Статья В.Г Короленко. Статья_В.Г.Короленко. нравственный идеал и художественные искания в прозе в. Г. Короленко
Скачать 29.62 Kb.
|
«НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ В ПРОЗЕ В.Г.КОРОЛЕНКО» Актуальность работы состоит в исследовании нравственных особенностей литературных героев в произведениях В.Г.Короленко и поиске художественного своеобразия прозы писателя. При стольмногообразнойизученноститворчестваэтого автора нетработ, в которыхбыполно и подробноисследоваласьтворческаяиндивидуальность и художественноесвоеобразие прозы В. Г Короленко в аспектесмыслового и художественногоединстваеготекстов, поэтомупредлагаемоеисследованиепредставляетсяактуальным. Цельюданной работы является изучение художественного своеобразия прозы В.Г. Короленко и выявление нравственных идеалов литературного героя в произведениях автора Задачи данной работы - выявить закономерность формирования идеалов нравственности и их художественное проявление в прозе автора. Следует изучить факторы, повлиявшие на становления и формирования творческой личности писателя, характеризовать этапы развития его художественного мастерства. Данная работа способствует раскрытию авторской индивидуальности писателя, путем анализа стилистического своеобразия изучаемых произведений. Исследовав систему образов можно выявить центральные темы и мотивы в произведениях В.Г. Короленко, дать характеристику особенностям литературного сюжета и композиции исследуемой прозы. Анализ последних исследований и публикаций В последние несколько лет издано значительное количество научных статей, посвященных поэзии и прозе В.Г. Короленко, его дневниковым записям, жизни и творческим контактам. Это проявляется в работах С.Н. Бочаровой, В.Е.Татаринова, Ю.Г.Гущина, А. В. Труханенко, П.Э.Лиона, И.В.Кочергиной. Особое внимание следует уделить работе Н.Э.Бакирова «Проблемы поэтики Короленко», представившая особенности творчества писателя как нечто много большее, чем набор приемов, способных, или не способных обеспечить выполнение идеологической задач. Поиск нового в реалистической системе русской литературы поднял проблему нравственного самосознания героев в работах автора. Эта тема в творчестве анализируется критиками, литературоведами, историками и теоретиками литературы нашего времени. К этому стоит добавить о растущем числе научных публикаций, рассматривающих как отдельные аспекты творчества и мировоззрения этого писателя, так и тот общий вклад, который он внес в сокровищницу национальной и всемирной культуры. Короленко Владимир Галактионович вошел в историю русской литературы как автор многочисленных повестей и рассказов, художественных очерков, четырехтомной «Истории моего современника», наконец, как критик и публицист, общественный деятель. Многие произведения Короленко занимают достойное место на ряду с крупнейшими достижениями русской классической литературы. Его самобытное творчество, составляет своеобразную летопись целой эпохи русской действительности [6]. Художественные произведения Короленко вобрали в себя богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу русского народа. Главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста – уважение к человеку, борьба за него. Герои его произведений – простые русские люди, правдоискатели, не вписывающиеся в общий жизненный уклад. В своих произведениях писателю удалось раскрыть те нравственные проблемы, которые наиболее актуальны для читателя любого времени. Событийная канва произведений - образная, колоритная, тонкопсихологическая, наполнена романтикой. Произведения Короленко обладают острым сюжетом, полны стройности изложения. Перед читателем – все оттенки сердечных волнений героя. Мне кажется, что рассказы Короленко можно сравнить со стихотворениями в прозе. В работах Короленко постигает глубины психики своих героев, искренне сочувствует им, хотя подобного рода чувства не мешают писателю быть объективным по отношению к выходцам из народа. На примере рассказа «Река играет» мы видим, как интерес к огромным возможностям русского народа сопровождается критикой крестьянства, его лени и нежелания противостоять различным негативным обстоятельствам. Гуманизм Короленко проявляется во всех его произведениях. Его главные герои – это русские люди, перенесшие многие тяготы жизни, но не потерявшие надежды, веры в счастье. В своих произведениях писатель учит не бояться жизни, принимать ее такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Человек должен бороться, искать свое счастье, даже если рушится последняя надежда. