Позитивизм. Позитивизм .. О. Конт (1798 1857) Э. Мах (1838 1916)
Скачать 0.54 Mb.
|
Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. О. Конт (1798 - 1857) Э. Мах (1838 - 1916) Б. Рассел (1872 - 1970) Л. Витгенштейн (1889 - 1951) Основные этапы развитияПозитивизм (социология) – 40-е годы -конец ХIХ века: Огюст Конт, Джон Миль, Герберт Спенсер и др. Эмпириокритицизм (махизм) - конец ХIХ -начало ХХ века: Эрнст Мах, Рихард Авенариус и др. Неопозитивизм (логический позитивизм, аналитическая философия) - 20-70 годы ХХ века: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и др. Постпозитивизм - конец ХХ - ХХI вв.: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд. ПозитивизмПредпринята попытка создать философию, которая: не занималась бы абстрактными проблемами, а решала конкретные общественные задачи; давала не мнения, а положительное (точное, достоверное, опирающееся на бесспорные факты и подтвержденное данными наблюдений и экспериментов) знание. Позитивизм меняет предмет философии: отбрасывает всю метафизическую проблематику. И ставит цель превратить философию в общую науку. ЭмпириокритицизмПринцип нейтральности философии. Принцип экономии мышления: требование ограничить научное знание эмпирическим материалом. "Эмпириокритицизм" переводится как "критика опыта". Эмпириокритицизм философия «критического опыта» - философское течение, в качестве важнейшей задачи философии определялось "очищение" опыта от всякого намека его связи с объективной реальностью. неопозитивизмВ связи с разрушением механистической картины мира была утеряна целостность научного знания. Науки веером отдаляются друг от друга. Возникла необходимость выявления гипостаз (гипостазированных объектов). Гипостазы – конструкты человеческого разума, которым придается статус объективного существования. Представители неопозитивизма полностью отбрасывают метафизические проблемы. Задачу философии видят в том, чтобы заниматься логическим построением научного знания, приводить его в непротиворечивую систему. Причиной разногласий в науке считают отсутствие единого научного языка и ставят цель создать такой язык. Поэтому делают язык основным объектом философского анализа. Выработан принцип верификации (верификация – досл. «делаю истинным»). ВЕРИФИКАЦИЯ - истинность научных утверждений (предложений) доказывается путем поиска фактов, подтверждающих их. Научными считаются только те знания, которые верифицируются. Постпозитивизм1. Основой единства наук станет не единство языка, а единство самой действительности, которую они изучают. 2. К. Поппером выработан принцип фальсификации (фальсификация – досл. «делаю ложным»). Суть этого принципа: истинность научных утверждений (предложений) доказывается путем поиска фактов, опровергающих их. Научными считаются те знания, которые можно фальсифицировать. З. Т.Кун в работе «Структура научных революций» ввел понятие: Парадигма - общепринятая система знаний а также методы и средства ее получения и обоснования. 4. И.Лакатос ввел понятие «научно-исследовательская программа». 5. По мнению Фейерабенда, в науке должен действовать только один принцип: «допустимо все». Представители постпозитивизма занимаются проблемами развития науки. Огюст контЗдоровая философия коренным образом изгоняет все вопросы, неизбежно неразрешимые; но, мотивируя необходимость отбрасывать их, она избегает надобности в том или ином смысле их отрицать, что было бы противно тому систематическому упразднению, в силу которого должны пасть все мнения, действительно не поддающиеся обсуждению. Более беспристрастная и более терпимая относительно каждого из них ввиду ее общего безразличия (отношение, которым не могут похвастать их разномыслящие приверженцы), она задается целью исторически оценить их взаимное влияние, условия их продолжительного существования и причины их упадка. При этом она никогда ничего безусловно не отрицает, даже там, где речь идет об учениях, наиболее противных современному состоянию человеческого разума у избранной части народов. Конт О. Дух позитивной философии Огюст контСо времен Бэкона все здравомыслящие люди повторяют, что истинны только те знания, которые могут опираться на наблюдения» Джон стюарт МилльВ указанной работе английский философ утверждает, что единственным источником является опыт, предметом которого являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний. Герберт спенсерРазработал в «Системе синтетической философии» учение о всеобщей эволюции. Научная парадигмаОсновное понятие концепции исторической динамики научного знания Т.Куна, Которое раскрывает основу формирования и функционирования научных сообществ, конкурентная борьба между которыми и составляет историю науки. Этой основой является принятие членами научного сообщества определенной модели научной деятельности - совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок – которые и называются парадигмой ВыводыИзучение положительной философии дает, по его мнению, единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума. Прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования. Специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук. Важнейшее свойство положительной философии, по Конту, состоит в том, что ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования. Список использованных источниковКонт О. Дух позитивной философии // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3. - М, 1971. - С. 552 Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. - СПб., 1899 Спенсер Г. Соч. Т. 1. Основные начала. - СПб., 1899 Милль Д. С. Опост Конт и позитивизм. - М., 1897. (Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. - М., 1908 |