Главная страница
Навигация по странице:

  • Первая "Совет по международным отношениям "

  • В 1954 году была

  • В 1973 активистами

  • . "Трехсторонней" комиссия названа

  • НЕОМОНДАЛИЗМ.

  • 10 Геополитическая схема Х.Маккиндера и её отражение в реальной политике ХХ века.

  • «сердцевинного (осевого) ареала мировой политики»

  • внутренней

  • «внешний полумесяц»

  • Вопросы к зачету по геополитике. ГеОпОлиитикаа. Непосредственные отношения между человеком и географической средой, государством и землей


    Скачать 95 Kb.
    НазваниеНепосредственные отношения между человеком и географической средой, государством и землей
    АнкорВопросы к зачету по геополитике
    Дата25.06.2020
    Размер95 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГеОпОлиитикаа.doc
    ТипДокументы
    #132656

    8) Антропогеография Ратцеля: сущность, содержание, особенности восприятия международных отношений и внешней политики государств.

    В 1882 г. в Штуттгарте вышел фундаментальный труд Ратцеля «Антропогеография», в котором он сформулировал свои основные идеи: связь эволюции народов и демографии с географическими данными, влияние рельефа местности на культурное и политическое становление народов

    • непосредственные отношения между человеком и географической средой, государством и землей. 

    •  Политическая жизнь, по Ратцелю, обусловлена 14 непосредственным воздействием географической среды, а государство «так же старо, как семья и общество» и представляет собой «единство народа с известным почвенным пространством» и особый биологический организм.

    • Он рассматривал государство как биологический организм в тесной и неразрывной связи со свойствами населяющего его этноса, частично - со свойствами земли и природными условиями в целом.

    • государство совпадает с государственно организованным обществом, оно является выражением интересов всего общества. «Государство возникает там, - писал Ратцель, - где все общество объединяется во имя целей, которые являются лишь целями всего общества и могут быть достигнуты лишь благодаря общим усилиям в течение определенного времени. Здесь мы имеем дело непосредственно с преимуществом целого...» «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы.

    • важными характеристиками являются размеры, местоположение и границы. Далее следуют типы почвы вместе с растительностью, ирригация и, наконец, соотношение с остальными конгломератами земной поверхности, в первую очередь, с прилегающими морями и незаселенными землями, которые, на первый взгляд, не представляют политического интереса. Совокупность всех этих характеристик составляет страну (Land). Но когда говорят о «нашей стране», к этому добавляется все то, что человек создал, и все связанные с землей воспоминания

    • Отношение к государству как к живому организму предполагало отказ от концепции «нерушимости границ». Государство рождается, растет, умирает, подобно живому существу. Следовательно его пространственное расширение и сжатие являются естественными процессами, связанными с его внутренним жизненным циклом.

     «О законах пространственного роста государств» 

     Законы эти таковы:

    1. Пространство государства растет вместе с ростом их культуры.

    2. Пространственный рост государства сопровождается иными симптомами развития: развитием идей, торговли, производства, миссионерством, повышенной активностью в различных сферах.

    3. Рост государства осуществляется путем присоединения и поглощения меньших государств.

    4. Граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы или слабости и изменений в его организме.

    5. В своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, бассейны рек, равнины, районы, богатые ресурсами.

    6. Исходный импульс к пространственному росту приходит к государствам извне - благодаря перепадам уровней цивилизации соответствующих территорий.

    7. Общая тенденция к слиянию и поглощению более слабых наций, разветвляясь в ходе своего развития, переходит от государства к государству и по мере перехода набирает силу, то есть непрерывно подталкивает к еще большему увеличению территорий.

    9 Система геонаук (Р. Челлен)


    Как и Ратцель, он считал, что на основе всестороннего изучения индивидуального государства могут быть дедуцированы некоторые самые общие принципы и законы, подходящие для всех государств и всех времен. Одним из них является сила государства.

