Оцо. тгп 09.03. Нормативныеи ненормативныесоциальные регуляторы
Скачать 145.89 Kb.
|
Вопрос 1 В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения. Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативныеи ненормативныесоциальные регуляторы. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами. Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом. Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы. Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д. Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты: 1) все они регулируют общественные отношения; 2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям; 3) они определяют границы должного и возможного поведения; 4) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений; Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем: Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило письменной - закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право - с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали - общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время, как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения. В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права только тогда добровольно соблюдаются и исполняются, когда они имеют моральное обоснование. Вопрос 2 Право (в сугубо юридическом смысле) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права. 1) волевой характер 2) общеобязательность 3) нормативность 4) связь с государством 5) формальная определенность 6) системность. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности права. - классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); - общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.). Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. ни выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам относят. 1) справедливость, 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, 3) гуманизм; 4) демократизм, 5) единство прав и обязанностей; 6) сочетание убеждения и принуждения и т.п. Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права. Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе – презумпция невиновности и т.п. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права). Вопрос 3 Вопрос 4 Право и государство По вопросу о соотношении государства и права в науке существует три основных подхода: 1. Этатистский (государство «выше» права; государство обладает более высокой социальной ценностью, чем право; содержание права всецело зависит от государства, так как право создается государством; государство в своей деятельности не связано правом). 2. Либеральный (право «выше» государства; право обладает более высокой социальной ценностью, чем государство, так как оно возникает до и независимо от государства; государство играет служебную роль по отношению к праву, так как оно призвано обеспечивать реализацию и защиту права. Государство в своей деятельности связано правом, и прежде всего – естественными правами человека). 3. Прагматический (государство и право – равнопорядковые социальные институты; они обладают одинаково высокой социальной ценностью; государство и право не существуют одно без другого; они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, выполняя свое социальное назначение). Взаимосвязь государства и права выражается в их взаимном влиянии. Влияние государства на право: 1. Государство в лице компетентных органов устанавливает либо санкционирует нормы права. 2. Государство в лице компетентных органов дает официальное толкование норм права. 3. Государство в лице компетентных органов реализует нормы права в форме правоприменения. Влияние права на государство: 1. Право юридически оформляет государство (в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок образования и деятельности). 2. В нормах права устанавливаются границы деятельности государства, т.е. пределы вмешательства государства в частную жизнь человека и в жизнедеятельность гражданского общества. 3. В нормах права закрепляются основные направления внутренней и внешней политики государства. Таким образом, государство и право тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, выполняя свое социальное назначение. Право и экономика Взаимосвязь экономики и права: 1. Потребность в регулировании и охране экономических отношений объективно обусловливает необходимость возникновения и развития права. 2. Право активно воздействует на экономические отношения: а) если право адекватно отражает закономерности развития экономических отношений и объективные потребности общества, то оно способствует развитию экономических отношений и общества в целом; б) если право неадекватно отражает закономерности развития экономических отношений и объективные потребности общества (т.е. отстает от их развития и консервирует старые экономические отношения), то оно тормозит развитие экономических отношений и общества в целом. В современном мире существуют три основные модели государственно-правового воздействия на экономику: – либеральная (государство не вмешивается в развитие экономики); – командно-административная (государство осуществляет жесткое централизованное управление экономикой); – смешанная (государство осуществляет регулирование экономических отношений). Право и политика Взаимосвязь права и политики: 1. Потребность в регулировании и охране политических отношений объективно обусловливает необходимость возникновения и развития права. 2. Право активно воздействует на политические отношения: а) если право адекватно отражает закономерности развития политических отношений и объективные потребности общества, то оно способствует развитию политических отношений и общества в целом; б) если право неадекватно отражает закономерности развития политических отношений и объективные потребности общества (т.е. отстает от их развития и консервирует старые политические отношения), то оно тормозит развитие политических отношений и общества в целом. Любая политика для того чтобы стать общеобязательной, должна приобрести характер государственной политики и быть закреплена в нормах права, т.е. она должна быть опосредована правом. Вопрос 5
1. Нормативистский подход. 2. Естественно-правовая теория права. 3. Теологическая теория права. 4. Историческая школа права 5. Психологический подход. 6. Социологический подход. 7. Марксистский подход. 8. Интегративный подход. 1. Нормативистский подход. Его сторонники (Штаммлер, Новогородцев, Кельзен и др.) определяют право как совокупность охраняемых государством норм. В частности, для концепции Кельзена характерным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов. 2. Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права (Т. Гоббс. Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это — право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. И, следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) — это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. 3. Теологическая теория в своем объяснении права опиралась на божественные книги, и в первую очередь на Библию. Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский) полагали, что если естественные права принадлежат человеку от рождения, то они могут иметь и божественное происхождение. 4. Историческая школа права. Ее представители (Ф. Савиньи, Гуго, Г. Пухта и др.) утверждали, что право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы же должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен превратить его в действующее законодательство. 5. Психологический подход. Представители (Л. И. Петражицкий, Росс, И. М. Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие "право" включают и правовое сознание, правовые эмоции людей. Особенно широко психологический подход применялся в первые годы советской власти, когда еще не были выработаны новые законы, и даже в декретах признавалось обращение судей к правовому сознанию при решении дел в интересах пролетарского государства. 6. Социологический подход. Представители социологической теории права (П. Эрлих, Жени, С. Н. Муромцев и др.) полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявлялась практика государственного строительства. 7. Марксистский подход. Представители марксистской теории (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса и содержание выраженной в праве классовой воли определяли характером материальных производственных отношений, носителями которых выступали классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть. 8. Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны, вывели следующее определение: право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. |