Главная страница

[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия. Ноу московский психол огосоци ал ьн ы и институт


Скачать 4.56 Mb.
НазваниеНоу московский психол огосоци ал ьн ы и институт
Дата30.06.2022
Размер4.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#621718
страница30 из 71
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   71

законы были бы доказаны физиологическим экспериментом. В-третьих, относительно

изменений в кровообращении большого мозга надо сказать то же, что и о

нутритивной аттракции; а кроме того, весьма сомнительным представляется

возможность столь точно и вместе широко локализированных гиперемий, какие

предполагаются по этой гипотезе актом внимания, обращенным на какую-нибудь

группу представлений, состоящих из строго определенного комплекса разнообразных

элементов.

Внимание как особая активная способность духа

Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, особенно же тем,

что при внимании волевое усилие ведет к прямому изменению интенсивности

известного представления, считают внимание за первичную и активную способность.

Можно различать две формы такой теории -одну старую, представителями которой

были шотландские психологи Рид и Стюарт, и другую, новую, поддерживаемую отчасти

Вундтом, главным же образом американскими психологами Джемсом и Бальдвином.

Согласно первой теории разумение (understanding) и воля суть разные способности,

внимание же рассматривается как влияние воли на разумение. Легко заметить, что

теория Рида (и Стюарта) может дать лишь более или менее точное описание явлений

внимания и их классификацию, но никоим образом не служить их объяснением. Сам

Рид признает, что невозможно понять, каким образом воля направляет наши мысли:

это факт, но факт

378

столь же непостижимый, как тот, что воля приводит в движение наше тело. И тем не

менее, рассуждая о внимании, он, очевидно, пытается дать такое объяснение. В

этом и состоит танталова мука психологии, думающей объяснить психические явления

из соответствующих способностей: с одной стороны, этим как будто дается какое-то

объяснение, а с другой -немедленно оказывается, что это объяснение лишь

словесное, истинное же объяснение постоянно ускользает от исследователя.

Вторая форма рассматриваемой теории явилась, как уже сказано, в наше время. Она

состоит не столько в предположении особых способностей, сколько в утверждении,

что внимание есть не результат, но сама сила (Джемс), что оно есть чисто

духовная активность и истинное fiat воли (Бальдвин), что воля прямо влияет на

силу данных представлений и это влияние есть первичное, дальнейшим образом

неразложимое психическое действие (Вундт). Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что

эти теории представляют отголоски философии Шопенгауэра, видевшего в воле

метафизическое начало мира. Общей и наиболее характерной чертой этих теорий

является утверждение, что волевые движения должны быть объясняемы из волевого

внимания, а это последнее дальнейшим образом необъяснимо.

Внимание как деятельность различения

В чем состоит первичный эффект внимания -в усилении ли (большей интенсивности)

представления или в уяснении, т. е. большем различении его? Последний взгляд

особенно защищался спиритуалистическими мыслителями Ульрици и Лот-це, так как,

признав эффектом внимания различение, они легче могли доказать чисто психический

его характер.

Теория нервного подавления

Выше, обсуждая теорию внимания, объясняющую его из ограниченности объема

сознания, мы указали на то, что вытеснение или подавление одним представлением

других, хотя бы и верно изображало картину внимания, вряд ли может быть толкуемо

чисто психологически, объясняемо, например, ограниченностью объема сознания, и

что явление это имеет, по всей вероятности, физиологическую основу. Теория

внимания как нервного подавления и решает эту задачу. Она желает объяснить

основной факт внимания, именно исключительное преобладание одного нредстав-

379

ления над другими, тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный

процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе

других представлений и движений, результатом чего и является факт особой

концентрации сознания. Сторонниками этой теории можно считать до известной

степени Феррьера, Рибо и Марилье.

Относительно этой теории должно сказать то же, что мы сказали выше о теории

усиления нервной раздражительности, именно что она, может быть, и верно

указывает на один из факторов внимания, но что во всяком случае это только

недоказанная гипотеза. Действительно, очевидно, что нервное угнетение одним

кортикальным центром других не может объяснить всех явлений внимания. Оно

недурно объясняет факт концентрации сознания, т. е. исключительное преобладание

некоторого представления, при подавлении прочих, но целый ряд несомненных фактов

внимания остается непонятным. Как мы увидим ниже, волевое внимание обусловлено

предварительным существованием соответствующих объекту внимания образов

воспоминания, т. е. предполагает предварительное знание этого объекта; далее,

оно требует во многих случаях (если не во всех) мускульной адаптации, т. е.

известных определенных движений; оно, как мы увидим ниже, всегда является

особым, выгодным для индивидуума приспособлением к наилучшим условиям восприятия

и т. д. Все эти обстоятельства не вытекают из теории нервного подавления. Таким

образом, если это угнетение и может быть принято, то лишь в качестве одного из

факторов внимания.

