Главная страница

теории происхождения государства. Теории происхождения гос-ва. Название теории авторы теории


Скачать 23.69 Kb.
НазваниеНазвание теории авторы теории
Анкортеории происхождения государства
Дата08.09.2022
Размер23.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТеории происхождения гос-ва.docx
ТипДокументы
#666966

НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ

АВТОРЫ ТЕОРИИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ

ДОСТОИНСТВА ТЕОРИИ

НЕДОСТАТКИ

ТЕОРИИ

Теологическая теория


Фома Аквинский

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.





теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.


Патриархальная теория


Аристотель

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.


  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;

  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;

  • поддерживает людские верования в нерушимость мира; раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.




Минусы данной теории заключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов


Договорная теория


Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.


Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.


Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

  • Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;

  • Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;

  • Договор является волей людей - значит он может расторгаться; Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.




Теория насилия


Гумплович и Каутский


Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.


достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, государственный аппарат составляют завоеватели.


Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.


Психологическая теория

Лев Петражицкий.

По мнению Петражицкого, психика людей является фактором, определяющим развитие общества, в том числе и мораль, и право, и государство

  • Впервые было обращено внимание на психологические аспекты жизни, которые не менее реальны, чем другие процессы, т.к. без учета социальной психологии нельзя издавать закон.

  • Теория увеличивает роль правосознания в правовом регулировании

Подлинное интуитивное право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, более того разные люди могут иметь разные представления о границах справедливого и несправедливого и т.д.

Ирригационная теория

Карл Виттфогель

Суть ирригационной теории заключается в сооружении специальных механизмов, которые бы контролировали поступление и распределение воды на определенных территориях.

В качестве положительного аспекта можно назвать теоретическую возможность данной гипотезы. Она основана на известных исторических фактах. Первые государства возникали в речных долинах и использовали ирригационную систему для выращивания культур. Наиболее известными древними государствами являются Шумер, Вавилон, Древние Египет и Китай.

Ирригационная теория в основном затрагивает лишь узкий ряд восточных государств, размещенных в долинах рек. Только там использование ирригации было рациональным. Она не решает проблему возникновения горных или степных государств, поэтому можно говорить о локальности теории.

Отрицательной стороной является и выяснение первопричины. При рассмотрении теории возникает вопрос о том, что произошло раньше: образование государства с потребностью в ведении земледелия или же идея ирригационной системы, вследствие которой возникла необходимость в государстве.

Расовая теория

Жозеф де Гобино

Граф де Гобино полагал, что развитие государства и культуры зависит от принадлежности к определенной расе. По его мнению, существует 3 расы:


  • Черная (с низким уровнем интеллектуального развития, но отличающая сильными эмоциями и богатым воображением).

  • Желтая раса (посредственная во всех отношениях).

  • Белая раса (самая одаренная, предназначенная для того, чтобы править).

  • Признание физиологических, психологических и интеллектуальных различий между народами.

  • Признание разного уровня развития стран.

  • Отрицательное отношение к смешению культур.

  • Отрицание материальных благ как фактора, определяющего принадлежность к высшей расе.

  • Господство высшей расы должно приносить благо низшим расам.

  • Чистых арийцев, имеющих право на власть, больше не существует.

  • Отсутствие научного обоснования.

  • Использование для расовой дискриминации.

  • Нарушение прав человека.

  • Развитие фашистской идеологии.

  • Политика геноцида.

Инцестная (половая) теорию

Клод Леви-Стросс

Он полагал, что запрет близкородственного смешивания (инцеста) стал базовым фактором, который позволил человечеству пойти по пути социального прогресса и образовать такую форму организации политической власти как государство.

Леви-Стросс исходил из непреложного исторического факта, наличие которого нельзя опровергнуть, а именно того, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака.
Правильно указывается, что переход общества к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, показавшего, что кровосмешение ведёт к вырождению рода, ставит его на грань гибели, что отказ от права иметь женщину своей группы может устранить эту гибельную опасность.
Верно, что сам по себе этот запрет не исполнялся всеми членами первобытного общества добровольно и во многих случаях необходимо было применять принуждение.

Не принимается во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом.
Вызывает сомнение, что переход общества к запрещению инцеста был сознательным. Вряд ли люди представляли себе всю цепочку негативного действия кровосмешения.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Герберт Спенсер

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму

Спенсер справедливо обращает внимание на то, что всё в мире взаимосвязано и находится в системе, и речь должна идти не только об упорядоченности структур внутри какого-либо организма (биологического или социального), но и о существовании «системы систем». Одним словом, он выводит принцип системности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира.
Также следует согласиться с автором теории в том, что государство − это не продукт, навязанный обществу извне, а результат его постепенного развития (эволюции).

