аннотация Ихсанова Динара Ночь. Ночь Музыка м. Ипполитовиванов
Скачать 1.26 Mb.
|
«Ночь» Музыка -М. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ. Слова Г. Гейне. Перевод с немецкого М. МИХАЙЛОВ. Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов – выдающийся композитор, дирижёр, педагог и человек своего времени. Он принадлежит к числу композиторов дореволюционного периода, которые энергично и плодотворно продолжали свою работу в годы существования советской власти. Михаил Михайлович является народным артистом СССР, почётным членом Московской, Петербургской, Саратовской, Тифлисской консерваторий, Государственного института музыкальной науки, Государственной Академической хоровой капеллы и Коллектива композиторов. С 1917 по 1922 гг. состоял первым ректором Московской консерватории [6] . Родился Ипполитов - Иванов 7 ноября 1859 года в городе Гатчине Петербургской губернии. Михаил Михайлович не ищет изысканных гармоний, не гонится за технической громоздкостью языка, за внешне-эффектными и художественно неоправданными музыкальными трюками. Также он остался верен своим собственным эстетическим устремлениям: благозвучию и красивой, в песенном духе кантилене. К периоду 1900-1915 гг. относятся лучшие хоровые произведения М ИпполитоваИванова, в том числе получившая широкую известность Литургия св. Иоанна Златоуста и другие духовные хоры. Однако к тому, что «светский» композитор пишет для церковной службы, общественность привыкала весьма постепенно. Композитор достаточно смело взялся за канонические тексты и достиг отличных результатов за счет старательной гармонизации и врожденного чувства мелодии. Он умышленно старался сделать некоторые песнопения простыми, доступными для исполнения провинциальными и даже сельскими хорами Большое внимание обращал Ипполитов-Иванов и на развитие новых видов хорового искусства, прежде всего массовой песни Все хоры Михаила Михайловича написаны в европейском четырехголосном складе, без отступления от классических норм. Композитор не делает попыток приблизиться к народному многоголосию, образующемуся из слияния подголосков. Нигде в его сочинениях мы не встретим попытки и инструментальной трактовки голосов. Структура всех хоров М. Ипполитова-Иванова исключительно аккордовая (гармоническая). Работа с хором вдохновляла композитора на создание хоровых произведений. Некоторые из них написаны им специально с педагогической целью . Это «10 хоров» ор. 16 и «15 детских хоров» ор. 51. Для ученических хоров Ипполитов-Иванов написал также хоры ор. 32, кантаты, посвященные А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю, «Гимн труду». У Михаила Михайловича не было определенного любимого им поэта или поэтического направления: тексты, на которые он создавал свою прекрасную музыку, взяты у тех поэтов, кто был популярен среди композиторов того времени. Делал он это по примеру П. Чайковского, который выбирал текст удобный для музыкального оформления. Излюбленными темами в его сочинениях были природа, мечты о счастье, созерцательные настроения, любовь без трагизма, реже простые бытовые истории. А любимыми тональностями являлись ля-бемоль мажор и ре-бемоль мажор. Важное место для М. Ипполитова-Иванова занимал вопрос о психологическом воздействии музыки. Поэтому не случайно всё его творчество пронизано добротой и светом. Композитор считал, что музыка должна вызывать только положительные зрительные ассоциации и эмоции. Умер Михаил Михайлович в Москве 28 января 1935 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Генрих Гейне (1897-1856)-немецкий поэт Последний поэт романтической эпохи. В своем творчестве он сделал разговорный язык способным к лирике , поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы. Его произведения читаются легко ,поэтому что он умел о многом сказать просто и коротко . На его стихи писали композиторы Шуберт, Шума, Вагнер, Брамс , Чайковский и др. Анализ литературного текста Тихо ночь наступает порой Звездный покров расстилая, Тихо гаснут лучи за горой, В синева исчезая. Тени ночные скользят по земле, Сумрак таинственный стелется всюду, Волной ветерок пролетит в полутьме, Листвой закупит сад зелёный повсюду, И тихо кругом , тихо в небе И в сердце моем . Стихотворение написано в размере хорей Первый раздел периода рисует картину таинственной ночи, повествовательного характера. Нюансировка тонкая , подвижная от планов до меццо – форте . «Тихо ночь наступает порой ,звездный покров расстилая» Второй раздел дополнение первого . Третий раздел более подвижен, эмоционален. I. Музыкально - Теоретический анализ Произведение «Ночь» написано для смешанного хора а cappella. Жанр произведения – хоровая миниатюра . В произведении передаётся вечернее, лирическое настроение . Штрих legato Музыкальная форма хорового произведения "Ночь" куплетна. Композитор следует поэтическому тексту, ведущему к строфичности. Произведение состоит из двух куплетов. Первый и второй куплеты построены на тождественном материале. Основная тональность хорового произведения" Ночь " Es-dur. Отклонения в тональности - преобладает в c-moll. Гармония Тонкая и выразительная гармоническая речь отражает картину Ночной природы. По структуре гармония не сложная. Светлое и легкое слияние голосов образуют насыщенную и одновременно прозрачную музыкальную ткань. Ритмическая структура . Ритмический рисунок хоровой партитуры "ночь" является достаточно сложным. Характерные ритмические фигуры-пунктирный ритм, наличие пауз, расхождение ритмического рисунка и литературного текста между хоровыми партиями. Пример : Размер 6/8. Это сложный размер, основой которого является простой трехдольный размер 3/8. Этот размер выражает наличие в такте одной сильной доли первой и относительной сильной четвёртой доли . Темп Allegretto quasi andantino - умеренный. Andantino-несколько живее чем Andante, Allegretto - несколько медленнее, чем Allegro. Не меняется в течение произведения. В конце куплета в 23-24 тактах, композитор предлагает замедлить темп - Rallentando. Пример_:_Фактура_произведения_гомофонно-гармоническая.'