Главная страница
Навигация по странице:

  • За ключе ние 12 Вве де ние

  • Се

  • Кубофутуризм

  • Список используе мой лите ра туры

  • реферат, серебряный век. серебряный век. Новое лите ра турное на пра вле ние символизм явилось порожде ние м глубокого кризиса, охва тивше го е вропе йскую культуру в конце xix ве ка


    Скачать 173.5 Kb.
    НазваниеНовое лите ра турное на пра вле ние символизм явилось порожде ние м глубокого кризиса, охва тивше го е вропе йскую культуру в конце xix ве ка
    Анкорреферат, серебряный век
    Дата09.01.2021
    Размер173.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласеребряный век.doc
    ТипДокументы
    #166719


    Содержание

    Вве де ние  5

    1.Серебряный век русской поэзии 6

    2.Литературные течения и объединения 8

    Символизм 8

    Новое  лите ра турное  на пра вле ние  — символизм — явилось порожде ние м глубокого кризиса , охва тивше го е вропе йскую культуру в конце  XIX ве ка . Кризис проявился в не га тивной оце нке  прогре ссивных обще стве нных иде й, в пе ре смотре  мора льных це нносте й, в утра те  ве ры в силу на учного созна ния, в увле че нии иде а листиче ской философие й. Русский символизм за рожда лся в годы круше ния На родниче ства  и широкого ра спростра не ния пе ссимистиче ских на строе ний. Все  это обусловило тот фа кт, что лите ра тура  Се ре бряного ве ка  ста вит не  злободне вные  социа льные  вопросы, а  глоба льные  философские . Хронологиче ские  ра мки русского символизма  — 1890-е  годы — 1910 год. На  ста новле ние  символизма  в России повлияли две  лите ра турные  тра диции: 8

    Российска я — поэзия Фе та , Тютче ва , проза  Достое вского. 8

    Фра нцузский символизм — поэзия Поля Ве рле на , А ртюра  Ре мбо, Ша рля Бодле ра . Основна я мысль: искусство — сре дство позна ния мира . 8

    Символизм не  был однородным. В нём выде лялись школы и те че ния (на приме р, «ста ршие » и «мла дшие » символисты). 8

    К «ста ршим» символиста м относятся: 8

    Пе те рбургские  писа те ли Д. С. Ме ре жковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творче стве  пе те рбургских символистов пона ча лу пре обла да ли упа дниче ские  на строе ния, мотивы ра зоча рова ния. Поэтому их творче ство иногда  на зыва ют де ка де нтским. 8

    Московские  поэты В. Я. Брюсов, К. Д. Ба льмонт. 8

    «Ста ршие » символисты воспринима ли символизм в эсте тиче ском пла не . По мысли Брюсова  и Ба льмонта , поэт — пре жде  все го творе ц сугубо личных и чисто художе стве нных це нносте й. 8

    К «мла дшим» символиста м относятся А . А . Блок, А . Бе лый, В. И. Ива нов. «Мла дшие » символисты воспринима ли символизм в философско-ре лигиозном ключе . Для них символизм был философие й, пре ломле нной в поэтиче ском созна нии. 9

    «Стихи и символизм разделить нельзя. Так с давних пор повеловсь. Это как пираты и ром. » (7) 9

    Акмеизм 9

    А кме изм (а да мизм) выде лился из символизма  и противостоял е му. А кме исты провозгла ша ли ма те риа льность, пре дме тность те ма тики и обра зов, точность слова  (с позиций «трудное  служе ние  поэта  в миру»). Е го ста новле ние  связа но с де яте льностью поэтиче ской группы «Це х поэтов». Основа те лями а кме изма  были Никола й Гумилёв и Се рге й Городе цкий. 9

    «Акмеизм пришёл «на смену символизма», который «закончил свой круг развития и теперь падает» Осип Мандельштамп. (6, 1) 9