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что они есть мощь и сила России, ее надежда и опора. Однако наиболее значительным из рассказов, появившихся в печати до амгинской ссылки, следует признать «Яшку». Главный герой этого рассказа - крестьянин, заключенный в тюремную камеру для умалишенных за открытый протест против полицейского произвола и обличия «неправедных» начальников. В этом протесте можно разглядеть «смесь мифологии и реализма». Вера главного героя в отвлеченную идею добра, в несуществующий «прав - закон», который якобы уже установлен, но скрыт от народа «беззаконниками», в то же время его протест направлен против кабалы и рабства, действительно существующих в жизни, - и в этом смысле он трезвый реалист. Короленко раскрывает именно эту сторону своего героя - его непримиримое, не знающее компромиссов возмущение против реальных условий жизни. Рассказы раннего периода творчества Короленко объединены общими философскими размышлениями, о «настоящем» в жизни человека, выступающим залогом борьбы и развития. Писатель смог донести до читателя то, что тогда ожидалось, но никем еще не было сказано с такой силой и определенностью. Основное место в творчестве Короленко занимает образ простого русского человека, стремящегося к иной, лучшей жизни. Во многих своих работах писатель не стал исключением и вынес на первый план тему борьбы и негодования народа [4]. На первый план своих произведений писатель выводит различные типы обездоленных людей, инакомыслящих, полных стремлений к иной жизни. Он противопоставляет простых людей «добропорядочному» обществу с его ложью и душевной пустотой. Важно отметить, что один из ранних рассказов Короленко «Федор Бесприютный» был запрещен цензором по причине «морального превосходства каторжника» над жандармским полковником. Зачастую композиция произведений писателя завязана на теме городской бедноты, людей простых, ведущих какую-то нечеловеческую, тяжелую жизнь. Характерен в этом отношении и рассказ «Убивец» (1882). Перед нами герой рассказа Федор Силин - сибирский крестьянин - мучительно ищущий правду. Этот глубоко симпатичный и честный человек, наделенный громадной физической силой и широкой душой, случайно попадающий под влияние страшной секты «покаянников», толкающих его страшное преступление - на убийство женщины и ее детей. «Согреши, - говорят ему, - познаешь сладость покаяния» [9]. Но в самую решительную минуту Федору Силину приходит на помощь сознание справедливости, и силу свою он обращает против того, кто заставлял его пойти на преступление. Проблема освобождения народа поставлена в аллегорической форме в «Сказании о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды». (1886). Подобно горьковскому герою Данко, который десятилетием позднее с новой силой выразит настроение «великой любви к людям», герой этого рассказа Короленко - Менахем «по мере того, как ненавистный гнет усиливался, отдавал свое сердце народу - сердце, горевшее любовью». Своим личным примером он поднимает угнетенный народ на борьбу с врагами и побеждает в споре с теми, кто утверждал смирение [8]. Изучая развитие художественного мастерства Короленко можно отметить, что ему удалось разработать форму такого рассказа, когда действие излагается от первого лица. Этим он достиг стройной, естественно складывающейся композиции художественного произведения. Словно он запросто и задушевно беседовал с читателем. При этом писатель умел находить позицию рассказчика в зависимости от материала и замысла произведения. Когда читаешь Короленко, то видишь перед собой не только лицо, о котором идет речь, но и лицо, которое ведет речь. В этой связи нужно упомянуть о лукавом сказочнике, в духе гоголевского Панька Рудого, в «Иом - кипуре», об интеллигентном наблюдателе в «Убивце», о человеке, страстно ищущем правды, в «Не страшном». Композиции его рассказов не заданы заранее, в то же время нельзя не отметить их поэтической утонченности, гармонии формы и содержания. Говоря о рассказе «Соколинец», А. П. Чехов, чутко понимавший природу художественного творчества, писал: «Он написан как хорошая музыкальная композиция, по всем тем правилам, которые подсказываются художнику его инстинктом» [5]. Прекрасный знаток русского языка, Короленко, создавая речевую характеристику своих героев, умело отбирал в народных говорах меткие, яркие