Главная страница

наука. социология. Наука как самостоятельная отрасль научного познания Что такое наука и научные знания


Скачать 297.28 Kb.
НазваниеНаука как самостоятельная отрасль научного познания Что такое наука и научные знания
Дата26.09.2022
Размер297.28 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файланаука. социология.pdf
ТипДокументы
#697514

Наука как самостоятельная отрасль научного познания

Что такое наука и научные знания?
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.
Понятие "наука" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Можно встретить множество подобных определений науки:
• “Наука в строгом смысле этого слова есть не что иное, как систематизированное знание. Знание - это познание истинного свойства и отношения вещей.” (Э. Бернштейн)
• “Наука есть система объективно истинных, проверенных практикой знаний людей о природе, обществе и мышлении, получивших сове выражение в форме понятий, определений, формул и главным образом
– законов.” (П.А. Рачков)
• “Наука является прежде всего знанием; она ищет общие законы, связывающие большое количество частных фактов.” (Б. Рассел)
Исходя из этих определений, можно сказать, что не всякое знание является наукой.
Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и прогнозировать.
Научное знание отражает устойчивые, повторяющиеся в действительности, выражаемые в законах факты. Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайными оно находит необходимо, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий.
Основания науки
Все, что является внешним для науки, но необходимым для ее развития, называется основанием науки.
Существуют три главных компонента научной деятельности:
1) идеалы и нормы исследования;
2) научная картина мира;
3) философские основания науки.

В идеалах и нормативах научной деятельности выражены представления о целях исследования и способах их достижения.
Идеалы и нормы аспекты функционирования а) в собственных познавательных установках;
1) как познавательной деятельности; б) в социальных нормативах.
2) как социального института
Познавательные идеалы научной деятельности имеют следующие основные формы:
1. идеалы и нормы объяснения и описания;
2. идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания;
3. идеалы и нормы построения и организации знания.
Научная картина мира и философские основания
Научная картина мира – это целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе её исторического развития.
Научная картина мира с накоплением наукой знаний менялась. Зависело это от уровня развития науки и ведущей на данном этапе ее развития частной науки.
Различают основные разновидности (формы) научной картины мира:
1. общенаучную, как обобщение представлений о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных дисциплинах;
1. социальную и естественнонаучную картины мира, как представления об обществе и природе, обобщающие достижения, соответственно, социально-гуманитарных и естественных наук;
2. специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) –
представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т.п. картины мира).
Специальная научная картина мира интегрирует знания в рамках отдельных научных дисциплин. Естественнонаучная и социальная картины мира, а затем общенаучная картина мира, задают более широкие горизонты систематизации знаний.
Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира (18 век – конец 19 века).
Источники: теория Галилея и Ньютона.

Основная модель: объекты существуют сами по себе в строго заданной системе координат, возмущающих факторов и помех нет; субъект познания
(наблюдатель) никак не влияет на объекты.
Неклассическая картина мира (конец 19 века – 60-е гг. 20 в.)
Источники: термодинамика, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, фрактальная геометрия Мандельброта.
Основная модель: развитие системы направлено, но ее состояние в каждый момент времени детерминировано только статистически.
Постнеклассическая картина мира (70-х гг. XX века – наше время).
Источники: синергетика Германа Хакена (Германия), теория диссипативных структур Ильи Пригожина (Бельгия) и теория катастроф Тома Рене
(Франция). Автор концепции – академик В. С. Степин.
Основная модель: мир – это наложение открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее каждой системы остается неопределенным. Ее развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого "укола", чтобы система перестроилась (произошла бифуркация) и возник новый уровень организации.
Научные картины мира создают три основные взаимосвязанные функции в процессе исследования:
1) систематизируют научные знания, объединяя их с сложные целостности;
2) выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания;
3) обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.
Философские основания науки:
1. Онтологические основания науки. (Онтология как учение о бытии.
Философия изучает наиболее общие проблемы существования бытия, а наука в зависимости от задач отдельных ее областей фрагменты того же бытия.)

2. Гносеологические основания науки. (Гносеология как учение о познании рассматривает общие проблемы такого сложного явления, каковым является восприятие людьми внешнего мира. Опираясь на
3. общефилософские положения о познании, наука разрабатывает свои частные требования к познанию своей области исследования.)
3. Логические основания науки. (Вне логики нет мышления.)
4. Методологические основания науки. (Общие требования, подходы, способы изучения действительности. Каждая частная наука имеет свои специфические методы изучения, присущие только ей.
5. Аксиологические (ценностные) основания науки.
Критерии научности знания
В современной философии науки и науковедении выделяют следующие критерии и черты научности знания:
1. Объективность.
2. Рациональность.
3. Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.
4. Особая организация, особая системность знания.
5. Проверяемость. (явление как опыт)
6. Выводимость.
7. Систематичность.
8. Проблемность.
9. Критичность.
10. Доступность для обобщений и предсказаний.
11. Ориентация на практику.
Функции науки
Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире.
Эти знания необходимы для того, чтобы объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах деятельности. (наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории).
Предвидение новых явлений и событий, которое обеспечивает возможность со знанием дела поступать в настоящем и будущем.
Предсказательная функция науки осуществляется с помощью тех же самых ее законов и теорий, которые используются для объяснения.