    Футуризм 9

    Футуризм был пе рвым а ва нга рдным те че ние м в русской лите ра туре . Отводя се бе  роль прообра за  искусства  будуще го, футуризм в ка че стве  основной програ ммы выдвига л иде ю ра зруше ния культурных сте ре отипов и пре дла га л вза ме н а пологию те хники и урба низма  ка к гла вных призна ков на стояще го и грядуще го. Родона ча льника ми русского футуризма  счита ются чле ны пе те рбургской группы «Гиле я». «Гиле я» была  са мым влияте льным, но не  е динстве нным объе дине ние м футуристов: суще ствова ли та кже  эгофутуристы во гла ве  с Игоре м Се ве рянином (Са нкт-Пе те рбург), группы «Це нтрифуга » и «Ме зонин поэзии» в Москве , а  та кже  группы в Кие ве , Ха рькове , Оде ссе , Ба ку. 9

    В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский. 10

    3. Художественная культура "Серебряного века". Русский модернизм 11

    За ключе ние  12



    Введение

    Се ре́бряный ве к  — обра зное  на зва ние  пе риода  в истории русской поэзии, относяще гося к концу XIX — на ча лу XX ве ка , да нное  по а на логии с золотым ве ком (пе рва я тре ть XIX ве ка ). На  а вторство те рмина  пре те ндова ли философ Никола й Бе рдяе в, поэты и критики Никола й Оцуп, Вла димир Ма яковский. Одна ко, никто из них не  являе тся а втором устоявше гося в лите ра турове де нии понятия, что ле гко можно дока за ть. Впе рвые  популярный те рмин встре тился в ста тье  зна ме нитого русского философа , поэта  и лите ра турного критика  В. С. Соловьёва  «Импре ссионизм мысли» (1897 г.): «Не  только эти случа йные  погре шности, но и боле е  суще стве нные  не доста тки в стихотворе ниях К. К. Случе вского не  ме ша ют е му обла да ть ре дким уже  ныне  достоинством на стояще го поэта  и быть одним из не многих е ще  оста ющихся достойных пре дста вите ле й се ре бряного ве ка  русской лирики» (5, с. 83).

    Ве ликие  потрясе ния, котора я пе ре жила  на ша  стра на  за  сра вните льно не большой историче ский пе риод, не  могли не  отра зиться на  е е  культурном ра звитии. Русска я культура , не  те ряя свое го на циона льного лица , все  боле е  обре та ла  че рты обще е вропе йского ха ра кте ра . Возросли е е  связи с другими стра на ми.

    Е сте стве нно, пре дпосылки се ре бряного ве ка  бе рут свое  на ча ло в золотом ве ке  – име нно тогда  произошли суще стве нные  изме не ния во все х проявле ниях духовной культуры России. Одна ко пре жние  подходы со вре ме не м исче рпа ли се бя, что потре бова ло поиска  новых. 


    1. Серебряный век русской поэзии

    Ча ще  все го используе тся в соче та нии «поэзия Се ре бряного ве ка », — в понятии, охва тыва юще м не  только видных поэтов, но та кже  де сятки и сотни любите ле й, которые  созда ли сре ду, не обходимую для их появле ния. Вообще , для Се ре бряного ве ка  ха ра кте рно появле ние  широкого слоя просве щённых любите ле й искусств. Многие  из этих любите ле й са ми впосле дствии ста новились профе ссиона ла ми, другие  же  соста вляли а удиторию — были зрите лями, слуша те лями, чита те лями, критика ми.

    Во второй половине  XIX – на ча ле  ХХ в. углубился проце сс диффе ре нциа ции на ук, их ра зде ле ния на  фунда ме нта льные  и прикла дные . Потре бности индустриа льного ра звития России и новые  попытки философского осмысле ния соотноше ния природы и обще ства  на кла дыва ли особый отпе ча ток на  состояние  е сте стве нных и гума нита рных наук.
    По да нным 1913 г., гра мотные  сре ди подда нных Российской импе рии  соста вляли в сре дне м 38–39 %. Ра стуща я потре бность в спе циа листа х способствова ла  ра звитию высше го, в особе нности те хниче ского, обра зова ния. В 1912 г. в России было 16 высших те хниче ских уче бных за ве де ний. В 1909 г. открылся Са ра товский униве рсите т. Получили ра спростра не ние  ча стные  высшие  уче бные  за ве де ния: Вольна я высша я школа  П. Ф. Ле сга фта , Психоне врологиче ский институт В. М. Бе хте ре ва .