выражения, точные эпитеты. Все эти поэтические краски входят составными элементами в язык писателя, определяют то красочное единство речи, которое по праву относя Короленко к числу самых оригинальных художников слова. Короленко истолковывал поэтику сквозь призму реалистического мироощущения действительности. В эпистолярных рассуждениях автора раскрыто само естество художественного реализма, дано новое начало: «Там я высказал только, что современные реалисты забывают, что реализм есть лишь условие художественности, условие, соответствующее современному вкусу, но что он не может служить целью сам по себе и всей художественности не исчерпывает. Романтизм в свое время был условием, и если напрасно натурализм в своей заносчивости целиком топчет его в грязь, то с другой стороны, то, что прошло - прошло, и романтизму целиком не воскреснуть. Мне кажется, что новое направление, которому суждено заменить крайности реализма, - будет синтезом того и другого» - писал Короленко [7]. Анализируя идею художественного «синтеза» произведений, находим указание на природу нового «художественный реализм», для которого как раз и характерно объединение разных начал. Последовательно воплощая эти принципы в своей прозе, Короленко сразу же стал уходить от репортажности. Стиль произведений Короленко выражает художественные возможности для воплощения мотива народной талантливости (образ перевозчика Тюлина) - той талантливости, на которой мир держится. Этот символический мотив с большой отчетливостью проявляется в описании того, как Тюлин в самые критические минуты оказывается «на высоте своего признанного перевознического таланта». Проза Короленко по праву заняла достойное место в литературе конца XIX века. Проза этого периода попала под влияние футурологического напора времени (финалы «Воскресения» Л. Н. Толстого и «Дамы с собачкой» А. П. Чехова, а также «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Вл. С. Соловьева), выражавшим желание заглянуть в приближающийся новый век. Не стал исключением и Короленко, создав музыкально - символический этюд «Огоньки». Такой футурологической реакцией ознаменовался сложный процесс развития прозы В.Г. Короленко, которая при всех ее типологических различиях все же не отстранялась от художественного реализма [2]. Художественное своеобразие прозы Короленко проявилось, прежде всего, в его типических обобщениях, в лирико - романтической окраске рассказов, наконец непосредственно - в обширной, общественно-активной публицистике. Выбранная писателем форма рассказа, где на первый план выходят публицистические отступления, дала возможность автору, не нарушая художественной композиции произведения, высказать свое отношение к изображаемым событиям и лицам, подчеркнуть остроту вопроса, усилить эмоциональное воздействие образа. В.Г. Короленко можно рассматривать как многогранную личность: ни одна сторона его натуры не могла взять верх, все они представляли собой, быть может, не всегда гармоничное, но единство. Автор смог выделить в массе повседневных фактов значительные проблемы и разработать их по убеждению в необходимости, и неотложности их освещения. Так, несмотря на успех своих первых публикаций, будучи признанным мастером слова, Короленко писал: «… и теперь, как встарь, ваш привет говорит мне, что и в мои годы все надо учиться и становиться лучше» [3]. Короленко В.Г. является для нас образцом писателя, самым теснейшим образом связанного с простой реальной жизнью. Не было «...ни одного заметного события,- писал А. М. Горький,- которое не привлекало бы спокойного внимания Короленко» [6]. Исследуя аспекты мировоззрения писателя В.Г. Короленко нельзя не отметить, что характерным свойством мировосприятия и творческой манеры является парадоксализм, осуществляющий понимание сложности и конфликтности бытия и одновременно - особой его гармонии, заключенной в сосуществовании и взаимодействии противоборствующих явлений и смыслов. К творчеству В.