Главная страница
Навигация по странице:

  • «Нефтекумский региональный политехнический колледж» (ГБПОУ НРПК)ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ По дисциплине:«Литература»

  • Руководитель

  • Введениe

  • Литература XIX века, Литературные деятели

  • Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм. Проект по литературе Ананьев Никита Гр353 1 курс. Нефтекумский региональный политехнический колледж (гбпоу нрпк) индивидуальный проект по дисциплинеЛитература


    Скачать 38.1 Kb.
    НазваниеНефтекумский региональный политехнический колледж (гбпоу нрпк) индивидуальный проект по дисциплинеЛитература
    АнкорОсновные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм
    Дата25.06.2022
    Размер38.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроект по литературе Ананьев Никита Гр353 1 курс.docx
    ТипЛитература
    #614727

    Минестерство образовния Ставропольского края

    Государственное бюджетное проффесиональное образовательное учереждение «Нефтекумский региональный политехнический колледж»

    (ГБПОУ НРПК)

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

    По дисциплине:«Литература»

    Тема:«Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.»
    Работу выполнил студент

    Очной формы обучения

    Группы 353 1 курса

    Специальность: 21.01.02

    «Бурение нефтяных и газовых скважин»

    Ученик:Ананьев Никита______________

    Руководитель: Махмудова Ирина Александровна_____________
    (подпись) Ф.И.О
    Оценка___________

    1

    г. Нефтекумск 2021г
    Содержание

    Введениe………………………………………….....3

    Литература XIX века, Литературные деятели………………………………………..……..5

    Пушкин…………………………………….…….5
    Лермонтов……………………………………….9

    Гоголь...…………………………………………12

    Островский……………………………………..17

    Тургенев………………………………………...19

    Лесков…………………………………………..23

    Толстой…………………………………………24

    Заключение…………………………………….…..26

    Источники…………………………………………29

    2

    Введениe:

    Основные черты литературы XIX века.
    XIX век- «золотой век» русской литературы, особенно поэзии,эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника

    и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.
    К началу XIX столетия русская литература, испытав благотворное воздействие классицизма и сентиментализма, обогатилась

    новыми темами, жанрами, художественными
    образами и творческими приемами. В свой новый век она вступала на волне
    3

    предромантическогодвижения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже XIXвека.

    XIX век в России – насыщенная, многогранная, во многом противоречивая эпоха. Этот век подарил нам величайших деятелей культуры, творения которых – бесценный вклад в сокровищницу человечества. В России, которая в начале XIX века стояла на пороге грандиозных реформ, напряженно пульсировала общественная жизнь, предлагая свои пути развития Отечества.

    4

    Литература XIX века, Литературные деятели
    Пушкин
    Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)
    Великий русский поэт родился в Москве, в старинной аристократической семье. Прадедом его по линии матери был «арап Петра Великого», пленный африканец Абрам (Ибрагим) Ганнибал. Пушкин всегда гордился своим происхождением и участием своих предков в исторических событиях.
    В 1811 году по указу Александра I в Царском Селе под Петербургом был открыт Лицей – первое учебное для дворянских детей, куда был зачислен Пушкин.
    Лицейские годы (1811 - 1817) станут для него началом серьезной литературной деятельности: впервые будут опубликованы ранние стихи Пушкина, он познакомится с ведущими писателями того времени (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский и др.), Для лицейского периода поэта характерны жизнерадостные и беззаботные мотивы.
    Петербургский период (1817 – 1820) в творчестве Пушкина знаменуется поворотом в сторону

    романтизма: отсюда бунтарское обращение к

    5

    политическим темам в гражданской лирике. Стихотворение «Деревня» (1819) построено на противопоставлении идиллических картин сельской природы и противоестественных крепостных порядков.
    Послание «К Чаадаеву» (1818) заканчивается убедительным заверением, что вольность (падение самодержавия) обязательно придет
    В 1820 году Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», в которой также проявились романтические настроения молодого поэта.
    Южная ссылка (1820 - 1824) – новый период в творчестве Пушкина. Поэт выслан из Петербурга за крамольные стихи. Цикл романтических «южных поэм» «Кавказский пленник» (1820 -21), «Братья-разбойники» (1821 -22), «Бахчисарайский фонтан» (1822 -23) посвящен изображению незаурядной личности (исключительного героя) на лоне роскошной южной природы в обществе, где процветает «вольность» (исключительные обстоятельства). Однако уже в поэме «Кавказский пленник» начинается, а в «Цыганах» (1824) завершается поворот к реализму, связанный с развенчиванием исключительности романтического героя.
    Период очередной ссылки в родовое имение

