Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Лев Толстой Война и мир. Новый документ в формате RTF. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды
Скачать 7.6 Kb.
|
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. По мнению Л. Н. Толстого, узловой силой истории является народ. И главным критерием, при оценке личности, по его мнению, служит отношение к народу. Толстой отрицал в истории роль личности, которая ставила интересы собственные выше народных. В своем романе-эпопее «Война и мир» он противопоставляет Кутузова — полководца народной войны, и Наполеона — «ничтожнейшее орудие истории», «человека с помраченной совестью». Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни богатство — он вместе с русскими солдатами борется за свободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью, он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слушают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «...по непреодолимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудрыми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, в свои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни богатство — он вместе с русскими солдатами борется за свободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слушают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «…по непреодолимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудрыми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, в свои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Кутузов такой же человек, как и все, и к пленным французам он относится с сочувствием и гуманностью: «Они хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». И такое же сочувствие к пленным он читал, по словам Толстого, во всех устремленных на него взглядах. В Кутузове нет ничего показного, ничего героического, он близок к солдатам, которые чувствуют в нем родного человека. Внешне-это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но именно в этих деталях сквозит «простота, доброта и правда» великого полководца. Наполеон — полная противоположность Кутузову. Это человек одержимый манией величия, командующий армией мародеров грабителей и убийц, которые охвачены жаждой наживы и обогащения. По словам автора, «это была толпа мародеров, из которых каждый вез и нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы... состояла...в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеона характеризуют лицемерие, фальшь, позерство, любование самим собой, ему безразличны судьбы людей, потому что его интересуют только слава и деньги. Однако самой отвратительной и отталкивающей сценой становится сцена позорного бегства «великого императора от геройской армии». «Последней степенью подлости» называет автор это предательство по отношению к французской армии. В сатирических красках описывается и внешность Наполеона: «жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза еще больше отталкивают от нас этого человека». Отрицая величие Наполеона, Толстой тем самым отрицает и войну, показывая бесчеловечность завоеваний ради славы. Подводя итог, можно утверждать, что целью данного изречения было показать, что за человеком, который зациклен на эгоизме, корысти и бездумном достижении своих целей, пойдут далеко не все. Его величие сомнительно и недолговечно. В то же время за тем, кто понимает, что в жизни важно быть честным и добрым, уделять внимание другим людям и совершенствовать свой внутренний мир, потянутся люди. Он сохранит настоящее величие и пронесёт его через века. |