Г. Короленко характеристика парадоксальности прежде никогда не применялась. На первый взгляд, она не способна раскрыть особенности произведений автора, определить его творческую индивидуальность. При этом парадоксализм проявляется на различных уровнях конструкции произведения. При более подробном изучении произведений Короленко, можно встретить немало примеров парадокса. Он искусно вплетается автором в общую канву произведения, не разрушая гармонии, а определенным образом обуславливая и подкрепляя ее. Примером проявления парадоксальности в творчестве автора служит повесть «Слепой музыкант». Герой этой повести безнадежно слеп, но в финале дядя Максим убежденно произносит: «он прозрел». Безусловно, здесь прозрение употреблено в метафорическом смысле. Разумеется, именно этот смысл для произведения основной и вполне реальный, веский, полноценный. Более того, именно благодаря слепоте физиологической, герой с особенной остротой жаждет обрести полноту восприятия жизни и в итоге приходит к подлинному прозрению души. Сама конструкция, и природа метафоры заключает в себе определенную парадоксальность, объединяя и уравновешивая разнородные понятия [60]. В других произведениях парадокс встречается довольно часто: притча об ангеле в новелле «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды», роман «Без языка», в основе которого лежит принцип неостановимо колеблющейся динамики. Образ Тыбурция из рассказа «В дурном обществе» и картина человеческих взаимоотношений, рисуемая этим нищим философом, тоже выступает проявлением некого парадокса. Образы Тюлина из рассказа «Река играет» и Маруси из «Марусиной заимки» - еще одно проявление парадоксальности в творчестве автора. Парадокс лежит и в основе новеллы «Не страшное» и очерка «Чудная». Довольно часто встречаем в произведениях Короленко образы, типы, характеры, ситуации, трактуемые самими героями неоднозначно, с противоположных, взаимоисключающих позиций. Между тем наиболее близка к правде сама динамика трактовок, выражающая идею динамики жизни, объединяющая противоположности в целое. Одной из центральных тем творчества Короленко выступает человеческое счастье, полнота духовной жизни. «Человек создан для счастья, как птица для полета», - говорит один из героев Короленко. Но с горькой иронией писатель называет рассказ, где произносится эта формула жизни, «Парадоксом» [2]. В. Г. Короленко - писатель, понимающий душу героя, сопереживающим ему, связывая жизнь героя со своей. Эти переживания помогли писателю дать жизнь еще одному произведению, наполненному жизненным смыслом, и показать проявление человеческого гуманизма в любых жизненных обстоятельствах. Будучи заключенным, он начал повесть «В дурном обществе», которую вскоре переименовал в «Дети подземелья». Перед нами открывается картина нищеты, воровства, бродяжничества, голода, но несмотря ни на что при этом присутствует удивительная и крепкая дружба, которая помогает выжить в таких условиях. В рассказах «Сон Макара» и «Дети подземелья» Короленко в полной мере смог раскрыть проблему взаимосвязи духовного развития человека и влияния общества на него, в условиях бедности, нищеты и тяжелых жизненных обстоятельств. Благодаря правдивому изображению действительности писателю удалось показать истинное проявление гуманизма по отношению к человеку. Его главные герои - это простые люди, перенесшие многие тяготы жизни, но не потерявшие надежды, веры в счастье. В этих произведениях писатель призывает читателя принимать жизнь такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Человек должен бороться, искать свое счастье, даже если рушится последняя надежда. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила государства, ее надежда и опора и, конечно, ее свет. Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны. Они вобрали в себя все богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его беспокойство за судьбу русского народаИменно тема гуманизма пронизывает тонкой нитью многие работы писателя, выводя на первый план уважение к человеку и борьбу за его существование [5]. Анализируя творчество писателя можем сказать, что литературное наследие В. Г. Короленко чрезвычайно велико и поражает разносторонностью художественного дарования писателя. Подводя итоги своей жизни, Короленко писал: «…Оглядываюсь назад. Пересматриваю старые записные книжки и нахожу в них много «фрагментов», задуманных когда-то работ, но по тем или иным причинам не доведенных до конца… Вижу, что мог бы сделать много больше, если бы не разбрасывался между чистой беллетристикой, публицистикой и практическими предприятиями, вроде мултанского дела или помощи голодающим. Но ничуть об этом не жалею. Во-первых, иначе не мог. Какое-нибудь дело Бейлиса совершенно выбивало меня из колеи. Да и нужно было, чтобы литература в наше время не оставалась без участия в жизни» [9]. Стремление участвовать в жизни словом писателя и является определяющей чертой облика Короленко. Результаты исследования.