    • малые страны в силу своего географического положения «обречены» на подчинение «великим державам», которые опять-таки в силу своей «географической судьбы», обязаны объединить их в большие географические и хозяйственные «комплексы».

    • государство есть живой организм. «Государство - не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойственен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование или живое существо».

    •  Как таковое государство наиболее полно выражено в империи - в этой общности территорий и пространств. Отсюда понятно, что геополитика как политическая наука, прежде всего имеет ввиду государственное единство и одна из ее задач - внести свой вклад в понимание сущности государства

    •  Большие государства растут за счет малых.

    • помимо физико-географических черт, государство, по Челлену, выражает себя в четырех ипостасях: как определенная форма хозяйства со своей особой экономической активностью; как народ со своими этническими характеристиками; как социальное общество различных классов и профессий и, наконец, как форма государственного управления со своей конституционной и административной структурой. Взятые вместе, они, по выражению Челлена, образуют «пять элементов одной и той же силы, подобно пяти пальцам на одной руке, которая трудится в мирное время и сражается в военное».

    •  не стихийный инстинкт завоевания, а естественный и необходимый рост в целях самосохранения». «Борьба за существование» является, согласно Челлену, сущностью всякого организма, а война - конкретная форма проявления «борьбы за существование» между государствами - является борьбой за пространство и подчиняется вечным законам природы. 

    12 Концепция «Морской силы» (А.Мэхэн)


    Признавая первостепенное влияние морских вооруженных сил на историю войн и судьбы государств, Мэхэн попытался установить непосредственную связь между географическим положением государства, «характером народа», и «морской силой». Мэхэн утверждал, что «история прибрежных наций» определялась прежде всего «условиями положения, протяжения и очертания береговой линии», а также «численностью и характером населения»

    • Для Мэхэна главным инструментом политики является торговля. Военные действия должны лишь обеспечить наиболее благоприятные условия для создания планетарной торговой цивилизации.

    • анализировать позицию и геополитический статус государства следует на основании шести критериев:

    1. Географическое положение государства, его открытость морям, возможность морских коммуникаций с другими странами. Протяженность сухопутных границ, способность контролировать стратегически важные регионы. Способность угрожать своим флотом территории противника.

    2. «Физическая конфигурация» государства, то есть конфигурация морских побережий и количество портов, на них расположенных. От этого зависит процветание торговли и стратегическая защищенность.

    3. Протяженность территории. Она равна протяженности береговой линии.

    4. Статистическое количество населения. Оно важно для оценки способности государства строить корабли и их обслуживать.

    5. Национальный характер. Способность народа к занятию торговлей, так как морская сила основывается на мирной и широкой торговле.

    6. Политический характер правления. От этого зависит переориентация лучших природных и человеческих ресурсов на созидание морской силы.

    • Мэхэн строит свою геополитическую теорию исходя исключительно их «морской силы» и ее интересов. 

    • Понятие «морская сила» основывается для него на свободе «морской торговли», а военно-морской флот служит лишь гарантом обеспечения этой торговли.

    •  Мэхэн выделял условия, определяющие основные параметры морской силы: географическое положение страны, ее природные ресурсы и климат, протяженность территории, численность населения, национальный характер и государственный строй.

    • Мэхэн пришел к выводу относительно главной опасности для «морской цивилизации». Эту опасность представляют континентальные государства Евразии - в первую очередь Россия и Китай, а во вторую - Германия. 

    • По Мэхэну, евразийские державы (Россия, Китай, Германия) следует удушать в кольцах «анаконды», сдавливая континентальную массу за счет выведенных из- под ее контроля береговых зон и перекрывая по возможности выходы к морским пространствам.


    15 Имперская геоидеология (К. Хаусхофер)


    Именно Карлу Хаусхоферу (1869-1946) геополитика во многом обязана тем, что она долгое время рассматривалась не просто как «псевдонаука», но и как «человеконенавистническая», «фашистская», «людоедская» теория. Развивая взгляды Ратцеля и Челлена, Хаусхофер придал геополитике тот вид в котором она стала частью официальной доктрины Третьего рейха.

