала в рамках философии. Решающее влияние на становление греческой астрономии оказала вавилонская астрономия. В греческой астрономии впервые были сделаны попытки описания (на основе инструментального наблюдения)  движения небесных тел с помощью геометрических моделей (Евдокс – Гиппарх – Птолемей).


Великие космологи древности

Имя

Годы жизни

Картина мира

Пифагор

Около 580-500 гг. до н.э.

Сферическая вращающаяся Земля обращается вокруг центрального огня.

Платон

427-347 гг. до н.э.

Планеты по круговым орбитам обращаются вокруг неподвижной Земли.

Евдокс

406-355 гг. до н.э.

Модель движений небесных тел с 33 концентрическими сферами, вращающимися вокруг неподвижной Земли.

Аристотель

384-322 гг. до н.э.

Детально разработанная модель с 55 концентрическими сферами; неизменность небес.

Аристарх

Около 320-250 гг. до н.э.

Гелиоцентрическая система – вращающиеся Земля и планеты обращаются вокруг расположенного в центре Солнца.

Птолемей

Около 90-160 н.э.

Геоцентрическая система; теория эпицентров.


Первое высказывание о бесконечности Вселенной и бесчисленности ее миров принадлежит Анаксимандру. Первую гелиоцентрическую модель планетарной системы разработал Аристарх Самосский.  Утверждение геоцентрической модели связано, прежде всего, с именем Аристотеля.
Возникновение рациональных основ конструирования. Механика рассматривалась как составная часть единой науки о природе. Она понималась как инженерное искусство, в первую очередь - создание военных машин, подъемных механизмов, часов и самодвижущихся устройств различных типов. Были разработаны: принципы рычага, весов, наклонной плоскости, клина, шкивов, винта, ворота. Были введены понятия: "трение", "движение", "тяжесть". Общие проблемы движения исследовали  Платон и Аристотель.

Некоторые характерные примеры механизмов и машин.



Водяные часы Ктесибия, показывающие различия в продолжительности часа летом и зимой при условии ежедневной перестановки гравированного вращающегося барабана. Поплавок поднимает фигуру с часовой стрелкой, а клинообразный поплавок в добавочном регулировочном бачке обеспечивает равномерный приток воды определенной интенсивности.

Часы с циферблатом по описанию Витрувия. Приток воды поднимает в водяном баке поплавок, выталкивая вверх зубчатую рейку, которая сообщает круговое движение соединенному с расположенной перед циферблатом стрелкой зубчатому колесу, вплоть до наполнения бака.

К важнейшим приборам  относятся также приборы, используемые в торговле, например бытовые весы. Весы — наиболее древний измерительный прибор. Простейшие весы в виде равноплечего рычага изображены на египетских, вавилонских (III—II тыс. до н.э.) и более поздних греческих памятниках. Совершенствование конструкции весов впоследствии дало возможность использовать их не только в торговле, но и в научных исследованиях и в промышленности. Так, Аристотель в IV в. до н.э. разработал теорию неравноплечих весов с передвижной гирей. Весы этого типа, названные позднее безменом, нашли широкое применение в Римской империи и были усовершенствованы арабоязычными учеными средневекового Востока. Известно также, что в III в. до н.э. Архимед с помощью весов определил плотность золотого венца для выяснения содержания в нем примесей серебра. Этот факт свидетельствует о весьма высокой точности взвешивания.
ГЕОГРАФИЯ В гомеровские и послегомеровские времена греки представляли себе Землю в виде круглого диска, омываемого со всех сторон Океаном.

    Первая греческая карта мира (Анаксимандр, около 550 г. до н.э.), а также "Описание Земли" (Гекатей Милетский, около 500 г. до н.э.), включали территории до Индии и Атлантики.

   Карта ойкумены Эфора (350 г. до н.э.) показывала границы с кельтами, сифами, индийцами и эфиопами. 



Известны карты с представлениями   о Земле: 

Гесиода (около 700 г. до н.э.),

Гекатея (конец VI  в. до н.э.),

Геродота (V в. до н.э.).