    Михайловское (1824 – 1826) был для поэта

    6

    временем сосредоточенной работы и раздумий о судьбах России и своего поколения. Стихотворения михайловского периода представлены уже зрелым лирическим героем, не пылким юношей-вольнодумцем, а художником, испытывающим потребность вспомнить минувшее. Стихотворения «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный»), «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», написанные в этот период, проникнуты настроением грусти и одиночества.
    Возвращенный в Москву в 1926 году новым царем Николаем I, Пушкин тяжело переживает арест, ссылку и казнь своих товарищей и сам попадает под негласную опеку царя и шефа жандармов Бенкендорфа. Образцом гражданской лирики зрелого Пушкина служат стихотворения «Во глубине сибирских руд» (1827) и «Анчар» (1828). В 1828 - 1829 г.г. работает над поэмой «Полтава». В 1829 году отправляется во второе путешествие на Кавказ – в Арзрум. В этом же году появляются шедевры его любовной лирики «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще

    быть может…» 7 сентября – 6 ноября 1830 года стали в жизни Пушкина особым периодом, названным Болдинской осенью, - наивысшим

    7

    подъемом его творческих сил. В короткий срок были написаны такие шедевры, как стихотворения «Бесы», «Элегия», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина», драматический цикл «Маленькие трагедии».
    Болдинской осенью был закончен и роман в стихах «Евгений Онегин», начатый еще в Кишиневе в 1823 году, работа над которым шла более 7 лет и который публиковался по главам.
    В 1833 году Пушкин пишет поэму «Медный всадник». В этом же году с целью собрать материал для «Истории Пугачева», поэт едет в Оренбургскую губернию. Параллельно пишет исторический роман «Капитанская дочка» (1836).
    В 1836 году Пушкин, семьянин, отец четырех детей, издатель ведущего литературного журнала»Современник». Оказался втянут в грязную светскую интригу, связанную с именем его жены. Вспыльчивый и гордый поэт был вынужден вступиться за честь Натальи Николаевны и вызвал на дуэль барона Жоржа Дантеса, гвардейского офицера, пустого и

    циничного человека. Роковой поединок состоялся 27 января (8 февраля) 1837 года на Черной речке, в пригороде Петербурга. Смертельно раненный пулей Дантеса Пушкин в больших мучениях

    8

    скончался в петербургской квартире на Мойке. Похоронен в Святогорском монастыре близ Михайловского.
    По стечению обстоятельств стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», написанное за полгода до трагической гибели, стало творческим завещанием поэта, подводящим итоги его жизни.

    Лермонтов
    Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 - 1841)
    Предок русского дворянского рода Лермонтовых шотландец Лермонт, поступивший в 17 веке на службу к московскому царю. Разлуке с отцом Лермонтов посвятит стихотворение «Ужасная судьба отца и сына» (1831).
    Детство Лермонтова проходило в имении бабушки – селе Тарханы Пензенской губернии, а также в Москве. Слабого здоровьем мальчика часто вывозили на Кавказ, красота которого воспевалась им еще в ранних стихах.
    В 1828 году Лермонтов поступает в Московский благородный пансион, в 1830 – 1832 годах он

    учится на нравственно-политическом отделении Московского университета, из которого его отчисляют за вольномыслие. В 1832 году вместе с

    9

    бабушкой он переезжает в Петербург и поступает в Школу юнкеров, а в 1834 произведен в чин корнета лейб-гвардии Гусарского полка.
    Уже в юношеских стихотворениях («Парус» (1832)) Лермонтова проявился основной мотив его творчества – одиночество, связанный как с особенностями личности самого поэта, так и с романтической традицией и ее культом героя-одиночки, отвергнутого обществом, - бунтаря и свободолюбца.
    Юный поэт, находясь под влиянием Байрона и Пушкина, стремится избавиться от этого влияния, осознать свой собственный путь. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832) поэт подчеркивает свою «русскую душу», но тем не менее еще остаются сильны байронические мотивы.
    Первым, напечатанным с ведома поэта, стихотворением было «Бородино» (1837), в котором впервые проявился лермонтовский реализм.
    В 1837 году Лермонтов, находясь в Петербурге, получил известие о гибели Пушкина и немедленно

    откликнулся гневным стихотворением «Смерть поэта» - первым в истории литературы, в котором во всей полноте осознается значение великого русского поэта. Признавая опасность этого