Кроме того, сама основа этой теории, т. е. подавление одним кортикальным центром

деятельности других, есть пока еще вовсе не очевидное предположение, но лишь

более или менее правдоподобное заключение по аналогии. Что касается прежде всего

мнения Феррьера о существовании особого угнетательного центра внимания,

локализованного в лобной извилине большого мозга, то это мнение можно считать

ныне опровергнутым, так как лобная извилина оказалась центром кожных, мышечных и

ин-нервационных ощущений. Нам действительно известно, что N. splanchicus

угнетает движение кишок, N. laryngeus задерживает функции дыхательного центра,

N. depressor vagi подавляет деятельность вазомоторного центра и т. п., но отсюда

еще далеко до признания подавляющего влияния одного кортикального центра на

любой другой. Нам известно, что раздражение Thalami optici, lobi optici и

верхних частей продолговатого мозга ведет, как показал Сеченов, к задержанию

рефлексов. Но, во-первых, объяснение этого факта до сих пор оспаривается разными

теориями

380

(Гольца, Фрейсбергера, Шлёссера, Цигена и др.), а во-вторых, последние

исследования проф. Н. Введенского показывают, что задержка происходит, по-

видимому, не в центральной нервной системе, а в периферических органах

двигательных нервов в мышцах. Итак, не отрицая возможности угнетающего влияния

одного кортикального центра на другие, мы во всяком случае должны помнить, что

это влияние есть пока только гипотеза, построенная по аналогии фактов,

окончательно еще не выясненных.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ ВНИМАНИЯ

Психические факты получают свое реальное определение лишь тогда, когда мы

рассматриваем их с общей биологической точки зрения, т. е. как своеобразные

приспособления организма. Как возникает и совершенствуется эта целесообразность

психики, есть ли она результат только борьбы за существование и подбора или еще

каких-нибудь иных факторов -этот общий вопрос эволюционной биологии до сих пор

составляет предмет спора, и его решение теснейшим образом связано с фактическим

исследованием проблемы наследственности. Но каковы бы ни были факторы эволюции,

мы должны видеть raison d'etre психических факторов в их целесообразности и одну

из главных задач объяснительной психологии видеть в отыскании и уяснении этой

приспособленности.

Определяя внимание с такой биологической точки зрения, мы скажем, что оно есть

целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия.

Словом "моментально" мы отличаем внимание от тех продолжительных изменений,

вроде обострения органов чувств или мысли, которые тоже могут быть названы

улучшающими условия восприятия, однако не моментально, а в течение значительного

срока. Под словом "восприятие" мы разумеем здесь как ощущения, так и идеи и

вообще факты познания. Наконец, называя внимание целесообразной реакцией

организма, мы не решаем пока вопроса, в чем она состоит: в движениях, или в

особом приспособлении памяти, или в чем ином, но указываем, что все такие

реакции, если они целесообразны для улучшения условий восприятия, подходят под

термин "внимание". Едва ли может быть какое-нибудь сомнение, что такие

целесообразные реакции должны были развиться в организмах, так как улучшение

условий восприятия представляет, очевидно, первостепенные выгоды в борьбе за

существование.

381

Соответственно данному определению мы должны различать в каждом акте внимания

три момента: во-первых, некоторое восприятие; во-вторых, реакцию, улучшающую

условия его сознава-ния; в-третьих, улучшенное восприятие. Из этих моментов

первый может иногда выпадать, именно когда мы заранее приготовляем внимание к

известному восприятию. Но два последних должны всегда присутствовать в каждом

акте внимания. И вся сущность вопроса о природе внимания лежит в выяснении этих

способов моментального улучшения условий восприятия и в показании, как

изменилось это восприятие при новых условиях. Первое обнаруживает механизм

внимания, второе - его основной эффект. Подробное изучение этих вопросов

составляет предмет следующих глав нашего исследования; в настоящей же главе мы

намерены выяснить отношение нашего определения внимания к определениям, даваемым

другими авторами, и показать, какая естественная классификация видов внимания

вытекает из этого определения.

Прежде всего заметим, что под наше определение не подходит то, что многими

психологами называется непосредственным и пассивным вниманием, т. е. то большее

значение, которое имеет для сознания сильное ощущение сравнительно со слабым,

эмоциональные состояния сравнительно с чисто познавательными и т. п. Конечно,

интенсивность ощущения или эмоции может стать причиной акта внимания, т. е.

особого приспособления, которое их, в свою очередь, усилит. Но в понятии

пассивного внимания мыслится обыкновенно нечто иное -именно то значение, которое

имеет известное состояние в сознании помимо и до всякой реакции организма,

непосредственно по своей интенсивности. Такое значение психического состояния мы

должны исключить из нашего определения внимания, если только желаем сохранить за

ним какой-нибудь определенный биологический смысл. В противном случае нам

придется отождествлять внимание с простой чувствительностью. В простейших

случаях чувственного внимания эта разница между органической чувствительностью и

реакцией внимания совершенно ясна. Например, когда мы приспособляем глаз к

наилучшим условиям видения, переводя изображение с боковых частей ретины на

macula lutea, мы имеем акт внимания. Но те различия в ясности зрительных

ощущений, которые имеют место при неподвижном глазе, суть результат простой

чувствительности и к вниманию сами по себе не имеют прямого отношения. Внимание

есть некоторый процесс усиления или изменения восприятия, а не сама

интенсивность последнего. Если бы мы могли взять два одинаково ясных восприятия,

из которых

382

одно есть продукт внимания, а другое -простои чувствительности, то сколько бы мы

их ни рассматривали, в них самих мы не нашли бы никакой разницы; эта разность

обнаруживается лишь тогда, когда мы станем рассматривать процесс их

происхождения, причем в первом случае найдем антецеденты в виде целесообразной

реакции организма, во втором же - таких антецедентов не имеется. Одним словом,

внимание отличается от простой чувствительности не по своим продуктам или

эффектам, но по способу их происхождения.