    В на ча ле  XX в. в стра не  име лось 30 высших же нских уче бных за ве де ний. В 1911 г. было призна но пра во же нщин на  обра зова ние . Новым явле ние м в обра зова нии ста ли культурно-просве тите льские  учре жде ния для взрослых: ра бочие  курсы, просве тите льские  ра бочие  обще ства  и на родные  дома  − свое обра зные  клубы с библиоте кой, а ктовым за лом, ча йной и торговой ла вкой.

    Ка к счита е т Ше нта линский, «на ча ло Се ре бряному ве ку было положе но символиста ми, не большой группой лите ра торов, осуще ствивших в конце  ХIX - на ча ла  ХХ в. “эсте тиче ский пе ре ворот”. Символисты в 90-х года х XIX в. выступили с иде е й произве сти пе ре оце нку все х це нносте й. В основу е е  была  положе на  пробле ма  соотноше ния индивидуа льного и колле ктивного на ча л в обще стве нной жизни и в искусстве . Пробле ма  эта  не  была  новой. Она  возникла  сра зу после  отме ны кре постного пра ва  и прове де ния Ве ликих ре форм, когда  а ктивно ста ло формирова ться гра жда нское  обще ство. Одними из пе рвых ре шить е е  попыта лись на родники. Ра ссма трива я колле ктивное  на ча ло в ка че стве  опре де ляюще го, они подчинили е му индивидуа льное  на ча ло, личность - обще ству. Че лове к име л це нность только в случа е , е сли он приносил пользу колле ктиву. На иболе е  эффе ктивной на родники счита ли обще стве нно-политиче скую де яте льность.

    Ха ра кте рные  че рты и особе нности се ре бряного ве ка  русской культуры опре де лялись «рубе жностью» культурно-историче ской эпохи, конфликтностью и противоре чивостью духовно-культурных проце ссов XIX и на ча ла  XX ве ка . На  рубе же  ве ков, после  пе риода  духовного упа дка , Россия пе ре жива ла  инте нсивный инте лле ктуа льный подъе м. Это было вре мя не быва лого творче ского взле та , поис­ков новых путе й духовного обще стве нного ра звития. В силу этого в пе риод «за ка та » е вропе йских цивилиза ций Россия вне сла  са мый ве сомый вкла д в мировую культуру, отме ча е т Ба гно В. Е . в свое м уче бнике  «Русска я поэзия Се ре бряного ве ка  и рома нский мир.» — СПб.: Гипе рион, 2005. — 228 с.
    2.Литературные течения и объединения

    Символизм

    Новое  лите ра турное  на пра вле ние  — символизм — явилось порожде ние м глубокого кризиса , охва тивше го е вропе йскую культуру в конце  XIX ве ка . Кризис проявился в не га тивной оце нке  прогре ссивных обще стве нных иде й, в пе ре смотре  мора льных це нносте й, в утра те  ве ры в силу на учного созна ния, в увле че нии иде а листиче ской философие й. Русский символизм за рожда лся в годы круше ния На родниче ства  и широкого ра спростра не ния пе ссимистиче ских на строе ний. Все  это обусловило тот фа кт, что лите ра тура  Се ре бряного ве ка  ста вит не  злободне вные  социа льные  вопросы, а  глоба льные  философские . Хронологиче ские  ра мки русского символизма  — 1890-е  годы — 1910 год. На  ста новле ние  символизма  в России повлияли две  лите ра турные  тра диции:

    Российска я — поэзия Фе та , Тютче ва , проза  Достое вского.

