Главная страница

[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия. Ноу московский психол огосоци ал ьн ы и институт


Скачать 4.56 Mb.
НазваниеНоу московский психол огосоци ал ьн ы и институт
Дата30.06.2022
Размер4.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#621718
страница32 из 71
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   71

опыта; эта деятельность, правда, скоро утомляет ребенка, и он оставляет загадку

неразрешенной; но на следующий день то же явление вновь поражает его и опять

возбуждает процесс инстинктивного внимания, пока, наконец, ребенку не удается

найти приблизительное объяснение явлению, т. е. заметить сходство между

изображением и реальным лицом, ему известным; раз это произошло, он радуется,

сравнивая непонятное изображение со знакомым оригиналом, и это сходство кажется

ему достаточным объяснением и устраняет странность непонятного изображения.

Итак, процесс психического приспособления в инстинктивном внимании имеет началом

эмоцию удивления, возбуждаемую новым или странным явлением, концом же-

объяснение этой странности через известный уже опыт, ассимиляцию нового

представления старыми. Это есть процесс открытия старого в новом, нахождения

между ними сходства, т. е. тот же процесс объяснения, который составляет

психологическую природу научного открытия и исследования. Каким образом

происходит здесь связь между новым ощущением и прежними идеями, каким образом

эти последние инкорпорируют и ассимилируют первое -это есть один из вопросов

общей теории ассоциации психических состояний, и мы не будем входить в его

изложение, тем более что все эти вопросы будут рассмотрены нами в другом месте.

Гораздо важнее было бы здесь уяснить, каким образом эмоция удивления может

способствовать ускоренному течению представлений, из которых одно, наконец,

объяснит данное странное ощущение. Но, к сожалению, физиология и психология

эмоций еще составляют

391

столь мало обработанную тему, что точного ответа на поставленный вопрос мы дать

не можем. Для нас ясен только результат этого процесса, именно что указанная

эмоция способствует ускоренной смене разнообразных догадок, т. е. идей, имеющих

с данным странным восприятием некоторую связь, что, далее, все догадки, не

разъясняющие непонятного восприятия, моментально оставляются, ибо удивление

оказывается сохранившимся, и что этот подбор под давлением неприятного

беспокойства продолжается, пока разгадка не будет найдена. Все это суть факты,

но механизм этих явлений пока остается темным. Итак, соединяя воедино указанные

признаки инстинктивного внимания, мы должны сказать, что оно, будучи, как всякое

внимание, моментальным приспособлением к наилучшему восприятию, отличается от

рефлекторного тем, что в нем приспособлению предшествует особого рода влечение -

любопытство. Это влечение, с одной стороны, производит ряд координированных

движений, имеющих целью улучшение восприятия, а с другой -возбуждает особенный

психический процесс смены воспоминаний, среди которых отыскивается то, которое

ассимилирует новое и удивительное восприятие и тем делает его понятным и

обычным.

Волевое внимание

Волевое внимание отличается от рассмотренных выше форм главным образом тем, что

при нем цель процесса уже заранее известна субъекту: когда что-нибудь возбуждает

наше инстинктивное внимание, мы, пока не пригляделись, не прислушались, вообще

не приспособились к наилучшему восприятию и пониманию, не знаем и не понимаем

объекта внимания; напротив, когда мы волевым образом хотим что-нибудь увидеть,

услышать, мы, очевидно, уже знаем, что мы увидим, услышим. В первом случае

удивление, неожиданность суть необходимые факторы, во втором-необходимым

является предварительное знание. Когда, например, в инстинктивном внимании

ребенок остолбенеет впервые перед своим изображением в зеркале или когда мы,

случайно напав на какую-нибудь новую мысль, гипотезу, бываем ею невольно

поражены, объект внимания есть, очевидно, новое, неизвестное, непонятное. Когда,

напротив, при волевом внимании мы с волевым усилием удерживаем в сознании

известную мысль, хотим ее насильно фиксировать, очевидно, эта мысль должна уже

быть нам в известной степени знакома, ибо мы должны же знать, чего ищем или

хотим. Это различие между волевым вниманием и инстинктивным вполне подобно

различию между волевым дей-

392

ствием и инстинктивным: в первом -индивидуум хочет известного результата и,

следовательно, знает его, во втором -действие возникает без знания о цели и без

представления о движении.