Цели науки
Наука как основа мировоззрения. Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства.
Наука как производительная сила общества. Открывая объективные законы природы, наука создает реальные возможности для их практического использования обществом.
Наука как социальный фактор развития общества. Проявилось это в том, что научные исследования стали все больше применяться к процессам, происходящим в обществе. На основе данных и достижений современной науки идет поиск путей и средств преодоления этих угроз государству и обеспечения тем самым дельнейшего существования и развития человечества.
Наука как познавательная деятельность
Деятельность – это сознательная активность субъекта, направленная на сохранение и развитие системы человек ─ мир. Она имеет свою структуру: цель, предмет, объект, средства деятельности.
Классификация Ф. Бэкона. Как мы уже знаем, наука в ее современном понимании (не как единая натурфилософия) оформилась в Новое время.
Соответственно, появилась и первая классификация наук, предложенная Ф.
Бэконом (1561-1626) как обобщение известного в его время круга знаний (в
том числе поэзию). В качестве основания классификации наук он использовал основные способнос­ти человеческой души: память, воображение, разум. Поэтому классифи­кация приобретает следующий вид: памяти соответствует история; вооб­ражению — поэзия; разуму — философия.
Советский философ, историк и методолог науки Б. М. Кедров разработал более подробную классификацию наук. Кедров разделил всю действительность на природу и человека. В человеке он выделил общество и мышление. Науки о природе — естественные, об обществе — социальные, и о мышлении — философские.
Классификация наук:
К естественным наукам (естествознанию - системе наук о природе) нацелены на изучение базисных структур мира и познание его объективных законов безотносительно к возможности и потребности их практического применения.
Технические науки (техникознание - система наук, наиболее тесно связанная с практической реализацией теоретического знания) занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения практических задач, направленных на развитие производительных сил общества и на удовлетворение материальных и духовных потребностей человек.
К общественным наукам относят науки о человеке и его мышлении составляют отдельное направление научного постижения бытия. Человек рассматривается как объект изучения различными науками в различных аспектах.
Гуманитарные науки рассматривают человека с точки зрения его интересов как высшую ценность мироздания. Мыслительные способности человека изучаются психологией – наукой о человеческом сознании. Формы правильного мышления изучают логика и математика.
Исследование – это деятельность мышления. Оно предполагает использование категорий, которые задают алгоритм мышления ученого.
По предмету исследования
По функции, целевому назначению
По методу исследования
- естественные и
- общественные
- фундаментальные и
- прикладные
- теоретические и
- эмпирические

Универсальные методы познания
Анализ и синтез — две универсальные, противоположно направленные операции познавательного мышления:
Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения (см. Анализ).
Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое (см. Синтез).
Абстрагирование — это приём мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.
Обобщение — это приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению.
Индукция — это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Аналогия — это приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Различают две формы проявления аналогии в познании: ассоциативная и логическая аналогии.
Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание.
Эмпирические методы познания
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого наблюдатель получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.
Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий,
знаков, схем и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки.
Измерение — это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин.
Эксперимент — особый опыт, имеющий познавательный, целенаправленный, методический характер, который проводится в искусственных (специально заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.
Идеализация и формализация.
При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задаётся набор исходных положений, не требующих доказательства
Список использованной литературы
1. Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 293 с. 2.
2. Ивин, А. А. Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / А. А.
Ивин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 287 с. 3.
3. Ивин, А. А. Философия науки в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / А. А.
Ивин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 244 с. 4.
4. История и философия науки : учебник для вузов / А. С. Мамзин [и др.] ; под общей редакцией А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 360 с. 5.
5. История и философия науки : учебное пособие для вузов / Н. В.
Бряник, О. Н. Томюк, Е. П. Стародубцева, Л. Д. Ламберов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 290 с. 6. Лебедев, С. А.
6. Философия науки : учебное пособие для магистров / С. А. Лебедев. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 296 с. 7.
7. Ушаков, Е. В. Философия и методология науки : учебник и практикум для вузов / Е. В. Ушаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
392 с. 8.
8. Философия науки : учебник для вузов / А. И. Липкин [и др.] ; под редакцией А. И. Липкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 20


написать администратору сайта