В ходе данной работы нам удалось подробно рассмотреть творчество писателя Владимира Галактионовича Короленко, проанализировать жанровое и стилистическое своеобразие его произведений. Изучая литературу по данной проблеме нам удалось раскрыть своеобразие прозы Короленко, путем анализа его произведений, стилистической и смысловой характеристики текста, раскрыть основные темы и мотивы его творчества. Владимир Галактионович Короленко предстал пред нами, как писатель - гуманист, окрыленный мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Его гуманизм всегда был практически действенным, активным. Он был любим народом, пользовался непререкаемой славой правдолюбца, защитника угнетенных. Имя его обладало огромной силой нравственного авторитета, как писателя-реалиста и крупнейшего демократического публициста второй половины XIX в., мастера художественного и социального очерка. Современники видели в Короленко не только выдающегося писателя, но и талантливого публициста, ценили как художественные, так и гражданские достоинства его произведений. Художественное своеобразие его прозы выражается в неповторимом построении сюжетной линии всех произведений, использовании различных литературных средств и приемов, раскрытии образов героев произведений, сквозь призму автобиографичного материала. Композиция его произведений характеризуется ярким проявление мысли писателя, его внутренней и внешней борьбы с жизненными обстоятельствами. Произведения Короленко во многом автобиографичны, наполнены реальным, жизненным смыслом. Выводы: Как тонкий наблюдатель и глубокий реалист, Короленко отобразил в своих произведениях разные стороны действительности в её разных исторических периодах. Естественно, что для отображения разнохарактерного содержания требовались и своеобразные формы. Писатель между свидетельствует, что у него «с юности была привычка облекать в слова свои впечатления подыскивая для них наилучшую форму, не успокаиваясь, пока не находил её». Поэтому мы имеем полное основание полагать, что именно быстрое изменение событий общественной жизни явилось одним из стимулов жанровых поисков Короленко и повлияло на художественное своеобразие его произведений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ А.Е. Козлов. [Электронный ресурс] – Диссертация «Феномен обывательской философии в профинциальном сюжете русской литературы XIX века» - Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-obyvatelskoy-filosofii-v-provintsialnom-syuzhete-russkoy-literatury-xix-vek - (дата обращения 02.02.2020) Ауэр А. П.[Электронный ресурс]:/История русской литературы XIX века. Часть 3: 1870-1890 годы, стр. 108 - Режим доступа https://www.rulit.me/books/istoriya-russkoj-literatury-xix-veka-chast-3-1870-1890-gody-read-283441-108.html - (дата обращения 08.01.2020 Горький Максим «Из воспоминаний о В. Г. Короленко» [Электронный ресурс]/ A. M. Горький и В. Г. Короленко Переписка. Статьи. Высказывания -М., ГИХЛ, 1951 - Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_1919_iz_vosp_o_korolenko.shtml - (дата обращения 15.01.2020) Каминский В. И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л., 1979. Короленко В.Г. Собр. соч. в 10-ти т., т. 5. М., ГИХЛ, 1954, с . Котов А.К. В.Г. Короленко. Очерк жизни и литературной деятельности. М., 1957. Котов А.К [Электронный ресурс]. Статьи о русских писателях. – М.: ГИХЛ,1979 - Режим доступа https://www.litmir.me/br/?b=191452&p=13 (дата обращения 25.01.2020) Котов А.К [Электронный ресурс]:/ Статьи о русских писателях, стр. 14 - Режим доступа - https://www.rulit.me/books/stati-o-russkih-pisatelyah-read-332296-14.html - (дата обращения 16.02.2020) Н.Н. Закирова [Электронный ресурс]:/ Статья «КОРОЛЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНОГО ДВИЖЕНИЯ» - Режим доступа - http://unipress.udsu.ru/default/article?article=1383277477 - (дата обращения 19.01.2020) С.Л. Скопкарева [Электронный ресурс]: - Диссертация «Эколого-мировоззренческий аспект произведений В.Г Короленко»: - Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/ekologo-mirovozzrencheskiy-aspekt-proizvedeniy-v-g-korolenko (дата обращения 13.01.2020) Труханенко А.В. [Электронный ресурс]: /Некоторые стилевые особенности рассказов и повестей В. Г. Короленко, 1990 - Режим доступа http://cheloveknauka.com/nekotorye-stilevye-osobennosti-rasskazov-i-povestey-v-g-korolenko - (дата обращения 16.02.2020) |