Но здесь возникает то недоумение, которое, как мы видели выше, остановило Джемса

Милля: если волевое внимание предполагает уже знание о цели, то для чего оно

нужно? Как можно желать узнать что-нибудь, уже зная это? Не есть ли это

очевидное противоречие? Как выйти из этого противоречия, оба члена которого

необходимы: без предварительного знания нет хотения, а при таком знании мы уже

имеем желаемое? Как ни поразительно это возражение Дж. Милля против возможности

волевого внимания, оно основано, как и многие слишком формальные соображения, на

недоразумении. Конечно, нельзя желать знать то, что уже знаем, но знание есть

весьма общий термин, обнимающий целый ряд явлений: и ощущение, и представление,

и воспоминание-все это знание. Вполне возможно, имея известную форму знания,

желать другой. Такой именно случай и имеем мы в волевом внимании: знание,

которое мы имеем здесь предварительно об объекте внимания, есть знание не

полное, бледное, только значковое, ищется же конкретное и реальное. Анализ

какого-нибудь простого примера лучше всего выяснит это. Положим, мы желаем

выслушать в сложном тоне какой-нибудь из его обертонов. Очевидно, это требует

волевого внимания и без него недоступно. Но для того чтобы выслушать этот

обертон, нам необходимо уже заранее знать его высоту, иметь ясное

соответствующее воспоминание, почему обыкновенный способ выслушивания обертона и

состоит в том, чтобы предварительно взять искомый тон отдельно, а затем,

заглушив его, немедленно отыскивать такой же тон в сложном тоне; в таком случае

ясное воспоминание искомого помогает нам выделить его из общей совокупности

звука, фиксировать этот обертон в сознании, т. е. достигнуть того своеобразного

и моментального улучшения восприятия, которое мы называем вниманием. Очевидно,

здесь предварительное знание и искомое не тождественны, хотя оба относятся к

одному и тому же обертону: первое есть воспоминание, второе -реальное ощущение.

Очевидно, что ассимиляция этих двух элементов, из которых первое хотя раздельно,

но бледно, а второе хотя реально, но смутно, создает то новое улучшенное

восприятие, раздельное и вместе реальное, которого мы ищем в процессе волевого

внимания. То же самое имеет место и в других случаях волевого внимания, например

во внимании, обращенном на явления борьбы полей зрения и др., с которыми мы еще

не раз встретимся в дальнейшем анализе: везде условием волевого внимания яв-

393

ляется предварительный образ воспоминания, а искомым -усиление и выделение с

помощью этого образа известной части реального восприятия.

Итак, в волевом внимании к образу воспоминания подыскивается соответствующее

реальное ощущение или по крайней мере более конкретное воспоминание; напротив,

во внимании инстинктивном, как показано выше, мы имеем обратный процесс: переход

от ощущения к его интерпретации, от неизвестного и непонятного реального

восприятия к его объяснению. В этом состоит существенная разница этих двух форм

внимания, из которых первое имеет целью усиление, фиксацию данного психического

состояния, а второе - его понимание.

Изложенное определение волевого внимания представляет, конечно, пока только

гипотезу. Дальнейшее экспериментальное исследование имеет задачей проверку этой

гипотезы. Но прежде чем перейти к этому главному предмету нашего этюда, мы

должны еще разъяснить, в чем состоит первичный эффект волевого внимания -вопрос,

составляющий предмет следующей главы.