    10

    стихотворения, распространяющегося в списках, Николай I распорядился арестовать Лермонтова и сослать на Кавказ. В 1838 году с согласия царя на настоятельные прошения Е.А. Арсеньевой поэта вернули из ссылки.
    Раздумьям о судьбе своего поколения, обреченного на бездействие и бесславие, посвящено стихотворение «Дума» (1838).Горькие раздумья поэта об одиночестве в обществе «светской черни» наполняют его стихи «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840), «И скучно и грустно, и некому руку подать…» (1840).
    Но не все так мрачно в художественном мире Лермонтова: поэт порой умеет находить гармонию с миром. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную», 1839), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Выхожу один я на дорогу» (1841) подводят итоги лирических мечтаний поэта о гармонии с природой.
    Реалистическая драма в стихах «Маскарад» (1835 - 1836) стала вершиной драматургии Лермонтова. Вершиной творчества поэта в крупной поэтической форме стали поэмы «Демон» (1839) и «Мцыри» (1839), а итоговым прозаическим произведением – роман «Герой нашего времени» (1837 –1840). Это первый русский реалистический роман в прозе. Открытие Лермонтова-романиста

    11

    заключается также в глубоком проникновении во внутренний мир Печорина, поэтому «Герой нашего времени» - это и первый русский психологический роман.
    Трагической оказалась судьба самого Лермонтова. В 1840 году за дуэль с сыном французского посла он был вновь сослан на Кавказ. Здесь Лермонтов участвует в боевых действиях, а в 1841 году после непродолжительного отпуска, проведенного в Петербурге, он возвращается в Пятигорск. Представители петербургского общества, находящегося на минеральных водах, многие из которых ненавидели поэта, спровоцировали конфликт сбывшим приятелем Лермонтова. Столкновение приводит к дуэли: 15 июля у подножия горы Машук Мартынов убил Лермонтова. Тело поэта было сначала погребено в Пятигорске, а в 1842 году по настоянию бабушки Е.А. Арсеньевой перезахоронено в могильном склепе в Тарханах.

    Гоголь
    Гоголь Николай Васильевич (1809 - 1852) Полную свою фамилию Гоголь-Яновский, доставшуюся от родителей, мелкопоместных украинских дворян, Гоголь сократил до первой части. Родился

    12

    писатель в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство его прошло в имении отца Васильевка–Яновщина. Учится Гоголь сначала в Полтавском училище, в 1821 – 1828 годах – в Гимназии высших наук в г. Нежине.
    Первую свою поэму «Ганс Кюхельгартен» Гоголь издает в Петербурге в 1829 году, куда переезжает после окончания Нежинской гимназии, а после ее провала скупает на последние деньги все экземпляры и сжигает их. Так, уже с первых шагов в литературе у Гоголя появляется страсть сжигать собственные произведения. В 1831 и 1832 годах выходят две части сборника повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь. Или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка, «Заколдованное место»). Юмористические

    повести «Вечеров» содержат богатый украинский фольклор, благодаря которому созданы комические и романтико-фантастические образы и ситуации. Публикация сборника сразу принесла Гоголю славу комического писателя.
    В 1835 году Гоголь получает место адъюнкт - профессора в Петербургском университете и

    13

    читает лекции по истории средних веков. Новые сборники повестей «Миргород» (1835) («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и «Арабески» (1835) («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет») свидетельствуют о повороте писателя к реализму, но реализму особому – фантастическому.
    Новаторской была и драматургия Гоголя: комедии «Ревизор» (1835) и «Женитьба» (1841) обогатили новым содержанием русский театр. «Ревизор» написан на сюжет забавной истории, рассказанной Гоголю Пушкиным, о том, как провинциальные чиновники приняли за ревизора Хлестакова, «пустейшего человека». Комедия имела огромный успех у публики и породила огромное количество отзывов – от самых ругательских до самых восторженных.
    Фантастическая повесть «Нос» (1836), а затем повесть «Шинель» (1842) завершают «Петербургские повести» Гоголя. В «Шинели» писатель продолжил начатую Пушкиным тему «маленького человека».
    Еще в 1835 году по легенде, распространенной самим Гоголем, Пушкин «подарил» ему сюжет главного произведения всей его жизни – поэмы (в