>Пример : Фактура произведения гомофонно-гармоническая. Один голос исполняет главную роль, а остальные - образует гармоничное сопровождение, Мелодия в верхнем голосе, гармонический бас в нижнем и звуки аккорда в средних голосах. Основным структурным элементом построения мелодии является предложение. Первый куплет состоит из двух предложений, которые в свою очередь делятся на фразы. Например: .I предложения - Тихо ночь наступает порой, звездный покров расстилая, тихо гаснут лучи за горой, в синеве исчезая. l фраза - Тихо ночь наступает порой, звездный покров расстилая ; II фраза - тихо гаснут лучи за горой в синеве исчезая; Кульминация второго предложения , в частности вторая фраза становится общей кульминацией и она превосходит своим напряжением образ первого предложения. Мелодическая кульминация достигается плавным гаммообразным движением, несколькими восходящими мелодическими волнами. Раскрывает общий образ Общее , настроения происходит в 23-24 тактах. Наличие цезур на которые указывают паузы и ритмический рисунок помогают воспринимать музыку, почувствовать Пример: II . Вокально-хоровой анализ Тип хора: смешанный. Вид хора: четырехголосый.(С, А, Т, Б) Диапазон хоровых партий: О бщий диапазон: Теситурные условия удобны для всех хоровых партий. Характер звуковедения: звуковедение плавное, мягкое, на legato. Характер звука - светлый, мягкий, собранный, прикрытый, аккуратный, передающий ощущение ночного покоя и тишины, но в 16-19 тактах более насыщенный, яркий, светлый, ведущий к кульминации. Атака звука мягкая, однако четкая. Пример : Характер певческого дыхания-спокойный, легкий, цепкий. Дыхание свободно благодаря небольшим фразам в партиях и наличию большого количества пауз. Пример : Мелодические строй. Исполнительские задачи : 1) В хоровых партиях встречаются Прыжки на интервалы ч4, ч5. Эти интервалы интонируются четко, устойчиво. Общая выразительность этой квинты характеризуется открытостью , основным значением интервала для мелодияного распева 2) Всем хоровым партиям необходимо верно интонировать секунды . Во время пения м2^ прослеживается тенденция верхнего звука к повышению, что вызывает повышение строю, поэтому верхний звук восходящей м2 следует подавать как можно ближе, узко. Пример: Во время пения м2v наблюдается тенденция к понижению строя. Поэтому, нижний звук следует интонировать как можно выше, остро. Пример: Анализируя партитуру произведения, следует отметить, что скачков на широкие интервалы (секста, септима) не наблюдается. Для того, чтобы не допустить повышения или понижения строя, дирижеру необходимо верно строить разучивание произведения. Дирижерские задачи : Необходимо передать с помощью небольшого и мягкого жестами на legato образ ночной природы , её красоту и тишину. Маленькая амплитуда жестами, выдержанные звуки на 1 долю , показ пауз. Провести вступление басовой партии в 2 и 8 такте . 1. При работе над произведением , певцы хоровых партий по указанию дирижера отмечают в нотах трудные и "опасные" по строю места. По этим отметкам певцы должны будут с особой тщательностью и чуткостью отнестись к выполнению указанных дирижером мест. 3. Кроме сделанных в нотах обозначений, дирижеру необходимо в этих местах помогать певцам жестами: если нужна напряжение до повышения - таким жестом будет медленное движение кисти вытянутой руки снизу вверх; при напряжении до понижения нужно то же движение руки, но сверху вниз. Движения эти должны быть медленные и напряженные. 5. Дирижеру необходимо основательное знакомство с построением и сочетанием употребляемых аккордов, чтобы при работе с хором уметь пользоваться сообщенными здесь указаниями по вертикально-гармоничном строю. 6. Произведение исполняется a cappella, поэтому дирижер должен хорошо настроить хор. чтобы хор вступил вовремя, четко и верно. Показ правильного дыхания при исполнении произведения "Ночь". Дирижерский показ начала выполнения должен быть активным. Дыхание дается в том же темпе, динамике и характеру, которым является начало произведения. Метроритмической ансамбль основывается на едином чувстве темпа, метра и ритма всеми певцами, на синхронном совпадения голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произношении слов. Артикуляционный ансамбль означает полное единство дикции (произношения) и штрихов при ритмической дисциплине. Для его достижения важны: единая манера произношения гласных и согласных звуков, начала и окончания фраз, начала и снятия выдержанных звуков. Особого внимания требуют согласные. Выполнение таких сочетаний осложняется, если они располагаются перед паузой - снятие должно быть предельно точным, возможен перенос окончаний на начало следующей части. В партии часто применяется дифференцированный артикуляционный ансамбль. Например, в женском хоре - один текст, в мужском - другой, у каждой партии свой поэтический текст. Дикция. Дикционные трудности: в раскрытии образа важную роль играет дикция. Текст следует произносить мягко, нараспев. Обратить внимание на согласную" т " ("тихо, тени , таинственной" и др), в 15-19 тактах быстрое произнесение текста, четкая артикуляция звуков. Согласные переносятся в следующий состав:"зве_здни_йпо_кро_вра_ссти_лая". Список литературы : Ольхов . К Теоретические основы дирижерской техники» Чесноков П « Хор и управление им» Ипполитов – Иванов М.М. Письма . Статьи. Воспоминания / Сост. Н.Н Соколов . М.: Сов. Композитор, 1986. 358 с. Википедия. М.М.Ипполитов-Иванов Википедия . Г. Гейне |