 

В Греции по мере развития мореплавания рано возникла потребность в определении сторон света. Естественное деление горизонта производилось по движению Солнца. Точки восхода и захода Солнца во время равноденствия - Восток и Запад. Направления меридиана (полуденная линия) дают южное и северное направления. Направления ветров координируются со сторонами света и служат их обозначению. Согласно Гиппократу, северные ветры дуют из дуги между точками восхода и захода во время летнего солнцестояния, южные - от соответствующей южной дуги. У Аристотеля и Эратосфена встречается разделенная на восемь частей роза ветров. Ее своеобразной иллюстрацией была восьмиугольная Башня ветров в Афинах. Однако координирование ветров по отношению сторон света не является единым, например Эвр являлся  то восточным, то юго-восточным ветром. Андроник  из Кирра (I в. до н.э.) воздвиг в Афинах сохранившуюся до наших дней Башню ветров высотой 12,8 м, с флюгером, солнечными и водяными часами. Она названа так в связи с находящимися на ней рельефными изображениями восьми основных ветров. Андроник также построил солнечные часы в храме Посейдона, на острове Тенос.

С III в. до н.э. география разделилась на две ветви. Первая  - литературная, с акцентом на этнографию (Полибий, Посидоний, Страбон). Полибий, например, ввел термин "хорография" (греч. сведения о странах), а в римский период это направление продолжили Тацит, Аммиан Марцеллин и Прокопий Кесерийский.

Вторая ветвь -  научная, картографическая, с определением географических координат на основе астрономических параметров. Это направление было представлено трудами Гиппарха из Никеи, Агриппы, Марина Тирского, Клавдия Птолемея.
Грамматика (от греч. - умение обращаться с буквами) - первоначально - искусство чтения и письма; в эллинистическое и римское время - знание языка и литературы; в поздней античности понятие было сужено до синтаксиса. Как научная дисциплина, грамматика была основана софистами (V - IV вв. до н.э.).

Риторика(от греч.- искусство красноречия) как теоретическая дисциплина впервые наиболее полно была разработана Аристотелем ("Риторика" в 3-х книгах). Практическое красноречие достигло наивысшего расцвета во второй половине V - IV вв. до н.э. (Демосфен и другие ораторы). Наиболее полным  античным  руководством   по подготовке оратора  является  "Наставление оратору" в 12-ти книгах Квинтилиона.

Филология ( от греч. - любовь к слову) изучавшая литературные источники, широко развивалась в Древней Греции. Грамматика, риторика, филология развивались в тесной связи с философией.

Философия ( от греч. - любовь к мудрости) - термин восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту, в близком к современному пониманию. Он часто использовался Платоном и Аристотелем. За всю историю своего более чем тысячелетнего существования античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, для нее характерны были теоретические расхождения между отдельными школами и философами. Дисциплина мышления, явившаяся результатом возникновения античной философии, стала важной предпосылкой развития науки вообще. Неприходящей заслугой античной философии являются всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также постановка и разработка всех основных философских проблем.
Со времен Аристотеля под Историей подразумевали историографию, как самостоятельный литературный жанр. Начальным этапом греческой истории был эпос Гомера. Его традиции продолжили логографы, дававшие недифференцированное описание прошлого.Античная история развивалась от мифопоэтики к рациональному описанию прошлого. История по своим целям, в своей рациональной части, была скорее политической наукой. Труды по истории, кроме того, были и  литературными произведениями по художественной форме изложения.

У истоков греческой истории стоял Гекатей из Милета (конец VI в. до н.э.), его "Генеалогии" были критикой эпических традиций и утверждением рационалистических методов.    "Высшая точка" греческой истории - Фукидид. Он стал основателем прагматической и политической истории, широко использовал научно-критический метод.