    14

    прозе) «Мертвые души». В 1836 году Гоголь уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Париж и до 1848 года проживал в Риме, где и начал свою бессмертную поэму. Сюжетная основа гоголевской поэмы проста: авантюрист Чичиков, путешествуя по России, намеревается скупить у помещиков умерших крестьян, числившихся живыми на бумаге, – в «ревизских сказках», а затем заложить их в Опекунский совет, получив за это деньги. Герой предполагает изъездить всю Россию, что и требовалось автору для создания всеохватывающей картины русской жизни. В результате возникает удивительная картина гоголевской России. Это не только «мертвые души» помещиков и чиновников, но и «живые души» крестьян как воплощение русского

    национального характера. Авторское отношение к народу, к родине выражается в многочисленных авторских отступлениях. С особой любовью и размахом в них Гоголь пишет о России и ее будущем, создавая величественные образы дороги и мчащейся по ней «птицы-тройки».
    В планах автора было воскресить «мертвую душу» Чичикова, сделать его идеальным русским помещиком, крепким хозяйственником. Образы подобных помещиков намечены в сохранившихся черновых вариантах II тома «Мертвых душ».

    15

    К концу жизни Гоголь испытывает глубокий духовный кризис, связанный с тем, что он не находит в себе силы быть истинным религиозным писателем (целиком проблемам духовной жизни посвящена скандально известная и недооцененная современниками книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)), так как нравственное воскрешение героев «Мертвых душ» - задача религиозная, связанная с христианской традицией.
    Перед смертью Гоголь сжигает вариант второго тома своей поэмы. Это была обычная практика: неудавшиеся, по его мнению, тексты он уничтожал, чтобы переписать заново. Однако на этот раз - не успел. Гоголь умер в Москве, был

    похоронен в Свято-Даниловом монастыре, а в 1931 году прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Литература второй половины XIX века
    Особенности развития русской литературы в 60-90 годы XIX века
    60-е годы 19 века – одна из самых ярких страниц в истории идейного и художественного развития нашей страны. В эти годы во всей красоте и силе раскрылось творчество таких замечательных писателей, как Островский, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Чехов и др., таких талантливых критиков, как Добролюбов, Писарев,

    16

    Чернышевский и др., таких гениальных художников, как Репин, Крамской, Перов, Суриков, Васнецов, Саврасов и др., таких выдающихся композиторов, как Чайковский, Мусоргский, Глинка, Бородин, Римский-Корсаков и др.
    К середине 50-х годов 19 века стало ясно, что «узел всех зол» в России –крепостное право. Это понимали все. Но не было единодушия в том, как от него избавиться. Демократы во главе с Чернышевским призывали народ к революции. Им противостояли консерваторы и либералы, которые

    считали, что крепостничество должно быть отменено путем реформ «сверху». В 1861 году царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостного права, но это «освобождение» оказалось обманом, так как земля оставалась собственностью помещиков.
    Политическая борьба между демократами, с одной стороны, и консерваторами и либералами, с другой, отразилась и на литературной борьбе. Ареной этой борьбы стал, в частности, журнал «Современник» (1847 - 1866), а после его закрытия журнал «Отечественные записки» (1868 - 1884).

    Островский
    Островский Александр Николаевич (1823 - 1886)

    17

    Родился А.Н. Островский 31 марта 1823 года в Москве в семье чиновника – разночинца. Семья Островских жила в то время в Замоскворечье, в той части Москвы, где издавна селились купцы. Впоследствии они станут героями его произведений, за что и назовут Островского Колумбом Замоскворечья.
    В 1840 году Островский поступает на юридический факультет Московского Университета, но профессия юриста не привлекает его, и в 1843 году он оставляет университет. Отец лишает его материальной поддержки, и А.Н. поступает на службу в «совестный суд». В

    «совестном суде» разбирали дела «по
    совести» между родственниками. Через два года, в 1845 году, он переводится переписчиком бумаг в коммерческий суд. В 1847 году выходит его первая пьеса «Свои люди - сочтемся» («Банкрот»).
    С начала 1850-х годов пьесы Островского ставятся с успехом петербургским Александринским и московским Малым театрами. С Малым театром будет связана почти вся драматургия русского классика.
    С середины 50-х годов писатель сотрудничает в журнале «Современник». В 1856 году он вместе с научной экспедицией совершает путешествие по верховьям Волги, изучает быт приволжских

    18

    городов. Результатом этой поездки стала пьеса «Гроза», напечатанная в 1859 году. После «Грозы» жизнь писателя текла ровно, он много работает над своими произведениями.
    В 1886 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров, начальником театрального училища. Он мечтает о реформе театра, однако мечтам писателя не суждено было сбыться. Весной 1886 года он тяжело заболевает и уезжает в имение Щелыково в Костромской губернии, где 2 июня 1886 года умирает. Островский – автор более 47 оригинальных пьес. Среди них: «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Волки и овцы», «Не все коту масленица», «Горячее сердце», «Снегурочка» и др.