    • Основой геополитической концепции Хаусхофера послужило изучение им истории становления и географического распространения государств Дальнего Востока, прежде всего Японии, на примере которой он пытался продемонстрировать взаимосвязь между пространственным ростом государства и развитием составляющей его этнической общности.

    • Картина планетарного дуализма - «морские силы» против «континентальных сил» или талассократия («власть посредством моря») против теллурократии («власть посредством земли») - являлась для него тем ключом, который открывал все тайны международной политики, к которой оно был причастен самым прямым образом. 

    • Планетарный дуализм «морской силы» и «сухопутной силы» ставил Германию перед проблемой геополитической самоидентификации. Но само положение Германии в Центре Европы, пространственное и культурное «срединное положение», делало ее естественным противником западных морских держав - Англии, Франции, в перспективе - США.

    • На этом анализе основывается вся геополитическая доктрина Карла Хаусхофера и его последователей, которая заключается в необходимости создания континентального блока или оси Берлин - Москва - Токио. В таком блоке не было ничего случайного - это был единственный полноценный и адекватный ответ на стратегию противоположного лагеря, который не скрывал, что самой большой опасностью для него было бы создание аналогичного евразийского альянса

    • линия получила название «ориентация на Восток», поскольку предполагала самоидентификацию Германии, ее народа и ее культуры как западного продолжения евразийской, азиатской традиции.

    •  В этой связи следует подчеркнуть, что концепция «открытости Востоку» у Хаусхофера совсем не означала «оккупацию славянских земель». Речь шла о совместном цивилизационном усилии двух континентальных держав - России и Германии, которые должны были бы установить «Новый Евразийский Порядок» и переструктурировать континентальное пространство Мирового Острова, чтобы полностью вывести его из-под влияния «морской силы».

    • Расширение немецкого пространства планировалось Хаусхофером не за счет колонизации русских земель, а за счет освоения гигантских незаселенных азиатских пространств и реорганизации земель Восточной Европы. 

    • Главной движущей силой государства К. Хаусхофер считал обеспечение и расширение жизненного пространства. Расширяя свое жизненное пространство, утверждал он, динамическое государство обеспечивает себе большую экономическую автаркию, или независимость от своих соседей. Завоевание такой свободы рассматривалось как показатель истиной великой державы. Важным способом территориального расширения такой державы, по его мнению, является поглощение более мелких государств. 

    • история человечества - «борьба за жизненное пространство», и усматривал в этом «основы геополитики». 

    •  Считая, что периоду господства морских держав приходит конец и что будущее принадлежит сухопутным державам, он вместе с тем придавал важное значение и морской мощи государства как средству защиты и расширения его границ.

    Мондиализм и неомондиализм


    Концепция "мондиализма" возникла задолго до окончательной победы Запада в холодной войне. Смысл мондиализма сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к униформному миру.

    • По мере сосредоточения всей концептуально-стратегической власти в США, именно это государство стало главным штабом мондиализма, представители которого образовали параллельную власти структуру, состоящую из советников, аналитиков, исследовательских центров.

    • Так сложилось три основные мондиалистские организации. 

    Первая "Совет по международным отношениям " (Council on Foreign Relations, сокращенно C.F.R). Ее создателем был крупнейший американский банкир Морган. Эта неофициальная организация была занята выработкой американской стратегии в планетарном масштабе, причем конечной целью считалось полная унификация планеты и создание Мирового Правительства.

    • В 1954 году была создана вторая мондиалистская структура Бильдербергский клуб или Бильдербергская группа. Она объединяла уже не только американских аналитиков, политиков, финансистов и интеллектуалов, но и их европейских коллег. Эта организация рассматривалась как международное продолжение C.F.R. 

