философия. Немецкая философия Иммануил Кант
Скачать 12.91 Kb.
|
Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация «Смоленский колледж международного юридического института» Дисциплина: «Основы философии» Реферат Тема: «Немецкая философия Иммануил Кант» па Смоленск 2022 Введение Понятие «немецкая классическая философия», введенное Ф. Энгельсом, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. – первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражение наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. В отличие от английских и особенно французских философов XVIII в., стремившихся популяризировать свои учения среди возможно более широких слоев читателей и находивших подходящий для этого способ изложения, немецкие мыслители от Канта до Гегеля предназначали свои сочинения большей частью для ограниченного круга читателей, состоящего из тех, кто профессионально занимался философией. Поэтому для современных студентов и особенно для студентов технических специальностей данный раздел философии представляет значительную трудность в понимании и усвоении основных идей немецких мыслителей. Свою задачу разработчик данного методического пособия видел в том, чтобы в максимально доступной форме, но без упрощения сути дела осветить для студентов сложный путь развития немецкой философской мысли от Канта до Гегеля и Фейербаха, обращая вместе с тем внимание на эволюцию воззрений ее ведущих представителей. Приступая к изучению темы, необходимо указать на то, что немецкая философия носит национальный характер, т. е. объяснить, что вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в отрыве от специфики исторического процесса нельзя. При этом национальная философия составляет стержень национального самосознания и открывает такие истины, вырабатывает такие ценности, которые определяют сущность мировоззрения народа этой страны. Философия И. Канта (1724-1804) Теория познания И. Кант совершил своеобразный переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта – как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания. Кант сделал гносеологию основной философией, предметом которойявляется не природа, мир или человек, а познавательная деятельность субъекта, а также установление законов человеческого разума, определение его границ. На место онтологии (идей рационализма XVII в.) Кант поставил гносеологию, перейдя от метафизики субстанции к критическому анализу познавательных способностей субъекта. Наиболее важной книгой Канта является «Критика чистого разума», в которой он проанализировал процесс познания и дал понятия знания а priori (т. е. до опыта). В чем оно состоит? 1. Согласно Канту, внешний мир дает нам материю ощущений, но наш собственный разум упорядочивает эту материю в пространстве и во времени и вырабатывает понятия, посредством которого мы понимаем опыт. По Канту, всеобщему субъекту познания присущи следующие познавательные способности: первая – опыт. Всякое познание начинается с опыта, но опытом не исчерпывается, так как часть знания порождается самой познавательной способностью. Такими априорными знаниями на уровне чувственного восприятия являются пространство и время, которые по своей природе субъективны, так как являются продуктом восприятия субъекта. вторая – рассудок. Рассудок есть способность мыслить то, что ему предоставляют чувства. Чувственность обладает содержанием без понятий. Рассудок имеет пустые понятия без содержания. На уровне рассудка содержание чувственного восприятия упорядочивается категориальным каркасом, который представлен: - количеством (единство, множество, цельность); - качеством (реальность, отрицание, ограничение); - отношением (субстанция, причина, взаимодействие); - модальностью (возможность, действительность, необходимость). Эта система категорий для Канта стала основанием для трансцендентальной логики, ориентированной на упорядочивание информации чувственного восприятия. Кантовская логика была построена по закону триадичности. Каждая третья категория является результатом синтеза (взаимодействия) первых двух, что обеспечивало целостное восприятие на рассудочном уровне.Для отдельно взятого человека категории – априори. Но для субъекта, в качестве которого выступает все человечество, они апостериори, т. е. являются результатом опыта ряда поколений, а поэтому и воспринимаются как само собой разумеющееся на уровне индивида. третья способность познания – разум. Разум, в отличие от рассудка, направлен не на опыт, а на создание правил для деятельности рассудка. Разум выступает генератором идей. Кант выделяет три идеи разума: 1) психологическую, или идею о душе как безусловном единстве всех душевных процессов; 2) космологическую, или идею о мире как единстве; 3) теологическую, или идею о Боге как безусловной причине сущего. Мир, являющийся причиной наших ощущений, есть вещь в себе, он не познаваем. Этот мир, т.е. вещь в себе, не находится в пространстве и во времени, не является субстанцией. Пространство и время субъективны, они являются продуктом восприятия субъекта. Мы как бы носим пространственные очки в нашем уме, а потому и думаем, что видим все в пространстве. Отрицая познаваемость вещей в себе, Кант утверждал, что объект познания конструируется посредством априорных форм и категорий человеческого сознания, т. е. человек может знать о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Вещи, как они существуют в сознании, Кант называл явлениями. 2. С точки зрения Канта, идеям разума не соответствует действительность. Эти идеи присущи только чистому разуму. В тех случаях, когда чистый разум пытается подвести действительность под присущие ему идеи, он впадает в противоречие с самим собою. Эти неразрешимые противоречия Кант назвал антиномиями. Антиномии – это такие противоположения, в которых одна из сторон, будучи противоположной другой, может быть аргументирована с такой же степенью логической доказательности, как и другая. Исследование антиномий Кант назвал «трансцендентальной антитетикой». В учении об антиномиях проявилась диалектическая тенденция Канта, оказавшая значительное влияние на последующее развитие диалектической мысли. Кант установил противоречие между понятиями конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, хотя диалектического перехода противоречивых понятий друг в друга он не видел. При этом, согласно Канту, антиномии показывают, что разум (также как и чувственность и рассудок) бессилен познать мир как таковой. Этика Канта 1) Практическое применение разума, или этика Канта, рассматривается в работе «Критика практического разума» и «Пролегомены»1 ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Этика Канта имеет важное историко-философское