Органическая теория абсолютизирует биологические законы. Однако законы организации и функционирования общества и биологических организмов зачастую совершенно несопоставимы. Общественные системы имеют свои законы, и они являются определяющими.

СПОРТИВНАЯ ТЕОРИЯ

Хосе Ортега-и-Гассет

Возникновение государства автор напрямую связывает с происхождением игр и физических упражнений, в также спорта в целом.

Теория опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр, традиция проведения которых жива и поныне. Прав её создатель и в том, что сила и ловкость имели в то далекое время большое, если не решающее, значение. Он также справедливо подчеркивает, что организаторы инициации, Олимпийских игр – это люди почтенного возраста, имевшие большой жизненный опыт, отличавшиеся мудростью. С позиций прожитых лет они и оценивали состязания. Здесь вполне допустима ассоциация с вождями – организаторами жизни людей в протогосударственном образовании, которые тоже были людьми отнюдь не юного возраста. Вожди, помимо осуществления ими управленческих функций, являлись также хранителями социальных норм. Вот почему им не в диковинку было и разрабатывать правила проведения спортивных состязаний, правила оценки результатов соревнований. Профессор Т.В. Кашанина отмечает что, резонно считать эти правила зачатками права, и в частности судебных прецедентов, законов, которые всегда есть творение государственной власти.

Во-первых, спортивная теория не объясняет процесс возникновения государства во всех регионах земного шара.
Во-вторых, данная теория не объясняет глубинных процессов образования государства. Это результат того, что её сторонники берут для рассмотрения интересующего вопроса (вопроса о происхождении государства) всего лишь одну сторону жизни человечества – воспроизведение самого человека. Но, как известно, более важное значение имеет материальное производство. Именно здесь произошел прорыв человека, выведший его на совершенно новый круг бытия и оторвавший от мира животных. Однако авторы данной теории оставляют за скобками материальные условия жизни людей.

ДИФФУЗИОННАЯ ТЕОРИЯ

Фриц Гребнер

Государство, согласно этой теории, возникает в результате передачи опыта управления от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался. Процесс смешения народов носит объективный характер и идёт всё более ускоренными темпами с развитием общества в целом. На это влияет прежде всего совершенствование производительных сил общества и транспортных средств в частности, изменение производственных отношений, возрастание личностного потенциала людей и в первую очередь интеллекта человечества, что позволяет увидеть в других людях не противников, а сообщников, партнёров и перенять то положительное, чего достигли другие народы.

Во-первых, Ф. Гребнер обратил внимание на процесс, существующий объективно: все народы движутся к единой цели (повышение благосостояния людей и качества их жизни). Появление государственности − это одна из стадий человеческого развития на пути достижения этой цели. Но переход к государственности происходит у разных народов в разное время, поскольку не у всех одновременно создаётся материальная база для образования государства. Климатические, географические, природные условия проживания у разных народов могут существенно разниться, и именно в этом заключаются причины разновременности перехода к государственности.
Во-вторых, диффузионная теория основывается на многочисленных исторических фактах. Так, к X в. н.э. государственность возникла почти на всей территории Европы, а с упрочением государственности в Европе она всё более и более распространяется среди других народов, ещё не перешедших к государственной жизни. Перешли к государственности и славяне. В дальнейшем колонизация народов, проводимая Англией, Францией, Испанией, а позднее и Россией (переселение русских в Сибирь, на Дальний Восток) сопровождалось передачей опыта государственно-правовой жизни этим народам.

Во-первых, диффузионная теория утверждая, что народы строят свою государственность, используя государственно-правовой опыт других стран, не объясняет первоисточник происхождения государства. Таким образом, неясно как появилось государство впервые, ведь неоткуда было перенять опыт государственного управления.
Во-вторых, отмечая научность, присущую диффузионной теории, нельзя не отметить, что глубинных причин возникновения государства она всё же не раскрывает.

КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Согласно марксистской концепции государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством.

Во-первых, справедливо подчёркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства.
Во-вторых, верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.

о-первых, не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. Эту ошибку Маркс и Энгельс повторяют вслед за Сен-Симоном. На образование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы.
Во-вторых, государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждают создатели классовой теории происхождения государства, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории. Например, появившееся на свет государство стало организовывать оборону всех, проживающих на его территории.
В-третьих, К. Маркс и Ф. Энгельс в свое время заметили, что в мире процесс возникновения государства происходил не по одной схеме. Они говорили о странах с азиатским способом производства. И тем не менее, при формулировании окончательных выводов о происхождении государства Энгельс предпочел об этом «забыть». Почему? Потому что эти страны (а их в мире большинство) ломали его схему, объясняющую процесс образования государства. В странах Азии и Африки частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обработкой земли отдельным собственникам. Государство же здесь образуется путём выделения особой прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится всё больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими.


написать администратору сайта