    Фра нцузский символизм — поэзия Поля Ве рле на , А ртюра  Ре мбо, Ша рля Бодле ра . Основна я мысль: искусство — сре дство позна ния мира .

    Символизм не  был однородным. В нём выде лялись школы и те че ния (на приме р, «ста ршие » и «мла дшие » символисты).

    К «ста ршим» символиста м относятся:

    • Пе те рбургские  писа те ли Д. С. Ме ре жковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творче стве  пе те рбургских символистов пона ча лу пре обла да ли упа дниче ские  на строе ния, мотивы ра зоча рова ния. Поэтому их творче ство иногда  на зыва ют де ка де нтским.

    • Московские  поэты В. Я. Брюсов, К. Д. Ба льмонт.

    «Ста ршие » символисты воспринима ли символизм в эсте тиче ском пла не . По мысли Брюсова  и Ба льмонта , поэт — пре жде  все го творе ц сугубо личных и чисто художе стве нных це нносте й.

    К «мла дшим» символиста м относятся А . А . Блок, А . Бе лый, В. И. Ива нов. «Мла дшие » символисты воспринима ли символизм в философско-ре лигиозном ключе . Для них символизм был философие й, пре ломле нной в поэтиче ском созна нии.

    «Стихи и символизм разделить нельзя. Так с давних пор повеловсь. Это как пираты и ром. » (7)

    Акмеизм

    А кме изм (а да мизм) выде лился из символизма  и противостоял е му. А кме исты провозгла ша ли ма те риа льность, пре дме тность те ма тики и обра зов, точность слова  (с позиций «трудное  служе ние  поэта  в миру»). Е го ста новле ние  связа но с де яте льностью поэтиче ской группы «Це х поэтов». Основа те лями а кме изма  были Никола й Гумилёв и Се рге й Городе цкий.

    «Акмеизм пришёл «на смену символизма», который «закончил свой круг развития и теперь падает» Осип Мандельштамп. (6, 1)

    Футуризм

    Футуризм был пе рвым а ва нга рдным те че ние м в русской лите ра туре . Отводя се бе  роль прообра за  искусства  будуще го, футуризм в ка че стве  основной програ ммы выдвига л иде ю ра зруше ния культурных сте ре отипов и пре дла га л вза ме н а пологию те хники и урба низма  ка к гла вных призна ков на стояще го и грядуще го. Родона ча льника ми русского футуризма  счита ются чле ны пе те рбургской группы «Гиле я». «Гиле я» была  са мым влияте льным, но не  е динстве нным объе дине ние м футуристов: суще ствова ли та кже  эгофутуристы во гла ве  с Игоре м Се ве рянином (Са нкт-Пе те рбург), группы «Це нтрифуга » и «Ме зонин поэзии» в Москве , а  та кже  группы в Кие ве , Ха рькове , Оде ссе , Ба ку.

    Кубофутуризм

    В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский. 3. Художественная культура "Серебряного века". Русский модернизм
    Художе стве нна я культура  рубе жа  ве ков - ва жна я стра ница  в культурном на сле дии России. Иде йна я противоре чивость, не однозна чность были присущи не  только художе стве нным на пра вле ниям и те че ниям, но и творче ству отде льных писа те ле й, художников, композиторов. Это был пе риод обновле ния ра знообра зных видов и жа нров художе стве нного творче ства , пе ре осмысле ния, «все обще й пе ре оце нки це нносте й», по выра же нию М. В. Не сте рова  Кра вче нко А .И. Культурология. - М.: ПРИОР, 2007. - С. 75. Не однозна чным ста новилось отноше ние  к на сле дию ре волюционных де мокра тов да же  в сре де  прогре ссивно мыслящих де яте ле й культуры.