То же самое должно сказать о так называемом пассивном интеллектуальном внимании,

или внимании к идеям. С легкой руки В. Гамильтона принято вводить в трактаты о

внимании указание на те случаи полного погружения в известные идеи, которые в

патологических случаях носят название idees fixes, а в других - гения. Хотя во

всех этих случаях внимание и может иметь свою долю участия, но это следует еще

доказать, а не отождествлять всякий "умственный моноидеизм" с вниманием. Если в

этих случаях мы найдем, что значение известной идеи обусловлено реакцией

организма, приспособляющегося к ее наилучшему восприятию, то внимание здесь

присутствует. Если же окажется, что эта идея получает свою исключительную

интенсивность лишь только благодаря особенной, специальной чувствительности

данного субъекта к такого рода восприятию, то мы не вправе говорить здесь о

внимании.

Все это смешение понятий возникло, по-видимому, из крайне распространенного, но

весьма неудовлетворительного определения внимания как концентрации сознания. Не

говоря уже о том, что эта терминология напоминает мифическое "внутреннее

чувство" и другие ипостазирования сознания, она грешит еще тем, что упускает из

виду специфическую черту внимания как известного процесса. Она использует эффект

внимания, забывая, что не им внимание отличается от других психических фактов.

По эффекту мы не можем отличить внимание от простой чувствительности.

Хотя каждый исследователь имеет право придавать научным терминам то значение,

которое наилучше соответствует выяснению его учения, однако сохранение за

словами их обыкновенного значения весьма желательно хотя бы уже потому, что

твердо выдержать новое значение термина крайне трудно, и его обыденное значение

часто и незаметно вновь проскальзывает в рассуждение и порождает, таким образом,

различные логические ошибки. Особенно же желательно бережное отношение к языку

со стороны психолога, так как в языке он находит богатый запас край-

383

не важных психологических фактов. Данное нами определение внимания, кажется,

близко подходит к обыденному значению соответственных терминов. Так, греческие

термины, обозначающие внимание: npo<;e%eiv (TOY vow), Прбое^к;, Простоял, то

Проое^пхоу (цёро<;), указывают именно на некоторую придачу к данному восприятию

со стороны субъекта. Латинские термины обозначают внимание как напряжение,

напряжение души к известному объекту (attendo = valde tendo, atendo animan или

animo attentio intentus) или ее обращение к нему (advertere animum, anima-

dvertere, convertere ad aliquid). Французская и английская терминология

заимствована из латинской. Русские термины (внимать, внемлю, внятный) указывают

на действия взятия в душу известного объекта, на его усвоение субъектом.

Наконец, немецкие термины (Aufmerksamkeit, aufmerken) обозначают примечание или

замечание объекта субъектом, выделение этого объекта как особенно знаемого из

других объектов. Итак, все эти термины, указывая на придачу со стороны субъекта,

на напряжение субъекта, на усвоение или замечание им, обнаруживают, что внимание

есть именно некоторая реакция организма ради улучшения восприятия.

Принимая это определение внимания, мы легко найдем принцип естественной

классификации его форм. Если внимание есть целесообразная реакция организма, то

можно ожидать, что и в нем мы найдем те три основные формы, которые свойственны

реакциям организма вообще, и в частности движениям его, т. е. рефлекс, инстинкт

и волевую форму. Рефлексами мы называем те реакции организма, которые происходят

механически, помимо всякого эмоционального влияния раздражения, причем, однако,

это раздражение может или не сознаваться, или сознаваться. Инстинктивные

движения суть те целесообразные реакции организма, которым предшествует не

только раздражение, но и некоторые особые центральные психические явления,

называемые влечениями или стремлениями (Triebe), имеющие ясно эмоциональный

характер. Наконец, волевыми движениями мы называем те, в которых исполняемое

движение и его цель сознаются субъектом.

Рефлективное внимание

Рефлективным вниманием мы называем все те движения, служащие для лучшего

восприятия раздражений, которые возникают как рефлексы от ощущения этих

раздражений. Акт внимания состоит здесь, следовательно, только из некоторого

ощущения, рефлективного движения, приспособляющего орган внеш-

384

него чувства к наилучшему восприятию этого ощущения, и из нового усиленного

ощущения, являющегося прямым и непосредственным следствием этой адаптации.
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   71


написать администратору сайта