ПЕРВИЧНЫЙ ЭФФЕКТ ВОЛЕВОГО ВНИМАНИЯ

Ставя себе задачей выяснить процесс внимания, его условия и механизм, мы должны

прежде всего уяснить себе сам смысл задачи, т. е. определить, что производит

внимание или иначе чем отличается представление, сосредоточивающее на себе

внимание, от такого же представления без сопровождающего его внимания. Мы желаем

здесь определить не те чувства, которые делают известную группу представлений

интересной, сосредоточивающей на себе внимание, и не тот процесс, с помощью

которого это происходит, но лишь то изменение, которое внимание вносит в

известную группу представлений. Вместе с тем мы спрашиваем здесь не о более

отдаленных эффектах внимания, о значении его для лучшего запоминания или для

лучшего мышления, но о ближайших результатах.

По этому вопросу в психологической литературе возникло важное разногласие: одни

утверждают, что внимание делает представление более интенсивным, другие -что оно

только делает его более ясным или раздельным. Психологи до второй половины

нашего века или мало различали эти две функции, или рассматривали усиление

представлений через внимание как причину его уяснения. Сомнение в том, что

эффект внимания состоит в усилении представления, выразил впервые, кажется,

Фехнер: если внимание усиливает представление, то слабый звук казался бы

394

при этом сильным (громким), слабый свет (например, серый) - ярким (т. е. белым);

если же этого нет, то эффект внимания или не состоит в усилении представления,

или -и это и есть истина-это усиление совсем особого рода. С особенной

исключительностью этот взгляд развили затем Ульрици и Лотце (в "Метафизике"):

желая доказать, что внимание есть чисто душевная сила, они проводят резкую

границу между теми сторонами представления, которые связаны с физиологическими

условиями восприятия (например, интенсивность), и теми, которые, по их мнению,

из этих условий необъяснимы (например, ясностью или раздельностью), но суть

результаты не имеющей материальной основы силы души. Как бы мы ни смотрели на

эту тенденцию, нельзя не признать, что Ульрици и Лотце весьма тонко указали на

аналитический, уясняющий эффект внимания: с вниманием рассматривать сложный

рисунок -значит замечать его детали, выделять их из общего смутного

представления; прислушиваться к сложной группе звуков -значит разделять их,

понимать их взаимные отношения. Однако иное дело признавать аналитический эффект

внимания, а иное -считать этот эффект за первичный и противополагать его

усилению представления. С этой точки зрения взгляды Ульрици подверг тонкой

критике Г. Э. Мюллер, доказывая, что первоначальный эффект внимания должен

состоять в увеличении интенсивности представления. И большинство из современных

психологов разделяют этот же взгляд (Сюлли, Джемс, Лэдд, Бальдвин).

Таковы главные моменты в истории этого вопроса. Рассмотрим теперь аргументы той

и другой теории.

Нельзя сомневаться, что теория, рассматривающая внимание как анализирующую

деятельность, весьма правильно описывает результат его. Вслушиваясь в

музыкальный тон, мы можем вниманием выделить известные его элементы, например

обертоны. Всматриваясь в отдаленный предмет, мы выделяем из общего смутного

впечатления его подробности. Сосредоточиваясь на общем самочувствии, мы до

известной степени выделяем из общей его совокупности отдельные органные, или,

выражаясь термином Спенсера, энтопериферические, ощущения. Обращая внимание на

известную мысль или на известное воспоминание, мы его фиксируем, выделяем из

общего потока мыслей или воспоминаний. Признавая эти факты и приглядываясь к ним

ближе, мы придем, однако, к убеждению, что это не первичные эффекты внимания, а

только вторичные, что первичным эффектом его являются и здесь усиления

представлений, а не их отделение или различение. Чтобы сделать эту мысль яснее,

возьмем несколько примеров.