    Тургенев
    Тургенев Иван Сергеевич (1818 - 1883)
    По рождению Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду.
    Детство будущего писателя прошло в поместье матери – Спасском - Лутовинове. Отец его, занятый только собою, ни во что не вмешивался.

    19

    Хозяйничала Варвара Петровна, неограниченно проявляя свой деспотичный характер. Иван был любимым сыном Варвары Петровны но это была тяжелая, ревнивая, эгоистичная любовь. Варвара Петровна требовала от окружающих, особенно от Ивана, безграничного обожания, отказа ради любви к ней от всяких других интересов. До конца жизни в сердце Тургенева жили два чувства: любовь к матери и стремление освободиться от ее тиранической опеки. Иван Сергеевич
    рано понял, что деспотизм Варвары Петровны – явление, характерное для всего общественного строя. «Я родился и вырос в атмосфере, где

    царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины ипр. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне»,- вспоминал впоследствии Тургенев. Стремясь дать детям наилучшее образование, Тургеневы не жалели ни денег, ни собственных усилий. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки, по-английски; особое внимание в семье обращали на овладение родным языком. В 1827 году родители переехали в Москву, чтобы продолжить образование детей. Сначала Иван Сергеевич учился в частных пансионатах, затем под руководством приглашенных в дом учителей готовился к поступлению в университет.

    20

    В 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860). В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору

    пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер ,а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицинской».
    В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел. Но служебная деятельность не привлекает его: через полтора года он уходит в отставку, чтобы заняться литературной деятельностью.
    В 1843 году было опубликовано первое значительное произведение И.С. Тургенева – поэма «Параша». В том же 1843 году произошла встреча Тургенева с талантливой певицей Полиной Виардо, ставшей его самым близким другом на

    21

    всю жизнь.
    1846 год – начало сотрудничества с «Современником».
    1 период творчества. (1841 - 1852) Повести «Андрей Колосов», «Три портрета»,«Помещик», «Муму», большая часть рассказов из цикла «Записки охотника», пьесы «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне», «Нахлебник» и др.
    Тургенев был арестован и сослан в Спасское - Лутовиново. 2 период творчества (1854 -1865) - вершина творчества писателя.
    Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»(1860 г.), «Отцы и дети» (1862 г.), повести «Ася», «Первая любовь» и др.
    3 период творчества. (1866 – 1883)
    Романы «Дым»(1867 г.), «Новь»(1877 г.), повести «Вешние воды», «Клара Милич» , «Песнь торжествующей любви» и др., «Стихотворения в прозе».
    Иван Сергеевич Тургенев скончался 22 августа (3 сентября) в Буживале. По высказанному им перед смертью желанию похоронен он был в Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой В.Г. Белинского.

    22

    Лесков
    Лесков Николай Семёнович (1831-1895)
    Литературную деятельность Н.С. Лесков начал в 1860 году как публицист. К этому времени он прошел основательную школу труда, испытаний и познания родной страны.
    Родился Николай Семенович 4(16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии в семье вышедшего из духовенства мелкого чиновника, который женился на дворянке. Первоначальное образование он получил в семье знатных и богатых родственников Страховых, потом в Орловской губернской гимназии. Осиротев в детстве, будущий писатель рано начал свою трудовую жизнь.
    В 1861 году начинающий публицист переезжает в Петербург и, оставив службу, становится профессиональным литератором.
    В своих статьях Н.С. Лесков касается тех злободневных вопросов, которые выдвинула эпоха: он с гневом пишет об угнетении крестьян, настаивает на ликвидации дворянских привилегий и т. д. Однако Лесков не принимает аппозицию журнала «Современник». Сам он сторонник умеренных либеральных преобразований без спешки и кровавого насилия.

    23

    Свое отношение к действительности писатель отобразил в произведениях «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Очарованный странник»(1872), «Сказ о тульском косом Левше» (1881), «Тупейный художник» (1883) и др.