    • В 1973 активистами Бильдербергской группы была создана третья важнейшая мондиалистская структура "Трехсторонняя комиссия " или "Трилатераль" (Trilateral). Она возглавлялась американцами, входящими в состав C.F.R. и Бильдербергской группы, и имела помимо США, где расположена ее штаб-квартира, еще две штаб-квартиры в Европе и Японии. "Трехсторонней" комиссия названа т.к. призвана объединять под эгидой атлантизма и США три "больших пространства", лидирующих в техническом развитии и рыночной экономике: 1) Амер пространство, включающее в себя Сев и Южную Америки; 2) Европейское пространство; 3) Тихоокеанское пространство, контролируемое Японией.

    НЕОМОНДАЛИЗМ.

     Данное направление не является прямым продолжением исторического мондиализма, который изначально предполагал присутствие в конечной модели левых социалистических элементов. Это промежуточный вариант между собственно мондиализмом и атлантизмом.

    • Cогласно модели Санторо, в наст момент человечество пребывает в переходной стадии от биполярного мира к мондиалистской версии многополярности. Международные институты (ООН и т.д.), которые для оптимистического мондиализма Фукуямы представляются достаточно развитыми, чтобы стать ядром «Мирового Правительства», Санторо представляются, напротив, недействительными и отражающими устаревшую логику двухполярной геополитики. Более того, весь мир несет на себе устойчивый отпечаток холодной войны, геополитическая логика которой остается доминирующей. Санторо предвидит, что такая ситуация не может не кончится периодом цивилизационных катастроф. Далее он излагает предполагаемый сценарий этих катастроф. 

    прямой аналог теории Фукуямы - Жак Аттали. Аттали считает, что в настоящий момент наступает «Третья эра» - эра денег, которые являются универсальным эквивалентом ценности. Тотальное господство на планете единой идеологии и рыночной системы вместе с развитием информационных технологий приводит к тому, что мир становится единым и однородным, геополитические реальности, доминировавшие на протяжении всей истории, в «Третьей эре» отступают на задний план.

    Геоэкономика - это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает экономическую реальность в ее отношении к пространству. Для геоэкономики совершенно не важно, какой народ проживает там-то и там-то, какова его история, культурные традиции и т. д. все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства. Геоэкономика подходит к политической реальности так, как если бы «Мировое Правительство» и единое планетарное государство уже существовали.

    На основе геоэкономического подхода Аттали выделяет три важнейших региона, которые в едином мире станут центрами новых экономических пространств:

    • 1. Американское пространство, объединившее окончательно обе Америки в единую финансово-экономическую зону.

    • 2. Европейское пространство, возникающее после экономического объединения Европы.

    • 3. Тихоокеанский регион, зона «нового процветания», имеющая несколько конкурирующих центров - Токио, Тайвань, Сингапур и т. д.

    Между этими тремя мондиалистскими пространствами, по мнению Аттали, не будет существовать никаких особых различий или противоречий, так как и экономический и идеологический тип будет во всех случаях строго тождественным. Единственная разница - чисто географическое месторасположение наиболее развитых центров, которые будут концентрически структурировать вокруг себя менее развитые регионы, расположенные в пространственной близости. Такая концентрическая реструктуризация сможет осуществиться только в «конце истории» или, в иных терминах, при отмене традиционных реальностей, диктуемых геополитикой.