   После Полибия предметом греческой истории стала уже не история Греции, а Всемирная история и история Римского государства.  Римская история больше носила черты политической пропаганды, разъясняла и оправдывала внешнюю и внутреннюю политику Рима. Основной формой исторических трудов в Риме была анналистика, термин происходит от ежегодных таблиц (анналов), составлявшихся Великим понтификом.
Проблема соотношения теории и эксперимента наиболее часто обсуждается в  работах по истории античной науки. Правда, анализируются не соотношение, а причины полного отсутствия эксперимента. К таковым, как правило, относят: содержательный тип мышления античности; специфически негативное отношение к физическому труду. К этому можно было бы добавить восприятие Космоса как живого, к тому же - высшего существа.    

Целесообразно обратить внимание и на другие аспекты проблемы. Во-первых,   в применении к конкретным условиям   уточнить рассматриваемые понятия и тогда, возможно, удивительные по мощи "мысленные эксперименты", например, Евдокса, Аристотеля, Птолемея в астрономии, "снимут" проблему. Во-вторых, проблема носит скорее не фундаментальный, а источниковедческий характер. И тогда случай Архимеда, как теоретико-экспериментальный, может оказаться далеко не исключительным. В противном случае, так как отсутствуют сведения о проектной и экспериментальной деятельности в античности, нам придется "узаконить" существование некой сверхестественной интуиции, позволявшей создавать уникальные сооружения и технологии прямо "из головы".
Техника и технология Для понимания античной техники недостаточно знания ее конструкции, особенностей производства и использования (хотя уверенности в том, что мы этими знаниями обладаем нет). Техника (греч. - технэ) - это, прежде всего, искусство, уловка, хитрость; искусство нахождения вещной (материальной) формы некоего образа, момент нахождения искомого ("эврика!") - творческий акт "профессионала". Что может скрываться за "образом"? - Видение собственно техники (в современном понимании, своего рода чертеж, общий вид...) или функции, которую она реализует (своего рода, контекст, одно из современных пониманий технологии)? Естественно, окончательного ответа нет, но постоянное наличие вопроса формирует подходы к пониманию античной техники.

Такие отдельные сооружения античности, как Колосс Родосский, Александрийский маяк, водовод на острове Самос и многие другие, с точки зрения современного инженерного подхода, не могут быть результатом "метода проб и ошибок", надо как минимум владеть тем, что мы называем сопротивлением материалов, теорией прочности и т.д.

Непревзойденной остается греческая архитектура. Величайшим в мире созданием строительного искусства Геродот считал храм Геры на острове Самос, воздвигнутый в период правления тирана Поликрата. Археологические раскопки нашего времени показали, что этот храм был построен на основе строгих математических пропорций. В античности  можно обнаружить большое количество технических устройств, которые трудно объяснить, как они могли быть построены и каким уровнем знания должны были обладать создатели.

Античное производство базировалось почти исключительно на железной технике. Железный сельхозинвентарь первого тысячелетия до н. э. это - топоры, лопаты, заступы, вилы, кирки, мотыги, косы, ножницы, двуручные пилы позволили: увеличить посевные площади за счет расчистки лесных массивов, улучшить обработку почвы, ввести стрижку овец (до этого овечью шерсть выщипывали), трехпольный севооборот (озимые- яровые- пар), создать пилораму. Более совершенные кузнечные мехи (гармоника), железные клещи, зубила, сверла, молотки, - все это поставило металлообработку на новый уровень. В горном деле широко применялись обрушение породы, подъемные ручные ворота. Плавка металла производилась в муфельной печи, вращение мельничных жерновов - при помощи водяного колеса. Технический прогресс происходил как правило  в военном деле, в вооружении или там где нельзя было применить дешевый рабский труд. Когда рабы подорожали на полях появились жатвенные машины и даже механизированная молотилка. Подавляющая часть выплавляемого металла шла на создание вооружения. Предметом особой гордости являлся военный и торговый флот. Самым крупным военным тоннажем располагали Афины и Рим, но даже небольшие средиземноморские полисы имели десятки триер - двухмачтовых, трехмачтовых парусно-гребных судов.

