Период развития античной философии
| Название школы и философы
| Основные идеи
|
Период зарождения (Натурфилософский)
(7-5вв. до н.э)
| Миллеты: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
| Поиск первостихий мира. Считали, что существует некое Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Рассуждая, они за многообразием явлений увидели иную от этих явлений сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); Фалес, как начало видел воду, Анаксимандр — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), Анаксимен — воздух
|
| Эфессы: Гераклит
| Стихийная диалектика (утверждение противоречивости и изменчивости мира). Считалось, что все произошло из огня и находится в состоянии постоянного изменения. Огонь —самая изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира. Гераклит считал, что всё непрерывно меняется и, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них
|
| Пифагорейцы: Пифагор, Филолай
| Сведение мира к числовым отношениям. Пифагорейцы размышляли над философией чисел. Пифагор считал, что в размерах, пропорции и конфигурации в-ва состоит индивидуальная сущность каждой вещи. Считалось, что всё можно выразить в числовой форме, т.к. число- есть сущность всех вещей.
|
| Элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс
| Постановка и первое решение бытия. В центре учения всех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом. Мелисс суммировал школьную догматику.
|
| Атомисты: Левкипп, Демокрит, Эмпедокл, Анаксагор, Диоген
| Учение о дискретности и множественности бытия. Согласно этому учению, атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов Атомисты утверждают, что существуют только атомы и пустота. Атомы — это мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой
|
Классический период (5-4вв. до н.э.)
| Софисты: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт
| Софистов интересует не мир, а сам человек. Отрицание объективности знания. Объективный мир непознаваем, у каждого своя истина, нет объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то и хорошо. Появление софизмов- логических приемов, уловок
|
| Афинская школа: Сократ (469-399гг до н.э.)
| Открытие проблемы человека. Предпочитал живую беседу, спор, в котором рождается своя истина. Различие между добром и злом объективно. Заботиться надо не о материальных благах, а о душе. Главная задача человека- познать себя
|
| Платон (427-347гг до н.э)
| Идеи образуют вечный мир, единичные вещи лишь чувственные проявления идей. Все идеи объединяются в идеи Блага. Душа состоит из 3х частей: волевой, разумной, вожделеющей. Ее добродетели: умеренность, мужество, мудрость, сочетающиеся в справедливости. Идеальное гос-во состоит из 3х классов: воинов, философов, ремесленников.
|
| Аристотель (384-322гг до н.э)
| Причины сущего: форма, материя (источник движения или творящее начало), цель. Материя- возможность вещи, форма ее воплощения. Движение понимается, как процесс перехода от возможности к действительности, в ходе которой материя теряет свойство стать иной и принимает вид определенного бытия, оформляется, осуществляется. Цель- смысл данного процесса. Выделяется 3 рода наук: теоретические- философия, физика, математика., практические- этика и политика., творческие
|
Эллинизм (4в. до н.э- 6 в. н.э)
| Кинизм: Диоген Синопский, Кратет Фивский.
| Принижение теоритического знания в пользу практического. Пересмотр жизненных ценностей. Положительные ценности: анадейя(свобода), аскеза(самовоспитание в условиях лишений), автаркия(самодостаточность человека). Превозносится нигилизм, как высмеивание богатства, властолюбия и добропорядочности.
|
| Эпикурейская школа: Эпикур
| Цель и смысл человека- удовольствие, т.е. отсутсвие страданий и свобода от душевных тревог, душевный покой, невозмутимость духа.
|
| Перипатетики: Теофаст, Аристоксен
| Одной из важнейших задач перипатетиков являлось комментирование произведений основателя школы - Аристотеля. Но помимо выполнения этой миссии ученые внесли существенный вклад в развитие античной науки. Вопреки учителю перипатетики признавали душу, имеющую собственного, отличного от других элементов материального носителя, способного к движению во внутрителесном пространстве. Этим объединяющим началом явлений считалась пневма или эфир - ”пятая субстанция”.
|
| Стоицизм: Зенон, Хрисипп
| По их мнению, всё является разумным. Космос- огненная пневма, Бог. В мире властвует не случайность, а рок, судьба. Законы бытия не подвластны человеку. Источник познания являются чувства. Истинность предполагает согласие души и чувств. Смысл(лектон) выражается словом. Логика необходима для выяснения смыслов. Счастлив тот, кто реализует свой долг по отношению к природе, к себе(будучи добродетельным), к другим(в дружбе). Высоко ценятся бесстрастность(апатия), невозмутимость, геройство, мужество, решительность.
|
| Скептики: Пиррон Элидский
| Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности. По мнению данных философов, всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание. Достоверное знание невозможно. Необходимо сохранять безмятежность и внутренний покой. Лучший способ жизни состоит в следовании обычаям.
|
| Эклектицизм: Филон из Лариссы, Цицерон
| Истина существует, но нет критериев ее определения. Вероятное значение стоит признавать, ибо иначе не будет доступа к истине. Но обосновать его невозможно. Нет четких критериев для установления истинности философских теорий.
|
Римская философия (1 в. до н.э.-5 в. н.э)
| Эпикуреизм: Тит Лукрецкий Кар
| Развитие атомизма, в этике эвдемонизм. Мир состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от движения. Ощущения человека вызываются воздействиями атомов. Подобно им человек в своих поступках отклоняется от общепризнанных канонов поведения. Главный принцип- удовольствие. Для счастья также необходимы: отсутствие телесных страданий, невозмутимость, дружба, воздержание от политических действий.
|
| Поздние стоики: Сенека, Марк Аврерий
| Бог присущ всему бытию как носитель разумного в природе и человеке, как провидение в их истории. В природе находится первопричина нравственности. Жить счастливо – значит жить в согласии с природой, подчиняясь необходимости, судьбе, добиваясь невозмутимости и спокойствия духа. Стоическая этика всегда определялась высоким духом человека. Она – результат интеллектуализма и просвещения. Сенека дополняет стоическую концепцию этики волей как самостоятельной способностью души. Моральным фундаментом души выступает совесть, моральная интуиция и чувство любви как главный судья в нравственных коллизиях.
|
| Скептицизм: Секст Эмпирик
| Скептицизм отрицал истинность любого познания. Удержаться от суждения – основной его тезис. Поэтому «цель свою скептики полагали в опровержении догматов всех школ, но сами… они ничего не определяли, не определяли и того, что они делали», отвергая в конце концов и само утверждение «ничего не утверждать».
|
| Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Плутарх
| Мир устроен иерарархически: Единое-Благо-Мировой Ум-Мировая душа-Материя. Единое «изливается» в Ум, Душу и Материю. Человек обладает способностью духовного подъема к Единому посредством добродетельной жизни, чувств, мыслей, экстаза.
|