Абдурашидова Ситора эсее1. Нравственная культура молодежи состояние, проблемы, перспективы
Скачать 28.66 Kb.
|
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ» Институт международных программ Кафедра международных финансов и бухгалтерского учёта ЭССЕ №1 по дисциплине «Социология» на тему «Нравственная культура молодежи: состояние, проблемы, перспективы.» Выполнил студент: 1 курс Абдурашидова Ситора Санкт-Петербург 2022 СОДЕРЖАНИЕ: Введение Нравственность Нравственные проблемы современного российского общества Кризис современного российского общества Нравственное воспитание в школе Влияние церкви на воспитание подростков Молодежные общественные организации Цели современной молодежи Заключение Список литературы Введение В наше время нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество заботит проблемы освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Объект исследования: Современная молодежь Предмет исследования: Нравственные проблемы молодежи. Цель моей работы: Выяснить с какими нравственными проблемами сталкивается сегодняшняя молодежь, причины их возникновения Нравственность Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Подрастающее поколение, молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Трудно сказать, что эти устои в настоящее время прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно – в средствах массовой информации. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств. При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки. Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки. К сожалению, в настоящее время усиленно пропагандируется новое искусство, свободное не только от цензуры авторской совести и здравого смысла, но и от общественной цензуры. Причем это новое получает знаки официального признания, что не может не действовать на сознание, особенно молодежи. Подростки и молодежь привыкают к безобразному: уродство, неполноценность уже не воспринимаются ими как нечто чуждое и страшное. Регулярно сталкиваясь с этим и на экранах телевизоров и компьютеров, и в значительной части современных произведений «искусства», они воспринимают это как норму; и в этой «норме» живут. Нравственные проблемы современного российского общества Система образования сегодня не в состоянии ответить на все вызовы времени. В её рамках не могут быть полностью решены вопросы информационной и правовой культуры, здорового образа жизни, санитарного и экологического просвещения и многие другие. Прежде всего, в действующей системе образования нет четко обозначенной системы воспитания, само понятие «воспитание» упрощено до идеи «адаптации к социуму». Идет процесс вытеснения воспитательного процесса в систему дополнительного образования и окоммерчивания последнего, не соблюдается принцип культур сообразности в воспитании, нарушаются права ребенка на религиозное самоопределение, допускается проникновение в школу идей половой распущенности, потребительства, жестокости, оккультизма и т.д. Удручающим фактом является значительное снижение качества образования. Еще не так давно Россия считалась одной из самых читающих стран. Теперь, по социологическим опросам, мы читаем в 4-5 раз меньше, чем в европейских государствах. Наиболее уязвимыми я считаю, оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач. Современное общество утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Кризис современного российского общества Социальный кризис в России - это отражение как накопившихся за предшествующий период проблем, так и социальная цена реформ, начатых в 90-е годы. Проявление кризиса прослеживается применительно к трем аспектам социальной динамики: численности россиян; здоровью и занятости населения; уровню и качеству жизни; динамике духовной сферы. В настоящее время уже достаточно ясны суть и истоки кризиса. Все это привело и продолжает приводить к ряду деструктивных тенденций в духовной и нравственной жизни нашего общества. Стремление к духовному и нравственному совершенству подменяется стремлением к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Развивается нездоровая тенденция предпочтения материальных ценностей духовным. Бывают и такие ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных сект. Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма и терроризма; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству. Сегодня, когда требуется объединение и концентрация усилий на решение острых социальных, нравственных проблем, важна активная позиция самого гражданского общества, нужна мобилизация творческой энергии людей, энергии молодых людей. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры различных народов. Нравственное воспитание в школе Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность — это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений. К сожалению, мы сегодня должны признать значительное снижение уровня знаний в широких кругах населения. Так, недавно проведенные Всероссийским Центром изучения общественного мнения социологические исследования показали, что 28% опрошенных лиц разного возраста убеждены, что Солнце — это спутник Земли, а 30% считают, что устранить радиацию можно в процессе кипячения. Очевидно, что наша школа должна опереться в деле нравственного воспитания на уже давно положенное предками основание (фундамент) отечественной духовной культуры, которая неразрывно связана с этническими ценностями национальных культур народов России, христианством, мусульманством и др. религиями. Сегодня в нашем образовательном учреждении ведется большая воспитательная работа с подрастающим поколением по решению многих нравственных вопросов затрагивающих наше общество. Ученическое самоуправление дает возможность высказывать свою точку зрения по решению многих проблем школы и не только. Учащиеся нашей школы осуществляют повседневную работу над собой по воспитанию. Влияние церкви на воспитание подростков Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни, от которой никуда не деться). Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение. Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда, когда будет четко определенная стратегия духовного воспитания можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников. Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой? Наверное, церковь и государство, а также семья. Роль церкви в воспитании молодежи Многие затрагивая подобную проблему говорят о том, что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитанные и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное, к власти машин в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом, выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться к Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия. Факт крещении Руси в 988 году явился судьбоносным для формирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру к себе к Богу. А ведь:” Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу”. Значит Русский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь. Опора на устоявшиеся традиции, которые способствуют укреплению и единению страны – основа духовно–нравственного воспитания. Молодежные общественные организации Рост количества молодежных объединений, их разнообразие по целям и направлениям деятельности являются признаками конструктивного развития общества, проявлениями инициативы молодого поколения. Но, в то же время, многие объединения пока характеризуются неустойчивостью, недостаточным профессионализмом, «мнимой» активностью. В связи с этим важное теоретическое и практическое значение приобретает вопрос об эффективности существующих на сегодняшний день объединений. Вместе с тем, о конкретных акциях и мероприятиях молодежных объединений большинство участников исследования (51%) знает. Итоги опроса свидетельствуют вовлеченности молодежи в данную сферу – за год в каких-либо акциях и мероприятиях молодежных объединений участвовали 40% респондентов, и только 15% опрошенных являются непосредственными участниками этих объединений: активистами, волонтерами, сотрудниками, в частности это школьники и студенты. В установках участников опроса можно увидеть косвенную оценку эффективности молодежных объединений. Цели современной молодежи Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется, но недостаточно активно. Заключение В своем эссе я попыталась разобраться с нравственными проблемами сегодняшних подростков. Мною был использован метод исследования я изучил научную литературу по вопросам нравственности и сделал следующие выводы. Все вышеперечисленные нравственные проблемы современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Но, однако за последнее время четко и ясно формулировалась национальная идея и была определена руководством нашего государства стратегия развития молодежной политики России, что в свою очередь очень сильно повлияет на нравственное и патриотическое воспитание нашей молодежи приведет к решению многих проблем в молодежной среде. Я думаю, что, в современном российском обществе, в целом, однозначно, будет сформирована единая устоявшаяся система и иерархия ценностей, что приведет к решению многих нравственных проблем. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации. Список использованных источников: С.Г. Плукин Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34. |