В период образования и начала внешней экспансии Римского полиса в экономике италийского села главную роль играл обычный крестьянский двор, обслуживаемый трудом свободного крестьянина, его семьи и одного или двух рабов. Свободные крестьяне, составляли основу военной фаланги, своей кровью обеспечивали гегемонию Рима. Оказалось, что это обрекло их на разорение и вытеснение из производства. Труд мелких крестьянских хозяйств не мог конкурировать с дешевым трудом рабов. Крестьяне покидали свои земельные участки, уходили в Рим и другие города становясь наемной рабочей силой. Крестьянские земли рабовладельцы приращивали к своим владениям. Так возникали латифундии - обширные плантации, обслуживаемые трудом рабов, живших на казарменном режиме. Рабский труд постепенно перестал быть рентабельным, число рабов, приобретаемых на войне, стало сокращаться, тогда как потребность в рабочей силе возрастала. В результате резко повысились цены на рынках. Уже в середине I в. н. э. сельское хозяйство стало экономически невыгодным. При этом изменилась и социальная организация многих латифундий: там отказались от применения рабского труда, а плантации стали разбивать на небольшие участки (парцеллы), которые отдавали в аренду рабам или свободным крестьянам, получившим название колонов.   Постепенно колоны потеряли свою независимость и из арендаторов превратились в людей, прикрепленных к земле, которые могут быть проданы вместе со всей парцеллой. Античная экономика окончательно погибла с распадом Римского государства

Имеющийся обширный фактический материал по истории античной техники и технологии традиционно группируется и рассматривается по отраслевому принципу: транспорт, горное дело, металлургия, кузнечное дело, ремесло и земледелие, виноградарство и виноделие, строительство, вооружение, тепловые машины. Однако не менее важным является выяснение условий и особенностей возникновения и развития античной техники и технологии, столь похожих и не похожих в греческий и римский периоды. Огромный творческий взлет был характерен  для  греческого периода, и   энциклопедическая основательность - для римского.

В последнее время взгляды существенно меняются (например, работы K.White, K.Green) на уровень экономики и, соответственно, производства в античных полисах. Оценка этого уровня, как примитивного, не выдерживает критики. Например, раскопки мастерских в Помпеях показали, как рационально было организовано производство, работавшее на рынок. Тоже самое подтверждается организацией труда в каменоломнях, рудниках, в имениях, где учитывались особенности почвы и климата, применялись соответствующие орудия труда и методы для облегчения и ускорения различных операций, усовершенствовались плуги, грабли, бороны, мотыги, кирки, серпы, ножи, топоры и т.д.

Современная археология вносит много нового в оценку уровня  античной экономики. На затонувших римских кораблях, например, находят сложные механизмы с зубчатыми колесами, которые по своему устройству (как считалось раньше) могли появиться лишь в конце XVII в. Тоннаж судов, предназначавшихся для перевозки зерна, вина, масла, керамики из разных мастерских, и   скорость движения судов были превзойдены только к началу XVIII в. Гавани были прекрасно оборудованы доками, механизмами для погрузки и разгрузки судов, имелись склады, гостиницы. Не хуже обстояло дело и с наземным транспортом, строительством.  Примитивная экономика несовместима со способностью государства в кратчайший срок вооружать, снаряжать и содержать огромные вооруженные силы.

Новые данные, новые реконструкции показывают неадекватность оценок античной техники и технологии как "предтехники", "предтехнологии". К числу труднообъяснимых  относят  сообщения о гигантизме в греческом кораблестроении. Речь идет о сорокорядном судне, якобы построенном в Египте Птолемеем IV. Если верить античным авторам, длина этого корабля составляла 130,5 м, высота (от воды до площадки рулевого) - 24,5 м. Четыре рулевых весла имели длину по 13,8 м каждое, а длина гребного весла верхнего ряда была равна 17, 5 м. Общая команда судна состояла из 7250 человек, из которых более 4 тыс. - гребцы. Многие примеры свидетельствуют о неадекватности "линейного" подхода в оценке исторического развития техники и технологии вообще и, в частности, когда речь идет о "греческом чуде".




написать администратору сайта