395

Положим руку на какую-нибудь весьма неровную поверхность, например на

рассыпанный по столу горох. Получаемое впечатление имеет весьма смутный

характер, в котором давления от отдельных горошин сначала слиты в одно целое

ощущение. Сосредоточивая свое внимание на этом комплексе ощущения, мы довольно

легко выделим его составные части. Нетрудно заметить, однако, что этого

результата мы достигаем не прямо, а косвенно, именно с помощью зрительных

воспоминаний: не смотря на руку и закрыв глаза, мы вспоминаем форму отдельных

пальцев, перебираем их один за другим в своей зрительной памяти и тем разделяем

те давления, которые испытывает каждый из них. Иначе говоря, различение

осязательных ощущений обязано здесь раздельности зрительных образов. В других

случаях различение таких ощущений производится иным способом: мы двигаем по

очереди то тот, то другой палец; изменяющиеся при этом соответствующие

двигаемому пальцу ощущения давления выделяются сами из общего комплекса. Что

касается этого второго способа, то в нем выделение известного осязательного

ощущения из общего комплекса обусловлено, очевидно, тем, что при движении

изменяется интенсивность или качество осязательного ощущения. Иначе говоря, мы

имеем здесь факт, прямо противоположный аналитической теории внимания, по

которой качество ощущения вниманием не изменяется2. Несколько сложнее дело в

первом способе, хотя и в нем основа для различения осязательных ощущений та же,

т. е. они тоже нами изменяются, однако не реально, через движение пальцев, а

идеально, через зрительные воспоминания: мы изменяем их, так сказать, осматривая

в воспоминании свою руку. Вызывая то тот, то другой зрительный образ, мы

усиливаем тем и ассоциированный с ним осязательный образ, а этот образ,

отождествляясь, сливаясь с соответствующим зрительным ощущением, его естественно

усиливает и тем выделяет из общей совокупности. Таким образом, и здесь

аналитический эффект внимания не есть первичный, а вторичный, т. е. выделение,

различение суть следствие измененной интенсивности. Вторым примером для

разъяснения вторичности аналитического эффекта внимания могут послужить нам

слуховые ощущения, и именно музыкальные тоны. Как известно, мы можем выделить из

тона, внимательно к нему прислушиваясь, входящие в его состав оберто-

2 Можно было бы усомниться, правильно ли называть такой процесс вниманием.

Но так как зрительное фиксирование считается процессом внимания, то нет

основания не считать и нашего случая адаптации органа чувств к лучшему вос-

приятию тоже формой внимания.

396

ны. Но для этого мы должны заранее знать, ясно представлять тот обертон, который

хотим выслушать в тембре. Поэтому для неопытных рекомендуют предварительно взять

реально этот тон на данном инструменте, а опытный в музыке наблюдатель имеет

перед неопытным то преимущество, что он легко представляет, как будет звучать

обертон, и удерживает его в памяти. Отсюда мы видим, что и выделение обертонов

из тембра производится через усиление их, только не реальное (как при

употреблении резонаторов), а идеальное: ясный образ воспоминания соединяется со

слабым ощущением и дает ему большую интенсивность. Вполне в соответствии с этим

Мах указывает, что комбинация двух тонов звучит различно, смотря по тому, на

какой из тонов мы обращаем внимание, т. е., следовательно, эффект внимания

состоит не только в анализе, но и в действительном изменении интенсивности тона.

Очевидность этих последних фактов так велика, что даже ревностный защитник

аналитической теории внимания Штумпф их вполне признает, т. е. соглашается, что

внимание во многих случаях производит усиление тона. В существе же дела вопрос

об аналитическом эффекте внимания составляет часть весьма общего

психологического вопроса, именно о том, раздельность и различение представлений

обусловлены их качественными и степенными различиями или это различие есть нечто

самостоятельное, иное, чем разность представлений. Аналитическая теория внимания

предполагает, что внимание разделяет представления более, чем они были разделены

самим их различием, теория же, считающая первичным эффектом внимания усиление

представления, утверждает, что это большее вторичное различение обусловлено

произведением большого различия между самими представлениями, именно тем, что

одно из представлений получает большую интенсивность. Отсюда следует, что

аналитическая теория внимания предполагает особую способность различения,

способность, действующую помимо и свыше данного материала, теория же усиления

связана с отрицанием такой способности или силы. Выше мы уже излагали историю
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   71


написать администратору сайта