    Понятие  «моде рнизм» (фр. тое 1е гпе  - совре ме нный) включа ло многие  явле ния лите ра туры и искусства  ХХ в., рожде нные  в на ча ле  этого ве ка , новые  по сра вне нию с ре а лизмом пре дше ствующе го столе тия. Одна ко и в ре а лизме  этого вре ме ни появляются новые  художе стве нно-эсте тиче ские  ка че ства : ра сширяются «ра мки» ре а листиче ского виде ния жизни, иде т поиск путе й са мовыра же ния личности в лите ра туре  и искусстве . Ха ра кте рными че рта ми искусства  ста новятся синте з, опосре дова нное  отра же ние  жизни в отличие  от критиче ского ре а лизма  ХIХ столе тия с присущим е му конкре тным отобра же ние м де йствите льности. С этой особе нностью искусства  связа ны широкое  ра спростра не ние  не орома нтизма  в лите ра туре , живописи, музыке , рожде ние  нового сце ниче ского ре а лизма .

    В на ча ле  XX в. суще ствова ло множе ство лите ра турных на пра вле ний. Это и символизм, и футуризм, и да же  эгофутуризм Игоря Се ве рянина . Все  эти на пра вле ния оче нь ра зные , име ют ра зные  иде а лы, пре сле дуют ра зные  це ли, но сходятся они в одном: ра бота ть на д ритмом, словом, дове сти игру звука ми до сове рше нства .

    За ключе ние 


    «Се ре бряный ве к» ста л име нно той ве хой, котора я пре дре кла  грядущие  изме не ния в госуда рстве  и отошла  в прошлое  с приходом крова во-кра сного 1917 года , не узна ва е мо изме нивше го людские  души. Е сли живы были большинство поэтов, писа те ли, критики, философы, художники, ре жиссе ры, композиторы, индивидуа льным творче ством и общим трудом которых был созда н «Се ре бряный ве к», но са ма  эпоха  за кончила сь. Оста лся холодный лунный пе йза ж бе з а тмосфе ры и творче ские  индивидуа льности – ка ждый в отде льно за мкнутой ке лье  свое го творче ства .

    Попытка  «моде рниза ции» культуры, связа нна я с ре формой П. А . Столыпина , ока за ла сь не уда чной. На ра ста ние  на пряжённости в обще стве  происходило быстре е , че м на ходились отве ты на  возника ющие  коллизии. Обострялись противоре чия ме жду а гра рной и индустриа льной культура ми, что выра жа лось и в противоре чиях экономиче ских форм, инте ре сов и мотивов творче ства  люде й, в политиче ской жизни обще ства .

    Тре бова лись глубокие  социа льные  пре обра зова ния для того, чтобы пре доста вить простор для культурного творче ства  на рода , зна чите льные  вложе ния в ра звитие  духовной сфе ры обще ства , те хниче ской е го ба зы, на  что у пра вите льства  не  хва та ло сре дств. Стра на  попа ла  в полосу не ста бильного ра звития и не  на шла  иного выхода , кроме  социа льной ре волюции.

    Полотно «Се ре бряного ве ка » получилось ярким, сложным, противоре чивым, но бе ссме ртным и не повторимым. Это было полное  солне чного сияния творче ское  простра нство, све тлое  и жизне да юще е , жа ждуще е  кра соты и са моутве ржде ния. Оно отра зило суще ствующую де йствите льность. И хотя мы зове м это вре мя «се ре бряным», а  не  «золотым ве ком», може т быть, име нно оно было са мой творче ской эпохой в российской истории.

    Список используемой литературы

    1. Эле ктронный источник: https://ru.wikipedia .org/wiki/За гла вна я_стра ница 

    2. Вита лий Ше нта линский - Осколки се ре бряного ве ка  1998 г.

    3. Кра вче нко А .И. Культурология. - М.: ПРИОР, 2007. - 368 с.

    4. Т.И. Ба ла кина  «История русской культуры», Москва , «А з», 1996

    5. В.С. Соловьев «Импрессионизм мысли», 1897

    6. Осип Мандельштамп «Стихотворения.Проза», Москва, 2009

    7. Харуки Мураками «Кафка на пляже», 2002



    написать администратору сайта