значение, прежде всего из-за ее «категорического императива». Что это такое? Дело в том, что Канта не устраивал утилитарный подход к морали, т. е. когда цели морали лежат вне ее самой. Он хотел бы получить метафизику морали, не обусловленную теологией или чем-либо еще. Все моральные понятия, считал Кант, имеют свое место и происхождение всецело, а priori в разуме. Моральная ценность существует только тогда, когда человек действует, исходя из чувства долга. Причем, недостаточно, чтобы действие человека было таким, как может приписать долг. Торговец, честность которого обусловлена его интересом, не является добродетельным. Сущность морали должна быть выведена из понятия закона. Закон есть приказ разума, а формула приказа называется императивом. Далее по Канту, есть два вида императива: 1-й, условный, который гласит: «вы должны сделать то-то и то-то, если вы желаете достигнуть такой-то цели» и 2-й, категорический, который гласит, что определенный тип действия объективно необходим безотносительно к цели. Категорический императив является априорным. Моральный закон содержит в себе абсолютную необходимость: заповедь «не лги», например, действительна не только для людей, но для разумных существ вообще, а следовательно, «основу обязательности должно искать не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, а аpriori исключительно в понятиях чистого разума». 1.Согласно этическому учению Канта, существует основной закон чистого практического разума, один категорический императив: “Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», т. е. поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других. Кроме того, категорический императив Канта требовал соблюдения нравственного долга ради самого долга. Например, если я помогаю другу из любви к нему или спасаю его из сострадания, то я, по Канту, не совершаю истинно нравственного поступка, так как эта норма моего поступка не может стать принципом всеобщего законодательства. Этот двойственный характер кантовской морали был очевиден и его современникам. Так, например, Шиллер писал: Сомнение совести Ближним охотно служу, но – увы! – имею к ним склонность. Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я? Решение Нет тут другого пути: стараясь питать к ним презренье И с отвращением в душе, делай, что требует долг. 2.Свой этический закон Кант связывал с рядом постулатов – необходимых допущений, требуемых практическим разумом. Первый постулат – это свобода человеческой воли. Если бы человек, рассуждал Кант, не был свободен следовать голосу нравственного закона, последний бы лишился смысла. Второй постулат – необходимость предполагать бессмертие души. Третий постулат – «гарантией» справедливого воздаяния в потустороннем мире является предположение о существовании верховной причины «высшего блага». Это верховное начало, по утверждению Канта, есть Бог. Таким образом, бытие Бога, недоказуемое «теоретическим разумом», утверждается, по мысли Канта, «разумом практическим». Рассуждая о долге и достоинстве человека, Кант пришел к выводу, что достоинство человека определяется тем, насколько верен человек долгу, т. е насколько он может подняться над самим собой, над чувственностью. Удовольствие или неудовольствие жизнью не могут быть критерием нравственности. Кант утверждал, что нам следует действовать так, чтобы каждый человек рассматривался сам по себе как цель. В связи с этим он вывел практический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству». Таким образом, практический разум способен дать высшее знание категорического императива, благодаря которому человек сможет жить сообразно мировому нравственному закону. Эвдемонизм (учение о счастье) Канта построен на предпочтении долга временным удовольствиям. Социально-политические взгляды Канта Социально-политические взгляды Канта были обусловлены политической обстановкой, сложившейся в Европе в тот период. Кант солидаризировался с просветительской философией истории в установке на объяснение ее исключительно естественными причинами, он отказывался объяснять ее «трансцендентными», сверхъестественными причинами. Принимая выдвинутое просветительской мыслью положение о прогрессе человечества в ходе истории, Кант стремился понять это поступательное движение как закономерное. Становление и развитие человечества, его прогресс Кант понимает как результат деятельности самих людей, создающих то, чего не существует в природе, и благодаря этому освобождающихся от той подчиненности, в какой находятся по отношению к ней животные. Первоочередной задачей Кант считал освобождение людей от зависимости со стороны духовенства, теологов и предоставление людям права самостоятельно судить о религии. Основной целью раскрепощения человеческих умов Кант считал обеспечение самостоятельности мысли, которую можно беспрепятственно высказывать как в устной, так и печатной форме перед самой широкой общественной аудиторией. Размышляя о республиканском государственном устройстве, Кант приходит к мысли о том, что наилучшим образом принципы республиканского правления могут быть осуществлены в государстве, возглавляемом монархом, который руководствуется той общей волей граждан, которую адекватно выражают философы. По Канту, именно философы, а не избираемые населением делегаты, являются его подлинными представителями перед государственной властью. Согласно Канту, в истинной республике должны править общеобязательные законы, а входящим в правительство людям надлежит лишь обеспечивать их неукоснительное исполнение. Важнейшее место в социально-исторической философии Канта занимали проблемы войны и мира. В трактате «О вечном мире» он обосновывал идею федерации свободных государств, связанных договором, запрещающим войну. Разум, писал он, осуждает войну, а предотвратить ее может только международное правительство. Кант пережил семилетнюю войну (когда русские оккупировали Восточную Пруссию), французскую революцию и ранний период карьеры Наполеона, так что он имел все основания для размышлений на этот предмет. Анализ главных произведений И. Канта дает возможность сделать вывод о том, что его философия – это, прежде всего, теория познания, сердцевину которой составляет учение об априорных синтетических, т. е.трансцендентальных, суждениях. Философия Канта–это трансцендентальная философия. Именно ею он обогатил мировую философию. Список литературы 1.Хрестоматия по истории философии / под ред. Л.А. Микешина. М. :[б. и.], 1997 2. Гурьевич П.С. Мир философии: Книга для чтения: в 2 ч. Ч. 1 / П. С. Гурьевич. М. : [б. и.], 1991 3. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии / П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : [б. и. ], ПБОЮЛ М. А.Захаров. 2001 |