    Первая, наиболее пацифистская и «примиренческая» версия мондиализма, известна как теория «конвергенции» разработанная в 70-е гг. в недрах C.F.R. группой «левых» аналитиков под руководством Збигнева Бжезинского, эта теория предполагала

    • возможность преодоления идеологического и геополитического дуализма холодной войны через создание нового культурно-идеологического типа цивилизации, который был бы промежуточным между социализмом и капитализмом, между чистым атлантизмом и чистым континентализмом. Бжезинский развивает идею необходимости создания универсальной мировой системы под эгидой США. Советский марксизм рассматривался как преграда, которую можно преодолеть, перейдя к его умеренной, социал-демократической, ревизионистской версии - через отказ от тезисов «диктатуры пролетариата», «классовой борьбы», «национализации средств производства» и «отмены частной собственности». В свою очередь капиталистический Запад должен был бы ограничить свободу рынка, ввести частичное государственное регулирование экономики и т. д. Общность же культурной ориентации могла бы быть найдена в традициях Просвещения и гуманизма, к которым возводимы и западные демократические режимы, и социальная этика коммунизма (в его смягченных социал-демократических версиях). «Мировое правительство», которое могло бы появиться на основе теории конвергенции, мыслилось как допущение Москвы до атлантического управления планетой совместно с Вашингтоном. В этом случае начиналась эпоха всеобщего мира, холодная война заканчивалась, народы сбрасывала тяжесть геополитического напряжения.

    • После распада СССР и победы Запада, атлантизма мондиалистские проекты должны были либо отмереть, либо изменить свою логику. Новой версией мондиализма в постсоветскую эпоху стала доктрина Фрэнсиса Фукуямы, опубликовавшего в начале 90-х программную статью «Конец истории». Ее можно рассматривать как идейную базу мондиализма. Фукуяма предлагает следующую 33 версию исторического процесса. Человечество от темной эпохи «закона силы», «мракобесия» и «нерационального менеджирования социальной реальности» двигалось к наиболее разумному строю, воплотившемуся в капитализме, современной западной цивилизации, рыночной экономике и либеральнодемократической идеологии. История ее развития длилась только за счет нерациональных факторов, которые мало-помалу уступали место законам разума, общего денежного эквивалента всех ценностей и т. д. Падение СССР знаменует собой падение последнего бастиона иррационализма. С этим связано окончание истории и начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком рынка и демократии, которые объединят мир в слаженную рационально функционирующую машину.

    10 Геополитическая схема Х.Маккиндера и её отражение в реальной политике ХХ века.

    Первая планетарная геополитическая модель была предложена в Великобритании Хэлфордом Макиндером , который впервые выдвинул идею «сердцевинного (осевого) ареала мировой политики». Суть ее состояла в том, что события мировой истории могут рассматриваться сквозь призму конфронтации между сухопутными и морскими державами, а самым выгодным для государства географическим положением является срединное. Исходя из данного тезиса, с планетарной позиции в центре мира расположен Евразийский континент, который, в свою очередь и является наиболее благоприятным плацдармом для контроля над всем миром.

    Макиндер дал новое название «осевому ареалу» - Хартленд (Heartland). В него он включил территорию России, Восточную и Центральную Европу на западе, Тибет и Монголию на востоке. Границы Хартленда опоясывались полумесяцем, с внутренней стороны которого располагались Германия, Австрия, Турция, Индия, Китай, а с внешней - Великобритания, США, Канада, Австралия, Япония.

    Макиндер структурирует глобальное пространство через систему концентрических кругов:

    В центре земного шара расположена географическая ось истории(Pivot Area, Heartland), затем идет «внутренний полумесяц»(Inner Crescent, Coastland, береговая зона пространств Евразийского континента, зона наиболее интенсивного развития цивилизаций). Затем следует «внешний полумесяц»- это морские державы. Евразия и Африка составляют Мировой остров(World Island).

    Концепция Макиндера стала теоретическим основанием того, что Россия вышла к границам Британской колониальной империи и стала реальной угрозой морскому миру. Размышляя над этим, Макиндер отмечал, что Россия, Германия или Китай в результате захвата доминирующего положения в Хартленде способны обойти морской мир с флангов. Любые попытки объединения этих стран Макиндер считал опасными для Великобритании и других государств внешнего полумесяца.

    Макиндер считал, что господства над Мировым островом проще добиться великим континентальным державам. Огромное значение он уделял роли Хартленда, неуязвимого пространства, обладавшего геополитической миссией.