    Толстой
    Толстой Лев Николаевич (1828 -1910)
    «Великий писатель земли русской» (по словам И.С. Тургенева) родился 28.08.1828 года в имении Ясная Поляна под Тулой. Детство Толстого и трех его братьев и сестры омрачилось смертью родителей – Марии Николаевны (в 1830 году) и

    Николая Ильича (в 1837 году). В 1841 году детей перевозит в Казань их опекунша сестра отца П.И. Юшкова. Для будущего создателя «Войны и мира» семейные отношения были важным моментом в жизни, поэтому многочисленные его родственники (в том числе и родители) стали прототипами главных героев романа-эпопеи.
    В 1844 году Толстой поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, в 1845 году переводится на юридический факультет, а в 1847 году, не закончив курса. Уходит из университета и пытается заняться хозяйственной деятельностью в полученной во владение Ясной

    24

    Поляне. Довольно часто он посещает Москву и Петербург, но «находит себя» на военной службе на Кавказе (1851). С 1847 года Толстой ведет дневник, ставший для него школой литературного мастерства.
    Именно в дневнике появляется пристальное внимание к малейшим движениям души, проявившееся в первых его повестях «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), напечатанных в «Современнике» и получивших восторженный отзыв Некрасова.
    В 1854 году Толстой переводится в действующую армию. Во время Крымской войны он участвует в обороне Севастополя. Находясь в осаждаемом городе, он пишет цикл очерков «Севастопольские рассказы» (1854 -1855).
    В конце 1856 года Толстой в чине поручика выходит в отставку, едет в Петербург и начинает сотрудничество с «Современником». Период с 1856 по 1862 год – этап творческих поисков писателя. Рассказы «Люцерн» (1857), «Три смерти» (1859), неоконченная повесть «Казаки» (1853 - 1863) – это постоянные раздумья писателя о различных моральных устоях господ и народа.

    В начале 60-х годов Толстой с головой погружается в общественную работу. В Ясной

    25

    Поляне, он начинает работать над романом – эпопеей «Война и мир»(1863 - 1869).
    Если в «Войне и мире» Толстого прежде всего интересовала «мысль народная», то в следующем романе, «Анна Каренина» (1873 - 1877), по его словам, ключевой становится «мысль семейная».
    В начале 80-х годов после серьезного духовного кризиса он пишет публицистические статьи «Исповедь», «Со мной случился переворот» и др.
    Поздний Толстой представлен такими шедеврами, как рассказы «Холстомер», «После бала», повести

    «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и др.
    Осенью 1910 года Толстой уходит из Ясной Поляны тайком от семьи и поклонников, садится в самый простой железнодорожный вагон поезда, следовавшего в южном направлении. Но еще по дороге он простудился, заболел воспалением легких и умер.
    Похоронен Толстой в Ясной Поляне, в любимом лесу над оврагом, в могиле без памятников и эпитафий.
    Заключение

    Значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой…» «Гигант

    26

    Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России…беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой…Достоевский…чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси… Все это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их».
    В словах М. Горького подчеркиваются две особенности русской литературы: ее необыкновенно быстрый расцвет, поставивший ее уже в конце XIX века на первое место среди литератур мира, и обилие талантов, рожденных Россией.
    Быстрый расцвет и обилие талантов – это яркие внешние показатели блестящего пути русской литературы.
    Глубокая идейность и прогрессивность русской литературы определялись ее неизменной связью с освободительной борьбой народа. Передовая русская литература всегда отличалась демократизмом, выросшим на почве борьбы с самодержавно-крепостническим режимом.

    27

    Начиная с Радищева и кончая Чеховым, русские писатели XIX века говорили о нравственном вырождении господствующих классов, о произволе и безнаказанности одних и бесправии других, о социальном неравенстве и духовном порабощении человека. В произведениях: «Мертвые души», «Преступление и наказание», сказки Щедрина, «Кому на Руси жить хорошо»,

    «Воскресение». К решению острейших проблем современности авторы их подходили с позиций подлинного гуманизма, с позиций интересов народа.
    Народность нашей литературы составляет одно из высших ее идейно-эстетических достижений. Народность русской классической литературы неразрывно связана с другой ее особенностью – патриотизмом. Тревога за судьбу родной страны, боль, вызванная бедами, которые она претерпевала, стремление заглянуть в будущее и вера в него – все это присуще было великим писателям земли русской.

    28

    Источники
    http://ru.wikipedia.org/
    http://bibliofond.ru/
    http://www.vevivi.ru/best/Literatura-XIX-veka

    29


    написать администратору сайта