    После Первой мировой войны Макиндер сформулировал 3 максимы:

    -Кто правит Восточной Европой, тот господствует над Хартлендом;

    -Кто правит Хартлендом, тот господствует над Мировым островом;

    -Кто правит Мировым островом, тот господствует над миром.

    Единственное спасение от соединения России и Германии он видел в создании разделительного яруса или «санитарного кордона». Попытка создания такого кордона был предпринята из числа лимитрофов и бывших территорий Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Он включал: Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Чехословакию.

    Однако Макиндер оставался верен себе: пока Хартленд неуязвим - морской мир в опасности. 

    Теория географического поссибилизма Видаль де ла Блаша


    он критически относился к немецкой интеллектуальной традиции и предложил новый подход в анализе геополитических процессов — поссибилизм (от франц. possible возможный).

    • Принципиальное различие методологии поссибилизма Видаль де ла Блаша от социал-дарвинизма Ф. Ратцеля состояло в том, что в центр геополитических исследований он поставил не пространство, географическое положение государства и пространственную идею, а человека.

    По мнению Блаша, человек, так же как и природа, может рассматриваться в качестве географического фактора. Однако человек в отличие от пассивного природного фактора и территории выступает как фактор активный, преобразующий географический мир.

    • В представлении Блаша политическая история имеет пространственную и временную составляющую, географическую и историческую составляющую. В этой связи он предлагал рассматривать географическую среду, климат, почву как некую «возможность» — потенциал, который способен актуализироваться, стать реальным политическим фактором, но может и остаться нейтральным. Согласно поссибилизму, географическое положение может превратиться в реальность, стать действительно политическим фактором, но зависит это от человека, проживающего в пределах данного пространства. 

    • Главную роль в складывании мирового геополитического пространства, согласно Блашу, играли коммуникации. 

    По его мнению, основу мирового цивилизационного процесса составляли взаимодействующие локальные или расширяющиеся пространственные «ячейки» (или очаги). В рамках этих пространственных ячеек в результате адаптации человека к окружающей природной среде в течение определенного времени складывались своеобразные «образы жизни». Взаимодействуя между собой, пространственно расширялись. Взаимодействия происходили путем «революционных вспышек», которые вначале захватили часть северной полусферы от Средиземноморья до Китая. Цивилизационный процесс почти непрерывно происходил в Западной и Центральной Европе, а в Восточной Европе и Азии нередко прерывался, возобновляясь позже и частично.

    • Специфика Европы, по Блашу, состоящая в непрерывности цивилизационного процесса, заключается в ее географической дифференциации и стимулирующем характере климата: не очень суровый, чтобы парализовать энергию человека; не расслабляющий, чтобы вести паразитический образ жизни. Это привело к формированию здесь самого большого разнообразия очагов цивилизации, которые находились в постоянном взаимодействии. В процессе взаимодействия теснота контактов вела к подражанию, заимствованию.

    • В отличие от немецких геополитиков, которые отстаивали тезис о непримиримой борьбе стран моря и континента, Бланш выдвигает новую неконфронтационную концепцию развития геополитического пространства, основанную на идее постепенного преодоления противоречий между континентальными и морскими странами за счет развития сети коммуникаций.

    Блаш считал неизбежным постепенное преодоление противоречий между морскими и континентальными державами в связи с тем, что пространство континента становится все более проницаемым благодаря расширению сети коммуникаций. В основе этого преодоления лежат принципиально новые отношения между Сушей и Морем (Океаном). Континентальные территории по мере насыщения их сетью коммуникаций становятся все более проницаемыми и ориентируются в своем развитии в сторону морских путей. Океан, в свою очередь, все больше становится зависимым от связей с континентальными районами. Поэтому в работе «Восточная Франция» он провозглашает свой основной тезис: «Взаимопроникновение Земли и Моря — универсальный процесс».


    написать администратору сайта